Внеклассное мероприятие по литературе и истории "Живая память о былом"
Ведущий 1: Что такое счастье?
Ведущий 2: Счастье – это радость.
Ведущий 3: Счастье - это свет, тепло.
Ведущий 4: Счастье - это когда нет войны.
Ведущий 1: Нет войны… А что значит война?
Ведущий 2: Война – это страх, голод, разруха.
Ведущий 4: Ужас войны наш народ испытал на себе 22 июня 1941 года, когда в 4 часа утра без объявления войны воины фашистской Германии перешли границу нашей Родины.
(«Священная война» 55 сек.)
Ведущий 3:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы,
А к мёртвым, выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Ещё кого-то, кого нет …
И ставит, ставит обелиски.
Ведущий 1: Во всех крупных сражениях ВОВ, там где было особенно трудно, где зачастую решались судьбы военных операций, самое активное участие принимали сибирские воинские соединения.
Ведущий 2: В битве под Москвой прославились 178-я и 362-я стрелковые дивизии. Сальной называли на северо-западном фронте 364-ю стрелковую дивизию, сформированную в Омске. Её войны храбро сражались под Синявино и Тосно, защищая Ленинград.
Ведущий 3. В июле 1942 года была сформирована 75-я отдельная добровольческая стрелковая бригада. Только за первые десять дней её формирования от жителей Омска поступило 15957 заявлений. В составе бригады, а затем 65-й гвардейской дивизии омичи с боями дошли до Берлина.
Ведущий 4: Беспощадно били врага на фронтах Великой Отечественной 382-я стрелковая, 49-я и 77-я кавалерийские дивизии. 70-я отдельная морская бригада, другие омские воинские формирования.
Ведущий 1: Суровое испытание на прочность выдержала в огненном Сталинграде наша знаменитая 308-я дивизия, которой комaндовал бывший начальник Омского пехотного училища Леонтий Николаевич Гуртьев.
Ведущий 2: 2 октября 1942 года она прибыла в Сталинград и сходу вступила в бой . Фашистская авиация по 10-12 часов в день бомбила рубежи дивизии, но сибиряки выстояли.
Ведущий 3: Они уничтожили 21 тысячу солдат и офицеров противника, подбили и сожгли 143 танка, 32 артиллерийских орудия, большое количество другой боевой техники.
Ведущий 4: здесь совершил свой беспримерный подвиг омич Матвей Путилов. Cмepтельно раненый, он в зубах зажал концы оборванного провода и тем самым обеспечил связь своему подразделению . Его катушка, пробитая пулями, хранится как дорогая реликвия в Центральном музее Советской Армии.
Мы привыкли сражаться сурово,
Боевая нам честь дорога
Сибиряк – грозное слово
Трепетать заставляет врага.
Ведущий 1: Эти строки из тех огненных лет хорошо показывают хаpaктер воина-сибиряка.
Ведущий 2: Шестьдесят пять раз мирные майские грозы прошумели над Россией, словно салютуя подвигу советского народа.
Ведущий 3: Мир – главная победа минувшей войны. Именно за мир заплачена такая невероятно высокая цена-миллионы человеческих жизней.
Ведущий 4: В этой войне не было рядовых. Победа возвеличивала всех: от солдата до маршала. И в памяти поколений они всегда останутся легендарными героями, спасшими мир от фашизма.
Пронеслась она просто мгновенно
Не воротишь, не крикнешь: «Постой!»
А была моя юность военной,
Беспокойной была и крутой …
Ничего её нету дороже,
И, когда бы вернулась она,
Я бы вновь её так же и прожил –
Мне другая судьба не нужна.
Ведущий 1: Нашему поколению выпало счастье жить рядом с героями войны . И наша, только наша память должна передать в грядущее образ великих солдат эпохи.
СЦЕНА 1 («Журавли» 30 сек.)
Ведущий 2: Солдаты Великой Отечественной войны ! Вы слышите нас ?
Солдаты: Слышим !
Фугенфиров: Кто звал нас ?
Ведущий: Мы – ребята 21 века! Хотим поговорить с вами!
Фугенфиров: Но нас уже нет. Я, Семён Фугенфиров, погиб в 42-м году под Сталинградом, сражался на заводе «Баррикады». Немцам удалось окружить цех, где находился штаб полка, был приказ любой ценой спасти боевое знамя и документы. Знамя было у меня, и нужно было отходить. Немцы хотели взять меня живым, а у меня патроны кончились, и осталась последняя граната. С ней я прыгнул вниз, на немцев.
Ведущий: Герою Сталинграда Семёну Фугенфирову было 25 лет.
