История для молодежи    

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Цели:

  1. способствовать формированию представления учащихся об особенностях социально-политического развития России 1907-1913гг.; о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах столыпинских реформ;
  2. способствовать развитию аналитического мышления, интерпретационных умений учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным текстом, документами, работы в группе;
  3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • карта «Российская империя в 1907-1914 гг.», атласы;
  • Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.История России ХХ – начало ХХI века»;
  • проектор, экран;
  • рабочие листы с вопросами, заданиями, документами.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

  • подготовить сообщение о П.А. Столыпине (1 человек),
  • подготовить сообщение о реформах П.А. Столыпина (кроме аграрной, 1 человек).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации и определение целей урока.
  3. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
  4. Изучение нового материала.
    1. П.А. Столыпин и его политика.
    2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
    3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.
    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома)

Основные понятия: военно-полевые суды, прогрессивная партия, переселенческая политика, отруб, хутор, локаут.

Важнейшие события: III и IV Государственные думы, аграрная реформа П.А. Столыпина, Ленский расстрел.

Основные даты:

  • 1906 г. 19 августа – указ о введении военно-полевых судов,
  • 1906 г. – начало аграрной реформы П.А. Столыпина,
  • 1907-1912 гг. – работа III Государственной думы,
  • 1912 г. – расстрел рабочей демонстрации на Ленских приисках,
  • 1912-1917 гг. – работа IV Государственной думы
  1. Первичное закрепление материала.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение задач урока.

Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Как изучить, понять со всей объективностью реформаторский курс сегодняшнего руководства страны?

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Реформы П.А. Столыпина, проводимые в начале ХХ века – один из таких примеров.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки. Определение задач урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

Объясните термины: военно-полевые суды, Прогрессивная партия, хутор, отруб, переселенческая политика, локаут.

IV. Изучение нового материала.

1. П.А. Столыпин и его политика.

Вопросы:

  • Какое событие и почему явилось завершением революции 1905-1907 гг.?
  • Почему это событие вошло в историю как третьеиюньский государственный переворот?

Вступительное слово учителя: Одновременно с роспуском II Государственной думы был принят новый избирательный закон. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы вообще были лишены представительства. Акты 3 июня 1907г. были грубыми нарушениями Манифеста 17 октября. Главным архитектором «Третьеиюньской» политической системы являлся П.А. Столыпин.

Сообщение учащегося о П.А. Столыпине (2 мин.)

Вопрос: Как определял свой политический курс П.А. Столыпин?

Организация работы учащихся с текстовым материалом с. 53-56 учебника.

После просмотра организуется обмен мнениями о политическом курсе Столыпина.

Особо выделяется сравнение состава III Государственной думы с предыдущими ( Приложение 1, Рабочий лист 1. Таблица «Состав депутатов I, II, III Государственных дум»)

Вопросы:

  • Сравни сословный и партийный состав III Государственной думы с предыдущими. Сделайте вывод. (Дума утратила свой демократический характер, она стала буржуазно-помещичьей)
  • Чем еще III государственная дума отличалась от предыдущих? (оппозиция правительству составляла меньшинство). Почему?
  • На какие политические силы в думе Столыпин мог опираться при проведении репрессивных мер? (монархисты, октябристы)
  • Какие политические силы могли поддержать Столыпина в проведении реформ? (либералы, кадеты, прогрессисты)
  • Добилось ли правительство своих целей, изменив избирательный закон? Сделайте вывод.

III Государственная дума была «послушной», управляемой со стороны власти. Столыпин умело манипулировал настроениями думцев, обеспечивая поддержку большинству своих начинаний. В III Государственной думе действовал «октябристский маятник». «Союз 17 октября» стал партией, поддержавшей П.А. Столыпина.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Слово учителя: Жесткая политика правительства в отношении революционного движения в основном принесла желаемый результат. Левые партии оказались обескровлены арестами или эмиграцией лидеров, а также внутренними раздорами. Однако Столыпин не собирался ограничивать свою деятельность исключительно репрессивными мероприятиями. С первых же месяцев работы в качестве главы правительства он разрабатывает и пытается осуществить широкую программу реформ.

