Урок мужества
(План – конспект внеклассного мероприятия)
Тема: «Равнение на героев»
Цель: оказание помощи в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Конкретизация цели в задачах:
1. Познавательные:
- учащиеся должны знать:
- государственную политику в сфере патриотического воспитания и пропаганды в 20-40-е гг. XX века;
- примеры массового героизма в годы Великой Отечественной войны;
- факты биографии участников войны.
2. Развивающие:
- уметь самостоятельно работать с материалом книг и СМИ;
- использовать навыки самоорганизации своей работы;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- уметь письменно излагать аргументированные суждения на поставленные вопросы
3. Воспитательные:
- формирование патриотических качеств человека и гражданина;
- привлечь учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны
Основные понятия: патриотизм; чувство долга
Оборудование внеклассного занятия: проектор
Ход внеклассного занятия
I этап
- Организационная часть
- Пропагандистская и патриотическая работа в СССР в 20-40-е гг. XX века
- Примеры массового героизма в годы великой Отечественной войны.
- Факты из биографий участников войны
- Задание на II этап урока Мужества
II этап
- Организационная часть и вступительное слово учителя.
- Дискуссия по предложенным вопросам.
- Письменный этап.
I этап.
1) Учитель объявляет тему внеклассного занятия, цель и задачи.
Сообщается о том, что урок Мужества пройдёт в два этапа и объявляется план на эти два занятия.
2) Учитель освещает некоторые аспекты патриотического воспитания в СССР в 20-40-е гг. XX века. В частности следует отметить, что всё советское образование, искусство, литература работали на ниве пропаганды массового героизма, воспитания нового человека – советского патриота. Для справки можно привести выдержки из учебника Истории СССР под редакцией А.М.Панкратовой 1940 года.
«За две сталинские пятилетки в СССР осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение и всеобщее семилетнее образование в городе. Количество учащихся в начальной и средней школе с 8 млн. в 1914 г. поднялось до 33 млн. к концу второй пятилетки. За 20 лет в СССР выстроено школ больше, чем за 200 лет в царской России. За годы революции создана мощная сеть вузов, в которых обучается 600 тыс. человек, что почти в шесть раз превышает количество учащихся в высших учебных заведениях царской России….. Из года в год ширится сеть библиотек, читален, клубов, театров, кино, стадионов, спортплощадок, хат-лабораторий….
В июле 1936 г. великий лётчик нашей страны Валерий Павлович Чкалов и его товарищи совершили грандиозный круговой перелёт над Советским Севером и востоком. В марте 1937 г. вылетела экспедиция на Северный полюс. Самолёты вели лучшие лётчики во главе с Героем Советского Союза Водопьяновым. В мае самолёты опустились на Северном полюсе. Самолёты оставили на льдине четвёрку отважных советских патриотов во главе с Папаниным…..
В СССР, как нигде в мире, развёртывается не только научно-экспериментальная, но и научно-теоретическая работа. Великая марксистко-ленинская теория имеет в СССР необъятные возможности для своего развития. Труды Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина издаются миллионными тиражами. Громаднейшей любовью в широких массах трудящихся пользуются история нашей родины и история большевистской партии….
Под солнцем социализма мощно расцвело искусство народов СССР. Великая Октябрьская революция, раскрепостившая народы, открыла доступ к культуре и искусству широким народным массам. Народ стал обладателем всех ценностей, созданных человечеством. Советское искусство – новое искусство прежде всего по своей тематике. Главной темой искусства СССР является революция, её события, её люди, её идеи. Метод советского искусства – социалистический реализм. Лучшие советские писатели связаны с революцией…
Любовью широких читательских масс СССР пользуются книги «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей» Николая Островского, жизнь и творчество которого пронизаны настоящим революционным пафосом. Ослепший, потерявший возможность двигаться вследствие тяжёлого ранения и заболевания после гражданской войны, молодой писатель-большевик нашёл в себе мужество и силу, чтобы художественным словом продолжать служить партии и революции до последнего вздоха.
Товарищ Сталин назвал советских писателей «инженерами человеческих душ» и требовал от них создания произведений, созвучных нашей великой эпохе. На съезде писателей товарищ А.А.Жданов говорил о задачах советских писателей: «Быть инженером человеческих душ – это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни… Советская литература должна уметь показать наших героев, должна уметь заглянуть в наше завтра».
Расцвет переживает советская кинематография – этот самый важный и самый массовый из всех видов искусства. Первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», изображавший судьбу беспризорных детей, которым дала «путёвку в жизнь» советская власть, положил начало новым замечательным революционным фильмам. Появившиеся после него кинофильмы – «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», трилогия о Максиме, «Щорс», «Великий гражданин», «Члeн правительства» и др. – волнуют миллионы зрителей не только в СССР, но и за рубежом.».
Учитель обращает внимание школьников на героев гражданской войны, на примере которых и выросли поколения предвоенных десятилетий. (Фрунзе, Дундич, Лазо, Чапаев, Котовский и др.)
