Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья
Школа играет огромную роль в воспитании нового человека: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Одной из составных частей общей культуры является речевая культура человека, которая тесно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Поэтому считаю одним из важнейших направлений работы – повышение речевой культуры учащихся; воспитание культуры общения.
Особую роль в этом процессе играет такой предмет, как история Древнего мира. Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивилизациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Именно с изучения истории Древнего мира учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. В 5 классе формируются основные понятия, умения и навыки, необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.
Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень интересно: редко встретишь более отзывчивых и благодарных учеников. Работать с ними трудно: у каждого – свой уровень развития, своя боль, свои проблемы. И главная, на мой взгляд, сложность – учесть в своей работе все особенности детей, не акцентируя на этом их внимание, не подчеркивая их “ограниченные возможности здоровья”.
Этим детям нужно особое внимание и любовь. Они должны их чувствовать всегда – в семье, в социуме, и особенно – в школе, чтобы им хотелось приходить к нам, общаться с нами, рассказывать о своих радостях и неудачах. Наши ученики очень ранимые и чувствительные. С первых минут общения нужно постараться установить с ними доверительные и ровные отношения, не акцентируя внимания на ком-либо, иначе дальнейшая работа может сильно усложниться.
Предварительно, еще до встречи с детьми, учителя получают от врача школы информацию о здоровье ребенка, от воспитателей – данные о его семье. В дальнейшем учитель работает в тесном контакте с медиками и другими педагогами.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
Считаю, что основным методом работы с этими детьми на уроке истории должен быть дифференцированный и индивидуальный подход к изучению предмета. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. При этом учитываются индивидуально-типологические особенности ученика.
Дифференциация в рамках класса не должна быть явной. Задания для первого уровня направлены на изучение фактического материала, например, рассказать об природных и климатических условиях и занятиях древних жителей Китая. Для второго – увеличение трудности: сравнить, сделать несложные выводы. Для третьего – усложнение и углубление материала: дать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывая при этом собственные суждения.
В классах есть слабоуспевающие учащиеся, которые с трудом запоминают и воспроизводят материал. Поэтому в процессе объяснения материала используется пиктограмма – обозначение какого-либо предмета, события, действия, явления с помощью рисунка. Смена ярких рисунков создает определенный алгоритм ответа, а рисунок-подсказка помогает запомнить текст. Использование пиктограмм дает возможность осуществить индивидуальный подход к учащимся. Опыт показывает, что этот прием эффективен именно со слабоуспевающими учениками, т.к. активизируется познавательная деятельность учащихся, вызывается интерес, желание отвечать. Рационально использовать пиктограммы именно на уроках истории Древнего мира, чтобы помочь учащимся включиться в изучение нового предмета. Пиктограммы могут стать основой заданий для учащихся на уроке: при изучении нового материала и его закреплении, на разных этапах повторения знаний. Например: “Расскажите о занятиях первобытных людей, опираясь на рисунок”
Рис. 1
Или – “При помощи пиктограммам ответьте: Какие группы населения Древнего Египта вы знаете?”
|
|
|
В преподавании истории особое место занимает умение учащихся работать с картой. Формированию этих навыков способствует непосредственная работа на уроке с настенной и контурной картами. На вводных уроках по Древней Греции, например, после самостоятельного прочтения пункта о природе и населении, проводится работе по карте на странице 93 учебника С.В. Колпакова. Дети находят по карте, какими морями омывается Греция, называют крупные острова, современную столицу страны, показывают ее на современной политической карте мира. В дальнейшем в качестве домашнего задания работают с контурной картой. Кроме того, в начале таких уроков я провожу с детьми беседу о том, что они знают о сегодняшнем дне этой страны, проведя, таким образом, связь с современностью.
Особое значение на уроках истории имеет работа с историческими документами, справочной литературой. Дополнительный разъясняющий, уточняющий материал и работа с ним расширяет кругозор учащихся. Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал – учебные картины. Иллюстрации активизируют воображение, способствуют развитию монологической речи, помогают осуществлению межпредметных связей.
Я использую следующие задания для иллюстрации:
- придумать название иллюстрации;
- построить рассказ по содержанию картины;
- найти в тексте строки, относящиеся к картине;
- определить занятия людей по картине и их социальную принадлежность.
Выполнение заданий самостоятельной работы с книгой или другим печатным материалом требует учитывать индивидуальность учащихся, поэтому задания даются дифференцированно.
Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, вызывали интерес к предмету. Одной из форм, позволяющих сделать это, является дидактическая игра. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Игры способствуют:
- развитию познавательного интереса к истории у всех учащихся в классе,
- усвоению материала даже слабоуспевающими учащимися, позволяют быстро проверить результат
- разнообразить учебную деятельность
- развитию навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности, толерантности.
При обобщении материала по разделу “Страны Древнего Востока” я провожу игру “Приглашение в гости”. Предлагаю ученикам составить красочно оформленные открытки для туристов, содержащие отличительные хаpaктеристики той или иной страны. Чем больше хаpaктеристик используется, тем выше оценивается открытка.
Одним из эффективных методов усовершенствования образовательного процесса в контексте преподавания истории в школе является использование учебных мультимедиа-продуктов. Они активизируют мыслительную деятельность и повышают эффективность усвоения материала благодаря интеpaктивности, позволяют организовывать дистанционное обучение для учеников, пропускающих занятия по болезни, предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки к сообщениям на уроке.
Еще одним очень эффективным методом преподавания истории Древнего мира детям с ограниченными возможностями считаю интегрированные библиотечные уроки + история. Они обладают большой дидактической ценностью: позволяют усвоить базовую информацию, развивают познавательный интерес, читательскую самостоятельность, воспитывают культуру чтения, способствуют развитию речевой деятельности учащихся, расширяют словарный запас учащихся и их кругозор.
Так, например, интегрированный урок история + МХК + библиотечный урок “Религия Древней Греции” (совместно с учителем МХК и зав. библиотекой), используя разнообразные формы и методы (викторина, ребусы, логические задания, слайдфильм), знакомит ребят с особенностями религии древних греков, с мифами об Олимпийских богах. Ребята учатся анализировать, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения. Обзор выставки “Путешествие в Древнюю Грецию” представляет книги по этой теме из фонда школьной библиотеки.
Электронная презентация о моде и других премудростях красоты древних египтян, подготовленная заведующей библиотекой в рамках изучения темы “Культура Древнего Египта”, обращает внимание учащихся на отличительные черты их одежды, разницу между отдельными общественными классами. Ребята с удивлением узнают, например, что родиной парфюмерии является не Франция, как многие думают, а Древний Египет. Новый подход к изучению этой темы интересен детям, они с удовольствием читают дополнительный материал в школьной библиотеке.
Таким образом, планомерная работа на уроках истории Древнего мира по развитию речи детей способствует постепенному и качественному формированию процессов слушания, говорения и чтения, которые очень влияют друг на друга; содействует воспитанию культуры общения, помогает эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы с учетом уровня развития каждого ребенка.
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
18 03 2024 17:20:46
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
17 03 2024 4:10:24
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
16 03 2024 20:50:13
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
15 03 2024 14:35:50
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
14 03 2024 19:22:17
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
13 03 2024 10:21:26
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
12 03 2024 10:59:45
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
11 03 2024 12:58:35
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
10 03 2024 2:37:39
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
09 03 2024 8:34:52
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
08 03 2024 13:15:20
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
07 03 2024 21:42:51
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
06 03 2024 10:48:20
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
05 03 2024 8:25:29
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
04 03 2024 3:19:38
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
03 03 2024 19:40:28
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
02 03 2024 21:46:19
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
01 03 2024 10:57:11
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
29 02 2024 23:52:40
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
28 02 2024 1:54:54
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
27 02 2024 9:41:48
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
26 02 2024 14:34:38
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
25 02 2024 4:12:31
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
24 02 2024 18:39:26
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
23 02 2024 10:42:58
Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
22 02 2024 12:21:17
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...
21 02 2024 11:22:17
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
20 02 2024 15:20:34
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
19 02 2024 8:26:55
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
18 02 2024 22:41:19
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
17 02 2024 0:14:20
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...
16 02 2024 3:58:46
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
15 02 2024 15:55:40
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
14 02 2024 5:11:39
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...
13 02 2024 22:48:59
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
12 02 2024 14:52:36
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
11 02 2024 19:37:15
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
10 02 2024 0:48:21
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
09 02 2024 5:48:37
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
08 02 2024 23:51:25
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
07 02 2024 0:59:35
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
06 02 2024 9:13:53
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
05 02 2024 23:35:17
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
04 02 2024 20:26:28
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
03 02 2024 0:23:43
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
02 02 2024 19:38:26
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
01 02 2024 20:16:15
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
31 01 2024 5:48:26
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
30 01 2024 2:47:17
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
29 01 2024 10:53:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::