М.В. Ломоносов – великий человек России
Тип урока: урок актуализации и открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: через изучение исторических, художественных, публицистических источников способствовать формированию у школьников целостного представления о личности М.В. Ломоносова.
Задачи:
- продолжить знакомство с творческим наследием М. В. Ломоносова;
- продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, навыков работы в группе;
- на примере жизненного пути М. В. Ломоносова сформировать у школьников понимание необходимости самореализации через активную учебную, исследовательскую, общественную деятельность.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, принтер, интеpaктивная доска, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока, ватман, маркеры, ножницы, клей.
Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Проект урока:
1-й урок:
- Мотивация – эвристическая беседа (10 мин.) .
- Целеполагание – составление кластера (5 мин.).
- Организация работы в группах (30 мин.).
2-й урок:
- Представление результатов работы групп (40 мин.).
- Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия(5 мин.).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-й урок | |
Мотивация – эвристическая беседа. Учитель начинает урок с высказывания А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» (О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 54-55 с.). На интеpaктивной доске появляется слайд с высказыванием А.С. Пушкина. |
|
Учитель организует эвристическую беседу по вопросам: что дало основания Пушкину дать такую хаpaктеристику Ломоносову? Можно ли назвать М.В. Ломоносова великим человеком России? Выдающейся личностью? Что бы хотели узнать нового о Ломоносове? | Дети высказывают свои предположения. Повторяют понятия «личность», «хаpaктер», условия его формирования. Вспоминают известные факты из жизни Ломоносова. |
Целеполагание – составление кластера. Учитель на доске записывает элементы кластера. Все предложения записываются, учитель помогает детям правильно формулировать свои мысли. Среди предположений могут быть, например, такие: - научные исследования; - внешний облик; - черты хаpaктера; - семья; - путешествия; - литературное творчество; - общественная деятельность, и т.д. |
Учащиеся в ходе коллективного обсуждения составляют кластер: |
Организация работы в группах. Распределение учеников на группы. Работа групп организуется таким образом, чтобы дети сами выбрали интересующий их элемент кластера для исследования. Позиций в кластере должно быть больше, чем рабочих групп. Учитель выступает в роли помощника, консультанта. Помогает подобрать материалы для исследований из книг школьной библиотеки (см. список литературы к уроку), интернет-ресурсов (см. список интернет-ресурсов к уроку) , иллюстраций из папки на рабочих столах компьютеров. |
Дети распределяются на группы по 3-5 человек одним из способов (например, по фантикам конфет, которыми учитель угостит учеников; жетонам и т.д.). Группы выбирают задания из элементов кластера. Проводят исследовательскую работу, используя книги и интернет-ресурсы. За 30 минут группа в оригинальной форме (мультимедийная презентация, коллаж (материалы дети находят в папке на рабочем столе компьютера, распечатывают на принтере), инсценировка и др.) готовит презентацию своего мини-исследования по избранной теме на 5-7 минут. |
2-й урок | |
Представление результатов работы групп. Учитель напоминает правила работы в группе. Организует выступления групп, контролирует регламент выступлений. Подведение итогов урока – деятельностная рефлексия. Учитель организует заключительную эвристическую беседу, используя высказывание А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (пьеса «Дядя Ваня», 1897 год, слова доктора Астрова, действие 2). |
Дети повторяют правила работы в группе. Группы презентуют свои мини-исследования. |
Можно ли назвать Ломоносова прекрасным человеком? Что вы узнали нового о Ломоносове сегодня на уроке? Стал ли он вам понятнее, интереснее? Чему вас может научить его жизненный путь? | Высказывают свою точку зрения; путем рассуждений приходят к выводу о том, что М.В. Ломоносов – уникальная личность, своей жизнью доказавшая: если у человека есть цель в жизни, благородные устремления, то «для пользы общества коль радостно трудиться» (Ломоносов М.В. «На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии перед старою генералом фелдцейгмейстером и кавалером графом Петром Ивановичем Шуваловым»). |
Жизнь Ломоносова – пример того, что «Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». (Из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» -1747г.). |
|
Вопрос: как объяснить современным языком мысль Ломоносова? | Ломоносов уверен в том, что Россия – страна с высоким интеллектуальным потенциалом, может прославиться в различных отраслях науки. |
Литература к уроку:
- Баландин Р.К. Великие русские люди: Детство и юность.- М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 264 с.
