Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс


    Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

Цель урока: увековечение памяти Ф.Н. Малгиной и ее пятерых сыновей.

Образовательная: изучение истории якутского народа в Великой Отечественной войне, жизни и деятельности семьи Малгиных.

Развивающая: учить самостоятельному поиску информации, совместной интеллектуальной деятельности, совершенствовать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, оценивать актуальность событий, развивать эмоциональное восприятие.

Воспитательная: воспитание интереса и потребности школьников к интеллектуальной и творческой деятельности, воспитывать нравственные идеалы: любовь к Родине и гордость за нее, любовь к матери, уважение к старшему поколению.

Оборудование: портрет Ф.Н.Малгиной, презентация “ Семья Малгиных”, видеофрагмент о начале войны, фонограммы военных песен, макет памятника – обелиска Славы, гирлянды цветов, макет Вечного огня, бумажные журавлики, материалы оформления класса, цитата.

“Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей гpyдью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери,– вот что насыщает нас любовью к жизни” М.Горький.

Ход урока

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, учителя, уважаемые ветераны тыла. Мы рады встречи с вами в преддверии Дня Победы. 65 лет прошло с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах народа. День Победы – праздник торжественный, когда радость переплетается с горем, смех со слезами. И всех нас объединяет память… И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Ученик: Давайте вспомним всех, кто не вернулся с войны и зажжем в их память Вечный огонь.

Вечный огонь горит в память о солдатах, погибших в первые дни войны. Приняли первыми удар врага на себя и навеки остались на поле боя.

Вечный огонь горит в память о советских воинах, которые сложили свои головы на фронтах Великой отечественной войны.

Мы зажгли Вечный огонь, чтобы больше никогда на земле не было войны.

(Минута молчания. Звучит фонограмма “ Вечный огонь”)

Ученик: Поклонимся живым и мертвым, бесcмepтным и бесстрашным. Тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941г у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя всю дорогу войны, добил врага там, откуда война началась, в поверженном Берлине.

Ученица: Поклонимся женщинам, которые, проводив мужей и сыновей на фронт, вышли в поле, встали за станки, сели на тpaкторы – это трудовая вахта длилась 1418 дней и ночей.

(Звучит песня “Поклонимся великим тем годам!” Муз. А. Пахмутовой, сл. М. Листова.)

Учитель: 1941год. Начало войны. Первые дни, месяцы.

(На экране видеофрагмент о начале войны. Взрывы следуют одни за другим.  Запись на фронт…)

Ученик:

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами.

Ученица:

Поднимались мальчики по свистку в атаку
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Просто был выбор у каждого – ты или Родина.

(Звучит песня “ Священная война” Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.)

Учитель: Люди! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца и брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы… Они всегда с нами и в нас.

Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках… Опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере,– все они сестры в едином, беспокойном порыве чувства. Одинаковы, когда подносят ребенка к гpyди. Одно и тоже томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем…

Солдатские матери… Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшее на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей. Материнский подвиг – подвиг самой Родины. Это подвиг народа. Его величие будет воспеваться в веках.

Ученик: Русская мать на Днепровщине Епстимия Федоровна Степанова на защиту Родины послала 9-х сыновей и ни один из них не вернулся…

Ученица: Белорусская мать из г. Жодино Анастасия Фоминична Куприянова пятерых сыновей провожала на войну. Ни один из них не вернулся…

Ученик: До войны в Якутии преобладали многодетные семьи. По пять сыновей – братьев отправили на фронт более 20 семей. Семьи Прокопьевых из Усть Амгинского улуса, Каратаевых из Вилюя, Полищенко из Намского улуса, Петровых из Орджоникидзевского улуса, Никаноровых из Мегино-Кангаласскогоулуса и т.д. Но кто-то возвращался из них.

Учитель: Трагическая судьба достигла и простую якутскую женщину – мать из таежного села Баяга Алексеевского (Таттинского) района Февронью Николаевну Малгину. Пятерых сыновей отдала Родине Февронья Николаевна, пять жизней своих отдала…

Женщина – мать: Зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!

(Презентация “ Малгины”.)

Учитель: Вглядитесь в лицо этой старой женщины, вглядитесь в глаза, поблекшие от старости и горя, от большой жизни, от слез ожидания. Черный платок привычно облегает голову, из-под платка выглядывают седые прядки волос. Глубокие морщины на лбу и щеках, широкоскулое с впавшими щеками лицо. Молчаливые, будто из души, смотрящие глаза. 90 лет долгих лет прожила Февронья Николаевна Малгина на свете. Родилась в 1888г. Из них только 16 лет она прожила беззаботно и счастливо. Из родившихся 20 детей к началу войны осталось семеро: пять сыновей и две дочери.

