Наши предки древние славяне
Программное содержание:
- Обучающие задачи: углубллять, уточнять представление детей о Родине России, познакомить детей с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова" предки ".
- Развивающие задачи: воспитывать у детей любознательность, расширять и систематизировать знания детей об историческом прошлом нашей страны.
- Воспитательные задачи: воспитывать чувство восхищения трудолюбием наших предков, уважительное отношение к истории страны.
Словарь: предки, славяне, частокол, археологи, поселение, Русь.
Ход занятия
В: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле!
Вы наверное знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
В: Правильно. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Но не всегда наша страна называлась Россия. Давным-давно она называлась Русь. И жизнь людей была совсем не такой как сейчас.
Ребята, вам хотелось бы узнать, как люди жили раньше, чем занимались?
Дети: Да.
В: Послушайте стихотворение Джанни Родари "Всеобщая история".
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Не большим, ни малым ...
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш
И не знал он скуки.
В: Ребята, в те далекие времена, когда не было на земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России, на берегах рек, в лесах селились наши далекие предки.
Ребята, а вы знаете кто такие предки?
Дети: Нет.
В: Предки - это люди, которые жили на нашей земле иного, много веков назад.
Ребята, а вы хотели бы заглянуть в те далекие времена, когда жили наши предки?
Дети: Да.
В: Тогда сядьте на корточки и закройте на секунду глаза, представьте, что мы с вами попали в давние - давние времена.
(аудиозапись: шум леса, голоса птиц.)
Дети встают, открывают глаза,( видят 1 слайд)
В: Ребята это наши предки. Они первыми поселились на территории русской земли и назывались древние славяне. Давайте повторим все вместе это слово.
А вы знаете, что обозначает это слово?
Дети: Нет.
В: Славяне ребята значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Очень добрыми и гостеприимными. Давайте посмотрим как они выглядели. Какого они были роста?
Дети: Обычного.
В: Они были высокого роста. Какого цвета у них глаза, волосы?
Дети: Гoлyбые глаза, светлые волосы.
В: Да, древние славяне были высокого роста, с гoлyбыми глазами, светлыми волосами. Жили древние славяне много тысяч лет назад по берегам рек, на большой лесной равнине, в деревянных домах.(2,3 слайд) Давайте попробуем создать на столе макет из той жизни. Дома славян назывались - срубы, строили их из бревен сообща помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Поэтому они жили все вместе. Нужно было защищаться от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую, колючую изгородь - частокол. (Для макета: река, дом, звери, изгородь, люди). Посадить детей на стульчики.
В: Ребята, а как вы думаете если славяне жили около леса, чем они занимались?
Дети: Охотились, ходили в лес за грибами, ягодами.
В: Да, ребята мужчины занимались охотой, рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения: ведь аптек тогда, еще не было. И так как человеку одному было трудно выжить, славяне жили большими группами - племенами. За то, что дома славян были из дерева их поселения стали называть деревнями. Вот откуда появилось название деревня. Враги часто называли славян Русью, поэтому и земли на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями. Но славянам надоело, есть только рыбу и ягоды. И они стали потихоньку осваивать
землю. Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Им приходилось очень много работать, чтобы вырастить хлеб. Ребята, а как вы думаете, были в те времена машины, которые бы помогали людям?
Дети: Нет.
В: В те времена не было никакой техники, машин, и славянам все приходилось делать в ручную. Пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб. Ребята, а как вы думаете, магазины были в те времена?
Дети: Да.
В: Магазинов в те времена не было, поэтому людям все приходилось делать самим. Ребята! А если не было магазинов, где же наши предки брали одежду, обувь, посуду?
Дети:
В: Ребята славяне сами ткали ткани и шили из нее одежду, плели обувь, изготавливали из глины и дерева посуду. Инструменты для работ, оружие для охоты все славяне изготавливали своими руками.
Вот какими трудолюбивыми были наши предки. И среди них были такие, которые делали посуду, копья, одежду лучше других. Так появились первые ремесла и мастера. Ребята, а как вы думаете, откуда же люди узнали как жили наши предки?
