Восточные славяне
С темы "Восточные славяне" начинается изучение истории России. Уже на первом уроке можно показать, как знания, полученные в курсе всеобщей истории применяется на новом материале, что позволит активизировать умения учащихся и перейти от репродуктивного подхода к компетентностному.
В первую очередь учитель обращается к алгоритму работы при изучении нового материала:
Вопрос - С чего необходимо начать изучение темы? - получает традиционный уже для учащихся ответ - С предшествующего периода.
Проблема: данный урок - первый в новом курсе, т.е. предшествующего периода в данном учащимся учебном пособии не существует.
Разрешение данной проблемы активизирует самостоятельную работу учащихся. (При необходимости учитель может задать дополнительный вопрос: Что из изученного нами материала может стать таким "предшествующим периодом"?)
Ответ:
История первобытного общества.
Таким образом, изучение темы становится совместной работой учителя (регулирующая функция) и учащихся, применяющих имеющиеся у них знания.
Вступление: праславяне.
Курсивом будет выделен материал, который могут предложить сами учащиеся:
Использование алгоритма разбора темы "Западные и южные славяне в VI-X вв."
Происхождение славян: Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. На рубеже II-I тыс. до н.э. происходит их выделение из языковой общности. Доказательством может служить яркий лингвистический пример: bear (медведь) и берлога в русском языке.
Прародина.
На данный момент существуют две основные версии.
Висло-Одерская | Буго-Днепровская |
Археологические данные: культура пражской (шнуровой) керамики | Б.Рыбаков на основании "Истории" Геродота: описание скифов-пахарей |
Письменные источники.
Античные: - Геродот "История" - Тацит - Птолемей |
- Геродот: описал три группы скифов
(кочевники, царские, пахари). Версия Б.Рыбаков: под
именем скифов-пахарей описаны праславяне - Тацит, Птолемей и др.: описание соседей германских племен - венедов |
Европейские: Иордан | Венеды и родственные им анты |
Византийские: - Прокопий Кесарийский - Маврикий Стратег - Константин Багрянородный |
- набеги праславян на Византию - анты и склавины (склавы) - высокие, русоголовые, гoлyбоглазые - селятся по берегам рек - живут в народоправстве - свободны, не склонны к рабству - многочисленны - не знают военного строя, но применяю военные хитрости (тростинка) |
Арабские | - трудности перевода - компиляция византийских |
Древнерусский: Нестор | Повесть временных лет (нач. XII в.) |
III - VIII вв. Эпоха Великого переселения народов. | ||
западные | южные | восточные |
Поляки Чехи и т.д. |
Болгары Сербы и т.д. |
Русские Украинцы Белорусы |
Учитель дополняет материал: существует дискуссионный вопрос - были ли восточные славяне коренным население Восточно-Европейской равнины или колонизировали её в ходе Великого переселения народов (для ответа на вопрос можно показать связь дискуссии с гипотезами о прародине). В любом случае, в VI-VIII вв. восточные славяне стали основным населением Восточно-Европейской равнины (Нестор: 15 племенных объединений)
Основная часть: экономика.
Для рассмотрения данного пункта можно использовать тему "Древние германцы". Вспомогательный вопрос: кто такие восточные славяне с точки зрения античного общества? - Варвары, что позволяет использовать материал по теме "Древние германцы".
Экономика восточных славян была натурального типа и имела экстенсивный хаpaктер развития.
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. | ||
1. Земледелие. | пашенное | |
Учитель дополняет материал с опорой на карту: природно-климатические условия протяженной Восточно-Европейской равнины весьма различаются, что привело к появлению двух систем земледелия: | ||
север | юг | |
Системы земледелия | Подсечно-огневое (подсека) | Переложное (перелог) |
Орудия труда | Топор Борона-суковатка |
Рало (обращение к изучению на уроках литературы древнерусских былин о Микуле Селяниновиче, который "oрал") |
плуг | ||
Система обработки полей | двуполье | трехполье |
2. Скотоводство. | Оседлое или полукочевое Скот - мерило богатства |
|
3. Развитие ремесла и зарождение торговли. | Учитель обращает внимание
учащихся на карту, отмечая внимание на влияние
торговых путей: - "Из варяг в греки" - "Из варяг в персы" |
|
Вспомогательные занятия. |
||
Лесные и речные промыслы. | - бортничество - охота (ради пушнины) - рыболовство (селения по берегам) |
|
Военная добыча. | Проводится аналогия с походами варваров на территорию Западной Римской империи: походы на Византию (Восточная Римская империя) |
Основная часть: общественное устройство.
