Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади
Цели урока:
- показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение восстания декабристов на Сенатской площади;
- развивать творческое мышление учащихся;
- воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления.
Оборудование: учебник § 8-9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади”
Ход урока
I. Организационный период.В начале урока учитель называет тему семинара, цель. Объясняет ход урока: перечисляет вопросы в той последовательности, как будут рассматриваться учащимися (вопросы желательно написать на доске).
II. Изложение материала.
Вопросы:
- Возникновение Северного и Южного обществ. “Конституция” Н.М.Муравьева.
- “Русская правда” П.И.Пестеля.
- Cмepть Александра I. Междуцарствие.
- Декабристы на Сенатской площади.
- Историческое значение движения декабристов. А.С.Пушкин о восстании на Сенатской площади.
Помним, что когда учащиеся отвечают на вопрос “Декабристы на Сенатской площади”, они пользуются поисковым материалом (который подготовили) о декабристах, чьи биографии связаны с тем краем, где проводится урок. С Камчаткой связано имя Владимира Ивановича Штейнгеля. В.И.Штейнгеля (1783-1862) привезли на Камчатку полугодовалым ребенком. Отец его был назначен капитан-исправником Нижне-Камчатского острога. Отец, прямой и честный человек “встал на сторону камчадал”. На всю жизнь запомнил Штейнгель общение с обыкновенными камчатскими жителями-мореходами, охотниками, промышленниками. Позднее он писал о них: “…смелые, предприимчивые промышленники на таких судах и с такими кормчими, говоря словами Ломоносова, более дерзостью, нежели счастьем предводимые, вступали в обладание океана и ярких ветров. Оставляя за собой туманное море Охотское, они пробирались по грядам Курильских и Алеутских и производили промыслы”. Вновь Владимир Иванович очутился на Камчатке уже в 1805 году. За его плечами к тому времени были Морской кадетский корпус, где он учился с будущем первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, плавания по Балтийскому и Северному морям, посещения Голландии и Англии. На Камчатку из Охотска Штейнгель доставил провиант для экспедиции И.Ф.Крузенштерна. В письме в 1811 году Крузенштерн поддержал его мысли о Камчатке и заверил, “что участь местных жителей будет облегчена”. Штейнгель участвовал в Отечественной войне 1812 года, за боевые подвиги был награжден орденами, участвовал в восстановлении сожженной Москвы. Владимир Ивановия горячо протестовал против крепостного права, писал “о возможности уничтожить в нашем Отечестве гнусную продажу людей, не негров - россиян”. Знакомство с декабристами, а особенно с К.Ф.Рылеевым, побудило Штейнгеля вступить в Северное общество. По просьбе Рылеева он составил “Манифест к русскому народу”. Штейнгель – активный участник подготовки восстания. Приговоренный к 20 годам кат opги, Штейнгель разделил судьбу товарищей по тайному обществу, отправленных “во глубину сибирских руд”. Возвратился Владимир Иванович из Сибири в 1856 году. Живя в Петербурге, опубликовал ряд работ по исследованию и освоению Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Русской Америки.
По ходу рассмотрения темы, учитель задает учащимся вопросы, чтобы помочь проанализировать события.
- Почему М.Муравьев-Апостол говорил: “Мы были дети 1812 года”
- Что общего было в программах Северного и Южного обществ? Чем отличалось содержание документов?
Учитель подчеркивает, что общества декабристов выдвигали сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, но почему восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение?
После выступления учащихся по вопросу “Декабристы на Сенатской площади”, учитель предлагает провести разбор причин поражения. Учащиеся называют и записывают в тетрадь.
- Срыв первоначального плана восстания
- Оторванность от народа, боязнь обратиться к народу на площади
- Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания
- Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск
- Недостатки в подготовке восстания
- Выжидательная тактика, нерешительность восставших.
Выслушав рассказ учащихся о расправе царизма с декабристами, можно задать вопрос: “Почему Николай I так жестоко поступил с представителями дворянства?”
Говоря об историческом значении, учащиеся отмечают широкую популярность политических стихов А.С.Пушкина, его отношение к друзьям-декабристам. Читают стихи А.С.Пушкина “Арион, “Во глубине сибирских руд…”, воспоминания о П.И.Пестеле “…Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю”, о сходах у “умного и пылкого” Никиты Муравьева, строки из писем К.Рылеева и И.Пущина Александру Сергеевичу.
На вопрос учителя “Что связывало А.С.Пушкина (и от чего он не отказался) со многими декабристами, несмотря на то, что политические взгляды поэта и члeнов тайных обществ нередко разнились?”, учащиеся, как правило, приходят к мысли, что крепкая дружба связывала Александра Сергеевича с декабристами.
Обобщая выступления, учащиеся записывают в тетради основные положения значения движения декабристов.
- Движение декабристов было первым революционным выступлением против самодержавия
- Движение декабристов было исторически закономерным и глубоко прогрессивным
- Движение декабристов было глубоко патриотичным
- Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа
- Движение декабристов оказало огромное влияние на освободительную борьбу в России. По словам Герцена “пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”, которое прямо осознало свою связь с декабристами.
Александр I
Н.М.Муравьёв
Николай I
П.И. Пестель
III. Закрепление материала.
Задание: составить тест к теме “Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади” (6 заданий).
IV. Домашнее задание.
Повторить: учебник § 8-9.
Литература:
- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХVIII-ХIХ века. М., 1994
- Киянская П.И. Пестель. М., 2006.
- Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
- Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Петропавловск-Камчатский, 1992.
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
28 03 2024 20:57:40
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
27 03 2024 17:35:50
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
26 03 2024 10:54:49
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
25 03 2024 13:54:20
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
24 03 2024 17:58:16
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
23 03 2024 18:42:39
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
22 03 2024 15:56:19
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
21 03 2024 3:11:54
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
20 03 2024 1:20:24
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
19 03 2024 0:16:40
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
18 03 2024 1:32:27
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
17 03 2024 4:42:48
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
16 03 2024 22:48:25
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
15 03 2024 6:16:34
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
14 03 2024 21:18:50
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
13 03 2024 22:14:30
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
12 03 2024 3:17:18
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
11 03 2024 23:45:34
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
10 03 2024 18:54:12
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
09 03 2024 22:16:33
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
08 03 2024 1:43:27
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 03 2024 9:47:34
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
06 03 2024 9:42:55
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
05 03 2024 11:28:54
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
04 03 2024 7:24:58
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
03 03 2024 16:20:56
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
02 03 2024 8:44:13
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
01 03 2024 4:16:11
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
29 02 2024 10:48:27
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
28 02 2024 4:26:17
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
27 02 2024 19:18:16
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
26 02 2024 2:30:28
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
25 02 2024 20:17:29
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
24 02 2024 20:34:10
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
23 02 2024 17:49:35
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
22 02 2024 2:41:46
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
21 02 2024 14:57:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
20 02 2024 2:51:55
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...
19 02 2024 22:47:32
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
18 02 2024 18:37:48
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
17 02 2024 8:43:12
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
16 02 2024 22:46:19
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
15 02 2024 1:21:29
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
14 02 2024 7:48:27
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
13 02 2024 8:59:45
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
12 02 2024 21:23:32
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
11 02 2024 16:39:45
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
10 02 2024 18:55:18
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
09 02 2024 19:47:25
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
08 02 2024 13:30:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::