(Презентация продолжается.)

Ученик 1: Старший сын Алексей родился в 1915 году. С детства страстно влюбленный в просторы тайги, в охоту, он связал свою жизнь с пушным промыслом. Получил звание отличного охотника республики, был премирован именными часами.

Ученик 2: Второй сын тоже Алексей, окончил Якутскую фельдшерско-акушерскую школу, заведовал Усть – Таттинским медпунктом, потом районным отделом здравоохранения. В 1938 году он уехал учиться в Томский медицинский институт.

Ученик 3:Третий сын, Спиридон, 1918 года рождения, окончил Якутский сельскохозяйственный техникум. Стал зоотехником, но пришлось работать недолго. Поступил 4 октября 1940 г. в военную школу.

Ученик 4: Четвертый сын, Петр, как и старший брат, Алексей стал охотником.

Ученик 5: Пятый, самый младший, Василий стал фельдшером.

Ученица: Две дочери, две Марии – вышли замуж.

Учитель: Началась война с белофиннами. Алексей младший, студент Томского медицинского института, ушел добровольцем на фронт. Участвовал, как военный врач, в прорыве линии “Маннергeйма” и в самый последний день войны, спасая жизнь раненому бойцу, был тяжело ранен и от ран умер в Томском госпитале 9 апреля 1940 г.

Весть о cмepти сына мать восприняла как гром средь ясного неба. Говорят, время залечивает раны. Может это и так, но только не раны матери, потерявшей ребенка. Хотя и раньше хоронила она своих малолетних детей, то было совсем другое – ведь хоронила своими руками, в своей земле. А то, что сына убили в чужой стороне и тело его покоится не в земле предков, углубляло горе и страдание матери И прокляла она тех, кто развязывает войны, проливает кровь мирных людей и приносит страдание миллионам матерям.

Ученица: Осенью 1940 года внезапно настигла еще одна беда… Трагически скончался глава семьи, муж Февроньи Николаевны – Егор Петрович Малгин. Теперь все домашние заботы, непосильный труд в колхозе легли на хрупкие плечи Февроньи Николаевны. Она надеялась на своих четырех сыновей… Зятья Терентий Хатылаев и Сидор Неустроев тоже хорошие работники попались. Но началась война. Ушли на фронт все сыновья и зятья. В большой семье Малгиных остались одни женщины да малые дети.

Учитель: Потянулись тяжелые дни ожидания весточки с фронта. Письма с фронта! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники.

(Учащиеся поднимают конверты – треугольники.)

В каждом письме с фронта – рассказ о крепости духа, стойкости и мужества советских людей, гpyдью ставших на защиту Родины. Радость переполняла сердца и души не только родных и близких, но и всех жителей

(Учащиеся читают письма с фронта.)

Учитель: Шли годы, и все чаще приходили в села письма, в которых говорилось; “ Погиб…пал cмepтью храбрых…не вернулся из боя солдат. Шли похоронки… Они обжигали сердца, одевали женщин в черный цвет, сиротили детей.

…Иногда и Февронья Николаевна получала письма и умоляла почтальона прочесть их тут же. Сама же сидела, сложив огрубевшие от работы морщинистые руки на коленях и, согласно кивала головой, стараясь уловить в строках настроение, каждое слово, понятное только матери. Последнее письмо от младшего Василия мать получила еще в октябре 1942 года. Он писал, что едет на фронт, что до Москвы осталось 100 километров… После этого письма перестали приходить… Почти два месяца Февронья Николаевна ничего не знала о судьбе своих сыновей. А потом узнала…

Женщина – мать (Малгина): “ Я не помню, ничего не помню… Эти бумажки стали приходить еще зимой. Снег только-только выпал. Вначале я получила их две… Нет, нет, одну… Желтоватая такая бумажка и напечатано на ней что-то…Думала, весточка от кого из сыновей… Через несколько недель в дверях нашла вторую такую же бумажку…Смотрю, уж очень они похожи, а прочитать некому…Я ведь их, дорогих моих, столько лет пестовала, растила. Мне не верилось, что их уже нет…”

Учитель: Почти через месяц она получила еще два извещения. Погибли четверо Малгиных: Алексей младший погиб в 1940 году в войне с белофиннами; Алексей старший, Петр, Василий пропали без вести в конце 1942 года. Остался один Спиридон, лейтенант, заместитель комaндира 8-й стрелковой роты 889-го полка 189 дивизии.

