Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс


    Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

Цель урока: увековечение памяти Ф.Н. Малгиной и ее пятерых сыновей.

Образовательная: изучение истории якутского народа в Великой Отечественной войне, жизни и деятельности семьи Малгиных.

Развивающая: учить самостоятельному поиску информации, совместной интеллектуальной деятельности, совершенствовать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, оценивать актуальность событий, развивать эмоциональное восприятие.

Воспитательная: воспитание интереса и потребности школьников к интеллектуальной и творческой деятельности, воспитывать нравственные идеалы: любовь к Родине и гордость за нее, любовь к матери, уважение к старшему поколению.

Оборудование: портрет Ф.Н.Малгиной, презентация “ Семья Малгиных”, видеофрагмент о начале войны, фонограммы военных песен, макет памятника – обелиска Славы, гирлянды цветов, макет Вечного огня, бумажные журавлики, материалы оформления класса, цитата.

“Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей гpyдью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери,– вот что насыщает нас любовью к жизни” М.Горький.

Ход урока

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, учителя, уважаемые ветераны тыла. Мы рады встречи с вами в преддверии Дня Победы. 65 лет прошло с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах народа. День Победы – праздник торжественный, когда радость переплетается с горем, смех со слезами. И всех нас объединяет память… И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Ученик: Давайте вспомним всех, кто не вернулся с войны и зажжем в их память Вечный огонь.

Вечный огонь горит в память о солдатах, погибших в первые дни войны. Приняли первыми удар врага на себя и навеки остались на поле боя.

Вечный огонь горит в память о советских воинах, которые сложили свои головы на фронтах Великой отечественной войны.

Мы зажгли Вечный огонь, чтобы больше никогда на земле не было войны.

(Минута молчания. Звучит фонограмма “ Вечный огонь”)

Ученик: Поклонимся живым и мертвым, бесcмepтным и бесстрашным. Тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941г у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя всю дорогу войны, добил врага там, откуда война началась, в поверженном Берлине.

Ученица: Поклонимся женщинам, которые, проводив мужей и сыновей на фронт, вышли в поле, встали за станки, сели на тpaкторы – это трудовая вахта длилась 1418 дней и ночей.

(Звучит песня “Поклонимся великим тем годам!” Муз. А. Пахмутовой, сл. М. Листова.)

Учитель: 1941год. Начало войны. Первые дни, месяцы.

(На экране видеофрагмент о начале войны. Взрывы следуют одни за другим.  Запись на фронт…)

Ученик:

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами.

Ученица:

Поднимались мальчики по свистку в атаку
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Просто был выбор у каждого – ты или Родина.

(Звучит песня “ Священная война” Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача.)

Учитель: Люди! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца и брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы… Они всегда с нами и в нас.

Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках… Опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере,– все они сестры в едином, беспокойном порыве чувства. Одинаковы, когда подносят ребенка к гpyди. Одно и тоже томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем…

Солдатские матери… Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшее на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей. Материнский подвиг – подвиг самой Родины. Это подвиг народа. Его величие будет воспеваться в веках.

Ученик: Русская мать на Днепровщине Епстимия Федоровна Степанова на защиту Родины послала 9-х сыновей и ни один из них не вернулся…

Ученица: Белорусская мать из г. Жодино Анастасия Фоминична Куприянова пятерых сыновей провожала на войну. Ни один из них не вернулся…

Ученик: До войны в Якутии преобладали многодетные семьи. По пять сыновей – братьев отправили на фронт более 20 семей. Семьи Прокопьевых из Усть Амгинского улуса, Каратаевых из Вилюя, Полищенко из Намского улуса, Петровых из Орджоникидзевского улуса, Никаноровых из Мегино-Кангаласскогоулуса и т.д. Но кто-то возвращался из них.

Учитель: Трагическая судьба достигла и простую якутскую женщину – мать из таежного села Баяга Алексеевского (Таттинского) района Февронью Николаевну Малгину. Пятерых сыновей отдала Родине Февронья Николаевна, пять жизней своих отдала…

Женщина – мать: Зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!

(Презентация “ Малгины”.)

