Проверочные работы    

Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

Детская одаренность. Очень много противоречивых мнений существует по поводу того, кого из детей считать одаренными. Одни утверждают, что это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста, другие говорят, что это дети, проявляющие исключительное, по сравнению с возрастными нормами, развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Я считаю, что одаренность, в изучении отдельных школьных предметов, можно развить в каждом ребенке, главное, чтобы ребенок проявил заинтересованность, желание и трудолюбие в изучении твоего предмета. Есть гении, которые без особого труда в трехлетнем возрасте совершают сложные математические расчеты в уме. Да, ребенок одарен редким талантом. Но таких людей – единицы среди миллиона жителей большого города, их может совсем не быть среди тысяч жителей небольших населенных пунктов.

Тогда напрашивается вопрос, а есть ли одаренные дети в маленьких городах и поселках? Если считать одаренностью только необычную умственную способность человека, то, наверное, нет. А если одаренным считать умного мальчишку или девчонку, который способен трудиться для увеличения своих знаний по какому-либо предмету, то одаренные дети есть и в маленьких городах, и в поселках, и в деревнях. И таких детей учитель не может не заметить. Невозможно получить знания по истории, математике, русскому языку извне, с неба, из Вселенной, из космоса, вся информация обо всем на свете находится в книгах, не важно, электронные это книги, или бумажные, все-таки без чтения книг одаренным человеку не стать. По моему глубокому убеждению, главное, для того, чтобы ребенка назвали одаренным, ему нужно много трудиться.

Для школ, с небольшой численностью обучающихся, говорить об одаренности не совсем верно. Но среди сотни мальчишек и девчонок найдется 2-3, которые будут стремиться изучать твой предмет, любой учитель может их увидеть. Но просто увидеть – мало. Необходимо их заинтересовать, увлечь, создать такую мотивацию и такие условия, при которых потенциал детей будет полностью реализован, их способности получат максимальное развитие, и они осознают свои возможности и перспективы.

В настоящее время система образования переходит в новое качество. Это тоже своего рода кризис. А, как известно, кризис всегда содержит в себе негативные и позитивные моменты. Исчерпывает себя потенциал, накопленный в предшествующие годы, обнаруживаются новые проблемы, меняется заказ государства, общества, родителей, ставятся новые задачи. Возникает необходимость содержательной рефлексии новой ситуации – новой для образования и новой для социума. Очевидно и то, что новое сознание постепенно утверждается в педагогическом сообществе, идеи изменения влияют на всю систему образования. Пришло понимание, что выпускник школы – это продукт, который создается условиями и технологическим процессом образовательного учреждения. И продукт этот должен быть качественным и конкурентоспособным. Но при этом, в формах и методах обучения мало что меняется. В лучшем случае учитель взваливает на себя ответственность за подготовку своего воспитанника к ЕГЭ, к поступлению в университет, либо, осознав тщетность своих трудов и разочаровавшись, педагог равнодушно «преподает дисциплину», совершенно не заботясь о результате. Ни то, ни другое не отвечает требованиям времени и не имеет должного эффекта. Поэтому возникает необходимость консолидации педагогических сил и распределения ответственности между всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, нужен проект, позволяющий создать новые условия взаимодействия тех ресурсов, которые есть не только в твоей родной школе, но и в школах по соседству.

Для обучающихся школ Верхнекетского района, проявляющих интерес к изучению различных наук, есть уникальная возможность получить больше знаний, занимаясь с преподавателями разных школ. В Верхнекетском районе в 2010-2011 учебном году создан муниципальный олимпиадный центр. Это сетевая организация, в которую входят 7 школ района. Работа по каждому предмету построена особенным образом, мне бы хотелось рассказать о том, как работают учителя истории в рамках олимпиадного центра в течение года.

С начала учебного года в районе запускается районная историческая интеллектуальная игра по определенной теме. В прошлом году тема была посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году, районное методическое объединение учителей истории определило тему для глубокого изучения «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598г», которая содержит в себе много интересных фактов, событий. Игра состоит из 3 этапов: 1 очный – Районный исторический фестиваль «Из прошлого в будущее» 2 заочный – эвристическая олимпиада, 3 очный – Конкурсная игра.

Между проведением этапов Игры работает Районная историческая лаборатория.

В ноябре был проведён Районный исторический фестиваль «Из прошлого в будущее». (Приложение 1)

Программа работы Районного исторического фестиваля.