Проблемный вопрос: Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к проведению реформ, а не наоборот?

Беседа с учащимися, подведение их к выводу: для Столыпина было очевидно, что революция вызвана не «происками смутьянов», а реальными проблемами развития страны. Подавление революции эти проблемы само по себе не решило. Значит, либо в России будет сохраняться угроза новой революции, либо само правительство должно заняться решением проблем страны.

Учитель: П.А. Столыпин был крупным реформатором, он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди развитых стран мира. Но главные свои усилия он направил на изменение общинного уклада русской деревни – аграрную реформу.

Основные цели реформы:

  • создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;
  • развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;
  • образование широкого рынка для промышленности;
  • переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Далее изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материала с.56-58, ознакомления с содержанием документов (Приложение, Рабочие листы 2-4)

Задание учащимся:

  • Выделите основные направления аграрной реформы;
  • Интерпретируйте содержание каждого направления;
  • Подведите итоги аграрной реформы.

Обсуждение с учащимися выполненных заданий.

Учитель подводит к выводу: Аграрная реформа не была реализована полностью, так как проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. «20 лет покоя» не было: вскоре начнется Первая мировая война и революции;

Реформа укрепила позиции богатого крестьянина;

Реформа не решила основных противоречий в деревне:

  1. сохранялось помещичье землевладение;
  2. не была разрушена община;
  3. обработка земли по-прежнему осуществлялась примитивными орудиями труда;
  4. 0,5 млн. крестьян вернулось.
  5. 3. Другие реформы П.А. Столыпина. Итоги реформ.

    Выступление учащегося о других реформах П.А. Столыпина (кратко)

    Вывод учащихся: Результаты столыпинских реформ были противоречивыми: несмотря на заметные успехи, в целом решить такими средствами аграрную проблему не удалось. Кроме того, возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы (разорившиеся крестьяне-единоличники, неудачные переселенцы)

    Как вы оцениваете политику третьеиюньской монархии? (политика лавирования, политика «кнута и пряника», ввожу понятие политика «бонапартизма»)

    Учитель: В историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику П.А. Столыпина. Одни полагают, что проводившиеся реформы отвечали глубоким интересам развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был бы отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России. Другие, считают, что реформы были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранения господства старой земельной аристократии. По их мнению, реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить отрицательно. Третья точка зрения заключается в оценке столыпинской политики как сложного и противоречивого явления, включавшего и консервативные и прогрессивные элементы. Итоги реформ выглядят как «половинчатые»: частичный успех соседствует с крупными просчетами.

    Организация работы учащихся в группах (3 группы)

    Задание. Используя материалы урока и текст учебника, провести подбор фактов и способ их изложения, соответствующий каждой из перечисленных позиций.(1 группа – 1-ая позиция, 2 группа – 2-ая позиция, 3 группа – 3-я позиция)

    Обсуждение результатов работы групп.

    4. Политический кризис 1912-1913 гг. (Самостоятельное изучение дома, составление тезисного плана с. 62-63)

    V. Первичное закрепление нового материала.

    Учащиеся выполняют тест (критерии оценок и ответы представлены на экране)

    1 вариант

    1. Политический режим называется третьеиюньским:
      А) по дате выпуска нового избирательного закона;
      Б) по дате создания нового законодательного органа;
      В) по названию обращения П.А. Столыпина к народу России.

    2. Основной политической силой в III Государственной думе были:
      А) социал-демократы и эсеры;
      Б) кадеты;
      В) октябристы.

    3. Девиз политического курса правительства П.А. Столыпина:
      А) «Даешь социалистические реформы»;
      Б) «Всем сословиям – равные права»;
      В) «Сначала успокоение, потом реформы».

    4. Переселенческая политика в ходе аграрной реформы предполагала:
      А) выезд крестьян в ближневосточные страны;
      Б) переселение крестьян из Сибири в европейскую часть страны;
      В) переселение крестьян из центра на окраины страны.