3) Уже в первые часы войны хаpaктеризовались исключительной ожесточённостью боёв и поистине массовым героизмом бойцов и комaндиров, гpyдью встретивших фашистских захватчиков. Для гитлеровцев это было полной неожиданностью: ведь в их планах Красная армия рассматривалась как абсолютно пассивный объект действий вермахта. Привыкнув к лёгким победам над странами Европы, они считали, что и по советской земле пройдут триумфальным маршем.
Первыми вступили в бой советские пограничники. Всего полчаса отводили фашисты в своих планах на уничтожение пограничных комендатур, однако пограничники сорвали эти планы. На всём протяжении западной границы СССР не оказалось ни одной заставы, которая бы дрогнула перед наглым, самоуверенным врагом. До 2 июля сражались с врагом пограничники 13-й заставы 90-го Владимир-Волынского отряда, которыми комaндовал наш земляк-владимирец лейтенант А.В.Лопатин. Только после подкопа под здание комендатуры и взрыва его вместе с гарнизоном советских бойцов гитлеровцам удалось овладеть заставой.
9-ю пограничную заставу Брестского пограничного отряда атаковали части 45-й пехотной дивизии противника, имевшей задачу с ходу захватить Брестскую крепость. Но пограничники 17-й возглавляемые лейтенантом А.М.Кижеватовым, держались исключительно стойко, отразили несколько атак гитлеровцев и не дали им беспрепятственно ворваться в крепость.
До последнего патрона вели бой пограничники 17-й заставы Рава-Русского пограничного отряда; когда боеприпасы кончились, войны заставы во главе с лейтенантом Ф.В.Мориным с пением «Интернационала» бросились в последнюю штыковую атаку.
Так было и на других заставах. Проявив высокий мopaльный дух, беззаветную преданность Родине, советские пограничники до конца выполнили свой воинский и патриотический долг.
Столь же упopно сражались с врагом и соединения Красной Армии, находившиеся у границы или недалеко от неё. В течение месяца вёл неравную борьбу с гитлеровцами немногочисленный гарнизон Брестской крепости. Продемонстрировав изумительную стойкость, несгибаемое мужество и беспримерный героизм, защитники крепости отбивали атаки целой дивизии противника, поддержанной авиацией и тяжёлой артиллерией. Фронт находился уже под Смоленском, а в тылу фашистов в Брестской крепости ещё продолжался бой. Нельзя без волнения читать написанные на стене крепости слова одного из последних её героических защитников: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.07.41». Имена героев Бреста – П.М.Гаврилова, И.Н.Зубачёва, Е.М.Фомина, С.С.Скрыпника и многих других навсегда останутся в памяти народа.
Подвиг гарнизона Брестской крепости отмечен присвоением ей почётного звания «Крепость-Герой». В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. сказано, что «защитники Брестской крепости в исключительно тяжёлых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа».
Замечательным примером мужества и героизма стала также оборона Лиепаи. С 22 по 27 июня отражали атаки превосходящих сил противника героические защитники города: части 67-й стрелковой дивизии под комaндованием генерал-майора Н.А.Дедаева, пограничники и моряки военно-морской базы, рабочие отряды.
Гитлеровцы смогли овладеть Лиепаей лишь после того, как советские войска исчерпали все возможности для её обороны.
Героические страницы в летопись первых недель Великой отечественной войны вписали защитники Ханко, Перемышля, Могилёва, Таллина и других городов.
Сражаясь с превосходящими силами противника, советские воины предпочитали погибнуть, но не сдать врагу обороняемых позиций. 22 июня в неравный бой с захватчиками смело вступили три батальона 188-й стрелковой дивизии на вильнюсском направлении.
Целый армейский корпус гитлеровцев наносил удар по их позициям, однако воины этих батальонов не отступили и сражались до последнего человека. Они, как и многие тысячи других известных и безвестных героев первых дней войны, внесли свой вклад в будущую победу.
Даже врага поразила сила сопротивления советских войск. В донесениях о боях на вильнюсском направлении говорится о том, что «противник… оказывал ожесточённое и храброе сопротивление, стоя наcмepть. Донесений о перебежчиках и о сдавшихся в плен ниоткуда не поступало. Поэтому бои отличались большей ожесточённостью, чем во время Польской кампании или Западного похода».
И так было везде. «Сведения с фронта подтверждают, - записал 29 июня в своём дневнике начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер, - что русские всюду сражаются до последнего человека…»
Великая сила мopaльного духа советских людей проявилась не только на земле, но и в воздухе. 26 июня совершил героический подвиг экипаж бомбардировщика во главе с капитаном Н.Ф.Гастелло: загоревшийся от вражеского снаряда самолёт советские патриоты направили на колонну танков и автомашин противника. Многие лётчики, израсходовав в воздушных боях боеприпасы, своими машинами таранили вражеские самолёты; только за первый день войны было совершено несколько воздушных таранов. Лётчики-истребители С.И.Здоровцев, П.Т.Харитонов и М.П.Жуков, сбив в результате тарана бомбардировщики врага, благополучно посадили свои машины на землю. Именно они стали первыми Героями Советского Союза в великой Отечественной войне.
