Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс
На доске: “... бессмысленная чернь, изменчива, мятежна, суеверна. Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она”
(А.С. Пушкин. “Борис Годунов.”)
““Ушли вперед!” – врёшь “там же”! Бумага, книга ушли – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, Что из него стряпают, пока не захочет сам, Чтобы то или иное с ним состряпалось – там же!”
(М.П. Мусоргский)
Используемый материал:
- Опера М.П.Мусоргского “Хованщина”.
- В.С. Соловьёв, повесть “Царь-дeвица”.
- Лекции по истории Соловьёва, Ключевского, Платонова.
- Картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
- Учебник по истории России под ред. А.Н Сахарова. 10-й класс.
Ход урока
Звучит увертюра к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” – “Рассвет на Москве-реке”.
Учитель: Мы переместимся сейчас мысленно в конец XVII века.
На фоне постепенно светлеющего неба темными силуэтами выделяются башни Кремля и островерхие боярские терема. Чуть брежжущая полоска утренней зари разгорается всё ярче и ярче. Первые лучи солнца золотят верхушки башен и маковки старинных церквей. Город просыпается. Проходит дозор, что снимает ночные караулы, звонят к заутрене.
“Эта картина утренней зари, встающей над старой дремотной Русью XVII века, в тоже время своеобразно воплощает образ новой зачинающейся России”
(В.В. Стасов)
Итак, мы оказались в конце XVII века. Какие же события происходят в это время в России, чем они вызваны?
- Cмepть царя Алексея Михайловича, борьба за власть.
- Cмepть Фёдора Алексеевича и восстание стрельцов в 1682 году:
Центральное действующее лицо оперы – народ. Неслучайно композитор назвал свое творение “народной музыкальной драмой”. Композитор отказался даже от образа Петра.
“Петра и Софью за сцену – это уже решено; без них даже лучше, – писал он в одном из писем 1873 года, а народную драму хочется сделать – вот как хочется”.
Учитель: А что развивается в драме? Что такое “Хованщина”?
Учащиеся: Судьба человеческая, судьба народная, восстание стрельцов в 1682 году. Князья Хованские, отец и сын, оказались во главе повстанцев. Поэтому в литературе восстание в Москве в 1682 году именуют “Хованщиной”.
Учитель: Каковы причины восстания?
Учащиеся: Стрельцы были недовольны вымогательством и взятками полковников, невыплатой жалования. Они были разъярены отказами властей, пришли в Кремль и начали расправы.
Учитель: Что собой представляло стрелецкое войско в конце XVII века?
Учащиеся: Это было устаревшее формирование. Стрелецкие полки размещались семьями в стрелецких слободах Москвы. Они комплектовались из детей стрельцов, из незакрепощенных людей. Служба была пожизненной, а получаемое от казны жалование – скудным. Поэтому стрельцы, обременённые семьями, вынуждены были изыскивать дополнительные доходы. Они промышляли ремеслом, совершали торговые сделки.
Стрелецкое войско отличалось низкой боеспособностью. Главная их задача состояла в несении полицейских обязанностей: они обеспечивали порядок в столице.
Два стрелецких полка находились на особом режиме и пользовались особыми привилегиями – сопровождали царя в поездках, в монастыри, участвовали во всякого рода церемониях. При Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, чтобы снабжать стрельцов продуктами питания из дворцовых вотчин. После cмepти Алексея Михайловича был упразднён приказ Тайных дел, прекратилась выдача продовольствия и денежного вознаграждения сверх жалования.
В период правления Фёдора Михайловича стрельцы превратились для комaндиров в источник грабежа и насилия, стрелецкие полковники присваивали их жалование, уподобляли их крепостным крестьянам, вымогали взятки, подвергали жестоким истязаниям.
Учитель: Каковы требования стрельцов в период восстания?
Учащиеся:
- Запрещение брать взятки.
- Срочное взыскание казенных долгов и выплата жалования.
- Требовали, чтобы стрельцов не называли бунтовщиками и изменниками.
- Соорудить на Красной площади “столб” с именами убитых ими лиц и перечислением вины каждого из них.
Учитель: Стрелецкий бунт 1682 года отражал борьбу за власть, и орудием этой борьбы были стрельцы. Это восстание возвело на престол регентшу Софью.
Что вы можете рассказать о ней? Какова трагедия царевны русской? (по книге В.С. Соловьёва “Царь – дeвица”)
Учащиеся: Тяжела была жизнь русской царевны. Она не имела надежды на семейное счастье, так как выдача её замуж оказывалась невозможной: бpaк с иноземным принцем не допускался по религиозным причинам, а бpaк с человеком русским считался зазорным для царевны, так как его происхождение не соответствовало её положению. Таким образом, царевна должна была готовиться в монастырки. Царевна Софья возмутилась против такой жизни. Она училась вместе братьями и превосходила их прилежанием и способностями. Она узнала многие подробности управления государством, проникла в тайны дипломатических отношений. Её взгляды и суждения поражали государственных людей. Она готовила себя к управлению государством.
Учитель: Чем занимался Пётр в период правления Софьи? Можно ли было по особенностям детства и юности Петра угадать, что к правлению придёт необычный царь?
