Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)
Цели занятия.
Задачи занятия.
- Сформировать понятие “Эпоха Возрождения”.
- Понимать процессы, происходящие в обществе как поступательное движение в исторической перспективе.
- Познакомить с эстетическим содержанием эпохи.
- Воспитать умение описывать и анализировать памятники искусства, выявлять общее и особенное в них.
- Развивать познавательную активность, творческое воображение и фантазию путем вовлечения в процесс исследования.
- Пробудить интерес к изучению истории искусства.
- Воспитывать чувство гуманизма.
- Показать неразрывные связи между различными эпохами развития человечества.
- Сформировать восприятие культуры эпохи Возрождения как неотъемлемой части мировой художественной культуры.
Методы обучения:
- метод экспозиционного показа;
- метод сравнения и сопоставления произведений искусства;
- метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия.
Урок-обобщение по пройденному материалу с элементами исследования новых тенденций в культуре эпохи Возрождения, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс. Освоение нового материала строится путем создания проблемной ситуации на основе вопроса: “Что увидел Леонардо?”.
Структура занятия.
- Организация класса.
- Обоснование темы, цели и задач урока.
- Содержание занятия по теме “Что увидел Леонардо”.
- Подведение итогов и выводы.
Оборудование и материалы: плакаты с эпиграфом, высказываниями о культуре Древнего Египта, Древней Греции, христианстве, эпохе Возрождения, карта Италии.
Изобразительный ряд: иллюстрации по первобытному искусству, искусству Древнего Египта, Древней Греции, искусству средневековья, портреты эпохи Возрождения.
Эпиграф: “Подчиняясь жадному своему влечению,...блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный... Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне.... Внезапно во мне пробудились два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине”. Леонардо да Винчи.
Постановка проблемы
Урок проводится на общеэстетическом отделении Детской музыкальной школы и рассчитан на одно занятие (2 часа). В сокращенном варианте (1 час) возможно проведение в образовательной школе на уроке МХК или на уроке истории искусства в ДХШ. Специфика данного типа занятия - обобщение пройденного материала и усвоение нового в сопоставлении с предшествующими эпохами развития мировой художественной культуры – определяет драматургические особенности его построения. В самом названии темы: “Что увидел Леонардо” содержится установка не на прямолинейную подачу материала, а приглашение к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, направляемые учителем, и опираясь на собственные знания. Это дает возможность понять, как в недрах уходящей эпохи вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс. Драматургической завязкой, вокруг которой выстраивается независимое расследование, является высказывание Леонардо да Винчи о “темной пещере”. В связи с этим возможно разделение учащихся на несколько групп: очевидцев событий, исследователей, экспертов, подводящих итоги по каждому этапу расследования. В результате проведенного расследования мы увидим, как в центре культуры всегда оставался “Человек”, а эпоха Возрождения подняла его значение на невиданную дотоле высоту.
Содержание занятия
Во вступительном слове учителя определяются цели и задачи расследования. Учащимся предлагается высказать свои версии по поводу того, что имел в виду Леонардо, говоря о “темной пещере” - конкретное место или какое-то понятие, образ. Учащиеся успешно справляются с заданием, определяя “темную пещеру” как образ окружающего мира, а чувства Леонардо как страх перед его огромностью и желание познать чудеса, которые таятся в его глубинах.
Учитель. Да, действительно, существует такая версия. Поневоле возникает вопрос: как же все было на самом деле? Послушаем свидетельства очевидцев событий.
Очевидцы. Своими свидетельствами подкрепляют ответы учащихся.
Учитель. Как же люди открывали для себя огромный мир? Давайте обратимся к истокам человеческой цивилизации. В то время сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и религиозные представления, основные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка. В каких отношениях находился человек с окружающим миром?
Очевидцы. Человек не выделял себя из окружающего мира природы. Он наделял ее человеческими качествами. Религиозные представления были слиты с его деятельностью и миром природы: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Основные составляющие любой культуры: природа, человек, бог (далее П, Ч, Б).
Задание. К доске приглашаются учащиеся, которые схематично должны отразить картину мира первобытного человека и соотношение этих элементов, где все части подчинены природе.
Учитель. Были ли в то время люди, которые занимались только искусством?
Свидетели. Нет, искусством могли заниматься все.
