Полтавская битва
“Непобедимые господа шведы скоро хрeбeт свой
показали, и от наших войск вся неприятельская
армия весьма опрокинута”.
Петр I
Цели урока:
- Выяснить причины победы русской армии под Полтавой и раскрыть значение Полтавской битвы как переломной в ходе Северной войны.
- Познакомить обучающихся с выдающимися памятниками русской культуры, посвященными победе под Полтавой.
- Продолжить развивать умение анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи.
- Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому страны.
Ход урока
I. Битва у деревни Лесной.
II. Полтавское сражение.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства.
Новый материал необходимо связать с изученным ранее:
- Назвать причины Северной войны.
- Какие страны были союзниками России и как они проявили себя в ходе войны?
- Где произошло первое сражение русской армии со шведами и чем оно закончилось?
- Какие дальнейшие действия были предприняты Петром I?
- Когда и где были одержаны первые победы в Северной войне?
I. Битва у деревни Лесной
28 сентября 1708 г. произошло крупное сражение Северной войны, в котором русские войска (12 тысяч человек) разгромили 16-тысячный корпус шведского военачальника А. Левенгаупта. Это поражение стало роковым для шведской стороны. Они потеряли 9 тысяч убитыми и ранеными, а самое главное – обоз. Шведский король Карл XII остался без резервов и боеприпасов. Соединение сил Карла XII и Левенгаупта, на которое рассчитывал шведский король, не состоялось.
Впоследствии Петр I назвал битву при Лесной “матерью Полтавской баталии”. (После изучения сражения под Полтавой следует вернуться к высказыванию Петра I и попросить обучающихся объяснить его смысл/)
II. Полтавское сражение - 27 июня 1709 г.
В основе объяснения - схема Полтавской битвы (крупным планом на экране).
Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX вв. исход войны, кампании или создававшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море. (Определение записывается в тетрадь.)
Обучающимся предлагаются вопросы, направленные на анализ схемы:
- Что из себя представляла местность сражения?
- Как был укреплен русский лагерь? Как были расположены русские войска?
Редуты – насыпные земляные укрепления (определение записывается в тетрадь).
Предлагаем школьникам рассмотреть расположение редутов. Фронтально расположено 6 редутов, им перпендикулярна фланговая линия из 4 редутов. Редуты должны были раздробить боевой строй шведов. В том случае. Если шведы приблизятся к укрепленному лагерю русских, их встретит огонь орудий.
3. Как были расположены войска шведов?
4. Что мешало шведам наносить удары с флангов?
Акцентируем внимание обучающихся на обращении Петра I к армии перед битвой:
“Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество...не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали...”
Карл XII пообещал своим изголодавшимся солдатам устроить пир в русском лагере.
Вопрос: Могло ли содержание речи Петра I и Карла XII повлиять на исход сражения?
Учитель, используя схему, излагает ход битвы. Затем предлагается обучающимся определить причины победы русской армии (совместное обсуждение и запись в тетрадь).
- Тщательная подготовка русской армии к бою.
- Храбрость и самоотверженность воинов.
- Превосходство русской артиллерии.
- Полководческое искусство Петра I и его сподвижников, которое выразилось в умелом перекрытии вероятных путей отступления противника, глубине боевого порядка в две линии, фортификационном новшестве – редутах.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны
- Была освобождена территория России от захватчиков.
- Закреплена победа на берегах Балтийского моря, изменен весь ход Северной войны.
- Был восстановлен союз России, Дании, Польши и примкнувшей к ним Пруссии против Швеции.
Уместно привести слова советника французского короля Людовика XIV герцога Сен-Симона. Он писал: “1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших соседей”.
Награды: все участники битвы получили памятные медали, на лицевой стороне изображен Петр I, а на оборотной - сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью “За Полтавскую баталию”.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства
Одним из великих произведений А.С. Пушкина является поэма “Полтава”. Она написана в 1828 г., а опубликована в 1829 г. к 120-летию Полтавской битвы. Заранее подготовившийся ученик выразительно читает отрывок из поэмы.
Другое великое произведение, посвященной Полтавской битве – это мозаичная картина М.В. Ломоносова с одноименным названием. Выполнена из разноцветных кубиков смальты. На ее создание ушло несколько лет – с 1761 по 1764 г.
Словарная работа
Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, пластмассы, paковин и др.).
Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни различных цветов и оттенков.
“Полтавская битва”, созданная М.В. Ломоносовым - самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства. В 2011 г. наша страна и весь мир будут отмечать 300-летие со дня рождения гениального ученого.
Тот факт, что Полтавской битве посвятили свои произведения великий поэт А.С. Пушкин и гениальный ученый М.В. Ломоносов еще раз подчеркивает ее значимость.
Домашнее задание:
- Нарисовать схему Полтавской битвы
- Обдумать историческую задачу (раздаются карточки с текстом).
Историческая задача: “Когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: “Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву”. О чем предупреждал Наполеона русский генерал?
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
28 03 2024 0:34:17
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
27 03 2024 20:11:52
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
26 03 2024 17:46:26
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
25 03 2024 18:13:52
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
24 03 2024 2:23:16
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
23 03 2024 9:50:48
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
22 03 2024 20:57:38
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
21 03 2024 14:58:32
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
20 03 2024 17:49:24
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
19 03 2024 3:56:24
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...
18 03 2024 8:49:34
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
17 03 2024 15:59:31
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
16 03 2024 8:35:34
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
15 03 2024 18:47:20
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
14 03 2024 21:53:10
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
13 03 2024 0:58:26
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
12 03 2024 14:16:36
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
11 03 2024 11:58:10
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
10 03 2024 7:51:50
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
09 03 2024 18:16:15
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
08 03 2024 8:37:50
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
07 03 2024 15:47:11
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
06 03 2024 3:35:33
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
05 03 2024 12:51:36
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
04 03 2024 19:44:21
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...
03 03 2024 12:17:20
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
02 03 2024 2:21:10
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
01 03 2024 19:36:56
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...
29 02 2024 17:22:55
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
28 02 2024 1:32:34
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
27 02 2024 23:38:55
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
26 02 2024 17:27:47
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
25 02 2024 0:47:11
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
24 02 2024 0:27:10
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
23 02 2024 19:10:20
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
22 02 2024 20:29:39
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
21 02 2024 16:39:39
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
20 02 2024 1:46:59
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
19 02 2024 2:46:29
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
18 02 2024 3:32:50
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
17 02 2024 0:27:34
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации. ...
16 02 2024 1:50:42
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
15 02 2024 5:30:38
Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
14 02 2024 23:24:22
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
13 02 2024 12:27:23
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
12 02 2024 18:28:51
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
11 02 2024 19:16:57
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
10 02 2024 11:48:48
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
09 02 2024 10:33:14
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
08 02 2024 15:13:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::