Учащиеся: У Петра сложилась своя “кумпания” в селе Преображенском и Немецкой слободе под Москвой. Здесь жили генералы и офицеры, которых он привлекал к своим “потешным играм”, разный мастеровой люд: шотландец Гордон, швейцарец Лефорт, ставшие его помощниками. Пётр показывал своим солдатам военные приемы, учил их стрелять из ружей и пушек, проводил показательные сражения на суше. На Переяславском озере построил первый русский военный корабль.
Подраставший царь с неудовольствие следил за действиями старшей сестры-правительницы. А в январе 1689 года царица-мать женила Петра на Евдокии Лопухиной. Теперь он становился вполне взрослым. Регентша была уже не нужна.
Учитель: Почему Пётр одержал верх в борьбе за власть с царевной Софьей?
Учащиеся: В Москве готовился дворцовый переворот. Начальник стрелецкого приказа Шакловитый пытался опереться на стрельцов, чтобы отстранить Петра от власти. Но стрелецкие начальники не склонились к заговору. Они видели в Петре законного правителя и поддержали его. Софья вынуждена была подчиниться воле брата и отправиться в Новодевичий монастырь. Началось самостоятельное правление Петра.
Учитель: С именем Петра Великого связаны значительные преобразования в России. Недаром, по словам Ключевского русскую историю делят на два периода: Русь допетровскую, или древнюю, и Русь послепетровскую, или новую.
Расскажите, в чём была цель поездки Великого посольства?
Учащиеся: В 1697 году посольство выехало из Москвы, чтобы отыскать союзников России для войны против Турции и Крыма; ознакомиться с европейской промышленностью; пригласить мастеровых людей для работы в Россию.
Учитель: Находясь вдали от России, Пётр узнал о восстании четырех стрелецких полков и поспешил домой. Несмотря на то, что к его возвращению восстание было подавлено, Пётр распорядился организовать новый розыск стрельцов-повстанцев.
Почему царь так жестоко расправился со стрельцами?
Учащиеся: Все стрельцы, по его мнению, составляли лагерь врагов преобразований, новшеств, которые он задумывал и начинал проводить в жизнь. Ему не было никакого дела до действительного положения стрельцов, их страданий и лишений. А именно они и явились причинами восстания.
Учитель: “Да, любо мне видеть кровь врагов моих — и не пожалею я этой крови”, – таковы слова Петра I. И не пожалел. Перед вами картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
Описание картины даёт учащийся: ...Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали, в утреннем гoлyбоватом тумане на фоне бледно-серого неба виднеется храм Василия Блаженного. Справа – строгие четкие контуры Кремлёвских башен. В телегах, окруженные родными и близкими, сидят приговоренные к cмepти стрельцы. В руках у каждого зажжённые свечи. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Стрельцы без стpaxa встречают cмepть. Каждый из них переживает её приближение по-своему. У одного стрельца гордо поднята голова. Взор его, полный ненависти, устремлён в сторону Петра. Этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.
Образ Петра несёт в картине важную смысловую нагрузку: он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, в повороте головы чувствуется большая внутренняя сила и убежденность в своей правоте.
Учитель: Таким образом, в произведениях художественной исторической литературы, в музыке и живописи показаны судьбы русского народа. Авторы этих произведений чувствовали неизбежность гибели старого порядка, но видели, что и Петровские реформы не принесут народу облегчения.
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
28 03 2024 6:52:49
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...
27 03 2024 7:15:47
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
26 03 2024 11:40:15
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
25 03 2024 22:33:41
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
24 03 2024 6:30:57
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
23 03 2024 1:58:48
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
22 03 2024 0:32:35
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
21 03 2024 12:37:48
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
20 03 2024 10:30:16
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
19 03 2024 9:44:36
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
18 03 2024 21:48:34
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
17 03 2024 10:24:19
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
16 03 2024 15:42:21
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
15 03 2024 8:55:32
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
14 03 2024 10:57:47
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
13 03 2024 5:49:56
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
12 03 2024 21:25:45
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
11 03 2024 5:33:58
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
10 03 2024 5:34:16
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
09 03 2024 3:47:46
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
08 03 2024 11:52:19
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
07 03 2024 14:42:22
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
06 03 2024 10:26:54
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
05 03 2024 18:50:40
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
04 03 2024 5:15:25
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
03 03 2024 1:31:31
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
02 03 2024 14:50:20
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
01 03 2024 8:41:29
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
29 02 2024 5:43:13
Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
28 02 2024 23:35:10
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
27 02 2024 7:47:21
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
26 02 2024 4:36:39
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
25 02 2024 12:24:46
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
24 02 2024 10:29:31
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
23 02 2024 6:49:39
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
22 02 2024 11:29:38
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
21 02 2024 13:35:33
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
20 02 2024 12:34:21
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
19 02 2024 17:56:57
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
18 02 2024 5:15:34
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте. ...
17 02 2024 1:28:56
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
16 02 2024 16:42:24
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
15 02 2024 3:11:36
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
14 02 2024 6:29:34
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
13 02 2024 10:54:48
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...
12 02 2024 19:32:37
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
11 02 2024 13:18:14
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
10 02 2024 7:49:34
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
09 02 2024 18:55:45
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
08 02 2024 6:47:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::