Учитель. По каким признакам мы определяем произведения первобытного искусства?
Задание. Учащимся предлагается выбрать иллюстрации, соответствующие памятникам первобытного искусства. Они перечисляют хаpaктерные черты: схематичное изображение людей, отсутствие индивидуальных черт, человек еще не научился осознавать связи с окружающим миром, поэтому отсутствует композиционное построение. Главный образ в искусстве – образ зверя, который тщательно изучают и изображают.
Учитель. Почему сначала изображали зверя, а потом уже самих себя?
Очевидцы. Подчеркивают важность знаний о повадках зверя, его привычках, так как зверь являлся одновременно источником жизни и божеством. Первые произведения художественного творчества отражают познавательную потребность первобытного человека, а также его потребность в красоте, стремление сделать ее частью своего бытия.
Эксперты. Подведение итогов по разделу “Первобытное искусство”. Основные выводы: в эпоху палеолита зародились все виды искусства, которые стали для первобытного человека универсальным средством познания мира.
Учитель. И что же было дальше? Продолжим наше расследование, переместившись в следующий пункт – Древний Египет. Что являлось определяющим моментом в его культуре?
Очевидцы. Не было ни одной цивилизации, которая жила бы только одной мечтой – обрести вечную жизнь после cмepти. Это и определяет великую древнюю культуру Египта.
Учитель. Каковы были боги, опишите их облик?
Очевидцы. Боги носили звероподобный облик (зооморфный), причем сначала в образе животного, а потом человека с головой животного.
Задание. Учитель показывает изображения египетских богов, учащиеся называют их.
Учитель. Какой художественный образ заключается в произведениях искусства? Какие идеи лежат в его основе?
Очевидцы. В краткой форме рассказывают об особенностях строительства пирамид, о грандиозных храмовых комплексах в Карнаке и Луксоре, скальных захоронениях (храм Хатшепсут), о каноне в изобразительном искусстве на примере скульптуры и рельефных и фресковых росписей, украшающих стены гробниц и заупокойных храмов, об обычае мумифицировать умершего. Рассказ сопровождается изобразительным рядом.
Учитель. У нас есть эксперты, которые исследовали тело умершего. Каковы ваши выводы?
Эксперты. В их заключения можно внести элемент расследования детективного плана на примере мумии Тутанхамона, который предположительно был убит.
Учитель. Чему же служило их искусство?
Эксперты. Главная задача египетского искусства – прославление власти фараона, утверждение его могущества. Красотой искусства они желали наслаждаться вечно.
Учитель. Назовите хаpaктерные черты искусства Древнего Египта.
Эксперты. Монументальность, декоративность, синтез всех видов искусства.
Учитель. Изменилась ли схема взаимоотношений человека с миром?
Ответ. Схема остается прежней. Индивидуальность человека не проявляется, правитель обладает абсолютной властью, является олицетворением божества. Условия жизни не позволяют человеку осознать себя как личность.
Учитель. Какой памятник в египетском искусстве может воплощать эти взаимоотношения природы, божественной сущности и человека?
Эксперты. Конечно, это загадочный египетский Сфинкс. Образно его смысл выразил Гегель в своем высказывании, где отметил, что “человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободно смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается из оков”.
Учитель. Итак, выходит, что рабовладельческое искусство породило следующий взгляд на мир и человека: человек – песчинка перед лицом вечности! Но если мы обратимся к искусству Древней Греции, то увидим, что отношения в обществе те же самые - рабовладельческие, но памятники искусства совершенно другие по художественному воплощению и содержанию. Что же изменилось? Каким было мироощущение древних греков? Что вам известно о богах и их облике? Послушаем очевидцев событий.
Очевидцы. Боги были похожи на людей, носили антропоморфный облик, их поведение не отличалось от человеческого, им были свойственны такие же недостатки и пороки (подтвердить примерами из мифологии). Выявить главные качества греческого искусства: мера, гармония, красота. Отсюда следует новая схема отношения человека к действительности: П = Ч = Б Человек – мера всех вещей Человек – центр мироздания
Учитель проводит опрос, задача которого состоит в том, чтобы провести его в интересной и динамичной форме:
- Какие храмы строили греки?
- Кого изображали в скульптуре?
- Каким предстает человек в скульптуре?