В начале января 1943 года рота была выстроена по боевой тревоге. И вдруг прозвучали слова обращения к воинам, трудящимся Ленинграда, так долго находившегося в блокаде. В одном строю рядом с товарищами по оружию стоял и Спиридон Малгин, с жадностью впитывая в себя эти слова: “ В эти решительные дни, – читал комaндир, – к вам с любовью и надеждой, с полным доверием обращены взоры трудящихся Ленинграда. Много испытаний перенесли ленинградцы за это время, но эти испытания не ослабили, а закалили их. Много горя испытал за это время каждый – горе это зовет к мести. О мести взывают могилы детей… О мести взывает горе матерей… К мести зовут разрушенные дома…”

Каждый сражался, думая только о защите своей Родины, дрался за каждую пядь Пулковских высот, на самых решающих участках Ленинградского фронта. Слова обращения… Спиридон и его товарищи поняли, что именно сейчас надо выступить, ударить по врагу. И они ударили Дни, месяцы ожесточенных боев. 900-дневная блокада прорвана. В этих боях 23 марта 1943г. погиб Спиридон Малгин. Последнего сына потеряла Февронья Николаевна.

Женщина – мать:

Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку,
Чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого…
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Где же ты?

Учитель: Пять сыновей, пять своих жизней отдала Мать… Погибли сыновья молодыми неожиданно, умирали, не дописав не ровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав… Последняя надежда была на зятьев. Но и они жили недолго. Оба вернувшись с войны, умерли от старых ран… Много лет прошло с тех пор. Все равно ждала. Но не было всадников, возвращающихся с фронта. Только виднелась березовая роща в тумане.

Ученик:

Найду ли нежней и нужней
К тебе обращенное слово!
О, мать пятерых сыновей,
Погибших в сраженье суровом!
Куда же, покинув село,
В какую сторонку вглядеться,
На старости лет привело
Тебя, беспокойное сердце!
Седины твои, как снега,
Морщины – иссохшие русла.
А, может Приленья тайга
С тобой пригорюнилась грустно?

Учитель: Давно отгремели залпы войны. Но никакой бег времени не может стереть с памяти горе матери… И в возрасте 82 лет Февронья Николаевна собирается в дальний путь поклониться могилам своих сыновей. Не каждый решится в таком возрасте совершить путь из Якутии до Ленинграда. И она едет в составе делегации, которая должна была посетить места, где сражались воины – якутяне под Новгородом, Старой Руссой, Ленинградом. У озера Ильмень в селе Устрика Новгородской области возложила венки к памятнику воинам – якутянам, павшим cмepтью храбрых в боях с фашизмом. Потом в Старой Руссе по случаю 25-летия освобождения города от немецких захватчиков, Февронья Николаевна и ее внучка , учительница Ф.Т.Степанова, как почетные гости сидели в Президиуме. Состоялись встречи, митинги, поездки…Русские женщины ее приняли как свою родную. Приглашали к себе домой.

И вот Ленинград. Пискаревское кладбище. Встретились две матери. Мать, отлитая из бронзы и Февронья Николаевна.

Ученик:

Бесcмepтен навеки солдат
В священной земле новгородцев,
Где Ильменя воды шумят
И Волхов, как раненный бьется.
Глаза дорогих матерей,
Как пламя, что Время лелеет
В сердцах благородных людей
В цветах Пискаревской аллеи.
Над скорбным молчанием нив
Где русского и белоруса;
И коми с якутом сроднив,
Печалится Старая Русса…
От имени вдов и сирот,
Которых ты обняла взглядом,
Тебя называет народ
Гражданкою древнего града.
Страданием сильных сильна,
Как русской земли Ярославна,
Якутская мать Малгина
Февронья Николаевна!

(Макет памятника – могилы с цветами.)

Учитель: Мать сделала еще несколько шагов вперед. Узловатые, морщинистые пальцы матери нащупали буквы на памятнике. Она погладила его нежно, ласково, как когда-то гладила головы сыновей. Она торопилась высказать Спиридону все, что накопилось в ее душе за эти годы, о материнском горе.

Женщина – мать: “ Родной мой, дитя мое. Чует мое материнское сердце, что ты здесь. Лежишь среди множества других героев. Их могила стала и твоей могилой. Мне кажется, что и твое имя написано среди этих имен. Только, живя в такое мирное время, я смогла приехать к тебе. Дитя мое, твой родной наслег неузнаваемо изменился. Сейчас это – центральная усадьба большого совхоза. Братья твои все полегли на полях сражений. Родной мой, не грусти ты шибко. Жизнь ведь продолжается… Вот и дети твоих сестер выросли, теперь я пpaбабушка. Разве думала я, гадала, что проживу до такой счастливой жизни.