Худенко: Я, Николай Худенко, погиб в 43-м году в Кировоградской области. Мы, бронебойщики, вели бой с фашистскими танками. И счёт был в нашу пользу, их уже около десяти горело у наших позиций! Помню, написал матери: «Жди меня с победой!». А танки шли и шли, и один… Он опередил меня на долю секунды…
Ведущий: Герою Советского Союза Николаю Худенко было 19 лет.
Путилов: Я, Матвей Путилов, учился в Омском электротехническом техникуме и сразу – на фронт, в Сталинград. Шли бои на заводе «Баррикады». Оборвалась связь комдива Гуртьева с 339-м полком, нужно было срочно восстановить. Я подхватил провод и – вперёд, где полз, где бежал, а стрельба, стрельба … Когда руку перебило, полз, уже увидел обрыв, перебило вторую руку. Тогда я зажал зубами концы провода…
Ведущий: Герою Сталинграда Матвею Путилову было 19 лет.
Бенеш: Я, Николай Бенеш, с отличием окончил в декабре 1942 г. Омское военное пехотное училище имени Фрунзе и – на фронт, комaндиром миномётного взвода. Миномётчики везде нужны. Бился на Курской дуге, подошли к Днепру, форсировали и били фашистов, гнали их с родной земли. За Днепр мне присвоили звание Героя Советского Союза. Ребята говорили – везучий. Только 20 лет, а уже Герой Советского Союза. И полк наш был Гвардейским. Уже на Львовском направлении сражались. Было лето. Маме письмо успел написать, что гоним фашиста на запад, что победа близка…
Ведущий: Герой Советского Союза Николай Бенеш погиб 18 июля 1944 г. Ему был 21 год.
Карбышев: Я, Дмитрий Карбышев. Зловещий фашистский лагерь Маутхаузен. Много видел этот лагерь cмepти. Но такого ещё не было. К ночи температура воздуха резко понизилась, ветер залютовал. А люди стояли гoлыми. Среди обречённых было много детей. Своими согнутыми от холода телами взрослые прикрывали детей, прижимались друг к другу, чтобы нещадный мороз уносил как можно меньше жертв. Потом всех загоняли в душевые, под горячие струи, а оттуда снова на мороз. Так повторялось трижды. Десятки узников уже лежали скошенные cмepтью. Стоял 12-тиградусный мороз. Фашисты стали поливать ледяной водой людей…
Ведущий: Карбышев медленно покрывался льдом.
Карбышев: Бодрей, товарищи, думайте о Родине, и мужество не покинет вас!
Ведущий: Жизнь его оборвалась, но предcмepтные слова генерала Д.М. Карбышева поддержали людей. Дошли до нас. Без мольбы о пощаде, без криков ужаса, этот человек превратился в льдину.
Ведущий:
Как плачет мать о сыновьях
Земля о нём скорбит
Сними фуражку, встань, солдат!
Здесь Карбышев убит.
Цуканова: Я, Маша Цуканова, санитарка 335 – го отдельного батальона морской пехоты. Мы высадились в корейском порту Сейсин. Двое суток шли бои с самураями за сопку. Было много раненых. Я всё перевязывала, перевязывала… Враги не взяли бы меня, если бы не тот снаряд … Я потеряла много крови. Я не сказала им ничего.
Ведущий: Герой Советского Союза Мария Цуканова погибла у корейского порта Сейсин 14 августа 1945 г., ей было 22 года.
(«Журавли» 30 сек.)
Ведущий:
В тот самый день, когда окончилась война
И все стволы гремели в честь салюта
В тот день на торжестве была одна
Особая для наших душ минута
Ревела нам стволом горячим сталь
Что нам уже не числиться в потерях,
И, кроясь дымкой, он уходит в даль,
Заполненный товарищами берег.
СЦЕНА 2
Ведущий: Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Маленькие герои большой войны.
Ада: Я, Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я маленькая, но знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Дорогой редактор, напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали свои деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.
Иван: Меня зовут Иван Егоров. Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальто. Деньги сдам на танк.
Ведущий: (из-за кулис) Верховный Главнокомaндующий СССР Сталин писал: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 тыс. 886руб., мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Танк был построен, и воевала на нем сержант 56 –й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность, а затем была награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.
Ведущий: Нелегкой была жизнь в сибирском тылу. Безрадостным было детство. Годы войны остались чёрным пятном и запомнились на всю жизнь. В двенадцать лет работали наравне со взрослыми. Боронили, пахали, убирали сено, хлеб молотили, зимой в лютые морозы возили корм скоту и дрова для школы. Голодали. Для еды собирали колоски, мёрзлую картошку.