- Большой энциклопедический словарь – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001.- 1456 с.:ил.
- Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь/Л68 Сост. Э.П. Карпов.- М., 2009. - 480 с.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании/ М.В. Ломоносов.- М., 2009. – 480 с.
- О творчестве Ломоносова: Критика и исследования/Сост. Т.П. Аронзон. – М.: 2008.- 206 с.
- Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. – М.: Белый город, 2004.- 48с – (История России).
- Рыжков К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. - 656 с.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII- XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с., 32с. ил.: ил.
- Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2001.- 592с. (100 великих)
- Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В. Ломоносове)/ Архангельск: МИУ, 2001. 288с.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 736 с., ил.
- www.aforism.su/avtor/408.html
- ariosto.ru/tag/m-v-lomonosov
- www.eip.ru/articles/view169
- www.europe-costume.ru/view_post.php?id=83
- feb-web.ru/feb/batyush/texts/bop/bop-0292.htm
- www.geopoesia.ru/ru/travelogs/germany/lomonosov/letters/page1.html
- www.historydata.ru/lom/732-raskol.html
- www.lingvotech.com/lomonosov
- www.peoples.ru/science/founder/lomonosov/
- ricolor.org/history/eng/enciklop/lomonosov/
- rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm
- www.rulex.ru/01120331.htm
- ru.wikipedia.org/wiki/Петербургская_академия_наук
- ru.wikipedia.org/wiki/Причёски_XVIII_века
- screen.ru/school/lomonosov/5.htm
- vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/ECCEHOMO.HTM
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
28 03 2024 14:19:51
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
27 03 2024 8:35:52
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
26 03 2024 7:57:56
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
25 03 2024 12:59:47
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
24 03 2024 10:16:29
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
23 03 2024 9:28:15
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
22 03 2024 6:47:14
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
21 03 2024 18:48:24
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
20 03 2024 23:30:30
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
19 03 2024 4:43:12
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
18 03 2024 9:56:47
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
17 03 2024 2:20:47
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
16 03 2024 16:38:21
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
15 03 2024 21:58:37
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
14 03 2024 17:39:37
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
13 03 2024 8:38:10
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
12 03 2024 5:41:16
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
11 03 2024 18:27:26
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
10 03 2024 17:38:46
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
09 03 2024 22:49:50
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
08 03 2024 21:15:42
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
07 03 2024 16:45:16
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...
06 03 2024 8:30:19
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
05 03 2024 13:32:22
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
04 03 2024 6:30:12
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
03 03 2024 9:57:51
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
02 03 2024 15:44:38
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
01 03 2024 3:17:39
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
29 02 2024 7:50:22
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
28 02 2024 3:11:56
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
27 02 2024 2:46:51
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
26 02 2024 18:57:34
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
25 02 2024 3:13:57
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
24 02 2024 17:47:40
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
23 02 2024 4:22:13
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
22 02 2024 8:35:27
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
21 02 2024 16:31:40
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
20 02 2024 8:28:46
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
19 02 2024 14:56:35
Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
18 02 2024 23:55:39
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
17 02 2024 11:13:49
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
16 02 2024 2:49:36
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
15 02 2024 16:35:44
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
14 02 2024 2:57:45
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
13 02 2024 22:54:11
Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
12 02 2024 22:12:38
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
11 02 2024 2:21:56
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
10 02 2024 1:30:23
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
09 02 2024 19:54:37
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
08 02 2024 22:37:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::