Восточные славяне
Цели урока:
- дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.
- Продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответа на вопрос с обобщением или выводом. (обобщения полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации (развёрнутого суждения и т.д.).
- Развивать навык самостоятельной работы с текстовой информацией.
- Активизировать процесс мышления и воображения, способствовать более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания.
- развитие интереса к предмету, формирование информационной культуры учащихся, воспитание уважения к истории России.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атласы, настенная карта «Русь в IX-X веках», информационные листы, тетради.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
- ознакомление с темой и планом урока
- постановка задачи и целей урока
Знаете ли вы, кто были предки русского народа? Какими они были? Где и как они жили?
Мы – исследователи! Нас интересуют наши предки – восточные славяне.
Но есть проблема!
До нас дошли только отреставрированные документы, макеты, рисунки.
Давайте прочитаем документы, рассмотрим рисунки и определим направления нашего исследования.
II. Изучение нового материала
Задание для всего класса: ознакомиться с источниками в информационном листе и определите направления нашего исследования.
После прочтения учащиеся определяют направления исследования:
- Места проживания славян;
- Занятия славян;
- Верования славян и быт славян;
- Военное искусство славян;
- Система управления у славян.
Работа с учебником § 1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян.
Работа с информационным листом. См. Приложение.
Работаю совместно с ребятами, даю им образец их дальнейшей деятельности:
1. Найти документы в Информационном листе , в которых говорится о местах проживания славян.
- Прочитайте текст §1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена. (соотнесение текстовой информации с информацией на карте. Работа с атласом и настенной картой)
- Поработать с формированием понятий индоевропейцы, балтославянские, индоевропейские племена, три ветви славя: восточная, западная, южная), заполнить схему в рабочих тетрадях стр.3, (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) или на доске.
Пример схемы.
- Прочитайте текст «Повесть временных лет»
- О каких группах славянских племен идет речь в документе?
- В чем особенности названий славянских племен? (работа с гидронимами)
- О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
- Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе?
- Славяне каких современных стран упоминаются в источнике?
- Предположите, как влияло местоположение расселения славян на их род занятий?
Самостоятельная работа в группах:
Предлагаю разбиться на группы и начать исследовательскую работу, результаты которой, должны представить и защитить в конце урока. (состав группы: докладчик, картограф, художник, секретарь.)
Требования к выступлению:
Представить новые слова и раскрыть их значение.
Составить рассказ. ( Должен быть кратким, логически построенным и содержать главные выводы).
Докладчик должен знать материал и уметь ответить на дополнительные вопросы.
Каждая группа начинает исследовать именно те документы, которые соответствует ее тематике.
Для того чтобы исследование было полным – предлагаю воспользоваться текстом учебника, дополнить свой рассказ, поработать с новыми словами( в учебнике имеется словарь), с атласом и настенной картой, информационным листом.
Задания для 1 группы
- Прочитать тексты документов и текст в учебнике о занятиях славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Составьте схему «Занятия славян в VIII – IX в.»
- Составьте рассказ о занятиях славян, подтверждая свои выводы, текстом документов (прочитай что сказано об этом в документе), указывая авторов, на которые вы ссылаетесь. Используйте рисунки в учебнике.
Пример схемы:
Задания для 2 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о быте славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
- Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
- Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
- Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
- Составьте рассказ об образе жизни славян. Подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
Задания для 3 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о верованиях славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Какой вывод о хаpaктере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?
- С какими еще языческими культами вы знакомы?
- Выделите особенности языческих верований.
- Как вы думаете, способствовала ли эта религия процессу объединения древних славянских племён? Почему?
- Составьте рассказ – о верованиях славян подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
Задания для 4 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о системе управления у восточных славян.
- Какие новые и не понятные слова вы встретили в тексте? (работа со словами )
- Прочитайте документы и составьте рассказ – как управлялись славянские племена, подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
- Составьте схему: «Система управления у восточных славян».
Пример схемы:
Задания для 5 группы.
- Найдите документы, в которых имеется информация о военном искусстве восточных славян.
- Какие сведения о вооружении славян можно получить из документов?
- Что мы узнаем о тактике и стратегии славянских воинов?
- С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас историк?
- Опишите славянского воина (внешний облик, вооружение, хаpaктер, боевые качества, схематичные рисунки оружия, воина, одежды).
III. Закрепление
Выступление групп.
IV. Итог урока
V. Д/З
§1, вопросы, выучить термины стр. 14, рабочая тетрадь стр. 3-6 §1.
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
18 03 2024 5:26:34
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
17 03 2024 12:34:43
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
16 03 2024 4:40:11
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
15 03 2024 20:34:17
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
14 03 2024 22:45:16
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
13 03 2024 12:55:51
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
12 03 2024 13:16:36
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
11 03 2024 10:57:21
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
10 03 2024 17:21:36
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
09 03 2024 13:40:14
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...
08 03 2024 10:26:59
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
07 03 2024 6:27:53
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
06 03 2024 12:56:29
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
05 03 2024 10:24:11
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
04 03 2024 18:23:10
Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
03 03 2024 23:16:14
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
02 03 2024 18:25:53
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
01 03 2024 22:34:24
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
29 02 2024 13:44:24
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
28 02 2024 9:56:23
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
27 02 2024 13:18:30
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
26 02 2024 4:46:53
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
25 02 2024 2:41:13
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
24 02 2024 23:47:26
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
23 02 2024 12:50:46
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
22 02 2024 9:24:51
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...
21 02 2024 12:33:48
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
20 02 2024 15:28:58
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
19 02 2024 12:11:29
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
18 02 2024 20:41:19
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
17 02 2024 20:21:47
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
16 02 2024 8:59:16
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
15 02 2024 11:50:13
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
14 02 2024 0:58:30
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
13 02 2024 23:54:53
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
12 02 2024 21:39:41
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
11 02 2024 0:48:10
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
10 02 2024 3:44:39
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
09 02 2024 21:32:36
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
08 02 2024 5:40:17
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
07 02 2024 19:24:28
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
06 02 2024 2:52:27
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
05 02 2024 12:28:58
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....
04 02 2024 23:24:23
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
03 02 2024 17:58:12
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
02 02 2024 16:45:51
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
01 02 2024 15:31:21
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
31 01 2024 14:57:54
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
30 01 2024 18:23:56
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
29 01 2024 6:45:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::