Мастерская "Сальвадор Дали"
Своего школьного учителя рисования я запомнила на всю жизнь. На уроках он, не дожидаясь, пока я закончу свой рисунок, со словами «Ты рисуешь неправильно, надо не так» сам быстро его дорисовывал и ставил «4». Так и закончила я школу с «4» по рисованию и с твердым убеждением в том, что совершенно не способна рисовать. Может быть, поэтому мастерскую «Сальвадор Дали» я всегда провожу с радостью. Глядя в полные стpaxa глаза некоторых детей («я не умею рисовать»), с улыбкой говорю: «Просто попробуй, все получится».
Мастерская «Сальвадор Дали» – это стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; стремление научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом.
Чтобы процесс познания нового увлек ребят, нужен мощный индуктор, некое потрясение, не обязательно безоблачное. Не стремлюсь заставить детей полюбить художника и его картины. Но Дали – один из самых ярких мифов 20 века. Его творчество не укладывается в обычные рамки наших представлений о живописи, оно может потрясать или возмущать, удивлять или раздражать, но оно волнует людей.
Тему мастерской я объявляю только в день ее проведения, так как, узнав ее заранее, дети могут подготовить какой-то дополнительный материал, который именно сегодня будет мешать им соприкоснуться один на один с картинами Дали, принять или не принять их, одним словом, постичь новый для них мир ощущений и эмоций. Если же мастерская их заинтересует, после ее завершения они обратятся за дополнительной информацией.
Ход мастерской
Все объединяются в группы по 5-6 человек. На каждом столе – лист ватмана, краски и кисточки. На экране проектора появляются стихи французского поэта Гийома Аполлинера:
С неба спуститесь:
Так будет лучше!
Земных осьминогов
Дрожь охватила.
Здесь каждый из нас
Могильщиком собственным стал…
Земной Океан окружает мой дом.
И нет здесь покоя. Буря кругом.
1 задание (5 минут). Вспомните свой сон, чем-то вас заинтересовавший или удививший своей необычностью. Расскажите о нем. Это очень личный вопрос, и готовность ребят ответить на него – успешное начало мастерской. Важна атмосфера доверия и доброжелательности, она поможет окунуться в мир своих воспоминаний и подготовит детей к восприятию дальнейших заданий.
2 задание (3 минуты). На экране проектора появляются фразы. Это названия картин Сальвадора Дали. Но детям я не говорю об этом.
- Изобретение монстров.
- Тристан и Изольда.
- Блин.
- Раскрашенные удовольствия.
- Пара с облаками в головах.
- Впечатления от Африки.
- Искания.
- Открытие Америки Христофором Колумбом.
- Жизнь Марии Магдалены.
- Поэзия Америки.
- Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон.
Вопрос «Какие ассоциации возникают у вас при чтении этих фраз?» вызывает оживление в классе. Обычно после самых разнообразных предположений кто-то догадывается, что, возможно, это названия картин. Только тогда называю имя Сальвадора Дали.
3 задание (5 минут). После обсуждения в группах предлагаю ответить на вопрос «Что общего между сновидениями и искусством?» Выслушав ответы групп, зачитываю слова З.Фрейда, проецируемые с экрана:
«В искусстве и сновидениях бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью, и именно в них открывается истинный путь познания человека».
4 задание (7 минут). Под музыку Жанны Плиевой «Страсти по Эдему» через проектор показываю репродукции картин Дали. Предлагаю обсудить в группах, какие эмоции вызвали картины, и сделать небольшие резюме для всего класса.
5 задание (5 минут). Необычные картины привлекают внимание ребят и к личности самого художника. Но его биография выходит за рамки мастерской. Вопросы же, которые я задаю сейчас, просто усиливают интерес к личности Дали.
Причуды Сальвадора Дали.
- В 17 лет Дали поступил в Академию художеств в Мадриде. Он мог побиться об заклад, что представит на конкурс картину, которой не коснется кистью. Как он это сделал? (Стоя в метре от холста, он набрасывал на него краски. Цветные брызги образовывали причудливые формы. Эта картина завоевала Гран-при.)
- На одном из экзаменов в Академии художеств Дали отказался отвечать. Почему? (Он заявил, что его знания выше, чем у всех члeнов комиссии, вместе взятых. Из Академии его выгнали за «непочтительное поведение».)
- «Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо и даже сильнее, чем деньги». О какой любви говорил Дали? (О любви к своей жене Елене Дьяконовой – Гала.)
- «Я ничто не презираю так сильно, как…», - говорил Сальвадор Дали, Продолжите фразу. (Обыденность.)
- На Гала Дали официально женился 50 раз. Зачем? (В каждой стране, куда он приезжал, он вступал с ней в бpaк, восхищаясь красотой брачного обряда. Это питало его фантазию.)
