Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"
Цели урока:
- понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России.
- выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов.
- узнать о вкладе декабристов в социально-экономической, культурной жизни якутского народа в годы их ссылки в Якутии.
Тип урока: интегрированный урок (история + литература)
Ключевые слова: Конституция, ясак, общественные расходы
Средства обучения: слайдовая презентация, сделанная на Power Point.
Опережающее задание:
1) дано индивидуальное задание повторить
историю образования первых тайных организаций и
обществ, историю декабрьского вооруженного
восстания декабристов 1825 г.;
2) в классе образованы 3 рабочие группы, которым
даны задания сделать презентации и сообщения по
темам:
- 1-й группе: Социально-экономическое и политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
- 2-й группе: Якутия в произведениях декабристов;
- 3-й группе: Роль декабристов в развитии социально-экономической жизни области и в области образования.
ХОД УРОКА
I. Опрос по заданной теме в форме беседы и тестов
– Назовите причины возникновения движения
декабристов.
– Каковы были основные идеи организаций будущих
декабристов “Союз спасения” и “Союз
благоденствия”?
– Для выполнения этого задания класс делится на 2
группы, где первая группа составляет программные
требования из “Конституции” Н.Муравьева, а
вторая группа из “Русской правды” П.Пестеля.
Затем класс выявляет, что в них было общего и что
различного.
– Назовите причины поражения выступления
декабристов.
1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?
а) Союз благоденствия
б) Союз спасения
в) Южное общество
г) Северное общество
2. Восстание на Сенатской площади произошло
а) 4 декабря 1800 г.
б) 5 декабря 1815 г.
в) 14 декабря 1825 г.
г) 15 декабря 1864 г.
3. Назовите программу Северного общества
а) “Зеленая книга”
б) “Русская правда” П.И.Пестеля
в) “Уставная грамота Славяно-русской империи”
г) “Конституция” Н.М.Муравьева
4. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен…
а) С.П.Трубецкой
б) Е.П.Оболенский
в) П.И.Пестель
г) А.Н.Сутгоф
5. В программных документах тайных обществ
будущих декабристов
предусматривалось
а) сохранить крепостное право
б) отменить крепостное право
в) сохранить самодержавную монархию
г) ликвидировать гражданские свободы
6. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был члeном декабристских организаций?
а) Н.М.Муравьев
б) П.И.Пестель
в) А.А.Аpaкчеев
г) К.Ф.Рылеев
д) Ф.Ф.Беллинсгаузен
е) Н.Н.Раевский
1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ
7. Особенность общественного движения в России в первой четверти XIX в.
а) Его активными участниками были молодые офицеры;
б) Активная агитация и распространение своих идей среди народа;
в) Отсутствие организации и программных документов;
г) Отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ.
8. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относится
а) господство крепостного права и сохранение самодержавия
б) патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г.
в) идеи французских просветителей
г) создание министерств
9. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они...
а) положили начало освободительному движению в России
б) добились отмены крепостного права
в) принесли присягу на верность Константину
г) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем
Выводы:
1. Огромную роль в становлении идейных взглядов
декабристов оказала Отечественная война 1825 г.,
заграничные походы 1813-1814 гг.
2. События 1825 г знаменовали вступление
крепостнической системы в период кризиса.
3. Именно дворяне-офицеры – передовые люди того
времени поняли
необходимость перемен, стали зачинателями
освободительного движения в России, стали на
путь открытого протеста против царизма.
II. Изучение нового материала
План урока:
1. Социально-экономическое, политическое
развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии.
1) Якутия в произведениях декабристов.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
1. Социально-экономическое, политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века
Учитель: За свои идейные взгляды, за
участие в декабрьском вооруженном восстании 5
декабристов (П.Пестель, С.Муравьев-Апостол,
М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев и П.Каховский) были
приговорены к казни и более ста человек были
заключены в крепость, сосланы на каторжные
работы и ссылку.
Из них 14 человек отбывали ссылку в нашей родной
Якутии. Они не только отбывали ссылку, но и
оставили свой вклад в истории нашей республики.