    5. Указ П.А. Столыпина о выходе крестьян из общины был принят:
      А) 10 октября 1906 г.;
      Б) 9 ноября 1906 г.;
      В) 7 ноября 1907 г.

    6. Столыпинская аграрная реформа не предполагала:
      А) свободный выход крестьян из общины;
      Б) переселение крестьян из центра в Сибирь и в Казахстан;
      В) частичный передел помещичьих земель;
      Г) создание индивидуальных крестьянских хозяйств/

    2 вариант

    1. Какая из приведенных характеристик состава III Государственной думы лишняя:
      А) количество трудовиков и социал-демократов незначительно;
      Б) октябристы являются основной политической силой;
      В) число кадетов резко увеличилось.

    2. В качестве необходимых условий для проведения своих реформ П.А. Столыпин выдвигал:
      А) согласие оппозиционных партий с реформами;
      Б) финансовую поддержку европейских стран;
      В) 20 лет спокойного развития.

    3. Реформы П.А. Столыпина в целом были направлены на:
      А) развитие буржуазных отношений в стране;
      Б) воссоздание дореволюционных порядков;
      В) развитие социалистических отношений в стране.

    4. Найдите верное утверждение:
      А) целью аграрной реформы П.А. Столыпина было усиление общины;
      Б) целью аграрной реформы Столыпина было уравнительное землепользование крестьян;
      В) целью аграрной реформы Столыпина было создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

    5. Соотнесите термины и их определения:
      А) единый цельный наследственный участок, получаемый крестьянским хозяйством;
      Б) участок земли, получаемый крестьянином при выходе из общины, с переселением на него дома и хозяйственного двора.
      1) хутор; 2) отруб.

    6. Столыпинские реформы активно проводились в период:
      А) с 1906-1911 гг.;
      Б) с 1909-1914 гг.;
      В) с 1910-1914 гг.

    Критерии оценивания:

    • 6 баллов – оценка «5»;
    • 5 баллов – оценка «4»;
    • 4 балла – оценка «3»;
    • менее 4 баллов – оценка «2».

    Ответы:

    1 вариант: 1. а; 2. в; 3. в; 4. в; 5. б; 6. в;

    2 вариант: 1. в; 2. в; 3. а; 4. в; 5. а-2, б-1; 6. а.

    VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    VII. Домашнее задание:

    параграф 6, термины и даты учить, вопрос о политическом кризисе – составить тезисный план.

    VIII. Рефлексия.



    Отзывы (через Facebook):

    Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)

    Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...

    25 02 2020 11:22:58

    Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

    Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

    24 02 2020 16:13:29

    Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества

    В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....

    23 02 2020 16:38:33

    Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

    Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

    22 02 2020 1:41:52

    Литературно-историческая викторина «Что едали наши предки?»

    Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....

    21 02 2020 13:56:15

    Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

    Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный характер усвоения З У Н, и И К Т дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....

    20 02 2020 8:27:46

    Познание как процесс отображения мира в сознании человека

    Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....

    19 02 2020 20:56:27

    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

    На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

    18 02 2020 14:42:31

    Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)

    Данные уроки являются началом темы « Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...

    17 02 2020 5:20:59

    Урок английского языка в 11-м классе. Тема: "История Московского княжества"

    Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие « Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....

    16 02 2020 8:51:36

    Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма"

    Урок по новой истории в 8-м классе на тему « Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опорным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опорных схем....

    15 02 2020 20:10:55

    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

    Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

    14 02 2020 23:53:29

    Урок-практикум «Будущее зависит от нас»

    Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....

    13 02 2020 9:31:47

    Начальный этап экономических реформ (переход России на рыночную экономику). Интегрированный урок по истории России и математике в 9-м классе

    Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....

    12 02 2020 14:32:48

    Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс

    Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....

    11 02 2020 3:51:37

    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"

    Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке " Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...

    10 02 2020 15:33:58

    Эпоха палеолита на территории Красноярского края

    Урок по теме организован как урок-практикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....