Учитель отмечает, что в VI-VIII вв. восточные славяне вступили в стадию кризиса родоплеменных отношений. Отсюда учащиеся делают вывод о возможности использования знаний по истории первобытного общества и тем "Западные и южные славяне в VI-X вв.", "Древние германцы". Задачей учащихся становится доказать наличие у восточных славян эпохи военной демократии, признаки которой они уже знают. Эта работа проводится совместно учителем и учениками.
Возможный вариант ответа: признаками военной демократии являются
Признаки военной демократии. | Проявление у восточных славян. |
Племенные объединения | Работа с картой и источником - отрывок из Повести временных лет |
Переход от родовой общины к соседской | Племенные объединения носят названия, указывающие на территорию проживания, а не на кровное родство |
Выделение профессиональных воинов | Организация походов на Царьград (работа с источником - Маврикий Стратег, Константин Багрянородный) |
Укрепление наследственной власти | Правление Кия и его потомков (источник - Повесть временных лет) |
При этом ещё сохраняются элементы родовой организации:
1) вече
2) совет старейшин
3) народное ополчение
- развитие орудий труда ведет к появлению имущественного неравенства и социальной дифференциации: выделяется родовая знать.
Основная часть: религия.
Этот пункт учащиеся разбирают на основе знаний тем "Религия первобытного общества", "Древние германцы". Также можно использовать курс "История религий".
В VI-VIII вв. у восточных славян сохранялось язычество, что означало наличие:
- культа природы
- культа предков (Учитель дополняет материал рассказом о происхождении терминов: пращур - основатель рода; чур - предок)
- политеизм
Работа с учебником или энциклопедическим словарем (при наличии словарей в кабинете): дать определение терминам капище, идолы, волхвы.
Составление таблицы "Пантеон богов восточных славян".
Божество | Функция |
Домашнее задание:
Фактический материал по теме "Восточные славяне"
Таблица "Племенные объединения восточных славян"
Племенное объединение | Территория | Племенной центр |
В зависимости от уровня класса этот материал можно дать по карте, согласовав работу с учителем географии, или использовать учебник А.Н.Сахарова, В.И.Буганова для 10 класса "История России с древнейших времен до конца XVII в."
Таким образом, такое обучение позволяет реализовывать компетентностный подход на уроках истории, показывая параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивая навыки аналогии, сравнительного мышления, умения применять ранее полученные знания с добавление фактического материала по данной теме, в дальнейшем - выделение закономерностей исторического развития для различных стран и народов.
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
18 03 2024 3:13:51
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
17 03 2024 20:53:12
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
16 03 2024 7:59:16
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
15 03 2024 3:20:25
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
14 03 2024 12:36:54
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
13 03 2024 6:28:54
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
12 03 2024 14:37:46
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
11 03 2024 17:28:27
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
10 03 2024 3:27:16
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
09 03 2024 7:17:27
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
08 03 2024 2:52:10
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
07 03 2024 1:25:56
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
06 03 2024 14:26:25
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
05 03 2024 12:30:37
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
04 03 2024 18:40:22
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
03 03 2024 11:37:16
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
02 03 2024 13:43:36
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
01 03 2024 23:16:15
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
29 02 2024 16:54:33
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
28 02 2024 14:45:41
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
27 02 2024 16:57:29
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства. ...
26 02 2024 22:46:54
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
25 02 2024 22:18:33
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
24 02 2024 14:16:29
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
23 02 2024 19:20:59
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
22 02 2024 19:19:16
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
21 02 2024 22:11:33
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
20 02 2024 8:15:41
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
19 02 2024 2:37:10
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
18 02 2024 13:47:15
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
17 02 2024 20:38:27
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
16 02 2024 7:12:13
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...
15 02 2024 16:40:43
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
14 02 2024 7:57:56
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
13 02 2024 9:14:53
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
12 02 2024 4:18:36
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения. ...
11 02 2024 13:22:13
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
10 02 2024 6:22:49
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
09 02 2024 21:37:32
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
08 02 2024 23:33:27
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
07 02 2024 10:42:34
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
06 02 2024 20:30:11
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
05 02 2024 19:11:53
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
04 02 2024 2:54:48
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
03 02 2024 15:52:29
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
02 02 2024 11:33:53
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
01 02 2024 13:34:23
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
31 01 2024 9:15:34
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
30 01 2024 18:59:30
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
29 01 2024 5:23:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::