СЦЕНА 3
(Таймер 25 сек.)
Ведущий:
За далёкие пригорки
Уходил сраженья жар,
На снегу Василий Тёркин,
Неподобранный лежал.
Снег под ним, набрякший кровью,
Взялся грудой ледяной.
Cмepть склонилась к изголовью:
Cмepть:
Ну, солдат, пойдём со мной,
Я теперь твоя подруга,
Недалёко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.
Ведущий:
Дрогнул Тёркин,
Замерзая на постели снеговой.
Тёркин:
Я не звал тебя, Косая,
Я солдат ещё живой!
Cмepть:
Помню, помню, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу,
Ты живой, да не жилец.
Мимоходом тенью cмepтной
Я твоих коснулась щёк,
Для тебя и незаметно,
Что на них сухой снежок.
Моего не бойся мpaка,
Ночь поверь не хуже дня.
Тёркин:
А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня ?
Cмepть:
Нужно мне…такую малость,
Ну почти что ничего,
Нужен знак один согласья,
Что устал ты жизнь беречь,
Что о cмepтном молишь часе.
Тёркин: Сам, выходит, подпишись?
Cмepть: Ну, что же, подпишешь и на покой
Тёркин: Нет, уволь, себе дороже…
Cмepть:
А, смотри-ка, дело к ночи,
На мороз горит заря.
Я к тому, чтоб мне короче
И тебе не мёрзнуть зря.
Тёркин: Потерплю.
Cмepть:
Ну что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело…
Вижу, веришь. Вот и слёзы,
Вот уж я тебе милей.
Тёркин:
Врёшь, я плачу от мороза,
Не от жалости твоей.
Cмepть:
Что от счастья, что от боли –
Завилась позёмка в поле,
Нет, тебя уж не найдут…
И зачем тебя, подумай,
Если кто и подберёт,
Пожалеешь, что не умер
Здесь на месте без хлопот…
Тёркин:
Шутишь, cмepть, плетёшь тенёта…
Мне как раз пожить охота,
Я не жил-то ещё…
Cмepть:
А и встанешь, толку мало,
А и встанешь – всё сначала:
Холод, страх, усталость, грязь,
Ну-ка, сладко ли, дружище,
Рассуди-ка, в простате
Тёркин:
Что судить! С войны не взыщешь
Ни в каком уже суде.
Cмepть:
А тоска, солдат, в придачу:
Как там дома, что с семьёй?
Тёркин:
Вот уж выполню задачу –
Кончу немца – и домой
Cмepть:
Так. Допустим. Но тебе-то
И домой к чему прийти?
Догола земля раздета
И разграблена, учти.
Всё в забросе.
Тёркин:
Я работник. Я бы дома в дело вник.
Дом разрушен. Я и плотник.
Печки нету. Я печник.
Я от скуки на все руки.
Буду жив – моё со мной!
Cмepть:
Дай сказать ещё старухе:
Вдруг придёшь с одной рукой?
Иль ещё каким калекой, –
Сам себе и то постыл…
Ведущий:
И со cмepтью Человеку
Спорить стало выше сил,
Истекал уже он кровью,
Коченел, – спускалась ночь.
Тёркин:
При одном моём условье,
Cмepть, послушай… я не прочь,
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце её, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных?
И как выйдут на крылечко-
Cмepть, а cмepть, ещё мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка…
Cмepть: Нет не дам.
Тёркин:
Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат ещё живой.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.
Cмepть:
Погоди, резон почище
Я найду – подашь мне знак
Теркин: Стой, идут за мною. Ищут из санбата.
Cмepть: Где, чудак?
Тёркин: Вон, по стёжке занесённой.
Cмepть: Из комaнды похоронной.
Тёркин: Всё равно, живой народ.
1-й солдат:
Вот ещё остался воин
К ночи всех не уберём.
2-й солдат:
А и то, устали за день,
Доставай кисет, земляк.
На покойничке присядем
Да покурим натощак.
Тёркин:
Прогоните эту бабу,
я солдат ещё живой.
1-й солдат: Вот так штука!
2-й солдат: Верно, штука – жив солдат!
1-й солдат: Что ты думаешь?
2-й солдат: А ну-ка, понесли его в санбат!
1-й солдат: Еле- еле, душа в теле.
Тёркин: Шутки, что ль, зазяб совсем.
2-й солдат:
А уж мы тебя хотели,
понимаешь, в наркомзем.
1-й солдат:
Не толкуй, заждался малый,
вырубай шинель во льду. Поднимай.
Cмepть:
Я, однако, в след пойду.