    09 02 2020 9:12:31

    Внешняя политика России XIX века при Александре I

    Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...

    08 02 2020 2:14:41

    Мир кубанской музыки. Ознакомление с творчеством местного фольклорного коллектива

    Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора " Надежда"....

    07 02 2020 15:51:41

    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме « Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

    06 02 2020 17:17:44

    Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

    Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...

    05 02 2020 18:55:11

    Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс

    Разработка « Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса « Право и политика» по программе А. Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....

    04 02 2020 5:15:52

    Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.

    Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...

    03 02 2020 2:26:34

    Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

    Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

    02 02 2020 8:10:52

    8-й класс. Урок "Подвиг долга и любви", комбинированный, с элементами театрализации

    Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...

    01 02 2020 18:22:42

    История Татарстана с древнейших времен до середины XVI века

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....

    31 01 2020 15:21:22

    Информационные технологии на уроках истории

    Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

    30 01 2020 11:26:36

    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

    Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: « Е М Е Л Ь Я Н П У Г А ЧЁ В: К Р О В А В Ы Й У Б И Й Ц А И Л И Н А Р О Д Н Ы Й Г Е Р О Й?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

    29 01 2020 20:17:41

    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

    На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

    28 01 2020 4:28:49

    Деловые игры на уроках обществознания: обучение через перевоплощение

    Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....

    27 01 2020 15:24:53

    Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"

    В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....

    26 01 2020 14:15:17

    Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

    Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

    25 01 2020 5:39:20

    Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

    После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

    24 01 2020 22:23:23

    Отечественная война 1812 года

    На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....

    23 01 2020 3:39:33

    Рейтинговая система оценки знаний учащихся

    Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....

    22 01 2020 16:28:28

    Расцвет итальянских городов

    В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....

    21 01 2020 5:31:58

    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

    Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме " Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

    20 01 2020 4:23:15

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

    Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....

    19 01 2020 23:27:35

    Идеальный учебный параграф для нас. Предпринимательская деятельность

    Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...

    18 01 2020 22:37:42

    Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования

    Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В практической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...

    17 01 2020 20:28:55

    Тема "Самопознание". Семинар-практикум в 10-м классе (2 часа)

    Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...

    16 01 2020 3:14:46

    Разработка урока истории на тему "Ранние буржуазные революции XVI–XVII веков: Нидерландская буржуазная революция"

    Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы " Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....

    15 01 2020 14:34:45

    Самодержавие и Земские соборы в России

    Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

    14 01 2020 19:30:27

    Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…"

    Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....

    13 01 2020 14:23:31

    Урок "Великая французская революция"

    При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным характеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

    12 01 2020 20:53:19

    Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

    Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

    11 01 2020 22:51:25

    Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

    Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска ( Йошкар- Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице- Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

    10 01 2020 22:15:34

    Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

    При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

    09 01 2020 3:11:49

    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

    Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

    08 01 2020 1:16:51

    Новомосковск – город трудовой славы

    В 2015 году г. Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г. Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....

    07 01 2020 21:34:44

    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

    Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

    06 01 2020 0:35:28

    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

    Внеклассное мероприятие по истории – конкурс " Умники и умницы" проводится среди студентов I курса С С У З после изучения тем " Первая русская революция в России", " Парламентская деятельность в России" и " Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения вырабатывать совместные решения. ...

    05 01 2020 12:13:23

    Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

    Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме " Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....

    04 01 2020 17:58:14

    "История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

    В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

    03 01 2020 11:44:15

    Древние жители Кузнецкой земли

    В работе " Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

    02 01 2020 15:41:34

    Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

    Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, брак, условия заключения брака, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

    01 01 2020 21:53:58

    "Древнейшие государства Европы. Критское царство"

    Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету " История Древнего мира". ...

    31 12 2019 18:36:41

    Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

    Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме « Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой « Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

    30 12 2019 1:14:36

    Внеклассное мероприятие "Страна стояла под Москвой", посвященное 70-летию Битвы под Москвой

    В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие " Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....