  1. Открытие исторического фестиваля
  2. Работа по секциям:
    • секция учеников – тренинг-игра на знакомство;
    • секция учителей – планирование работы исторической лаборатории на год.
  3. I Этап районной исторической игры «Своя История» (лингвистическая игра по теме «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598гг» с выбором тем вопросов: «Родители», «Избранная Рада», «Опричнина», «Увлечения», «Войны», «Из жизни»). (Приложение 2)
  4. Обед.
  5. I занятие Районной исторической лаборатории. (Приложение 1)
  6. Закрытие фестиваля.

На I занятии Районной исторической лаборатории обучающиеся были ознакомлены с видами олимпиадных заданий школьного, районного, областного, всероссийского уровня и объяснен принцип их создания. Затем началось изучения темы «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598гг». Обучающие самостоятельно изучали 1 тему «Личность Ивана Грозного» и составляли по 1 олимпиадному заданию к нему

Что такое районная историческая лаборатория? Это сетевая организация, в которую входят преподаватели истории и обучающиеся, проявляющие интерес к изучению истории, пяти школ Верхнекетского района. Три школы не участвуют в районной игре и в работе исторической лаборатории по причине бездорожья.

Принцип работы исторической лаборатории:

  1. В каждой школе создается своя историческая лаборатория, в которую входят преподаватели истории и ученики 5 – 10 классов, которые проявляют большой интерес к изучению истории. Каждая лаборатория имеет своё название, девиз, эмблема. Количество детей неограниченно.
  2. Историческая лаборатория работает по плану каждого общеобразовательного учреждения отдельно. Обучающиеся выполняют задания, согласно рабочей программы.
  3. Связь между обучающимися общеобразовательных учреждений происходит через электронную почту, 25 числа каждого месяца историческая лаборатория общеобразовательного учреждения отправляет другим участникам свои вопросы и задания, составленные по темам.
  4. Руководитель является лишь консультантом, помощником в изучении новых тем. Обучающиеся изучают темы по различным источникам: энциклопедии, СD-диски, сайты Интернета и к своим изученным вопросам составляют задания олимпиадного характера. По каждой большой теме составляется по 6-8 заданий. Обязанности руководителя:
    • Проводит занятия, согласно рабочей программы.
    • Определяет форму работы на занятиях.
    • Курирует работу обучающихся на занятиях, направляет, помогает в выполнении заданий.
    • Следит за отправкой по электронной почте писем в другие общеобразовательные учреждения.
    • Принимает почту из других общеобразовательных учреждений, доводит до сведения обучающихся информацию.

Ожидаемые результаты:

  1. Составить банк олимпиадных вопросов и заданий по темам Истории России.
  2. Сформировать команду обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и в Верхнекетском районе, имеющих огромный интерес к изучению истории.
  3. Улучшить показатели участия в олимпиадах по истории обучающихся школ Верхнекетского района
  4. Сформировать команду педагогов, заинтересованных в распространении исторических знаний среди обучающихся района и в более глубоком изучении родной истории.

Тематический план «Закат династии Рюриковичей». (Приложение 3)

В течение год планируется проведение 34 часов занятий по 17 темам:

I. Тема: Личность Ивана IV Грозного.

II. Тема: Внутренняя политика. Реформы Избранной Рады.

III. Тема: Опричнина.

IV. Тема: Социально-экономическое развитие.

V. Тема: Культура.

VI. Тема: Внешняя политика.

VII. Тема: Правление Федора Ивановича.

VIII. Тема: Работа с текстом. Документы: Переписка с Курбским, Судебник 1500г., Домострой, «Царю нельзя быть без грозы», Переписка с Елизаветой 1, Стоглавый собор, Уложение о службе, Учреждение стрелецкого войска, Отмена кормлений.

IX. X. Тема: Задания на сравнение:

  • Сравнить реформы Избранной Рады и мероприятия опричнины (2 общие, 3 различные черты).
  • Сравнить внешнюю политику Василия 3 и Ивана 4 (2 общие и три различные черты).
  • Сравнить культурное развитие России в период Ивана Грозного и в период Смуты.

XI. XII. Тема: Критерии написания эссе по истории. Написать эссе по заданным темам.

XIII. Тема: Соотнесение фактов с зарубежной историей.

XIV. XV. Тема: Аргументация суждений.

XVI. XVII. Тема: Публичное выступление.

В январе проходит второй заочный этап в виде эвристической олимпиады.