О состоянии социально-экономического,
политического развития Якутии в 1-й четверти 19
века нам расскажет 1-я рабочая группа.
Выступление 1-й группы учащихся:
Якутский округ, входивший в состав Иркутской
губернии, в 1805 г. Был преобразован в связи с
отдаленностью в Якутскую область.
Якутск стал областным городом, в котором было
несколько сотен жилых домов, 7 церквей, монастырь,
лавки. На деревню был похож Олекминск, в котором
тогда было 59 домов и юрт. Верхоянске было всего 5
юрт. (Слайд 17)
Областное правление, сосредоточенное в Якутске,
состоит из полицейской, судейской и казенной
частей. Во главе области стоял областной
начальник. В его подчинении находились не только
чиновники, но и якутская казачья комaнда.
Округами (комиссарствами) управляли частные
земские комиссары, ведавшие сбором податей и
исполнявшие полицейские функции.
Кроме ясака, основного правительственного
налога, коренное население платило еще и
общественные расходы (на содержание дорог, на
земские нужды и т.д.), подушные подати и
натуральные повинности. (Слайд 19)
Основой существования большинства якутских
хозяйств в центральных и вилюйских улусах в
начале 19 века было скотоводство, дополняемое
охотой и рыболовством. К этим отраслям хозяйства
стало добавляться в центральных и олекминских
улусах хлебопашество. (Слайд 20)
Якутия не знала крепостного права. Общинники
прикреплялись не к феодалам-помещикам, а к
наслегам. К наслегам прикреплялись и
полуфеодальные элементы – князцы и старшины. Но
само прикрепление к наслегам было условным. В
связи с наличием в других наслегах
родственников, какими-либо ссорами, малоземельем
и т.д. отдельного хозяйства якутов переходили из
наслега в наслег. В чужих наслегах они поселялись
у богатых родственников, нанимались на работу
или арендовали сенокосные участки. В отдаленных
улусах переселенцы просто селились на
пустолежащих землях. Приживаясь в новом наслеге,
переселенцы добивались согласия общества на
официальное перечисление.
Во избежание недоимок якутские общества были
связаны круговой порукой, и для ухода из наслега
на длительный срок родовичи должны были получать
разрешение у общества или князца. Нередко
общество само отдавало несостоятельного члeна в
работники в другой наслег или купцам за выплату
его налогов.
В начале 19 века заметно усилились якутские
торговцы. Посреднической торговлей занимались
как князцы и старшины, так и зажиточные
общинники.
Выводы:таким образом, первые два десятилетия 19 века в Якутии отличались резким ростов налогов, ухудшением положения рядовых хозяйств и усилением якутской верхушки – торговцев, должностных лиц, богатых скотовладельцев. (Слайд 21)
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии
1) Якутия в произведениях декабристов (выступление 2-й группы учащихся)
Вытупление 1-го ученика:
– В художественных произведениях декабристов
суровая прелесть Сибири впервые блеснула под
пером Рылеева. (Слайд 22)
В начале 1823 года Рылеев задумал поэму
“Войнаровский” об участнике заговора Мазепы,
Войнаровском, сосланном со всей семьей на Лену, в
Сибирь. Читатель встретился в поэме Рылеева с
отважными охотниками-якутами, с караванами
русских купцов; заглянул в светлые воды Байкала,
услышал шум тайги, увидел белую равнину и
разнообразные склоны гор.
В изображении Рылеева герой поэмы –
мужественный борец за свободу родины. С
подлинным Войнаровским – авантюристом,
представителем алчной казацкой старшины, образ,
созданный Рылеевым, не имеет ничего общего. Да и
не во имя документальной точности была написана
эта поэма вождем тайного общества. Не о прошлом
думал Рылеев, работая над своей поэмой, а о
настоящем и будущем России; не о судьбе
Войнаровского, а о своих современниках, борцах за
освобождение Родины, об их трагической и славной
участи.