Учитель: Вглядитесь в лицо этой старой женщины, вглядитесь в глаза, поблекшие от старости и горя, от большой жизни, от слез ожидания. Черный платок привычно облегает голову, из-под платка выглядывают седые прядки волос. Глубокие морщины на лбу и щеках, широкоскулое с впавшими щеками лицо. Молчаливые, будто из души, смотрящие глаза. 90 лет долгих лет прожила Февронья Николаевна Малгина на свете. Родилась в 1888г. Из них только 16 лет она прожила беззаботно и счастливо. Из родившихся 20 детей к началу войны осталось семеро: пять сыновей и две дочери.

(Презентация продолжается.)

Ученик 1: Старший сын Алексей родился в 1915 году. С детства страстно влюбленный в просторы тайги, в охоту, он связал свою жизнь с пушным промыслом. Получил звание отличного охотника республики, был премирован именными часами.

Ученик 2: Второй сын тоже Алексей, окончил Якутскую фельдшерско-акушерскую школу, заведовал Усть – Таттинским медпунктом, потом районным отделом здравоохранения. В 1938 году он уехал учиться в Томский медицинский институт.

Ученик 3:Третий сын, Спиридон, 1918 года рождения, окончил Якутский сельскохозяйственный техникум. Стал зоотехником, но пришлось работать недолго. Поступил 4 октября 1940 г. в военную школу.

Ученик 4: Четвертый сын, Петр, как и старший брат, Алексей стал охотником.

Ученик 5: Пятый, самый младший, Василий стал фельдшером.

Ученица: Две дочери, две Марии – вышли замуж.

Учитель: Началась война с белофиннами. Алексей младший, студент Томского медицинского института, ушел добровольцем на фронт. Участвовал, как военный врач, в прорыве линии “Маннергeйма” и в самый последний день войны, спасая жизнь раненому бойцу, был тяжело ранен и от ран умер в Томском госпитале 9 апреля 1940 г.

Весть о cмepти сына мать восприняла как гром средь ясного неба. Говорят, время залечивает раны. Может это и так, но только не раны матери, потерявшей ребенка. Хотя и раньше хоронила она своих малолетних детей, то было совсем другое – ведь хоронила своими руками, в своей земле. А то, что сына убили в чужой стороне и тело его покоится не в земле предков, углубляло горе и страдание матери И прокляла она тех, кто развязывает войны, проливает кровь мирных людей и приносит страдание миллионам матерям.

Ученица: Осенью 1940 года внезапно настигла еще одна беда… Трагически скончался глава семьи, муж Февроньи Николаевны – Егор Петрович Малгин. Теперь все домашние заботы, непосильный труд в колхозе легли на хрупкие плечи Февроньи Николаевны. Она надеялась на своих четырех сыновей… Зятья Терентий Хатылаев и Сидор Неустроев тоже хорошие работники попались. Но началась война. Ушли на фронт все сыновья и зятья. В большой семье Малгиных остались одни женщины да малые дети.

Учитель: Потянулись тяжелые дни ожидания весточки с фронта. Письма с фронта! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники.

(Учащиеся поднимают конверты – треугольники.)

В каждом письме с фронта – рассказ о крепости духа, стойкости и мужества советских людей, гpyдью ставших на защиту Родины. Радость переполняла сердца и души не только родных и близких, но и всех жителей

(Учащиеся читают письма с фронта.)

Учитель: Шли годы, и все чаще приходили в села письма, в которых говорилось; “ Погиб…пал cмepтью храбрых…не вернулся из боя солдат. Шли похоронки… Они обжигали сердца, одевали женщин в черный цвет, сиротили детей.