Состоит из 2 частей.

1 часть. Групповая работа 21 января, проводится совместно 5-10 класс. Время выполнения заданий – до 2 часов.

1 Задание. Используя словари, интернет, энциклопедии ответить на предлагаемы вопросы и задания (10 баллов).

2 Задание. Решить историческую ситуацию, предложить своё решение ситуации и объяснить, почему именно такое решение приняли (10 баллов).

3 Задание. Построить логическую цепочку от одного события к другому, используя 6 звеньев, все использованные звенья объяснить (10 баллов).

2 часть. Написание эссе – индивидуальная работа.

Темы эссе предлагают учителя истории.

В марте проходит третий этап – конкурсная игра, которая состоит из 8 конкурсов.

1 конкурс «Мои рассуждения на тему» – каждый зачитывает написанное эссе. В данном конкурсе оценивается не содержание эссе, а творческий подход к его представлению, эмоциональность и оформление (использование презентаций, музыкальное оформление, видеосюжет).

2 конкурс: «Битвы».

3 конкурс: «Кто автор слов?»

4 конкурс: «О ком идет речь» по описанию личности определить о ком идет речь.

5 конкурс: «Исторические документы».

6 конкурс: «Конкурс презентаций по теме».

7 конкурс: «Блиц-опрос.»

8 конкурс: «Литературный» – прочитать любое произведение, отрывок, спеть песню.

Система работы, построенная таким образом, имеет много положительных моментов. Во-первых, общение учителей истории общеобразовательных учреждений Верхнекетского района стало более тесным, здоровое соперничество дает свои плоды: дети получают глубокие знания по разным темам и стремятся быть лучше, а педагоги изыскивают новые источники информации по темам и предлагают их для изучения детям. Педагоги учатся быть для ученика не просто одним из источников информации, а старшими товарищами, сопровождающими в огромном мире знаний. Они помогают, направляют, консультируют, корректируют, дают ученикам возможность самостоятельно работать, развивают творческую активность, логическое мышление.

Во-вторых, ребятам, любящим историю, также необходимо общение друг с другом, оно способствует увеличению их знаний, развитию коммуникативных компетенций. Ученики, почувствовавшие успех в среде сверстников, получают огромный заряд энергии и желания знать больше, чтобы стать лучшим.

В-третьих, система исторического образования в Верхнекетском районе встала на абсолютно иную форму развития, которая, конечно, приведет к наилучшим результатам. Мнение абсолютно всех участников исторических мероприятий состоит в том, что общаясь друг с другом ученики приобретают новый стимул к работе и обучению. Они все готовы идти вперед, значит, труд учителей не напрасен.

По всем вопросам, связанным с данными методическими разработками, положениями обращаться по электронной почте vkruo2@t-sk.ru.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

25 10 2020 14:32:42

Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

24 10 2020 23:12:10

Урок в 5-м классе по теме: "Древняя Индия"

Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...

23 10 2020 13:18:51

Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля

Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....

22 10 2020 4:13:20

ИКТ на уроках истории

Использование И К Т на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование И К Т в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью И К Т учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

21 10 2020 15:50:45

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века

Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

20 10 2020 8:38:33

"Древнее Двуречье"

Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

19 10 2020 1:57:33

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

18 10 2020 19:51:57

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

17 10 2020 7:14:46

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

16 10 2020 4:30:44

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

15 10 2020 9:33:52

Виртуальная экскурсия «Воздушные амазонки»

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм девушек и привлекают подростков....

14 10 2020 13:37:37

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

13 10 2020 23:56:36

Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"

Игра-дискуссия, соревнование двух команд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать командную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...

12 10 2020 21:12:14

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

11 10 2020 20:50:23

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

10 10 2020 18:30:34

Религия спасения. Буддизм

В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу " История древнего мира". В разделе " Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....

09 10 2020 8:55:39

Спецификация модуля "Отрасли российского законодательства"

Целью обучения модуля является развитие умения учащихся характеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....

08 10 2020 0:56:21

Политические режимы и проблемы свободы личности

Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...

07 10 2020 22:17:28

Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"

Тема " Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация " Флаг России - символ государственности"....

06 10 2020 5:56:26

Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс

В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального характера. Также школьники отрабатывают умение анализировать стихотворения....