Перенеся место действия поэмы в Сибирь, Рылеев
сделал попытку реалистически изобразить Якутск,
суровую сибирскую зиму и короткую весну. Он
позаботился о том, чтобы в его романтической
поэме проступили подлинные краски сибирской
природы и сибирского быта.
Работая над поэмой, Рылеев изучал сочинения
путешественников по Северной Сибири, отрывки из
которых нередко появлялись в журналах в начале
двадцатых годов. Пользовался он, по-видимому, и
знаменитым "Описанием сибирского царства"
Миллера (того самого Миллера, с которым
встречается в Сибири и беседует главный герой
его поэмы), а быть может, и работами великого
предшественника декабристов Радищева,
опубликованными в 1811 году. К его услугам были и
многотомные труды знаменитых академических
экспедиций, организованных Российской академией
наук во второй половине XVIII века: экспедиции по
Сибири Палласа, Соколова и Зуева, путешествия
Ге opги, изучившего Забайкалье...
Выступление 2 ученика. (Слайд 23)
Александр Александрович Бестужев- Марлинский
прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Якутск
оказался, действительно, городом: дома и церкви,
богадельня, монастырь и кабаки – целых девять
кабаков! лавки и люди – две с половиной тысячи
жителей Александр Бестужев начал интересоваться
местом своего поселения. Не только с тоской – с
живым любопытством оглядывался он вокруг. В
письмах к родным среди просьб прислать книги,
деньги или модный сюртук все чаще появляются
описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о
красоте Лены – "этой Волги Восточной
Сибири", как он назвал ее, сведения о плясках
шаманов, рисунки, изображающие якутов.
Этнографом Александр Бестужев не стал – слишком
уж недолго, всего полтора года, пробыл он в
Якутии, слишком уж скоро наступил конец его жизни
и не в Якутии, а на Кавказе. Но внести свой вклад в
изучение Сибири он успел. Сибирские очерки
Бестужева должны по праву занять в его
творчестве особое и притом почетное место.
Якуты и тунгусы – нередкие гости в сибирских
очерках Бестужева. На смену выразительным, но
наивным рассказам промышленников, на смену
педантически точным, но суховатым описаниям,
исполненным учеными, явились сибирские очерки
Бестужева: правдивые и в то же время
увлекательно-яркие... Вот две дружные семьи –
якутская и тунгусская, кочуя недалеко от Якутска,
встречают страшного хищника, забежавшего из
Средней Азии, барса, и вместе, героически выручая
друг друга, вступают в борьбу со свирепым зверем;
вот тунгусы в берестяных лодочках, называемых
ветками, собираются у
поворота реки и, дождавшись, пока стадо оленей
спустится в воду, бьют животных маленькими
копьецами, поражая печень или легкие; вот рыбная
ловля; вот езда на собаках; вот поверья и предания
тунгусов, описание якутского женского наряда и
якутского праздника "иссых" – праздника
"начатков кумыса".
"Три шамана приближаются к огню... волосы их
падают по плечам. Они умоляют духов не насылать
падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то
рокотен; бубны звучат повременно, и каждый из них,
черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных
кубков (аях), брызжет им на огонь. Это
умилостивительное возлияние. Старшины подводят
белую кобылицу и старший шаман... вырывает
несколько волос из гривы и бросает в огонь; с этой
минуты благословенная кобылица становится
неприкосновенною. Ни седло, ни удило не будет ей
знакомо: никогда ножницы не уронят с нее ни
волоска".
В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он
писал о водопаде Станового хребта, уподобляя
шумное падение вод своей грозной судьбе:
Когда громам твоим внимаю
И в кудри льется брызгов пыль, –
Невольно я припоминаю
Свою таинственную быль.
Тебе подобно гордой, шумной,
От высоты родимых скал,
Влекомый страстию безумной,
Я в бездну гибели упал.
Писал об облаке, гонимом по небу, – и в судьбе облака видел свою судьбу:
Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле...
И я погибну вдалеке
От родины и воли!..