…Иногда и Февронья Николаевна получала письма и умоляла почтальона прочесть их тут же. Сама же сидела, сложив огрубевшие от работы морщинистые руки на коленях и, согласно кивала головой, стараясь уловить в строках настроение, каждое слово, понятное только матери. Последнее письмо от младшего Василия мать получила еще в октябре 1942 года. Он писал, что едет на фронт, что до Москвы осталось 100 километров… После этого письма перестали приходить… Почти два месяца Февронья Николаевна ничего не знала о судьбе своих сыновей. А потом узнала…

Женщина – мать (Малгина): “ Я не помню, ничего не помню… Эти бумажки стали приходить еще зимой. Снег только-только выпал. Вначале я получила их две… Нет, нет, одну… Желтоватая такая бумажка и напечатано на ней что-то…Думала, весточка от кого из сыновей… Через несколько недель в дверях нашла вторую такую же бумажку…Смотрю, уж очень они похожи, а прочитать некому…Я ведь их, дорогих моих, столько лет пестовала, растила. Мне не верилось, что их уже нет…”

Учитель: Почти через месяц она получила еще два извещения. Погибли четверо Малгиных: Алексей младший погиб в 1940 году в войне с белофиннами; Алексей старший, Петр, Василий пропали без вести в конце 1942 года. Остался один Спиридон, лейтенант, заместитель комaндира 8-й стрелковой роты 889-го полка 189 дивизии.

В начале января 1943 года рота была выстроена по боевой тревоге. И вдруг прозвучали слова обращения к воинам, трудящимся Ленинграда, так долго находившегося в блокаде. В одном строю рядом с товарищами по оружию стоял и Спиридон Малгин, с жадностью впитывая в себя эти слова: “ В эти решительные дни, – читал комaндир, – к вам с любовью и надеждой, с полным доверием обращены взоры трудящихся Ленинграда. Много испытаний перенесли ленинградцы за это время, но эти испытания не ослабили, а закалили их. Много горя испытал за это время каждый – горе это зовет к мести. О мести взывают могилы детей… О мести взывает горе матерей… К мести зовут разрушенные дома…”

Каждый сражался, думая только о защите своей Родины, дрался за каждую пядь Пулковских высот, на самых решающих участках Ленинградского фронта. Слова обращения… Спиридон и его товарищи поняли, что именно сейчас надо выступить, ударить по врагу. И они ударили Дни, месяцы ожесточенных боев. 900-дневная блокада прорвана. В этих боях 23 марта 1943г. погиб Спиридон Малгин. Последнего сына потеряла Февронья Николаевна.

Женщина – мать:

Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку,
Чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого…
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Где же ты?

Учитель: Пять сыновей, пять своих жизней отдала Мать… Погибли сыновья молодыми неожиданно, умирали, не дописав не ровных строчек, не долюбив, не досказав, не доделав… Последняя надежда была на зятьев. Но и они жили недолго. Оба вернувшись с войны, умерли от старых ран… Много лет прошло с тех пор. Все равно ждала. Но не было всадников, возвращающихся с фронта. Только виднелась березовая роща в тумане.

Ученик:

Найду ли нежней и нужней
К тебе обращенное слово!
О, мать пятерых сыновей,
Погибших в сраженье суровом!
Куда же, покинув село,
В какую сторонку вглядеться,
На старости лет привело
Тебя, беспокойное сердце!
Седины твои, как снега,
Морщины – иссохшие русла.
А, может Приленья тайга
С тобой пригорюнилась грустно?

Учитель: Давно отгремели залпы войны. Но никакой бег времени не может стереть с памяти горе матери… И в возрасте 82 лет Февронья Николаевна собирается в дальний путь поклониться могилам своих сыновей. Не каждый решится в таком возрасте совершить путь из Якутии до Ленинграда. И она едет в составе делегации, которая должна была посетить места, где сражались воины – якутяне под Новгородом, Старой Руссой, Ленинградом. У озера Ильмень в селе Устрика Новгородской области возложила венки к памятнику воинам – якутянам, павшим cмepтью храбрых в боях с фашизмом. Потом в Старой Руссе по случаю 25-летия освобождения города от немецких захватчиков, Февронья Николаевна и ее внучка , учительница Ф.Т.Степанова, как почетные гости сидели в Президиуме. Состоялись встречи, митинги, поездки…Русские женщины ее приняли как свою родную. Приглашали к себе домой.

И вот Ленинград. Пискаревское кладбище. Встретились две матери. Мать, отлитая из бронзы и Февронья Николаевна.