- Сравнить со скульптурным портретом императорского Рима.
- Почему возникло такое противоречие? (Греки изображали человека идеального, каким он должен быть, а римляне – каков он есть на самом деле).
Учитель. А что же произошло дальше? Что произошло с падением античного мира? Охаpaктеризовать эпоху средневековья по следующим параметрам:
- что нового появилось в различных сферах – экономической, социально-политической, духовной – жизни общества;
- раскрыть доминирующую роль христианства, охаpaктеризовать категории средневекового мышления;
- отразить новое средневековое мышление и мироощущение в схеме, где Бог является доминирующей частью, творцом природы и человека.
- как повлияло христианство на искусство?
- какие архитектурные стили средневековья вам известны?
- Объясните, что означают выражения: “Замок – крепость феодала, церковь – крепость Бога”. Как это отразилось в архитектуре романских и готических храмов?
- Интересен ли художникам человек? Как это проявляется в скульптуре? (Иллюстрации Шартрского портала, ангел “Реймсская улыбка”).
Учитель. Итак, человечество проделало огромный путь познания самого себя, проникнутый стремлением осознать свое место в окружающем мире. Новая эпоха властно заявляет о себе. Послушаем свидетельства очевидцев.
Очевидец. Учащийся зачитывает высказывание гуманиста Пико делла Мирандолы: “Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле”.
Учитель просит найти ключевые слова в этом высказывании, хаpaктеризующие новую эпоху. Учащиеся должны понять, что это слова “твоей внутренней воле”, то есть новая эпоха формирует новый тип человека – активного, целеустремленного, жаждущего познания и расширения представлений об окружающем мире.
Рассказ учителя об экономических изменениях в обществе, которые связаны с появлением зачатков капитализма в Италии, где был более интенсивным товаро-денежный обмен, выгодное географическое положение Италии. Вниманию экспертов предлагается карта Италии в качестве вещественного доказательства места происшедших событий. Питательной средой для формирования новых взглядов послужило искусство античности, памятники которого в избытке находились на территории Италии. Поэтому именно Италию принято считать колыбелью эпохи Возрождения. Прорыв к познанию мира, который был совершен первыми гуманистами после веков господства христианских догм, позволяет называть их “титанами эпохи Возрождения”.
Для этой части урока можно подготовить выступления учащихся с изложением нового материала, так называемые “опережающие задания”. Рассказ строится по схеме: новое в экономике – новые классы – новое мировоззрение – новые люди – новое…?, где учащиеся самостоятельно должны придти к выводу, что особенности социально-экономического и духовного развития общества определили появление нового искусства, которое не могло оставаться прежним.
Учитель. Кто же были эти “новые люди” - творцы эпохи Возрождения? Что появляется в результате их деятельности? Для сравнения с предшествующим периодом рассмотрим портреты людей Возрождения. Интересным моментом идентификации личности и определения качеств хаpaктера нового человека эпохи Возрождения является сравнение картин: Карпаччо “Рыцарь”, закованный в латы, который воспринимается как носитель ушедшего средневековья. Он замкнут в себе, отгорожен от мира тяжелыми доспехами. А рядом с ним – горделиво посаженные головы в профильном развороте персонажей эпохи Возрождения. В портретах ясно читаются черты хаpaктера: чувство собственного достоинства, утверждение ценности человеческой личности, независимость. Первыми творцами Возрождения были гуманисты. Если вновь обратиться к схематичному отражению связей человека с миром, то выстраивается таблица, в которой видны черты античного мироощущения: П = Ч = Б
Здесь следует записать в словарь новые определения слов: античность, Возрождение, Ренессанс, гуманизм. А в результате нового отношения к миру и деятельности человека появляется “новое искусство” - дописать в схему.
Учитель. Каким же будет это новое искусство? Постараемся определить его основные черты. Учащимся предлагается заполнить таблицу. Можно использовать индивидуальные или групповые формы работы с классом (по рядам) Одни отмечают особенности средневекового искусства, другие - искусства эпохи Возрождения. Это задание можно выполнить путем сравнения средневековой иконы и “Мадонны Бенуа” Леонардо да Винчи.
