Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII в.
Цели урока:
1) продолжить формирование понятия “политическая раздробленность Руси”, закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и последствия. Показать общность исторического процесса в развитии стран Западной Европы и Руси;
2) раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и по следствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей.
Основные понятия и термины: политическая раздробленность, ее причины и последствия; княжеские усобицы; великий князь Киевский; великий князь Владимирский; дружина, бояре; феодальное землевладение; ополье; 1147 г. – первое упоминание в летописи о Москве.
Оборудование.
Карта “Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII в.”
Мультимедийный проектор, компьютер.
Компьютерная презентация “Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII в.” Приложение 1.
CD “Энциклопедия история России. 862–1917 гг.”
CD “История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей”
CD “Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия”
CD “Российская и всеобщая история. 6 класс”
Источники.
“Повесть об убиении Андрея Боголюбского”.
План:
1. Владимиро-Суздальское княжество. Местоположение и природные условия.
2. Князь Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.)
3. Князь Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)
4. Князь Всеволод Большой Гнездо (1176-1212 гг.)
5. Подведение итогов.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
- Что такое “политическая раздробленность?
Этот процесс закономерный или случайный?
- Назовите важнейшие причины возникновения раздробленности (задача 1).
- Назовите крупнейшие политические центры, возникшие после распада Руси (задача 2).
- Какие последствия (положительные и отрицательные) имела раздробленность Руси?
II. Изучение новой темы.
Вступление: После cмepти Мстислава Великого развернулась борьба за Киев между Мономашичами и Ольговичами. Продолжился процесс дробления Руси на самостоятельные княжества. Одним из таких политических центров становится Ростово-Суздальская земля (вотчина Мономаха).
Проблемный вопрос: Сравнение двух отрывков из ПВЛ и “Слова о полку Игореве”. Почему Владимиро-Суздальское княжество стало великим?
1. Владимиро-Суздальское княжество. Местоположение и природные условия.
Вотчина Владимира Мономаха (вместе с Переяславлем-Южным).
Обособляется от Киева в 30-е гг. XII в.
Работа с картой:
Территория: древние земли вятичей и кривичей, Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги с плодородным суздальским опольем (небольшие сухие возвышенности на Русской равнине с плодородной землей – чернозем).
Неславянские племена – меря, весь. Мурома – отношения мирные, постепенное слияние, обогащение культуры.
Особенности развития в удельный период (работа с учеб. – с. 95).
- Перечислите причины массового притока населения в эти земли в XI-XII вв.:
Новгородцы – в поисках плодородной земли;
Южане – спасаясь от половецкой опасности; от роста боярского землевладения и поборов.
Примитивная техника; рост населения требовал освоения новых земель.
1. Основная отрасль хозяйства — земледелие вследствие обилия плодородных земель, пригодных для растениеводства.
2. Постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства.
3. Нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Ока и Волга).
Быстрый рост городов. Старые: Ростов, Ярославль (Ярослав Мудрый), Суздаль (1024 г.), Владимир (1108 г., Владимир Мономах). Новые: Москва, Переяславль-Залесский.
- О чем свидетельствует обилие городов Ростово-Суздальской земли?
(Высокий уровень ремесла; активная торговля хлебом (с Новгородом и др. землями; можно влиять на непокорных; обогащение бояр); города-защитники княжества. Большое количество городов требовало много продовольствия. Это способствовало развитию земледелия.
4. Неограниченный хаpaктер власти князя и совещательные полномочия вече.
2. Князь Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.).
Князь ростовский, суздальский, переяславский и великий князь киевский. Шестой сын Владимира Мономаха. При жизни Мономаха правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным, в 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль.
Проводил активную градостроительную политику. Основатель городов Юрьева-Польского, Дмитрова, Звенигорода и др. Считается основателем Москвы, т.к. в связи с его именем Москва впервые упоминается в летописи (1147 г.) - по случаю встречи союзников: Юрия долгорукого и Святослава Ольговича Черниговского.
Установил контроль над Новгородом, Рязанью, Волжской Болгарией. Боролся за киевский престол и занимал его с 1149 по 1151 г. и с 1155 по 1157 г. Отравлен, по преданию, киевскими боярами.
- Какова была главная политическая цель Юрия Долгорукого?
- Почему его прозвали Долгоруким?
- Какие слои населения были заинтересованы в такой политике? Почему?
3. Князь Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Работа с учебником – с. 96-98.
- Что побудило Андрея вернуться в Северо-Восточную Русь из Киева?
- Какую цель мог преследовать Андрей, увозя из Вышгорода икону Божьей Матери?
- Как следует охаpaктеризовать летописный рассказ о явлении Богоматери князю Андрею? (Легендарный и политический хаpaктер – обоснование переноса столицы)
- Почему Андрей Боголюбский перенес столицу из Ростова во Владимир? (Где не было своего веча) Как это повлияло на хаpaктер княжеской власти? (Становится “самовластной”)
Сын Юрия Долгорукого.
Был посажен отцом в Вышгороде близ Киева, но в 1155 г. самовольно покинул его и обосновался во Владимире, где в 1157 г. стал “самовластцем” Владимиро-Суздальской земли.
Изгнал младших братьев и старшую дружину отца. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, раздавал земли за службу младшим дружинникам (так появились дворяне — временные держатели земли). Дружинники из вассалов (равных) превращались в слуг князя, зависящих от его милостей.
Стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую митрополию, но Константинопольский патриарх этого не разрешил. Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода икону, ныне это одна из самых почитаемых святынь — Владимирская икона Божьей матери. Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников — Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября). Построил много храмов (прозвище — Боголюбский).
Столицу перенес во Владимир: “Град Владимир умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил”.
С 1159 г. боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами.
В 1169-1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород.
1169 г. – штурм Киева и его разгром. Андрей Боголюбский остался во Владимире, передав Киев младшему брату Глебу.
- О каких изменениях, произошедших на Руси, свидетельствует это решение А.Б.? (Сравните: Юрий Долгорукий всю жизнь стремился стать великим князем Киевским)
Андрей Боголюбский стремился к подчинению Южной Руси власти Владимира и превращению южнорусских князей в своих подданных.
Политический центр должен был переместиться из Поднепровья на Северо-Восток (утрата Киевом первенства среди русских городов в результате усобиц, набегов половцев и упадка днепровского торгового пути).
Политика Андрея Боголюбского, его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. В результате против него был составлен заговор (братья Кучковичи), и в 1174 г. он был убит своим ближайшим окружением в селе Боголюбове.
1174-1177 гг. - политическая нестабильность в княжестве. Частая смена князей; борьба бояр; восстания “меньших людей”. Победу одержал...
4. Князь Всеволод Большой Гнездо (1176-1212 гг.).
Сын Юрия Долгорукого, сводный брат Андрея Боголюбского. Имел 12 детей.
При нем наступает наивысший расцвет княжества.
Продолжил политику брата, князя Андрея Боголюбского, упрочив свою власть в княжестве и авторитет на Руси (хаpaктеристика в “Слове...”). Добился полной централизации власти. Репрессии и конфискации вотчин оппозиционных бояр. Причины успеха: союз с новыми городами (слабее боярство), опора на дворянство.
Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. Успешно воевал с Волжской Булгарией и половцами.
При нем утвердился титул Великого князя Владимирского, который постепенно получает признание во всех русских княжествах, что нашло отражение в летописях.
Строительство во Владимире Дмитровского собора и перестройка Успенского собора.
Интенсивное освоение восточных окраин.
После cмepти Всеволода возобновились усобицы между его сыновьями — Константином и Юрием — спор о старшинстве. Вмешательство бояр, Новгорода, киевского князя Мстислава Удалого.
1216 г. битва на р. Липице.
5. Подведение итогов.
Почему Владимиро-Суздальское княжество стало великим?
1) На суздальском ополье располагался древний цент власти и хозяйства Северо-Восточной Руси.
2) Город Владимир обустраивался князьями как новая общерусская столица.
3) При Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальское княжество стали именовать великим.
4) Владимиро-Суздальское княжество стало самым сильным на Руси.
Тест – таблица “Хаpaктерные особенности Владимиро-Суздальского княжества.
По времени: расположите князей Владимиро-Суздальского княжества по порядку правления (задача 3 - Витязь на распутье).
Или тренажер к уроку Владимиро-Суздальского княжества.
Домашнее задание: 11 (п.1-4), вопр. 1-2 (сост. табл.), 9. к/к 3 (з. 1-3).
Литература
1. Учебник: Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
2. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – “Международные отношения”, 1994. – 352 с.
3. Костомаров Н.И. Князь Андрей Боголюбский//Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1989.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1984.
5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1988.
6. Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.
7. Карамзин Н.М.История государства Российского. – М., 1993.
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
27 03 2024 12:58:42
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
26 03 2024 21:21:20
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
25 03 2024 7:20:53
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
24 03 2024 20:59:13
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
23 03 2024 8:56:25
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
22 03 2024 19:53:23
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
21 03 2024 12:27:37
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
20 03 2024 23:58:48
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
19 03 2024 18:25:49
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
18 03 2024 11:49:14
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
17 03 2024 0:43:18
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
16 03 2024 1:19:11
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
15 03 2024 7:27:23
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
14 03 2024 21:21:27
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
13 03 2024 21:10:39
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
12 03 2024 19:54:26
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
11 03 2024 3:52:26
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
10 03 2024 3:11:50
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
09 03 2024 9:45:20
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
08 03 2024 18:53:52
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
07 03 2024 5:18:33
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
06 03 2024 5:11:44
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
05 03 2024 16:11:18
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
04 03 2024 2:19:36
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. ...
03 03 2024 11:29:19
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
02 03 2024 11:13:56
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
01 03 2024 23:35:18
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
29 02 2024 16:35:31
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
28 02 2024 19:14:55
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
27 02 2024 1:27:55
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
26 02 2024 14:14:40
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
25 02 2024 21:45:18
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
24 02 2024 12:53:33
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
23 02 2024 17:59:22
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
22 02 2024 22:15:48
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
21 02 2024 2:16:49
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
20 02 2024 16:45:46
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
19 02 2024 12:40:46
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
18 02 2024 2:47:52
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
17 02 2024 16:18:55
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
16 02 2024 9:57:43
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
15 02 2024 5:33:34
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
14 02 2024 16:28:49
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
13 02 2024 4:43:21
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
12 02 2024 2:59:47
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
11 02 2024 6:23:21
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
10 02 2024 16:13:45
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
09 02 2024 7:29:32
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
08 02 2024 7:35:52
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
07 02 2024 12:55:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::