Ученик:

Бесcмepтен навеки солдат
В священной земле новгородцев,
Где Ильменя воды шумят
И Волхов, как раненный бьется.
Глаза дорогих матерей,
Как пламя, что Время лелеет
В сердцах благородных людей
В цветах Пискаревской аллеи.
Над скорбным молчанием нив
Где русского и белоруса;
И коми с якутом сроднив,
Печалится Старая Русса…
От имени вдов и сирот,
Которых ты обняла взглядом,
Тебя называет народ
Гражданкою древнего града.
Страданием сильных сильна,
Как русской земли Ярославна,
Якутская мать Малгина
Февронья Николаевна!

(Макет памятника – могилы с цветами.)

Учитель: Мать сделала еще несколько шагов вперед. Узловатые, морщинистые пальцы матери нащупали буквы на памятнике. Она погладила его нежно, ласково, как когда-то гладила головы сыновей. Она торопилась высказать Спиридону все, что накопилось в ее душе за эти годы, о материнском горе.

Женщина – мать: “ Родной мой, дитя мое. Чует мое материнское сердце, что ты здесь. Лежишь среди множества других героев. Их могила стала и твоей могилой. Мне кажется, что и твое имя написано среди этих имен. Только, живя в такое мирное время, я смогла приехать к тебе. Дитя мое, твой родной наслег неузнаваемо изменился. Сейчас это – центральная усадьба большого совхоза. Братья твои все полегли на полях сражений. Родной мой, не грусти ты шибко. Жизнь ведь продолжается… Вот и дети твоих сестер выросли, теперь я пpaбабушка. Разве думала я, гадала, что проживу до такой счастливой жизни.

Сынок, сынок, только на старости лет я смогла приехать к тебе… Вот привезла тебе горсть земли из твоего родного аласа, где ты бегал босоногим мальчишкой. Она еще хранит тепло твоих ног. Мне кажется, что я слышу твой запах. Вот поэтому, сыночек мой, целуя горсть родной земли, оставляю его на твоей могиле. Сыночек, сыночек, родимый , прощай навеки веков….Не придется мне второй раз поклониться твоему праху. Придут вместо меня мои внуки, правнуки… И тогда передадут тебе мое последнее прости… Старею я… Спи спокойно.”

(Учащиеся несут гирлянды цветов от благодарных потомков.)

Учитель: Это была песня матери, и колыбельная, и надгробная, и болезненная и последняя. Это был реквием матери своим детям. Слезы выступили сами собой и потекли по всем своим старым руслам морщин. Мать встала на колени, опустила голову до самой земли, будто ища сыновний запах. Она гладила эту землю, орошая ее материнскими слезами, а сердце продолжало говорить, ведь колыбельная бывает бесконечной.

Несмотря ни на что жизнь продолжается. После этой поездки Февронья Николаевна Малгина, почетный гражданин Алексеевского района, персональная пенсионерка прожила еще 8 лет на радость своим внукам и правнукам. Февронья Николаевна скончалась 11 апреля 1978г. Похоронили ее со всеми почестями в с. Баяга Алексеевского района у обелиска Славы , рядом с мраморными плитами, где высечены имена пятерых сыновей. Светлая любовь матери, подвиг сыновей-братьев Малгиных будут примером для многих поколений, их жизнь продолжается.

Ученик: Преклоняясь перед ней, мы вспоминаем о неисчислимых жертвах, перенесенных нашим народом в минувшей войне.

Ученица: Преклоняясь перед ней, мы вспоминаем о немеркнущих подвигах солдат, чьим тяжелым трудом, потом и кровью и жизнью была добыта наша историческая победа.

Учитель: Преклоняясь перед ней, мы склоняем наши головы перед матерями, чьи сердца, слезы, любовь, горе, чьи неимоверные жертвы помогли нам завоевать свободу и счастье нынешних и грядущих поколений. Пример матери Февроньи Николаевны Малгиной – достоин памяти людей.

Ее достойная жизнь, смелость и мужество сыновей навсегда останутся в памяти будущих поколений, и появятся новые песни, и эти песни будут сливаться с песнями журавлей над необъятными просторами нашей Родины.

