Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"
Урок-исследование. Исследовательская работа идёт во время урока. Она осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме. Методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Формы работы на уроке: работа с документами, сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.
Урок изучения нового материала.
Подготовка к уроку.
1. Подготовить сообщения:
а) русские первопроходцы XVII в.;
б) народы Сибири;
в) Коренные жители Кемеровской области;
г) освоение Кузнецка;
2. На ватмане написать все даты освоения Сибири в произвольной форме.
3. Подготовить материал для групп.
4. Подготовить раздаточный материал для учащихся: таблицы, контурная карта.
Значение темы в изучении истории России трудно переоценить, т.к. она затрагивает историю родного края, значит, важна не только для того, чтобы знать, понимать историю страны, но и любить и уважать историю малой родины.
Цель урока.
1. Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы, выявления причинно-следственных связей, убеждённо отстаивать свою позицию, навыков публичного выступления.
2. Продолжить формирования умений самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, документами, контурными картами, таблицами, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
3. Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
План урока:
1. Причины продвижения России на Восток (работая с документами, заполнение таблицы).
- Какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь (работа с контурной картой).
- Народы Сибири.
- Основание Кузнецкого острога.
- Землепроходцы.
Основные понятия: ясак, острог, “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло”, “рыбий зуб”, коча, аборигены, цитадель.
Важнейшие даты: 1618 г. - освоение Кузнецка, 1648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. – экспедиция Е.П. Хабарова на Амур, 1697-1699 гг. – поход на Камчатку отряда В. Атласова.
Оборудование урока: карта “Россия в XVII в.”.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сибирь! Ты прекрасна, наша родная, самая близкая, обширная, привольная и богатая Сибирь! Нет на свете более могучих лесных просторов, обширных степей, полноводных рек и богатейших недр, чем у нас в Сибири.
“А где ещё встречается
Такая даль, такая ширь?
Земля озёрной свежести
Щедра, открыта для людей.
И столько милой нежности
Во всей суровости твоей”.
Гударев
Сегодня мы будем говорить об истории освоения нашего края русскими первопроходцами в 17 веке.
Объявляются тема и цели урока
Выяснить:
- причины продвижения России на Восток;
- какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь;
- что способствовало быстрому продвижению русских на Восток;
- каково значение присоединения Сибири.
Класс делится на группы.
Группы:
1) докладчики – 5 человек, которые к уроку должны подготовить сообщения (материал может быть взят из учебника или дополнительной литературы)
2) архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:
- о добровольности присоединения Сибири к России,
- о завоевательном хаpaктере присоединения Сибири к России;
3) хронисты – работают с датами событий, выделяют только необходимые, заполняют таблицу.
4) энциклопедисты - работают с понятиями, дают их определения.
Задачи групп – дополняя друг друга, дать общую картину событий изучаемого периода. Заполнить таблицу
Каждому ученику выдаётся рабочий лист – задания выполняются на нём (приложение №1).
№ 1. Причины продвижения России на Восток
Задание.
На основании прочитанных документов и имеющихся знаний выясните причины продвижения русских в Сибирь и запишите в таблицу № 1.
Экономические | Политические | Социальные |
Документы
Причины продвижения на восток
1. “Внешнее положение государства ухудшалось ещё пренебрежением, с каким стали относиться к нему соседи со времён смуты. Московские бояре в 1612 г. писали в окружной грамоте по городам: “”Со всех сторон Московское государство неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали”. Новая династия должна была ещё более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие её прочности на престоле”.
2. “Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух. В 1654 г. восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту Московского государства. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей”.
В.О. Ключевский “Русская история”
3. “Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…”
4. “Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и делало, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать”.
Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей”
Результат:
Экономические | Политические | Социальные |
1. увеличить доход в казну за счёт обложения местных жителей налогом | Поднять авторитет царской власти в глазах иностранцев и россиян | Бегство крестьян от усиливавшегося крепостного гнёта |
№ 2. Состав переселенцев
Прочитав документы, ответьте на вопрос: какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь?
Документ
Г.Ф.Миллер
1. “Заселение следует приписать, главным образом, многим высланным сюда в немилости люди”.