4) На данном этапе можно взять всенародно известные биографии Зои и Александра Космодемьянских, О.Кошевого, У.Громовой, А.Матросова, А.Маресьева и др. Но все же, лучше если будут рассматриваться биографии героев – земляков. Предлагаются к вниманию учащихся биографии следующих Героев Советского Союза, уроженцев Меленковского района: Лобанов С.М., Рябова Е.В., Краснов В.М., Каманин Н.П., Тихомиров В.А., Климов И.В., Зимнягин В.К., Кознов Б.И., Зуев Н.Н., Мосин П.П., Емельянов И.А., Жестков А.П., Буденков М.И., Дмитриев А.П., Паршин И.И., Конышев Н.С.
5) Школьникам предлагается задание на дом: читать о героях Великой Отечественной войны, готовиться ко второй части урока Мужества, где каждый получит возможность сказать своё слово об участниках войны.
Тема для размышления: « Что в хаpaктере людей, опалённых войной близко и дорого нам?»
II этап
1) На II этапе «Урока Мужества» школьников лучше рассадить за круглым столом. Таким образом, учащиеся лучше прочувствуют атмосферу единства, возникнет ощущение единого коллектива.
Учитель говорит вступительное слово: «Любой человек не рождается патриотом. Он им становится в процессе воспитания. Но воспитание – дело серьёзное. Чтобы воспитывать, нужны примеры
Герои войны – это примеры мужества и героизма, беззаветной преданности к Родине. Они прошли большую и суровую школу жизни. Когда я читаю книги об участниках войны, мне часто видится одно и тоже лицо, бесконечно родное, бесконечно знакомое. Я вижу в нём черты мальчишек и девчонок военного поколения и невольно примеряю эти черты на себя. Я смотрю на это лицо и хочу быть похожим на него. Я горжусь своими ветеранами, которые подарили нам мир.
Великая Отечественная война не разъединяла, а объединяла людей. Всеобщее горе, обрушившееся на нашу Родину учило их самому главному в жизни – ответственности за родную землю, за родных и близких.».
2) Учащимся для обсуждения предлагается ряд вопросов. Вопросы могут быть следующими:
- Какие подвиги, совершённые во время войны особенно тебя поразили?
- Почему мы обязаны своей мирной жизнью ветеранам войны?
- Какие книги о Великой отечественной войне ты прочитал? Какие фильмы о войне посмотрел?
3) На некоторые вопросы учащимся предлагается дать письменный ответ. Хочется, чтобы в работе приняли участие все – устно это сделать невозможно. Вопросы могут быть следующими:
- Какие из качеств героев войны более всего тебя привлекают?
- Кто произвёл на тебя наибольшее впечатление? Почему?
- Какие нравственные качества, свойственные участникам войны, ты хотел бы воспитать в себе?
Окончание внеклассного занятия: Учитель с согласия учащихся зачитывает ряд письменных ответов и подводит итоги обсуждения.
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
18 03 2024 8:20:41
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
17 03 2024 3:51:57
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
16 03 2024 14:39:31
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
15 03 2024 7:43:45
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
14 03 2024 14:22:30
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
13 03 2024 18:31:23
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
12 03 2024 21:47:45
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
11 03 2024 6:59:34
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
10 03 2024 0:49:17
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
09 03 2024 23:45:46
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
08 03 2024 13:53:40
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
07 03 2024 18:24:17
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
06 03 2024 9:24:56
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
05 03 2024 22:22:10
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
04 03 2024 6:44:10
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
03 03 2024 9:26:32
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
02 03 2024 17:48:57
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
01 03 2024 22:39:34
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
29 02 2024 22:28:44
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
28 02 2024 8:39:27
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
27 02 2024 18:43:47
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
26 02 2024 4:23:18
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
25 02 2024 15:36:17
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
24 02 2024 13:47:31
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
23 02 2024 3:30:37
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
22 02 2024 12:53:13
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
21 02 2024 13:15:22
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
20 02 2024 18:17:17
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
19 02 2024 4:53:24
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
18 02 2024 9:52:10
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
17 02 2024 2:12:31
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
16 02 2024 18:44:23
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
15 02 2024 1:33:37
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
14 02 2024 17:44:44
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 02 2024 20:57:15
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
12 02 2024 3:53:19
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
11 02 2024 16:42:20
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
10 02 2024 14:28:37
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
09 02 2024 14:11:51
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
08 02 2024 14:58:57
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
07 02 2024 9:16:25
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...
06 02 2024 19:37:25
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
05 02 2024 11:46:55
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
04 02 2024 11:58:20
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
03 02 2024 15:55:10
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
02 02 2024 3:25:33
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...
01 02 2024 12:23:27
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
31 01 2024 8:50:19
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
30 01 2024 19:27:56
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
29 01 2024 14:51:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::