Земляки – они к работе
Приспособлены к иной,
Врёте, растрясёте – и ещё он будет мой.
1-й солдат: Понесли, терпи, дружок.
Cмepть:
До чего они живые, меж собой свои – дружны,
По тому и с одиночкой сладить надобно суметь
Нехотя даёшь отсрочку.
Ведущий: И, вздохнув, отстала cмepть.
(«Бери шинель…» 25 сек.)
СЦЕНА 4
Санитарка:
За одним эшелоном другой эшелон.
И носилки, носилки на омский перрон.
Не перрон, а тяжелый и сдавленный стон
Не перрон, а дурной затянувшийся сон.
У встречающих – в горле застывший комок.
У встречающих – слёзы закрыть на замок!
Эти парни без рук.
Эти парни без ног.
Эта боль, что свила человека в клубок.
Помнишь! Улица Ленина.
Шорохи шин, бесконечный поток санитарных машин.
Город встретил защитников русских полей
Напряженной работой госпиталей.
1-й солдат: Меня сюда привезли из под Сталинграда. Я служил в 308-й дивизии под руководством Гуртьева. Дивизия эта была в Омске сформирована. Боевые ребята в неё подобрались. Не дивизия – гранитный утёс. Шутка ли сказать – 19 Героев Советского Союза в ней служат. Друг у меня был-матвей Путилов. Он до войны здесь, в Омске, в техникуме учился, но погиб он. А меня вот ранило.
2-й солдат: Наверное, вы все приметы солдатские соблюдаете? Я вот многие знаю, поэтому, наверное, ещё живой.
3-й солдат: Что за приметы?
4-й солдат: Чтобы тебя не ранило на фронте, надо письмо или фотокарточку любимой носить у сердца. Тогда эта фотокарточка отведёт пулю.
2-й солдат: А я слышал, что такой же силой обладает стихотворение Симонова «Жди меня». Но его нужно обязательно переписать от руки и носить только у сердца.
4-й солдат: Ещё одна примета есть: надо перед боем надевать чистое бельё. Я, когда в бой иду, обязательно переодеваюсь.
3-й солдат: Я тоже примету знаю, очень правильную: перед тем как идти в бой, не надо есть. И понятно почему: могут ранить в живот.
1-й солдат: А мы перед боем прощаемся с друзьями, потому что неизвестно, что случится с нами. Мы можем потерять друг друга. Поэтому перед боем раздаём друг другу адреса, чтобы было кому потом сообщить о случившемся.
4-й солдат: У нас в роте считается, что перед боем нельзя материться. Во время боя. Тут - да, можно, а перед боем - нельзя.
2-й солдат: Доктор, скоро меня выписывают, а города я так и не видел, одни сугробы за окном. Как тут люди живут?
Санитарка: Жизнь в городе течёт нормально. Заводы работают полным ходом. Омская область часто упоминается по радио, в центральных газетах. Шумно и людно на улицах. В трамваях – жуткая толчея, трудно и влезть и вылезти. Все кино и театры переполнены, билеты надо брать за неделю вперёд. Введены поздние сеансы, с 11 часов вечера. Из Москвы театр имени Вахтангова эвакуировался, спектакли в нашем драмтеатре показывают. Работает театр миниатюр, недавно была в нём. Помещение не отапливается, все сидят в шубах, но артисты хорошо играют.
3-й солдат: Я бы не отказался посмотреть концерт.
Санитарка: Товарищи, вас пришли приветствовать тимуровцы из подшефной 138-й школы.
Тимуровцы:
1-й:
Мы, тимуровцы, юный горячий народ,
Мы недаром сегодня пришли.
Пусть наш пламенный голос тоже дойдёт
До защитников нашей земли.
2-й:
С новой силой, Красная Армия, бей
Ненавистных зверей до конца,
Кто у сверстников наших, таких же детей,
Отнял детство, и мать, и отца.
3-й: Дорогие товарищи! Широко по всей стране развернулось тимуровское движение. Мы, тимуровцы омских школ, пришли сюда со следующим боевым донесением.
4-й: Тимуровцы нашей школы обслуживают 288 семей фронтовиков, 850 учебников собрано нами, для школьников освобождённых районов, 5 тонн чёрного металла сдано нами государству, а вам, товарищи раненые, мы хотим показать небольшой тимуровский концерт.
Частушки тимуровцев:
Заиграй, гармонь, под пляску
Задаём фашистам встряску, –
Зарекутся навсегда
Лезть на наши города.
Лез к Москве фашист-насильник
Через надолбы и рвы
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы
Всё морошка да морошка,
Да никак не виноград,
Есть для Гитлера дорожка,
Да никак не в Ленинград.