Дети: ...
В: Я расскажу вам ребята, вы хотите об этом узнать?
Дети: Да.
В: А узнать нам о жизни наших предков помогают специальные люди археологи. Давайте повторим все вместе это трудное слово. Археологи - это ученые, которые ведут раскопки и находят при этом различные остатки предметов. Рассматривая их, они догадываются, как жили люди раньше, чем занимались. Ребята, а вы хотели бы на время стать настоящими археологами?
Дети: Да.
В: Сегодня ваша мечта может осуществиться. Мы поиграем с вами в игру "археологи" и вы будете археологами. Вам нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки.
(воспитатель показывает)
Археологи осторожно работают инструментами, стараясь ничего не сломать, не повредить, ведь предметы очень старые и пролежали под землей много лет. Найденный предмет они обметают кисточкой и складывают в специально отведенное место, чтобы потом рассмотреть и изучить.
(дети ведут раскопки, найденные предметы складывают на скатерть. В песке спрятан целый сюжет: уголь, куриные косточки, наконечники стрел, остатки глиняной и деревянной посуды, камни, отпечаток лаптя. Дети моют руки и собираются около стола с находками)
В: Ребята вам понравилось быть археологами?
Дети: Да.
В: А сейчас посмотрите внимательно на найденные предметы и подумайте, что они могут рассказать нам о жизни людей в далеком прошлом. Например о чем может рассказать нам уголек? (все найденные предметы)
Дети:
Воспитатель показывает слайды и делает с детьми выводы.
В: Ребята, а теперь нам пора возвратиться в д\с. (закрывают глаза, звучит музыка). Вот и закончилось наше путешествие в далекие времена. Ребята
теперь вы знаете кто такие предки? \'
Дети:
В: Как назывались наши с вами предки?
Дети: .
В: Трудно им было жить в то время? Почему?
Дети: ...
В: Наверно об этом обо всем вы расскажете своим друзьям, другим детям в своей группе. До свидания.
Приложение.
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
18 03 2024 13:39:12
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
17 03 2024 7:20:16
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
16 03 2024 3:44:14
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...
15 03 2024 15:56:15
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
14 03 2024 6:59:20
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
13 03 2024 11:42:23
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
12 03 2024 11:59:34
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
11 03 2024 10:24:35
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
10 03 2024 13:14:18
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
09 03 2024 3:23:47
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
08 03 2024 11:48:59
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
07 03 2024 10:58:45
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
06 03 2024 9:14:46
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
05 03 2024 8:41:12
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
04 03 2024 15:27:27
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
03 03 2024 4:21:57
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
02 03 2024 0:22:54
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
01 03 2024 14:21:23
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
29 02 2024 7:15:56
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
28 02 2024 18:46:29
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
27 02 2024 18:53:59
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
26 02 2024 16:16:46
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
25 02 2024 11:16:58
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
24 02 2024 4:23:32
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
23 02 2024 0:50:29
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...
22 02 2024 21:22:53
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
21 02 2024 15:43:46
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
20 02 2024 8:42:44
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
19 02 2024 7:30:24
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
18 02 2024 3:37:31
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...
17 02 2024 13:12:18
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
16 02 2024 9:49:24
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
15 02 2024 12:43:12
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
14 02 2024 10:33:14
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
13 02 2024 16:43:23
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
12 02 2024 3:11:33
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
11 02 2024 3:12:42
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
10 02 2024 0:44:30
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
09 02 2024 14:36:20
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
08 02 2024 21:22:14
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
07 02 2024 1:58:39
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
06 02 2024 13:55:42
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
05 02 2024 18:24:26
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
04 02 2024 5:43:28
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
03 02 2024 15:35:35
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
02 02 2024 12:36:32
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
01 02 2024 6:20:57
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
31 01 2024 20:32:45
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
30 01 2024 19:46:19
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
29 01 2024 10:51:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::