05 10 2020 18:36:17

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

04 10 2020 3:46:37

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

03 10 2020 9:52:36

Урок по теме "Олимпийские игры в Древней Греции", 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...

02 10 2020 20:25:33

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К. П. Брюллова " Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

01 10 2020 1:11:42

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П. А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

30 09 2020 13:49:27

Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"

Спаренный урок истории России Х Х века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля " Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...

29 09 2020 11:17:14

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

28 09 2020 16:11:19

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

27 09 2020 10:58:10

Методическая разработка урока по теме "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда", 9-й класс. "900 дней блокадного Ленинграда"

Методическая разработка урока по теме « Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....

26 09 2020 0:44:37

Мастерская "Сальвадор Дали"

Мастерская « Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы « Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....

25 09 2020 21:33:43

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

24 09 2020 1:36:24

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

23 09 2020 22:52:46

Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательских и проектных работ

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....

22 09 2020 12:15:45

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

21 09 2020 0:44:35

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

20 09 2020 4:41:36

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

19 09 2020 23:16:32

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

18 09 2020 12:43:56

Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс

Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...

17 09 2020 9:16:49

Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс

Подготовка к Е Г Э по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отрабатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания Е Г Э; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....

16 09 2020 10:57:39

Нравственные основы семьи и брака

Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в брак; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

15 09 2020 15:51:16

Применение активных форм обучения с использованием технологии критического мышления на уроках истории

В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....

14 09 2020 9:50:35

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

13 09 2020 13:39:26

Урок по теме "Усиление власти Ивана Грозного"

Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...

12 09 2020 0:24:36

Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"

Программы элективных курсов « Донское казачество в XVI–XIX веках» и « Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....

11 09 2020 10:37:48

Этнос: нации и народности

На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....

10 09 2020 15:39:56

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

09 09 2020 2:42:52

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

08 09 2020 13:40:35

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

07 09 2020 13:22:11

Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории

Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....

06 09 2020 14:14:13

Внеклассное мероприятие по истории России "Сергий Радонежский - великий подвижник земли русской"

Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....

05 09 2020 14:37:48

Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....

04 09 2020 12:28:59

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

03 09 2020 15:45:17

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

02 09 2020 17:32:12

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Автор статьи предлагает лабораторно-практическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

01 09 2020 14:45:42

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

31 08 2020 23:31:38

Урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Урок " Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на практических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н. И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...

30 08 2020 16:35:48

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

29 08 2020 16:48:24

Программа спецкурса "Мир человека"

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....

28 08 2020 6:31:54

Одаренные дети – будущее России

Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

27 08 2020 10:52:21

Мозаика культур. 10-й класс

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....

26 08 2020 8:14:37

Роль краеведческого материала в системе гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....

25 08 2020 20:15:47

Начало Великой Отечественной войны

Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны С С С Р справедливый, освободительный характер....

24 08 2020 4:15:29

Урок- путешествие "Великая сибирячка"

Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....

23 08 2020 15:20:56

Другие сборники материалов и примеров по теме История и обществознание на нашем сайте:
История и обществознание 1 ::

Социальный конфликт и пути его разрешения. 10-й класс

Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями Е Г Э. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....

25 10 2020 10:45:34

"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

Урок " Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интерактивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием И К Т поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....

24 10 2020 4:59:28

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

23 10 2020 6:44:34

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

22 10 2020 16:46:48

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

21 10 2020 14:53:20

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

20 10 2020 19:56:24

Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"

Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...

19 10 2020 12:44:41

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...

18 10 2020 17:48:53

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....

17 10 2020 14:48:42

Внеклассное мероприятие по истории России

Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры « Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....

16 10 2020 8:42:45

Школьный музей – форма гражданского воспитания учащихся

Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....

15 10 2020 15:29:43

Интегрированный повторительно-обобщающий урок по истории Англии и английскому языку. 6-й класс

Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....

14 10 2020 23:48:14

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

13 10 2020 20:16:41

Интегрированный урок "литература + историия по теме "Повесть Н.В. Гоголя – источник знаний о запорожском казачестве"

Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....

12 10 2020 4:19:41

Тематический классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда для учащихся 10–11-х классов. «Жизнь в блокадном Ленинграде»

Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....

11 10 2020 0:35:19

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

10 10 2020 1:46:24

Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс

Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...

09 10 2020 3:30:37

Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...

