Ассирийская держава. 5-й класс
Цели: формирование целостного образа – представления о государстве Ассирия.
Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
- Иллюстративно-репродуктивный
- Частично поисковый метод и пpaктическая работа учащихся
- ИКТ
- Развитие умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами.
- Класс делится на группы, данный урок разработан на две группы учеников
Ход урока
1 этап работы
Вступительное слово учителя.
- Учитель: Уважаемые гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро – ребята 5 класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране – Ассирия.
- Целеполагание : Уважаемые ребята, совершая сегодняшнее путешествие по Ассирийской державе ,как вы предполагаете, какую программу экскурсии вы бы предложили нашим гостям.
- ученики высказывают мнения, на доске заполняется “ Программа экскурсии по Ассирии”
- на проекторе высвечивается слайд с основными целями урока – слайд 2. Приложение 1
- ребята по очереди называют основные этапы работы
- учитель делает вывод – как совпала программа экскурсии, предложенная ребятами со слайдом
2 Этап
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем, почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.
Интрига – учитель зачитывает задачу.
Прежде чем мы отправимся в путешествие , я вам предлагаю решить следующую задачу.
Задача:
“В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа : кинжал, браслет, священный жук”.
– Предположите, почему железных изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников: Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?
На доске таблички:
Египет – медные орудия
Вавилонское царство – бронза
Ассирия – железо
Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.
На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради
Учитель: Ребята, подумайте, почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.
Работа со сравнительной таблицей (таблица должна быть написана на большом листе, можно вызывать по очереди ребят из каждой группы, можно по одному представителю, но в любом случае оставшиеся ученики в группе должны помогать сделать правильный выбор)
Цель работы: самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.
Медь, бронза железо Легко поддается обработке + Прочный металл + Мягкий металл – Стоит дешево + Встречается редко + Встречается чаще в природе + Стоит дорого – Нужны специальные печи для обработки – Особые навыки кузнецов –
Учитель:
- Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов?
- Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?
3 этап
Работа с карточками – заданиями.
Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?
(На данном этапе идет работа с учебником “ История Древнего мира”, автор– А.А.Вигасин, М.: Просвещение, 2009 г.; с картой, иллюстрациями.)
Карточка 1
- Определите местоположение Ассирийской державы.
- Охаpaктеризуйте особенности природно-климатических условий.
- Назовите основные занятия ассирийцев. (См. стр.83, пункт 2)
Карточка 2 (Слайд 3)
- Чем была вооружена армия Ассирии?
- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?
- Какие новые технические средства они использовали во время боя?
(См. стр.83, пункт 2, 1 абзац)
Карточка 3
- Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?
- Покажите на карте стрелочками направления
военных походов ассирийской армии.
(смотрите пункт №3, первый абзац и карту на странице 82)
(желательно, если ученики самостоятельно прикрепят к карте стрелочки, указывающие завоевательные походы ассирийцев)
- после ответов подвести итоги по данной работе
Учитель: Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?
4 Этап
Учитель: После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. На доске дано определение – Держава – могущественное государство – прочитать вслух. – слайд 4
Учитель: Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. “ Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: “ Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…”
Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?
- Работа по иллюстрации(Учебник -стр.85) – слайд №5
- Работа с текстом учебника – стр.84
(Задания должны быть напечатаны как раздаточный материал для каждой группы.)
Задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию на слайде и
охаpaктеризуйте по ней ассирийских воинов, можно
ли их назвать жестокими.
Задание 2.
Прочитайте пункт 3, абзац 2 и 3 и объясните, как
поступали ассирийцы с захваченными странами.
Учитель: Ребята, согласны ли вы с тем, что Ассирия была жестокая страна, объясните свою точку зрения?
5 Этап
Учитель: Но не только о могуществе и жестокости могут рассказать наши гиды, была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.
Заранее подготовленные сообщения учеников, работают по слайдам
- Путешествие по царскому дворцу – слайд 6 (Учебник – п.4, стр.85)
- Библиотека Ассирии – слайд 7 (Учебник, п.5, стр.85)
- Наука Ассирии (использован материал из энциклопедии)
На доске дата: 612 год до н.э.– гибель Ниневии
Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека. Но, не смотря на все могущество, знания, в 612 году до н.э. – Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами. Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца. Слайд №8– портрет царя
Вопросы на слайде 9
Работа с вопросами.
- Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?
- Как бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?
- Могли ли знания и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?
- Как вы считаете справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?
6 Этап
(Если остается время, можно провести историческую чехарду, или пyтaницу – сделать срез знаний.)
- На доске крепятся в два ряда таблички, но с таким условием, чтобы можно затем правильно сопоставить правильные ответы.
- Желательно, чтобы ребята выходили в два этапа (при условии, если класс небольшой). Сначала пусть выйдут теоретики и правильно соотнесут карточки, а затем – консультанты, с целью проверки правильности выполненного задания.
Карточки с заданиями | Карточки с ответами – должны быть расположены неверно, чтобы ребята могли их правильно сопоставить с 1 – м рядом |
Год захвата и падения Ниневии | 612 год до н.э. |
Государство севернее Вавилона | Ассирия |
Руда: твердая, дешевая, часто встречается | Железо |
“Логовище льва” | Ниневия |
Крылатый бык | Шэду |
Ассирийский царь | Ашшурбанапал |
Орудие для разрушения стен | Таран |
Войско всадников | конница |
7 Этап
Подведение итогов работы.
Возвратиться к слайду 2 (цели урока)
Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие и что нового узнали об этой стране?
8 Этап
Поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание.
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
18 03 2024 6:46:48
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
17 03 2024 21:34:10
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
16 03 2024 18:14:53
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
15 03 2024 0:49:45
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
14 03 2024 0:47:20
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
13 03 2024 22:44:44
Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
12 03 2024 5:36:21
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
11 03 2024 14:28:14
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
10 03 2024 16:42:43
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
09 03 2024 23:21:49
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
08 03 2024 7:23:50
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
07 03 2024 12:36:40
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
06 03 2024 1:24:30
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
05 03 2024 18:42:55
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
04 03 2024 15:12:33
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
03 03 2024 20:11:50
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
02 03 2024 0:55:50
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
01 03 2024 6:24:27
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
29 02 2024 7:11:15
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
28 02 2024 8:58:20
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
27 02 2024 21:27:39
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
26 02 2024 20:11:42
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
25 02 2024 22:30:53
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
24 02 2024 20:36:15
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
23 02 2024 14:56:35
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
22 02 2024 21:52:29
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
21 02 2024 5:44:15
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
20 02 2024 16:20:31
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
19 02 2024 1:48:51
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
18 02 2024 9:16:33
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
17 02 2024 5:24:26
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
16 02 2024 13:20:11
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
15 02 2024 0:22:41
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
14 02 2024 23:16:41
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
13 02 2024 17:10:41
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
12 02 2024 4:26:44
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
11 02 2024 6:19:48
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
10 02 2024 20:25:47
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
09 02 2024 16:34:52
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
08 02 2024 1:52:47
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи. ...
07 02 2024 6:13:36
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
06 02 2024 7:25:16
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
05 02 2024 18:26:13
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
04 02 2024 10:37:49
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
03 02 2024 6:45:22
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
02 02 2024 16:43:16
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
01 02 2024 15:18:52
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
31 01 2024 7:49:27
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
30 01 2024 10:16:42
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
29 01 2024 1:23:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::