(Учащиеся пускают журавликов, выполненных в технике оригами, над памятником воинов, павших в боях. И звучит фонограмма песни Я. Френкеля. “Журавли”)

Ветеран тыла: В душе каждого ветерана навсегда сохранились первые дни войны. Как приходили повестки, как собирались мужчины в строй и уходили на фронт, как провожали матери сыновей, жены – мужей, дети – отцов, братьев. Их позвала война! Память нашу не стереть с годами, как тяжело было нам выжить, когда остались женщины с детьми и старики. Шли годы – годы не простые, работали мы с родителями на рыбалке, охоте. Мы забывали тяготы лихие на местном фронте, фронте трудовом…Тяжелая доля ожидала нас, детей в военные годы. Но выжили, дождались Победу! И через много лет после того, как отгремели последние залпы войны, вновь Родина оплакивает своих сыновей, дети своих отцов, тех, кто подарил нам победу в 1945 году и кто шел к этой дате, но пал cмepтью храбрых. Праздником мира вошел в календарь праздник Победы – 9 Мая!

(Звучит песня “ День Победы” Д. Тухманова на сл. В.Харитонова.)

Учитель: Низкий поклон вам, труженики тыла! Живите долго, и счастливо. Пусть будет мирным наше небо и процветает наша Родина, ведь именно за это проливали свою кровь и трудились в тылу. Пусть светит солнце, в радости мгновений победный май останется навек! С праздником вас!

(Звучит песня “ Победный вальс” Муз. и сл. Дуткина. Ребята танцуют вальс, приглашают ветеранов, гостей, учителей.)

Использованная литература.

  1. Великая Отечественная. В 2-х томах. Т.2. Стихотворения и поэмы. Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский. – М., “ Художественная литература”,1975. – 512с.
  2. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.: ил.
  3. День Победы. Методические рекомендации. – Якутск кн. изд-во, 1985. – 48 с.
  4. Егоров П.И., Егоров И.И. Мать Малгиных. – Якутск кн. изд-во, 1973. – 72 с.
  5. Егоров П. Сердце матери./ Молодежь Якутии, 1969 – 8 марта.
  6. Отцов и дедов подвиг не забыт. Респ. конкурс творческих работ школьников. Сост. В.С.Рожина. – Якутск./ Нац. Б-ка Респ. Саха (Якутия), 2010. – 87с.
  7. Рябцев В. Гражданка древнего града./ Соц. Якутия, 1969. – 9 марта.
  8. Февронья Николаевна Малгина./ Коммунист, 1978. – 13 апреля.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 04 2024 16:14:26

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 04 2024 2:38:36

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 04 2024 2:36:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 04 2024 7:29:50

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 04 2024 18:29:44

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 04 2024 16:43:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 04 2024 20:21:34

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 04 2024 16:11:24

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 04 2024 10:40:53

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 04 2024 17:17:16

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 04 2024 23:11:22

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 04 2024 17:48:10

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 04 2024 16:16:13

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 04 2024 22:52:20

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 04 2024 17:50:39

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 04 2024 10:29:23

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 03 2024 5:20:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 03 2024 11:45:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 03 2024 0:31:19

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 03 2024 0:59:34

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 03 2024 9:51:46

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 03 2024 8:28:10

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 03 2024 6:30:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 03 2024 11:53:18

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 03 2024 15:37:33

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 03 2024 20:55:48

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 03 2024 8:28:23

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 03 2024 22:10:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 03 2024 3:20:26

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 03 2024 20:11:11

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 03 2024 0:13:23

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 03 2024 18:44:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 03 2024 8:57:16

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 03 2024 11:18:17

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 03 2024 1:18:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 03 2024 0:18:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 03 2024 6:36:59

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 03 2024 7:59:44

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 03 2024 12:17:22

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 03 2024 14:30:26

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 03 2024 6:22:59

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 03 2024 4:18:18

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 03 2024 5:47:35

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 03 2024 17:28:20

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 03 2024 16:33:54

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 03 2024 23:56:41

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 03 2024 14:30:46

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

29 02 2024 13:46:52

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

28 02 2024 23:39:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

27 02 2024 22:23:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::