История для молодежи    

Рим – город на семи холмах

Предлагаемая методика урока истории для 5 класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров.

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;
  • опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;
  • способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме;

развивающие:

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью, развитию творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
  • способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;

воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).

Форма урока: урок-презентация (Приложение 1).

Методы ведения урока:

вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
– методы стимулирования (новизна, занимательность);
– методы контроля (фронтальный опрос).

Оборудование и наглядные пособия: учебник (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007), презентационный материал, компьютер

Новые термины и понятия: латины, Веста, весталки, Марс, ликторы, патриции, сенат, Народное собрание.

Ход урока

1. Организационный этап.

Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Этап постановки цели урока.

Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, но значение этих слов вы узнаете сегодня.

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1 Географическое положение и природно-климатические условия Апеннинского полуострова.

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на сапог – женский сапог на высоком каблуке или мужской сапог кавалериста со шпорой, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским.

А какой изученный нами полуостров связан с морями Средиземного моря? (Балканский.)

Какие государства на Балканском полуострове вы знаете? (Греческие государства: Эллада, Афины, Спарта, Беотия и др.)

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат. Много плодородных земель, например, на равнинах Западной Италии и в долинах реки По. Поэтому народы, населяющие эту территорию, занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Какие виды сельского хозяйства были развиты в Древней Греции? (Выращивание винограда и оливок.)

В те времена Италия обладала великолепными пастбищами, здесь не было необходимости запасать сено на зиму. Круглый год скот пасся на подножном корму: летом – на высокогорных лугах (в долинах трава выгорала), а ближе к зиме животных перегоняли в долины, где всегда был корм. Главные реки Италии – Тибр и По, полноводные и судоходные, они связывали разные области страны.

Что представляли собой реки Греции? Для каких целей они были малопригодны? (Судоходство, орошение.)

На севере в горах было много полезных ископаемых: строительный камень, металлы.

При помощи полученных знаний сделайте вывод, в какой стране – в Греции или в Италии – природные условия были более благоприятны для жизни людей.

3.2 Легенда об основании Рима.

Работа по учебнику: прочтите, пожалуйста, вслух “Легенду об основании Рима” (с.204–206). После прочтения ответьте на вопросы.

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)
Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)
Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)
Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)
Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)
Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)
Как звали бога войны у латинов? (Марс.)
Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)
Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)
Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)
Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)
Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)
Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

Работа в тетради: выпишите, пожалуйста, в тетрадь основные понятия:

Веста – богиня огня и домашнего очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Марс – бог войны.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

3.3 Рим и его обитатели.

Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь дату основания Рима и названия семи холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Целий, Виминал, Квиринал, Эсквилин.

Работа по учебнику: прочтите, пожалуйста, пункт 2 на с.206–207, ответьте на вопрос: чем занимались римляне, что выращивали и где жили?

3.4 Управление в Древнейшем Риме.

Все население Рима делилось на патрициев и плебеев. Патрициями называли себя потомки древнейших жителей Рима. Обычно у них были большие семьи, в которых отец обладал большой властью. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей и продать их в рабство. Семьи патрициев объединялись в род, члены которого справляли общие праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Записать понятие в тетрадь: патриции – потомки древнейших жителей Рима.

Плебеями называли переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи – это простой люд, по большей части бедный. Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающих Рим, имели собственную общинную организацию. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

Записать понятие в тетрадь: плебеи – переселенцы из разных частей Италии.

Управлять Римом могли только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, которое состояло только из мужчин-патрициев.

Народное собрание выполняло следующие функции:

– объявляло войну;
– заключало мир;
– выбирало царя, который правил пожизненно;
– ведало государственной казной и сбором налогов.

По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах).

Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество. Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э.

4. Этап закрепления знаний учащихся.

  1. В какой стране возник город Рим? На каком полуострове? На берегу, какой реки?
  2. Почему Италия уже в древности была заселена многими племенами? Что привлекало эти племена в Италию?
  3. Как латины называли богиню огня и домашнего очага? Что вы знаете о весталках – жрицах этой богини?
  4. Сколько царей один за другим правили Римом? Как звали первого и как последнего из царей? Кто такие ликторы? Опишите, как они выглядели.
  5. Кто такие патриции? Кто такие плебеи?

5. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Изучить § 44, выучить новые понятия, ответить на вопросы к § 44.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

12 11 2019 8:21:18

Эвристический метод в обучении истории

В работе рассматриваются примеры практического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....