- Как Дали относился к подделкам своих работ? (Он их благословлял, считая, что только гениальные живописцы удостаиваются подражания. Этот промысел принес ему 300 миллионов долларов.)
- Музей Дали в Мадриде – самый посещаемый музей в Испании. В 1982 году парламент отметил художника высшей наградой – Золотой Медалью. Между тем сам Дали признавался: «Секрет из секретов состоит в том, что самый знаменитый художник в мире, каким я являюсь, до сих пор…» Продолжите фразу Дали. («…не знает, что нужно, чтобы стать живописцем».)
6 задание (7 минут). Раздаю группам по несколько репродукций картин Дали и предлагаю каждой группе выбрать одну, привлекшую внимание. Объясните свой выбор. Чаще всего дети выбирают:
- «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
- «Привидение Вермера, которое можно использовать как стул».
- «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны».
- «Настойчивость (постоянство) памяти».
- «Христос на кресте».
- «Шесть явлений Ленина на пианино».
- «Лицо войны».
7 задание (40 минут). Это кульминационный момент мастерской. Я уже вижу, как не терпится ребятам взять самим в руки кисточки и начать работать. Формулирую задание: «Нарисуйте свои впечатления от встречи с картинами Дали». Задание никого не удивляет и не застает врасплох. Чувств и эмоций так много, что обсуждение начинается моментально. За 40 минут создать картину? Возможно ли это?!... (см. Приложение) После завершения работы картины вывешиваются.
Рефлексия (10 минут).
«Звучала музыка. Увиденные картины будоражили воображение. Перед нами лежал чистый лист бумаги. В голове необычные ощущения и эмоции. Оказывается, иногда я могу предлагать великолепные идеи».
«На мастерской я чувствовал себя одним из комaнды, создающей что-то, на первый взгляд, необычное, непонятное, но имеющее глубокий смысл».
«Нет стеснения из-за того, что кто-то не умеет рисовать. Все равны».
«Дали как бы пугает нас страшными явлениями, но, может, он хочет сказать, что мы сами создаем мир таким, каков он есть сегодня, и свое возможное чудовищное будущее? Может, он хочет сказать, что пора остановиться? Проснуться ото сна? Может, он хочет нам помочь?»
«Хотелось творить! После мастерской хорошее настроение весь день».
«Рисуешь и понимаешь, что в нашей картине важно не умение рисовать, а способность внести смысл в работу и понять что-то о самой жизни, о себе. Я считала, что неспособна даже кисточку в руках держать. А тут убедилась, что с помощью друзей могу что-то сотворить».
«Нам дали возможность выразить наше внутреннее самочувствие, осмыслить жизнь, любовь, cмepть. Наша фантазия гуляла по листу один час, но этот час я не забуду очень долго».
«Мне кажется, что наша реальность страшнее, чем все картины Дали, и от нас самих зависит, что с нами будет дальше…»
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
28 03 2024 16:53:48
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
27 03 2024 0:58:49
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
26 03 2024 6:17:43
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
25 03 2024 14:28:40
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
24 03 2024 19:38:47
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
23 03 2024 13:25:29
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
22 03 2024 10:52:14
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...
21 03 2024 17:44:46
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
20 03 2024 6:34:18
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
19 03 2024 21:12:10
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
18 03 2024 10:48:43
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
17 03 2024 18:55:16
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
16 03 2024 10:32:41
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
15 03 2024 13:17:24
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
14 03 2024 9:47:14
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
13 03 2024 10:18:11
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
12 03 2024 14:22:49
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
11 03 2024 7:13:30
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
10 03 2024 3:25:13
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
09 03 2024 0:29:19
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
08 03 2024 14:50:26
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
07 03 2024 9:13:27
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...
06 03 2024 5:50:33
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
05 03 2024 15:23:46
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
04 03 2024 14:36:53
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
03 03 2024 4:58:14
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
02 03 2024 5:18:57
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
01 03 2024 16:56:19
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
29 02 2024 12:15:33
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
28 02 2024 11:20:35
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
27 02 2024 10:10:31
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
26 02 2024 22:25:19
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
25 02 2024 7:23:23
Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
24 02 2024 15:32:40
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
23 02 2024 2:40:36
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
22 02 2024 1:20:19
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
21 02 2024 4:27:43
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
20 02 2024 2:27:13
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
19 02 2024 23:18:14
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
18 02 2024 7:41:37
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
17 02 2024 14:47:31
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
16 02 2024 10:11:52
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
15 02 2024 12:55:15
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
14 02 2024 10:50:32
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
13 02 2024 12:58:44
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
12 02 2024 8:52:58
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
11 02 2024 15:11:35
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
10 02 2024 3:23:16
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
09 02 2024 0:28:21
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
08 02 2024 14:53:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::