Рабочая программа по истории Отечества МС(К)ОУ "С(К)ОШ VIII вида"
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий хаpaктер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому в курс истории Отечества включается авторский курс краеведения «Моя малая Родина», разработанный учителем т. е весь исторический материал представлен отечественной историей и краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Актуальность курса краеведения «Моя малая Родина» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстpaкцией.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
- История нашей страны с древнейшего периода – 12 часов;
- Киевская Русь – 15 часов;
- Распад Киевской Руси – 11 часов;
- Борьба Руси с иноземными завоевателями – 10 часов;
- Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества – 11 часов;
- Повторение – 4 часа.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, Т.Г. Лифановой «История Отечества» – 7 класс.
Название учебно-методического комплекта:
1. Учебник « История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация
- пpaктические – упражнения.
- методы изложения новых знаний
- методы повторения, закрепления знаний
- методы применения знаний
- методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (пpaктический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd)
мультфильмов, мультимедиа, музыкальные
фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками
обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов, контрольных работ.
Тексты контрольно-измерительные материалы
создает учитель в соответствии с
психофизическим особенностями каждого класса.
Контроль осуществляется в конце каждого раздела
(промежуточный контроль). В курс вошло 6 (шесть)
уроков проверки контроля знаний. На тестовые,
самостоятельные работы отводится 15 минут на
уроке. В конце года проводится итоговый контроль
знаний по изученным темам – 4 урока.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками
К концу учебного года учащиеся должны знать:
– какие исторические даты называются точными,
приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору
учителя);
– кто руководил основным сражениями.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться учебником, ориентироваться в
тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой
на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного
материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год
с веком;
– устанавливать последовательность
исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употрeбллять исторические
термины, понятия;
Содержание программы истории Отечества
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Цель |
ЗУН |
Введение в историю | 7 |
Формировать у обучающихся представление об истории, как о науке, о прошлом человечества | Знать основные понятия раздела, уметь определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | |
1 | История – наука о прошлом. | 1 |
||
2 | Исторические памятники. | 1 |
||
3 | Наша Родина – Россия. Моя родословная. | 1 |
||
4 | Счёт лет в истории. Лента времени. | 1 |
||
5 | Наша страна на карте. | 1 |
||
6 | Краеведение. Символика Белгородчины, города Губкина. | 1 |
||
7 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение». | 1 |
||
История нашей страны древнейшего периода | 12 часов |
|||
1 | Легендарная история происхождения славян и земли русской. Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. | 1 |
Формировать у обучающихся представление о восточных славянах, как о предках русских, белорусов, украинцев. | Знать основные понятия изучаемого периода. Уметь работать с иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические события. |
2 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 |
||
3 | Славянский посёлок. | 1 |
||
4 | Основные занятия восточных славян. | 1 |
||
5 | Ремёсла восточных славян. | 1 |
||
6 | Как жили наши предки в далёком прошлом. Обычаи восточных славян. | 1 |
||
7 | Верования восточных славян. | 1 |
||
8 | Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. | 1 |
||
9 | Славянские витязи – богатыри и варяги – русичи. | 1 |
||
10 | Объединение восточных славян под началом Рюрика. Появление княжеств в VI-IX веке. | 1 |
||
11 | Краеведение. Древние славяне в крае |
|
||
12 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны с древнейшего периода». | 1 |
||
Киевская Русь | 15 ч |
|||
1 | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | 1 | Формировать у обучающихся
представление об образовании древнерусско го государства Киевская Русь, правителях древнего государства и их деятельности |
Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать исторические события. |
2 | Первые русские князья Олег, Игорь, Ольга, Святослав. | 1 | ||
3 | Княжеская дружина и укрепление власти князя. | 1 | ||
4 | Оборона Руси от врагов. | 1 | ||
5 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | ||
6 | Былины – источник знаний о Киевской Руси. | 1 | ||
7 | Искусство древнерусских ремесленников. | 1 | ||
8 | Княжеское подворье, дружина. | 1 | ||
9 | Жизнь и быт простых людей в Киевской Руси. | 1 | ||
10 | Лента времени. Исторические даты. | 1 | ||
11 | Образование и грамотность на Руси. | 1 | ||
12 | Летописи и летописцы. «Повесть временных лет». | 1 | ||
13 | Приход к власти Владимира Мономаха. | 1 | ||
14 | Краеведение. Древнерусские города на территории области. | 1 | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 | ||
Распад Киевской Руси | 11 | |||
1 | Причины распада Киевской Руси | 1 |
Показать причины и значение распада Руси. | Знать основные понятия, даты персоналии раздела. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. |
2 | Рост городов. | 1 |
||
3 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 |
||
4 | Киевское княжество в XII веке. | 1 |
||
5 | Владимиро-Суздальская Русь. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. | 1 |
||
6 | Господин Великий Новгород. | 1 |
||
7 | Хозяйство Новгородской земли. Торговля, ремёсла. | 1 |
||
8 | Управление в Новгороде. | 1 |
||
9 | Русская культура XII-XIII века. | 1 |
||
10 | Краеведение. Северская земля и кочевники XI-XIII век. | 1 |
||
11 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 |
||
Борьба Руси с иноземными завоевателями | 10 ч |
|||
1 | Монголо-татары. Государство Золотая Орда. | 1 |
Показать взаимосвязь раздробленности на Руси и нашествия иноземных завоевателей. | Знать основные даты, понятия, персоналии раздела. Развивать умение составлять описания условий жизни людей, уметь элементарно анализировать исторический материал, делать выводы, проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников. |