11 11 2019 9:54:48

Противостояние Орде

Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л. Косулина. " История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....

10 11 2019 4:28:45

Обобщающий урок по теме "Русь в XIII веке" (игра "Что? Где? Когда?")

Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько команд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....

09 11 2019 10:26:29

Внедрение инновационных технологий для достижения результатов по истории

Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей практике....

08 11 2019 1:45:33

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

07 11 2019 7:24:14

Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"

Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...

06 11 2019 7:37:16

Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп"

Интеллектуально-познавательная игра " Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....

05 11 2019 14:13:58

"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"

Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....

04 11 2019 23:29:18

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

03 11 2019 22:31:24

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...

02 11 2019 16:49:36

Игра-путешествие по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А. А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....

01 11 2019 20:19:31

Россия в Первой мировой войне

Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, характеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

31 10 2019 15:29:49

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"

Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...

30 10 2019 8:51:15

Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....

29 10 2019 17:54:51

Культура Древнего Египта

Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....

28 10 2019 4:19:15

Гуситское движение в Чехии

В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...

27 10 2019 7:35:43

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

26 10 2019 10:16:46

Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"

Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: " Мне нравится Петр I", " Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...

25 10 2019 9:16:16

Внеклассное занятие по правоведению по теме "Конституционное право"

На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....

24 10 2019 13:13:37

Начало творческого пути юного музыканта Жака Бреля, или волшебное путешествие в историю

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает И К Т-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....

23 10 2019 20:47:27

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

22 10 2019 9:39:37

Великие географические открытия

Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

21 10 2019 19:21:57

Герой нашего дня: Туркин Андрей Алексеевич

Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....

20 10 2019 14:38:48

Новомосковск – город трудовой славы

В 2015 году г. Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г. Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....

19 10 2019 17:25:42

Познавательная игра "Мудрость народная в пословицах и поговорках"

Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...

18 10 2019 13:35:52

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

17 10 2019 16:50:28

Элективный курс "Основы правовых знаний"

Правоведческий курс " Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, практические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...

16 10 2019 8:22:35

Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....

15 10 2019 1:41:42

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

14 10 2019 4:20:45

Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к Е Г Э. ...

13 10 2019 18:13:32

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий ( Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...

12 10 2019 2:33:12

«Что не увидел Брюсов…»

В городе Чехове Московской области « Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....

11 10 2019 16:24:23

Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....

10 10 2019 14:54:51

Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....

09 10 2019 9:40:17

Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина

В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ " Средневековье", " Русь и Византия", схема опорного конспекта " Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н. В Загладина для 10-го класса " Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....

08 10 2019 1:17:42

Тема урока: "Духовенство". 6-й класс

Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....

07 10 2019 21:51:33

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме « Культура Древней Греции»....

06 10 2019 6:18:45

Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории

В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления " Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....

05 10 2019 18:22:26

Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс

Данная игра построена по принципу популярной игры « За семью печатями», идущей на телеканале « Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....

04 10 2019 10:32:37

Судебник 1550 года

При изучении курса « История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, И К Т значительно обогащают урок....

03 10 2019 2:20:41

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

02 10 2019 13:26:14

Проблемная технология на уроках истории

Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова « Пара гнедых»)....

01 10 2019 14:10:28

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

30 09 2019 21:41:23

Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра"

Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи « Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....

29 09 2019 17:10:53

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

28 09 2019 20:13:11

Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

27 09 2019 12:58:52

Программа "Отечество"

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....

26 09 2019 23:21:10

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

25 09 2019 16:10:23

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....

24 09 2019 0:31:45

Урок-лекция в 9-м классе по теме: "Новая экономическая политика"

Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию. ...

23 09 2019 13:37:56

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

22 09 2019 4:16:22

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

21 09 2019 6:47:22

Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"

На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют практические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....

20 09 2019 15:41:53

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

19 09 2019 22:27:54

Урок истории в 5-м классе по теме "В городе богини Афины"

Данный урок проводится в ходе изучения темы « Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...

18 09 2019 19:20:57

Культура Древней Руси X–XIII вв.

Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....

17 09 2019 19:46:55

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Урок-аукцион по теме « Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

16 09 2019 16:45:16

Сюжетно-ролевая игра с элементами соревнования "Олимпийские игры в древности"

Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...

15 09 2019 16:28:17

Урок истории по теме "Демократия: теория и практика"

Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....

14 09 2019 22:29:38

Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени"

Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и характера восстания И. Болотникова. ...