    29 12 2019 11:38:56

    Мультимедийная презентация на уроках истории

    Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

    28 12 2019 21:49:45

    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

    С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

    27 12 2019 8:55:47

    Образование Германской империи

    Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....

    26 12 2019 7:44:41

    Тематическое планирование по истории в 7-м классе специальной (коррекционной) школы, VIII вида

    Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....

    25 12 2019 14:35:51

    Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

    Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

    24 12 2019 7:52:58

    "Нам нужна великая Россия". Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 9-м классе

    Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П. А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

    23 12 2019 15:50:17

    Что англичане считают началом своих свобод. 6-й класс

    Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории « Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....

    22 12 2019 8:29:20

    Из истории русского романса

    Представлен сценарий вечера " Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....

    21 12 2019 17:31:27

    Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

    Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

    20 12 2019 2:43:42

    Урок мира

    Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

    19 12 2019 7:15:56

    "Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

    Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....

    18 12 2019 23:42:38

    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

    В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

    17 12 2019 10:45:36

    Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

    Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению " Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам " Ссылка и каторга России", " Шаги репрессий в С С С Р", " Бутовский полигон", " Зырянгал"....

    16 12 2019 15:14:51

    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

    Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

    15 12 2019 0:22:58

    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

    Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

    14 12 2019 6:16:26

    Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса на уроках истории в учреждениях начального профессионального образования (проект урока по всеобщей истории)

    При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...

    13 12 2019 12:20:53

    Урок "Столетняя война"

    Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

    12 12 2019 23:54:11

    Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

    Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....

    11 12 2019 16:42:57

    Интегрированный урок (история + французский язык) по типу "урок-погружение". Тема: "Жанна д'Арк — миф или реальность?"

    Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...

    10 12 2019 23:49:41

    Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

    Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

    09 12 2019 21:19:57

    Деятельностный подход в изучении истории

    Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

    08 12 2019 3:52:26

    "Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

    При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

    07 12 2019 4:52:38

    Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

    Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

    06 12 2019 18:50:57

    М.В. Ломоносов – великий человек России

    Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....

    05 12 2019 20:16:22

    Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

    Урок-игра по теме " Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

    04 12 2019 3:48:49

    Великая Отечественная война. Урок-повторение

    Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....

    03 12 2019 18:50:53

    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

    Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....

    02 12 2019 23:14:33

    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

    Повторительно-обобщающий урок на тему " Древний Египет и Западная Азия в древности"....

    01 12 2019 15:21:26

    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

    Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

    30 11 2019 1:22:33

    Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

    На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....

    29 11 2019 13:54:51

    Методическок пособие по проведению занимательной игры "Исторические достопримечательности и экономические понятия в денежных купюрах"

    Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....

    28 11 2019 22:51:43

    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

    Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

    27 11 2019 18:58:44

    Исторический практикум Русь IX–XV веков. Новые задания части В в ЕГЭ по истории

    В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии Е Г Э по истории 2013 года....

    26 11 2019 9:59:17

    Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории

    Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

    25 11 2019 9:18:16

    Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках

    На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять команд, ученики выступают со своими темами. У всех команд темы разные. ...

    24 11 2019 15:11:19

    Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

    Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...

    23 11 2019 11:31:19

    Новая экономическая политика

    Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги Н Э П А в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

    22 11 2019 5:43:18

    Внеклассное мероприятие по истории России "Да, были люди в наше время…" 8-й класс

    Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....

    21 11 2019 21:42:25

    Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

    Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

    20 11 2019 22:30:34

    Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания

    Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...

    19 11 2019 18:53:51

    Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. 10-й класс

    История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан? ...

    18 11 2019 1:22:30

    Урок истории "Горожане и их образ жизни"

    Комбинированный урок истории с использованием И К Т относится к Разделу II « Расцвет Средневековья» и является вторым в теме « Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

    17 11 2019 18:47:27

    "Непокоренный Ленинград"

    Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....

    16 11 2019 20:35:46

    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

    Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две команды. Каждой команде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

    15 11 2019 6:40:20

    Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

    Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

    14 11 2019 8:52:29

    Наука и культура народов Казанской губернии первой половины XIX века

    Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....