изучал Шиллера, переводил на досуге Гете. Все
это было обычно для литератора двадцатых годов.
Но необычно было то, что Александр Бестужев писал
не только о своей грустной судьбе, вчитывался не
только в Гете: живя в Якутске, он обратился к
поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и
поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии.
Он написал балладу "Саатырь", к которой
сделал несколько интересных этнографических
примечаний. "Содержание этой баллады взято из
якутской сказки", – сообщает он. У якута
умирает любимая жена – Саатырь. Перед cмepтью
она говорит:
"Не вешай мой гроб на лесной вышине
Духам, непогодам забавой;
На родимой земле рой могилу ты мне
И кровлей замкни величавой".
Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:
Вскипели котлы, задымилася кровь
Коней – украшения стада,
И брызжет кумыс от широких краев
От счастья и горя услада;
И шумно кругом, упоенья кумир
Аях пробегает бездонный.
Уж вянет заря. Поминательный пир
Затих. У чувала склоненный
Круг сонных гостей возлежит недвижим,
Лишь в юрте, синея, волнуется дым.
"Аях – огромный кубок, – объясняет Бестужев,
– в него входит ведра полтора, но я видел
удальцов, которые осушали его сразу".
"Чувал – камин, очаг; он стоит посредине юрты,
спинкою ко входу".
Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при
недостаточном знании языка это было Бестужеву не
под силу, да и литературная форма баллады,
культивируемая Жуковским, представлялась ему
обязательной), он сумел использовать сюжет
якутского народного сказания, обогатить свой
стих чертами якутского быта. Попытки
воспроизвести на русском языке прелесть
туземного эпоса вообще занимали его: известно,
что на обратном пути из Сибири ему удалось
захватить с собою и отослать друзьям в Москву
поэму декабриста Чижова – того самого, который
когда-то был участником замечательного плавания
Литке, а после 14 декабря осужден на
двадцатилетнюю ссылку в Сибирь.
Выступление 3 ученика: (Слайд 24 ) 29 июля 1826 года декабрист Чижов был отправлен в Сибирь и только в Иркутске узнал, что местом ссылки ему определен городок Олекминск Якутской области. На поселении провел семь лет, изучал природу Сибири, этнографию и фольклор якутов. В 1832 году поэма Чижова "Нуча", написанная от имени старика якута, повествующего о храбром русском юноше, который не боялся ни шаманов, ни духов, присланная в Москву Александром Бестужевым, была напечатана в журнале "Московский телеграф" за полной подписью автора. Поднялась настоящая административная буря, посыпались запросы от шефа жандармов цензору "Московского телеграфа", городничим и исправникам города Олекминска, где жил Чижов. Кто осмелился переслать стихи государственного преступника из Сибири в Москву? Кто осмелился напечатать? Но дело было уже сделано: поэма, написанная опальным поэтом, дошла до читателя. Таким образом, декабристы первыми открыли русскому читателю прелесть якутского фольклора, введя его в русскую поэзию во всем великолепном обличий русского стиха пушкинской поры. В 1839 году Чижов написал на основе одного якутского поверья поэму "Воздушная дева". У якутов еще в глубокой древности существовало предание о дeвyшке, унесенной ветром на луну. Пошла она с ведрами за водой, подул ветер, подхватил ее, унес на березу, а оттуда на луну. В ясные звездные ночи видно на небе коромысло с ведрами. Дeвyшка стала хозяйкой луны... Вот это древнее поверье с большой поэтической силой и воспроизвел в своих стихах Чижов, трогательно изобразив тоску дeвyшки по родной Якутии:
Однажды с облаков моих
Мне виден шумный был Исых
И пляски дев и бег коней,
Борьба и пир вокруг огней.
Созвала там подруг весна –
А я одна, всегда одна.
Беспечные они поют,
Меня же ветры вдаль несут.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования
Выступление 3-й группы учащихся
Каждый декабрист провел годы ссылки в этом
далеком крае недаром, они постарались хоть чем-то
помочь местному населению, чему-то научить их.