Сынок, сынок, только на старости лет я смогла приехать к тебе… Вот привезла тебе горсть земли из твоего родного аласа, где ты бегал босоногим мальчишкой. Она еще хранит тепло твоих ног. Мне кажется, что я слышу твой запах. Вот поэтому, сыночек мой, целуя горсть родной земли, оставляю его на твоей могиле. Сыночек, сыночек, родимый , прощай навеки веков….Не придется мне второй раз поклониться твоему праху. Придут вместо меня мои внуки, правнуки… И тогда передадут тебе мое последнее прости… Старею я… Спи спокойно.”

(Учащиеся несут гирлянды цветов от благодарных потомков.)

Учитель: Это была песня матери, и колыбельная, и надгробная, и болезненная и последняя. Это был реквием матери своим детям. Слезы выступили сами собой и потекли по всем своим старым руслам морщин. Мать встала на колени, опустила голову до самой земли, будто ища сыновний запах. Она гладила эту землю, орошая ее материнскими слезами, а сердце продолжало говорить, ведь колыбельная бывает бесконечной.

Несмотря ни на что жизнь продолжается. После этой поездки Февронья Николаевна Малгина, почетный гражданин Алексеевского района, персональная пенсионерка прожила еще 8 лет на радость своим внукам и правнукам. Февронья Николаевна скончалась 11 апреля 1978г. Похоронили ее со всеми почестями в с. Баяга Алексеевского района у обелиска Славы , рядом с мраморными плитами, где высечены имена пятерых сыновей. Светлая любовь матери, подвиг сыновей-братьев Малгиных будут примером для многих поколений, их жизнь продолжается.

Ученик: Преклоняясь перед ней, мы вспоминаем о неисчислимых жертвах, перенесенных нашим народом в минувшей войне.

Ученица: Преклоняясь перед ней, мы вспоминаем о немеркнущих подвигах солдат, чьим тяжелым трудом, потом и кровью и жизнью была добыта наша историческая победа.

Учитель: Преклоняясь перед ней, мы склоняем наши головы перед матерями, чьи сердца, слезы, любовь, горе, чьи неимоверные жертвы помогли нам завоевать свободу и счастье нынешних и грядущих поколений. Пример матери Февроньи Николаевны Малгиной – достоин памяти людей.

Ее достойная жизнь, смелость и мужество сыновей навсегда останутся в памяти будущих поколений, и появятся новые песни, и эти песни будут сливаться с песнями журавлей над необъятными просторами нашей Родины.

(Учащиеся пускают журавликов, выполненных в технике оригами, над памятником воинов, павших в боях. И звучит фонограмма песни Я. Френкеля. “Журавли”)

Ветеран тыла: В душе каждого ветерана навсегда сохранились первые дни войны. Как приходили повестки, как собирались мужчины в строй и уходили на фронт, как провожали матери сыновей, жены – мужей, дети – отцов, братьев. Их позвала война! Память нашу не стереть с годами, как тяжело было нам выжить, когда остались женщины с детьми и старики. Шли годы – годы не простые, работали мы с родителями на рыбалке, охоте. Мы забывали тяготы лихие на местном фронте, фронте трудовом…Тяжелая доля ожидала нас, детей в военные годы. Но выжили, дождались Победу! И через много лет после того, как отгремели последние залпы войны, вновь Родина оплакивает своих сыновей, дети своих отцов, тех, кто подарил нам победу в 1945 году и кто шел к этой дате, но пал cмepтью храбрых. Праздником мира вошел в календарь праздник Победы – 9 Мая!

(Звучит песня “ День Победы” Д. Тухманова на сл. В.Харитонова.)

Учитель: Низкий поклон вам, труженики тыла! Живите долго, и счастливо. Пусть будет мирным наше небо и процветает наша Родина, ведь именно за это проливали свою кровь и трудились в тылу. Пусть светит солнце, в радости мгновений победный май останется навек! С праздником вас!

(Звучит песня “ Победный вальс” Муз. и сл. Дуткина. Ребята танцуют вальс, приглашают ветеранов, гостей, учителей.)

Использованная литература.