2. “Равнину, однако, начали возделывать, большей частью беглые крестьяне, которые путём побега хотели избежать обычных налогов…”.
3. “В 1734 году в Кузнецке служилых людей было 5 дворян, 25 боярских детей и 300 конных и 200 пеших казаков, 20 абинских татар” .
Предполагаемый ответ: сосланные; крестьянство, спасающееся от крепостного гнёта; служилый люд; купцы; промышленники.
№ 3. Народы Сибири
Коренные жители Кемеровской области
Докладчики, рассказывая, как жили народы Сибири и коренные жители Кемеровской области до прихода русских, работают с картой на доске (эта работа необходима для того, чтобы выяснить, какое значение имело присоединение Сибири к России и какие народы были присоединены добровольно, а какие завоёваны).
Задание: прослушав доклады учащихся, заполните контурную карту (Приложение № 2)
№ 4. Работа по группам
Слово учителю: Колонизация огромного края произошла на удивление быстро. В связи с этим фактом в исторической литературе развернулась дискуссия. Одни исследователи считают, что присоединение было добровольным (Шунков В.И.), другие придерживаются мнения, что Сибирь была завоёвана (Бахрушин С.В.). Сегодня на уроки мы попытаемся выработать свою точку зрения по этой проблеме.
Задание: слушая докладчиков, заполните таблицу № 2 и ответьте на вопросы:
Дата | События | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
- Что способствовало быстрому продвижению русских на Востоке?
- Каково значение присоединения Сибири?
Докладчик № 1 рассказывает об основании Кузнецка.
Энциклопедисты – выделяют понятия: ясак, острог, цитадель и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.
Хронисты – отмечают дату 1618 г., заполняют таблицу на доске
Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:
- о добровольности присоединения Кузнецка к России;
- о завоевательном хаpaктере присоединения Кузнецка к России.
Присоединение было добровольным.
В составе Кузнецкого гарнизона была сформирована группа служилых татар из числа абинцев.
1. “Скаска” кузнецкого сына боярского Евтихия Савинова 1681 г.
“В 160 г. (1651-1652 гг.) … привёрстан отце мой в Кузнецком к кузнецким служилым татарам головою”.
Служилые абинские татары получали только денежное жалование. “В 1660–1680 гг. оклад “старший” равнялся 3 руб; а “младший” - 50 копеек”.
2. Из наказа Кузнецкому воеводе Баскакову
“А однолично тебе, будучи в государевой службе в Кузнецком остроге, с ясачных людей ясаки и всякие государевы доходы, какие собираются в Кузнецком остроге, собирати с великим радением и расправу меж всяких людей чините в правду, по государеву крестному целованию, и татар и остяков от русских людей от обид, от насильства оберегати и к ясачным людям ласку и привет держити и воров от воровства унимати и наказания и обороны чинити и ясаков лишних с ясачных людей не писати и у ружников и оброчников хлеба на себя не покупати…”.
3. Кузнецов Ф.С. “История Сибири”
“и русские, и телеуты имели общих, более опасных, противников на юге: Джунгарию, государство Алтынханов в Монголии и енисейских киргизов”.
4. Кацюба Д.В.
“Когда в середине 18 века над шорцами и телеутами нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1755 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и “принять всех до единого в русскую протекцию”. Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.
Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа, в том числе и шорцев и телеутов”.
Концепция “завоевания” Сибири
1. О набегах алтайских зайсанов и киргизских князцов на деревни Кузнецкой земли.
“Засайсан Духар с четырьмя тысячами черных и белых калмыков в 1710 г. напал на кузнецкие деревни Митину, Бедарёву и другие. В восьми деревнях было сожжено 94 двора, выжжены хлеба, угнано 266 лошадей, 839 голов крупного рогатого скота и 949 овец. Много людей было убито и взято в плен. Пленные обращались в рабство”
2. Вслед за Кузнецким острогом для охраны государевой и крестьянской пашни и пути из Томска в Кузнецк были поставлены Верхотомский (1657 г), Сосновский (1696 г.) и Мунггатский (1715 г.) остроги.
3. Из ст. Оружие А.Ю. Огурцов.