Гитлер вздумал угоститься –
Чаю тульского напиться,
Зря Дypaк позарился –
Кипятком ошпарился.
Наша армия и флот –
Безопасности оплот,
За геройство и за доблесть
Любит армию народ!
СЦЕНА 5
(«Тёмная ночь» 45 сек.)
Ведущий: На передовой шли бои, а в тылу ждали вестей с фронта - скромных треугольников. Письма, приходившие от бойцов, зачитывались вслух близкими и знакомыми.
(Деревенская изба. Стол. За столом мать и четверо ребятишек. На другом конце сцены отец в землянке пишет письмо.)
Ведущий: Помню: Настя читает, мать сидит за столом и с письмом начинает разговор, как с отцом.
Отец: «Добрый день или вечер!» –
Ведущий: Пишет с фронта отец.
Мать:
Вечер, родненький, вечер.
Вся семья наша здесь.
Нынче вечер погожий –
Ветерок по логам…
Отец:
«Жив-здоров
И того же я желаю и вам».
Мать:
Помаленечку, Федя,
слава богу, живём.
И поправились дети,
и хозяйство ведём…
Отец: «Я теперь не на фронте, –
Ведущий: Дальше пишет отец, –
Отец:
А в хозяйственной роте,
Снова, значит, кузнец.
Дела много. И строго
Даже в кузнице тут».
Мать:
Ничего, слава богу,
Может быть не убьют…
Отец:
«Если помнишь,
В Бертени
Кучерявый такой
Жил Сафронов Арсений,
Передай, что живой.
Были ранены вместе,
А теперь вот вдвоём
По железу, по жести
Славно дело ведём.
Как там сами живёте?
Как Натолька – окреп?
Есть ли что в огороде?
Уpoдился ли хлеб?»
Мать:
Есть для хлеба основа –
Дождь пошел поливать…
Отец:
«Слышишь, Марья, корову
Не надумай продать!
Без коровушки, знаешь,
Будет голодно вам
Как-то зиму промаешь…»
Мать: Хорошо не продам…
Ведущий:
Я письмо это слышу,
Слышу мамин рассказ.
А отец – будто вышел
И вернётся сейчас.
(Горн 39 сек.)
На сцену выходят все участники композиции.
– Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок. Мой и твой
– Я не хочу, чтоб голос Ленинграда
Коснулся нас блокадною рукой
– Я не хочу, чтоб доты обнажились
Как paковая опухоль Земли,
– Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
– Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
– От гари, пепелищ и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А ни на миг!
(«Хотят ли русские войны» 50 сек.)
Ведущий:
Вспомним их поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым.
И ложатся цветы
На гранитные плиты,
Нет! Никто не забыт!
И ничто не забыто!
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
18 03 2024 16:20:40
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
17 03 2024 13:56:22
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
16 03 2024 23:10:49
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
15 03 2024 22:22:45
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
14 03 2024 19:39:44
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
13 03 2024 16:47:18
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
12 03 2024 9:19:58
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
11 03 2024 21:44:34
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...
10 03 2024 15:50:52
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
09 03 2024 22:39:17
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
08 03 2024 22:48:44
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
07 03 2024 4:20:47
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
06 03 2024 4:19:19
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
05 03 2024 12:30:11
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
04 03 2024 2:41:38
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
03 03 2024 1:50:34
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
02 03 2024 1:55:21
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
01 03 2024 16:45:28
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
29 02 2024 21:26:37
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
28 02 2024 5:42:15
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
27 02 2024 13:24:49
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
26 02 2024 15:58:46
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...
25 02 2024 3:56:30
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
24 02 2024 9:56:49
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
23 02 2024 4:33:22
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
22 02 2024 19:18:38
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
21 02 2024 13:16:22
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
20 02 2024 8:17:13
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...
19 02 2024 20:11:34
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
18 02 2024 1:43:43
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...
17 02 2024 3:49:49
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
16 02 2024 14:30:40
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
15 02 2024 17:17:41
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
14 02 2024 9:15:31
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
13 02 2024 8:10:35
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
12 02 2024 22:27:22
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
11 02 2024 16:31:26
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
10 02 2024 16:40:29
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
09 02 2024 14:51:49
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
08 02 2024 7:42:56
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
07 02 2024 7:31:28
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
06 02 2024 23:12:58
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
05 02 2024 7:12:18
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
04 02 2024 23:46:49
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
03 02 2024 17:35:11
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
02 02 2024 19:55:54
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
01 02 2024 12:48:28
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
31 01 2024 23:43:40
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
30 01 2024 20:33:12
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
29 01 2024 20:49:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::