  1. Великая Отечественная. В 2-х томах. Т.2. Стихотворения и поэмы. Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский. – М., “ Художественная литература”,1975. – 512с.
  2. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.: ил.
  3. День Победы. Методические рекомендации. – Якутск кн. изд-во, 1985. – 48 с.
  4. Егоров П.И., Егоров И.И. Мать Малгиных. – Якутск кн. изд-во, 1973. – 72 с.
  5. Егоров П. Сердце матери./ Молодежь Якутии, 1969 – 8 марта.
  6. Отцов и дедов подвиг не забыт. Респ. конкурс творческих работ школьников. Сост. В.С.Рожина. – Якутск./ Нац. Б-ка Респ. Саха (Якутия), 2010. – 87с.
  7. Рябцев В. Гражданка древнего града./ Соц. Якутия, 1969. – 9 марта.
  8. Февронья Николаевна Малгина./ Коммунист, 1978. – 13 апреля.


Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"


    Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

      На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

27 11 2022 19:37:37

Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

      Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....

26 11 2022 21:22:26

На уроках в афинской школе. 5-й класс


    На уроках в афинской школе. 5-й класс

      Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....

25 11 2022 16:16:27

Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"


    Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"

      Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении. Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе. ...

24 11 2022 16:46:40

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"


    Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

      Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...

23 11 2022 11:35:10

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

22 11 2022 21:20:24

Топонимика Краснодарского края как исторический источник


    Топонимика Краснодарского края как исторический источник

      В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....

21 11 2022 0:45:46

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

20 11 2022 10:11:48

Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"


    Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"

      Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....

19 11 2022 6:21:48

Урок по курсу "Введение в историю" на тему "Летописи и документы. Повесть временных лет", 4-й класс


    Урок по курсу "Введение в историю" на тему "Летописи и документы. Повесть временных лет", 4-й класс

      Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...

18 11 2022 14:54:45

Урок истории на тему "Крещение Руси"


    Урок истории на тему "Крещение Руси"

      Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

17 11 2022 1:27:38

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

16 11 2022 10:42:10

Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"


    Разработка мероприятия "Дорога длиною в жизнь"

      В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....

15 11 2022 2:52:16

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

14 11 2022 14:38:11

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"


    Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

      Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

13 11 2022 3:49:44

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

12 11 2022 9:24:31

Олимпийские игры в древности


    Олимпийские игры в древности

      Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....

11 11 2022 7:42:54

Использование информационных технологий на уроке истории


    Использование информационных технологий на уроке истории

      Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....

10 11 2022 7:55:27

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы


    С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

      Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....

09 11 2022 17:36:54

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

08 11 2022 18:31:44

Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"


    Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

      Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....

07 11 2022 0:49:17

Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."


    Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."

      Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....

06 11 2022 0:46:17

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

      Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

05 11 2022 5:40:26

Нетрадиционный урок "Куликовская битва"


    Нетрадиционный урок "Куликовская битва"

      Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...

04 11 2022 16:22:24

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

03 11 2022 4:57:22

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе


    Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

      Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...

02 11 2022 19:33:54

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности


    Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

      Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....

01 11 2022 18:58:25

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания


    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

      В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

31 10 2022 9:58:11

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

30 10 2022 23:46:26

Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"


    Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

      В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...

29 10 2022 3:33:22

Первые киевские князья


    Первые киевские князья

      Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

28 10 2022 19:30:49

Культура и духовная жизнь общества


    Культура и духовная жизнь общества

      Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....

27 10 2022 10:34:34

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

26 10 2022 9:18:26

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России


    Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

      Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

25 10 2022 3:51:25

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"


    Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

      Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

24 10 2022 14:45:44

Тамерлан: разрушитель или созидатель?


    Тамерлан: разрушитель или созидатель?

      Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....

23 10 2022 3:55:48

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания


    Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

      Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

22 10 2022 1:48:34

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


    Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

21 10 2022 0:21:39

Урок "Культура России в XVIII веке"


    Урок "Культура России в XVIII веке"

      Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

20 10 2022 6:24:27

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"


    Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

      Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

19 10 2022 22:27:53

Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории


    Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

      В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....

18 10 2022 13:44:29

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)


    Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

      Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

17 10 2022 12:41:27

Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс


    Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс

      Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....

16 10 2022 9:16:15

Программа по истории. 8-й класс


    Программа по истории. 8-й класс

      Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....

15 10 2022 11:15:58

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

14 10 2022 22:53:52

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания


    Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

      Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

13 10 2022 9:28:44

Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"


    Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

      Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...

12 10 2022 19:27:52

Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов


    Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов

      Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....

11 10 2022 14:43:41

Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"


    Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"

      Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....

10 10 2022 2:21:54

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"


    Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

      Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

09 10 2022 0:17:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.