08 10 2020 23:13:49

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

07 10 2020 10:27:15

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

Данное занятие является комбинированным уроком-практикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

06 10 2020 7:38:21

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

05 10 2020 14:18:53

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

04 10 2020 21:13:52

Интерактивная игра «По страницам истории Российского государства»

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....

03 10 2020 13:43:32

Урок-портрет "Княгиня Ольга"

Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной характеристики и оценки деятельности исторического персонажа....

02 10 2020 22:42:58

Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме « Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой « Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

01 10 2020 19:36:55

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

30 09 2020 3:58:41

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс

Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....

29 09 2020 17:23:17

Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

28 09 2020 18:13:57

"Из одного металла льют медаль за бой. медаль за труд…"

Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....

27 09 2020 11:59:57

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и М Х К; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....

26 09 2020 4:57:59

Программы элективных курсов "Победы России IX—XVIII веков"

Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...

25 09 2020 18:43:41

Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"

Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...

24 09 2020 9:35:42

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

23 09 2020 16:22:13

Урок-практикум "Микены и Троя". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам....

22 09 2020 12:51:45

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Перебирая наши даты".

Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....

21 09 2020 9:22:53

Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс

Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....

20 09 2020 2:56:44

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

19 09 2020 18:26:22

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

18 09 2020 14:37:38

Урок по теме "Московская Русь"

Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

17 09 2020 3:32:51

Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"

На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в команде. ...

16 09 2020 16:45:29

Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...

15 09 2020 13:55:46

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

14 09 2020 23:50:25

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

13 09 2020 2:28:14

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

12 09 2020 8:19:48

История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс

Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....

11 09 2020 5:41:54

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в С С С Р....

10 09 2020 1:38:32

Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"

Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...

09 09 2020 4:44:22

Советско-финляндская война. Работа с источником

Рекомендуем провести урок " Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....

08 09 2020 8:43:56

История Древнего мира. 5-й класс.Контрольно-обобщающий урок за I четверть

Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....

07 09 2020 2:21:37

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс

Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....

06 09 2020 19:24:42

Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"

Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме " Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту " Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....

05 09 2020 23:35:27

Викторина "Я гражданин России"

Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....

04 09 2020 21:50:17

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

03 09 2020 5:37:29

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

02 09 2020 17:55:47

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме " Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе " Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

01 09 2020 20:56:27

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

31 08 2020 12:27:29

Урок мужества "Поле ратной славы"

Внеклассное мероприятие " Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...

30 08 2020 11:30:12

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

29 08 2020 9:17:38

Статья "Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания"

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...

28 08 2020 13:26:30

Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны

В ходе урока раскрывается понятие « Новый империализм», выделяются основные черты империализма и характерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....

27 08 2020 1:56:44

Знакомство с делопроизводством "Без бумажки мы — букашки?". Урок-презентация

Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....

26 08 2020 19:22:45

Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....

25 08 2020 7:15:24

Демократические преобразования в РФ

Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...

24 08 2020 10:24:41

Социальные группы и их классификация. Российское общество начала XXI в. Демография. Проблемы семьи

Подтема продолжает тему « Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий характер....

23 08 2020 13:11:50

Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Урок " Поиск клада" по теме « Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....

22 08 2020 15:47:51

Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астраханский кремль"

В канун 450-летия г. Астрахани мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астраханского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....

21 08 2020 9:37:26

Первая мировая война

Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....

20 08 2020 0:22:22

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

19 08 2020 7:26:27

Урок повторения и обобщения по истории России с древнейших времен до конца XVII в. Викторина «Своя игра». 10-й класс

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....

18 08 2020 15:39:59

Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....

17 08 2020 0:30:38

Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."

Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии " Русь в X – XІІІ веках". ...

16 08 2020 4:51:51

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

15 08 2020 11:43:24

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

14 08 2020 20:50:43

Урок обществознания по теме "Формы культуры"

Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....

13 08 2020 10:48:59

Урок-квест "Социальные статусы и роли"

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

12 08 2020 4:59:36

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

11 08 2020 11:17:21

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

10 08 2020 13:36:46

Роль женщины в современной политике

Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....

09 08 2020 12:13:10

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

08 08 2020 15:23:46

Забытая Первая мировая война

В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

07 08 2020 23:35:13

Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...

06 08 2020 15:11:13

Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"

Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....

05 08 2020 0:55:39

История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....

04 08 2020 4:49:42

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

03 08 2020 9:55:28

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

Урок представлен в форме практического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

02 08 2020 5:51:18

Еще:
История -1 ::