Так А.Н.Андреев вместе с Н.А.Чижовым, желая
принести пользу населению Олекминска, на
собственные средства построили первую в городе
мельницу.
М.И.Муравьев-Апостол следуя своему желанию быть
полезным обществу, построил силой
общественности вокруг городского кладбища
прочную ограду. Первым в городе начал успешно
садить картошку, посеял просо, увлекался
цветоводством и огородничеством, занимался
медицинской пpaктикой, помогал прокаженным.
Декабристы были горячими сторонниками внедрения
русской земледельческой культуры в Сибири. Они
пытались подвести под земледелие научную базу.
Свой скромный вклад декабристы ввели и в области
образования. Так, несмотря на строгое запрещение
заниматься педагогической деятельностью,
А.А.Бестужев-Марлинский имел двух учеников.
Одним из основных видов занятий
М.И.Муравьева-Апостола в период ссылки в Вилюйске
являлась его педагогическая работа. О своей
работе он сообщает любопытную деталь: “По
неимению в этой глуши часов, – писал он в своих
воспоминаниях, – пришлось придумать забавный
способ для определения классного времени. Я над
своей юртой выкидывал флаг, служивший знаком, что
я жду своих учеников, и они на этот немой зов
немедля являлись со своей книгой”.
Вскоре после своего приезда в Олекминск,
Н.А.Чижов с А.Н.Андреевым создали небольшой
кружок, в который вошли лица, стремившиеся к
культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и
Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали
чтение книг и журналов, общественные гуляния,
выписку прогрессивных журналов и т.д.
III. Заключительный этап
Класс во главе рабочих групп подводит итоги по материалам урока.
– Годы жизни декабристов в
якутской ссылке не прошли даром. Они изучили быт
и нравы местного населения.
– Именно от их произведений читатели узнали о
далекой Якутии.
– Несмотря на все тяготы жизни в далеком и
суровом крае, вдали от Родины, декабристы смогли
прижиться с местным населением, нашли желание
помочь им и научить хлебопашеству,
огородничеству, цветоводству, сажать картофель и
т.д.
– В своих домашних школах научили детей грамоте
и арифметике.
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием. ...
18 03 2024 13:29:56
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
17 03 2024 19:40:57
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
16 03 2024 3:59:29
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
15 03 2024 3:43:55
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
14 03 2024 20:46:45
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
13 03 2024 11:44:19
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
12 03 2024 7:16:36
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
11 03 2024 20:52:35
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
10 03 2024 14:16:59
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
09 03 2024 21:38:22
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
08 03 2024 4:26:17
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
07 03 2024 2:27:19
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
06 03 2024 22:51:37
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
05 03 2024 12:19:25
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
04 03 2024 10:45:25
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
03 03 2024 8:26:18
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
02 03 2024 21:19:58
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
01 03 2024 6:11:36
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
29 02 2024 5:19:22
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
28 02 2024 13:17:26
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
27 02 2024 3:15:35
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
26 02 2024 13:16:22
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
25 02 2024 4:54:57
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
24 02 2024 14:15:30
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
23 02 2024 16:26:28
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
22 02 2024 2:54:53
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
21 02 2024 13:24:59
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
20 02 2024 21:36:22
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
19 02 2024 16:35:16
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
18 02 2024 3:10:23
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
17 02 2024 9:23:57
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
16 02 2024 22:36:35
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
15 02 2024 12:24:16
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
14 02 2024 6:41:31
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
13 02 2024 23:34:19
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
12 02 2024 8:36:38
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
11 02 2024 5:12:33
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
10 02 2024 13:31:10
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
09 02 2024 13:43:25
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
08 02 2024 17:32:43
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
07 02 2024 8:55:22
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
06 02 2024 7:13:52
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
05 02 2024 0:32:10
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
04 02 2024 8:43:11
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
03 02 2024 23:56:18
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
02 02 2024 17:42:54
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
01 02 2024 14:12:28
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
31 01 2024 11:48:58
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
30 01 2024 15:56:21
Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
29 01 2024 2:48:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::