“Острогах концентрировались войска, хранилось оружие и боеприпасы, здесь спасались окрестное население от разорительных набегов аборигенов”
Основной формой борьбы кочевников с Россией по всей Сибири являлись набеги конных летучих отрядов.
4. Из отписки казака Алтынова:
“Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.
Все должны:
- определить, присоединение Кузнецка было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
- выяснить значение присоединения Кузнецка для России и для народов, проживающих на территории Кузнецка.
Запись в таблице должна выглядеть так:
Дата | События | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1618 | Основание Кузнецка | Остафий Харламов | ЯСАК – налог на местное
население. Сдавался пушниной. ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен. ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость |
Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю. | Добровольный |
Докладчик № 2 рассказывает об экспедициях С.И.Дежнёва и В. Пояркова.
Энциклопедисты – выделяют понятия: коча, “рыбий зуб”, аборигены. Находят их определения в толковых словарях, записывая всё в таблицу на доске.
Хронисты – отмечают дату 1648-1649 гг., 1643-1646 гг., заполняют таблицу на доске
Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:
- о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции С.И. Дежнёва - якутов и чукчей и В.Пояркова – тунгусов и эвенков к России;
- о завоевательном хаpaктере присоединения данных народов Сибири к России.
Присоединение было добровольным
1. Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г.
1. “…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые руских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.
2. Якуты сразу признали власть русских, потому что нуждались в защите от набегов воинственных соседей - ламутов и юкагеров.
3. У Дежнёва была жена якутка по имени Абакаяда. Семён Иванович позаботился о том чтобы перевести жену в православную веру, иначе бpaк считался бы незаконным. От этого бpaка у него вырос сын Любим.
Концепция “завоевания” Сибири
1. Из отписки казака Алтынова:
1. “Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая, красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.
2. В верховьях Енисея служилые люди встретились с упopным нежеланием платить ясак, и тогда брали заложников.
3. “Воистыми” называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами” (пальма - тяжёлый нож на длинной рукоятке).
2. Из отписки С.И. Дежнёва
На реке Анадырь встретились с коренными жителями воинственными юкогерами. Стычка закончилась победой казаков, захватили двух пленных. Племя вынуждено было заплатить первую дань русскому царю.
Все должны:
- определить, присоединение якутов, чукчей, юкогеров, тунгусов было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
- выяснить значение присоединения Сибири для России и для этих народов, проживающих на территории Сибири.
Запись в таблицу
Дата | События | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1648-1649 | Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток | Семён Иванович Дежнев | Коча - большая парусная лодка “РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности |
Сибирь была пройдена до конца, до
побережья Тихого океана Открыт п-ов Чукотка |
Якуты – мирное присоединение Чукчи, Юкогеры - завоевали |
1643-1646 | Продвижение по сибирским рекам на юг. | Василий Поярков | Достиг Амура, вышел в Охотское море | Тунгусы -завоевали |
Докладчик № 3 рассказывает об экспедициях Е. Хабарова и В.В.Атласова.
Энциклопедисты – выделяют понятия: “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло” и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.
Хронисты – отмечают дату 1649-1653 гг., 1697-1699 гг., заполняют таблицу на доске
Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:
- о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции Е.Хабарова - тунгусов и эвенков к России;
- о завоевательном хаpaктере присоединения данных народов Сибири к России
Присоединение было добровольным
Кузнецов “История Сибири”
Коренные жители края ненцы и эвенки к приходу русских отнеслись спокойно.
Главная цель аборигенов – олени – не интересовали русских пришельцев. Охота на соболя, ради которой прибыли русские, не представляла интереса для местных жителей. У всех племён Сибири, живших изолированно, до прихода русских наблюдалось пренебрежительное отношение к пушнине, так как её хозяйственное значение было невелико: для изготовления одежды гораздо пpaктичнее олений мех, тёплый и прочный.
Все должны:
- определить, присоединение тунгусов и эвенков было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
- выяснить значение присоединения Сибири для России и для народов, проживающих на территории Сибири.
Запись в таблицу.