2 | Нашествие моголо-татар на Русь. | 1 |
||
3 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Злой город Koзeльск. Подвиг Евпатия Коловрата. | 1 |
||
4 | Русь под монголо-татарским игом. | 1 | ||
5 | Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. | 1 | ||
6 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | ||
7 | Невская битва | 1 | ||
8 | Ледовое побоище. | 1 | ||
9 | Краеведение. Нашествие монголо-татар. | 1 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | 1 | ||
Начало объединения русских земель | 11 ч | |||
1 | Возвышение Москвы. | 1 | Показать значение объединения российских земель под началом Москвы. | Знать основные понятия, даты, персоналии раздела. Уметь раскрывать причинно-следственные связи в ходе работы с различными историческими источниками. Уметь давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля, делать выводы. |
2 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 | ||
3 | Основные слои городского населения, их быт традиции. | 1 | ||
4 | Московско-Вламирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай | 1 | ||
5 | Сергий Радонежский. | 1 | ||
6 | Битва на Куликовом поле. | 1 | ||
7 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | ||
8 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | ||
9 | Укрепление Московского государства. | 1 | ||
10 | Краеведение. Вхождение земель Белгородчины в состав Московского государства. | 1 | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» | 1 | ||
Повторение | 4 ч | |||
1 | Повторение по разделу «Киевская Русь». | 1 | Повторить изученное в 7 классе | Знать основные понятия, даты, кто руководил основными сражениями, исторических деятелей IX-XV века. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
2 | Повторение по разделу «Распад Киевской Руси». | 1 | ||
3 | Повторение по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 1 | ||
4 | Повторение по разделу «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества». | 1 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная: учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Дополнительная:
- Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
- Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
- Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
- Россия великая судьба. Сергeй Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
Литература по краеведению:
- Белгородский край в истории СССР. Под редакцией Мартынова А. Ф.. Воронеж 1982 г.
- Заметки краеведа. Алексенко Н. П.. Губкин, 1992 г.
- Мой край. Овчарова Н. Г., Осыков Б. И.. Воронеж 1977 г.
- Старый Оскол. Никулов А. П.. Старый Оскол, 1997 г.
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
27 03 2024 17:49:22
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
26 03 2024 9:55:11
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
25 03 2024 4:50:53
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
24 03 2024 1:51:25
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
23 03 2024 23:42:48
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
22 03 2024 4:21:54
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 03 2024 21:14:57
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной. ...
20 03 2024 14:56:44
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
19 03 2024 10:59:39
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
18 03 2024 19:45:27
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
17 03 2024 20:23:18
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
16 03 2024 5:59:39
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
15 03 2024 13:49:17
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
14 03 2024 12:48:36
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
13 03 2024 0:34:38
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
12 03 2024 8:22:40
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
11 03 2024 17:34:13
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
10 03 2024 1:24:36
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
09 03 2024 22:44:47
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
08 03 2024 21:30:27
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
07 03 2024 4:47:19
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
06 03 2024 15:22:29
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
05 03 2024 0:37:20
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
04 03 2024 23:19:42
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
03 03 2024 5:27:23
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
02 03 2024 10:12:57
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
01 03 2024 23:21:49
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...
29 02 2024 2:16:12
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
28 02 2024 19:48:37
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
27 02 2024 21:48:21
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
26 02 2024 22:36:39
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
25 02 2024 11:37:26
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
24 02 2024 12:12:55
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...
23 02 2024 5:33:11
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
22 02 2024 12:56:56
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
21 02 2024 22:48:46
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
20 02 2024 21:10:19
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
19 02 2024 18:28:50
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
18 02 2024 12:29:43
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...
17 02 2024 19:38:54
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
16 02 2024 13:44:34
Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
15 02 2024 12:19:27
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
14 02 2024 16:53:19
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
13 02 2024 9:35:58
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
12 02 2024 1:36:14
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
11 02 2024 5:28:49
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
10 02 2024 9:13:12
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
09 02 2024 1:55:29
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
08 02 2024 8:41:32
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
07 02 2024 14:20:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::