Хаpaктерные черты в искусстве |
Средние века |
эпоха Возрождения |
Принцип изображения | Условность | “Окно в мир” |
Тематика изображений | Определяет христианство | Научное познание мира |
Взаимоотношение видов искусства | Архитектура - ведущий вид искусства | “Живопись - царица искусства” |
Система жанров | Синтез видов искусства, подчинение архитектуре | Обособление жанров: исторический, портрет, пейзаж |
Отношение к творчеству | Анонимность, коллегиальность | Авторские работы, черты индивидуального творчества |
Взгляд на природу творчества | Проникновение в божественную сущность | Художник подобен Творцу |
Заключение. Итоги и выводы.
Учитель. Итак, вернемся к центральному вопросу нашего независимого расследования “Что увидел Леонардо?” и обобщим изыскания:
- мир предшествующий – пещера – темен и мрачен;
- чудесное, которое хотел он изведать, свет, который забрезжил впереди, - современность - новая эпоха, которую назовут эпохой Возрождения;
- человек оказывается в центре внимания гуманистов. Человек – центр мироздания и мера всех вещей.
В конце можно задать еще один вопрос, чтобы раскрыть связи эпохи Возрождения с современностью. Может быть, все находки и открытия тех далеких времен устарели и не нужны в современном мире? Учитель с помощью наводящих вопросов подводит к основному выводу занятия. Общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм как система воззрений, проникнутых любовью к человеку, уважением к его достоинству и провозглашающих благо человека высшей целью и заботой государства. В эпоху Возрождения, словно в фокусе, сошлись самые высокие мысли и представления о назначении человека и в этом заключается ее непреходящее значение для мировой художественной культуры.
Чтобы поддержать интерес учащихся до завершающего момента занятия, в заключение предлагается игра “Черный ящик”. Учитель задает вопрос: чтобы получить “это”, нужно взять землю, смоченную водой, или смешать глину с кровью. Иногда “это” получают из глаза, а иногда достаточно одного прикосновения руки. Что “это”?
Ответ. Человек. Описание его сотворения по греческим мифам, шумерским легендам, египетским мифам и библейским сказаниям. В шкатулку можно вложить репродукции с греческой вазописи, Микеланджело “Сотворение Адама”, изображение современного человека – фотографию. Таким образом, тематика урока выдерживается вплоть до завершающего игрового элемента.
Литература
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. – М.: ООО “Издательский дом “Магистр Пресс”, 2001. – 240 с.
- Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, часть I. – СПб.: СпецЛит., 1999. – 319 с.
- Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
- Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
18 03 2024 21:44:10
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
17 03 2024 14:39:16
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
16 03 2024 14:50:41
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
15 03 2024 15:42:49
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
14 03 2024 10:56:13
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
13 03 2024 8:28:48
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
12 03 2024 18:41:59
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
11 03 2024 23:33:59
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
10 03 2024 6:29:43
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
09 03 2024 12:42:32
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
08 03 2024 22:15:21
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
07 03 2024 2:29:24
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
06 03 2024 18:54:42
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
05 03 2024 20:44:12
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
04 03 2024 11:35:55
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
03 03 2024 16:13:17
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
02 03 2024 1:47:48
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
01 03 2024 15:55:41
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
29 02 2024 21:17:35
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...
28 02 2024 10:15:37
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
27 02 2024 2:10:49
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
26 02 2024 6:32:20
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
25 02 2024 11:31:29
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
24 02 2024 7:36:38
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
23 02 2024 2:38:55
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
22 02 2024 6:59:13
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
21 02 2024 1:20:19
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
20 02 2024 18:42:50
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
19 02 2024 21:10:36
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
18 02 2024 5:18:24
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
17 02 2024 6:41:35
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
16 02 2024 10:13:10
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
15 02 2024 18:38:40
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
14 02 2024 3:26:24
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
13 02 2024 1:25:25
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
12 02 2024 3:51:29
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
11 02 2024 10:23:24
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
10 02 2024 11:54:28
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
09 02 2024 13:32:27
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
08 02 2024 23:48:10
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
07 02 2024 14:23:51
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
06 02 2024 3:58:32
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
05 02 2024 1:19:15
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
04 02 2024 19:52:13
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
03 02 2024 1:20:44
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
02 02 2024 7:55:22
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
01 02 2024 7:11:20
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
31 01 2024 4:49:25
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
30 01 2024 14:47:59
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
29 01 2024 8:32:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::