    13 11 2019 2:25:54

    Разработка урока "Движение и выступление декабристов"

    Урок истории в 8-м классе " Движение и выступление декабристов" является первым в разделе " Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...

    12 11 2019 13:21:57

    Гражданское общество – основа демократического правового государства?

    Цели урока: дать общую целостную характеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....

    11 11 2019 3:47:21

    Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

    На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

    10 11 2019 2:47:20

    Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

    Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

    09 11 2019 11:52:26

    Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)"

    Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....

    08 11 2019 10:33:57

    Интеллектуально-правовая игра для старшеклассников "Я – гражданин"

    Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....

    07 11 2019 7:24:20

    Внеклассное мероприятие по истории России "Афганистан – боль в душе моей". 10–11-й классы

    Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....

    06 11 2019 10:21:52

    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

    Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

    05 11 2019 20:17:41

    Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

    В условиях перехода к Е Г Э актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...

    04 11 2019 13:27:49

    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

    На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой С С С Р в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики С С С Р....

    03 11 2019 18:55:45

    Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

    Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный характер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....

    02 11 2019 0:33:42

    "Виртуальное путешествие в храм". Информационные ресурсы на уроках обществознания в 8-м классе

    Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....

    01 11 2019 14:21:17

    Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

    Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы « Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма « Русская смута»....

    31 10 2019 4:40:16

    Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

    Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

    30 10 2019 14:57:55

    Сценарий вечера "Декабристы"

    Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...

    29 10 2019 19:26:35

    Итоги преобразовательной деятельности Петра I

    Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

    28 10 2019 13:10:32

    История общества через призму закона диалектики

    Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

    27 10 2019 9:19:59

    Олимпиада по дисциплине "Основы права"

    Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...

    26 10 2019 23:37:30

    Урок по региональной истории в 8-м классе "Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота"

    Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....

    25 10 2019 1:29:48

    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

    Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

    24 10 2019 13:53:56

    Столыпинская модернизация России. 11-й класс

    Представлен конспект урока по теме " Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

    23 10 2019 15:40:16

    Обобщающий урок новой истории. 7-й класс

    В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой команды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....

    22 10 2019 12:28:29

    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

    Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

    21 10 2019 23:27:49

    Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс

    Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема " Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....

    20 10 2019 2:27:31

    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

    Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

    19 10 2019 11:59:14

    Урок обществознания по теме "Самопознание"

    Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

    18 10 2019 10:50:54

    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

    На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

    17 10 2019 12:38:32

    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

    Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

    16 10 2019 0:31:16

    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

    Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

    15 10 2019 23:52:56

    Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

    Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

    14 10 2019 8:40:32

    Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)

    Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий Х Х века....

    13 10 2019 23:42:50

    Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг

    Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием « Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....

    12 10 2019 8:23:20

    Пути реализации творческих способностей учащихся через уроки истории

    Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....

    11 10 2019 14:37:54

    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

    Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

    10 10 2019 6:15:57

    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

    Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

    09 10 2019 17:54:26

    Многонациональная викторина

    « Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

    08 10 2019 19:45:29

    Гражданственность на уроках истории

    На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....

    07 10 2019 16:19:12

    Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"

    Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....

    06 10 2019 20:11:15

    Библиотечный урок "Куликовская битва" (10-й класс)

    Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...

    05 10 2019 21:37:40

    Проектная деятельность на уроках обществознания в среднем звене. "Я выбираю свободу…"

    Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей характеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на практике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...

    04 10 2019 23:24:14

    Интерактивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"

    Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. (« Социальные роли личности», « Национальный вопрос», « Богатые и бедные», « Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....

    03 10 2019 2:17:17

    Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс

    Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....

    02 10 2019 14:29:50

    Программа по истории. 9-й класс

    Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

    01 10 2019 12:47:15

    Урок — закрепление знаний по истории в 7-м классе "Три великие революции"

    Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", " Война за независимость в С Ш А", " Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....

    30 09 2019 20:45:38

    Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

    На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин Р Ф" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...

    29 09 2019 20:34:14

    Еще:
    История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.