Дата | Событие | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1649-1653 | Экспедиция на р.Амур. | Ерофей Хабаров | “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех “ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности |
Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог | Тунгусы – завоевали Эвенки – мирное присоединение |
1697-1699 | Экспедиция на Камчатку | В.В. Атласов | Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке |
Вся таблица должна выглядеть так:
Дата | Событие | Имена | Понятия | Значение | Способ присоединения |
1618 | Основание Кузнецка | Остафий Харламов | ЯСАК – налог на местное
население. Сдавался пушниной. ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен. ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость |
Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю . | Добровольный |
1648-1649 | Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток | Семён Иванович Дежнев | Коча – большая парусная лодка “РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности |
Сибирь была пройдена до конца, до
побережья Тихого океана Открыт п-ов Чукотка |
Якуты – мирное присоединение Чукчи – Юкогеры – завоевали |
1643-1646 | Продвижение по сибирским рекам на юг. | Василий Поярков | Достиг Амура вышел в Охотское море | Тунгусы –завоевали | |
1649-1653 | Экспедиция на р.Амур. | Ерофей Хабаров | “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех “ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности |
Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог | Тунгусы – завоевали Эвенки – мирное присоединение |
1697-1699 | Экспедиция на Камчатку | В.В. Атласов | Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке |
Вывод:
1. Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Оно способствовало включению огромных территорий в лоно мировой цивилизации. Здесь появились более развитое земледелие, города, торговля. С приходом русских прекратились кровопролитные столкновения племен. Начался процесс обмена производственным опытом, навыками в освоении края между русскими людьми и местными жителями. Россия приобрела природную кладовую, полную уникальных лесов, богатейших рыбных рек и озёр, полезных ископаемых, драгоценных металлов. Эту кладовую стали разpaбатывать все народы Сибири.
2. Присоединение Сибири к России представляет собой чрезвычайно пёструю мозаику, в которой мирный и насильственный элементы создают разнообразную цветовую гамму со множеством оттенков.
Победа русских войск в Сибири была обеспечена эффективной военно-инженерной стратегией, гибкой тактикой и отчасти техническим превосходством. Русское правительство умело использовало эти преимущества и не оставило никаких шансов местному населению. Это позволило в кротчайшие сроки занять огромные земельные прострaнcтва на Востоке. Земельные приобретения России в XVII веке вывели её в разряд великих держав.
Д/з: п.9., приготовить сообщение: Сибирь сегодня.
Презентация
Приложения 1-4
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
27 03 2024 5:47:38
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
26 03 2024 23:48:46
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
25 03 2024 0:53:51
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
24 03 2024 17:31:31
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
23 03 2024 4:18:46
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
22 03 2024 0:22:32
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
21 03 2024 17:52:28
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
20 03 2024 0:45:28
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
19 03 2024 12:58:52
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
18 03 2024 11:29:56
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...
17 03 2024 9:12:49
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
16 03 2024 16:10:21
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
15 03 2024 14:10:19
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
14 03 2024 12:58:29
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
13 03 2024 19:18:56
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
12 03 2024 22:10:47
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
11 03 2024 1:42:38
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
10 03 2024 6:10:57
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
09 03 2024 10:31:59
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
08 03 2024 22:15:46
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
07 03 2024 1:40:57
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
06 03 2024 0:17:50
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
05 03 2024 5:13:18
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
04 03 2024 12:37:52
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
03 03 2024 4:17:51
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
02 03 2024 13:16:47
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
01 03 2024 20:39:48
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
29 02 2024 7:47:35
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
28 02 2024 22:29:54
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
27 02 2024 23:50:17
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
26 02 2024 3:26:12
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
25 02 2024 20:49:23
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
24 02 2024 1:51:19
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
23 02 2024 10:35:14
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
22 02 2024 7:27:32
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
21 02 2024 0:45:40
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
20 02 2024 11:26:39
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...
19 02 2024 8:44:49
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
18 02 2024 4:50:31
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
17 02 2024 5:14:12
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
16 02 2024 22:42:19
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
15 02 2024 12:46:23
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
14 02 2024 10:52:28
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
13 02 2024 15:39:36
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
12 02 2024 5:46:44
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...
11 02 2024 21:16:25
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
10 02 2024 19:10:20
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
09 02 2024 3:22:55
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
08 02 2024 17:10:18
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
07 02 2024 21:41:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::