13 09 2019 15:57:15

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе "Эпоха Александра I. 1801-1825 гг."

Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...

12 09 2019 14:16:22

Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс

Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: " Блиц", " Веришь – не веришь", " Соответствия", " Знатоки российской армии", " Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....

11 09 2019 20:30:59

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

10 09 2019 2:13:40

"Именем Святой Екатерины нареченные"

Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в М О У С О Ш № 65 г. Краснодара. ...

09 09 2019 23:59:57

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"

При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....

08 09 2019 20:49:18

Быт древних греков

Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев " Всеобщая история" (авторы Колпаков С. В., Пономарёв М. В.) к учебнику " История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.), издательство " Просвещение", 2003. Тема урока " Быт древних греков"....

07 09 2019 18:40:54

Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"

Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....

06 09 2019 16:23:39

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

05 09 2019 20:58:58

Программа элективного курса "Амурское казачество в XIX- XX веках"

Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...

04 09 2019 23:55:27

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

03 09 2019 13:39:25

Крестовые походы (6-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

02 09 2019 15:18:32

Люди и события Средневековья

Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

01 09 2019 21:10:53

Вхождение Чувашии в состав России (с древнейших времен до конца XVI века)

Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....

31 08 2019 21:14:56

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

30 08 2019 11:12:56

Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...

29 08 2019 10:54:45

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

28 08 2019 14:44:26

Время дворцовых переворотов

Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме. ...

27 08 2019 12:29:39

Город и село

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу " Плюсы и минусы городской жизни"....

26 08 2019 2:21:38

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является членом той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

25 08 2019 1:19:33

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

24 08 2019 10:46:13

Конспект по теме: "Мировой экономический кризис"

Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме " Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа. В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере С Ш А, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции). ...

23 08 2019 17:29:21

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

22 08 2019 4:25:21

Тема: "Брестский мир"

В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме " Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М. Шатрова " Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...

21 08 2019 1:19:26

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

20 08 2019 23:43:29

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

19 08 2019 22:16:24

Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс

Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....

18 08 2019 15:47:58

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем " Жизнь и быт египтян" и " Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

17 08 2019 23:23:27

Внеклассное мероприятие "История хлеба"

Мероприятие использует межпредметные связи: истории, И З О, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках И З О – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....

16 08 2019 13:28:38

Достойный труд в XXI веке

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в Р Ф. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом Р Ф, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....

15 08 2019 3:32:48

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

14 08 2019 14:53:35

Олимпийские игры в Древней Греции

Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....

13 08 2019 16:40:55

Опорные конспекты

Опорный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

12 08 2019 21:50:20

«Трагическое начало: за страницами учебника истории». 9-й класс

Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....

11 08 2019 3:52:29

Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"

Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....

10 08 2019 11:52:13

Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу « Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. ( О Ц Д Ю Т К Ц С М). В программе содержится теоретический и практический материал....

09 08 2019 20:48:20

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

08 08 2019 3:30:57

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."

Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....

07 08 2019 2:28:21

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

06 08 2019 11:56:39

Сценарий к 70-летию битвы под Москвой

Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....

05 08 2019 1:12:11

Смутное время

Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....

04 08 2019 19:43:55

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

03 08 2019 7:26:36

Праздник "Родина любимая моя"

Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....

02 08 2019 5:21:26

Природа и люди Древней Индии

На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...

01 08 2019 10:28:19

Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического характера....

31 07 2019 20:51:11

"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....

30 07 2019 22:44:50

Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс

На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный характер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....

29 07 2019 3:51:20

Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе

Статья рассказывает о создании в школе " Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....

28 07 2019 2:56:38

Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс

Урок по теме " Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого характера, с учебником....

27 07 2019 7:29:35

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

26 07 2019 21:31:38

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

25 07 2019 22:22:21

История России в XVII веке. Политическое развитие

Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....

24 07 2019 20:39:37

Урок-путешествие "Государство на берегах Нила"

На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, И К Т, составление опорного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....

23 07 2019 8:51:48

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

22 07 2019 16:24:16

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

21 07 2019 21:17:58

Урок обществознания с кейс-технологией. 7-й класс

Кейс-технология – это интерактивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших характеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение....

20 07 2019 22:13:42

Начало реформации в Германии

Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

19 07 2019 17:20:33

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

18 07 2019 22:25:30

Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"

Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....

17 07 2019 12:41:50

Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс

Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....

16 07 2019 0:37:22

«За отчизну не жаль и жизни отдать…»

Урок содержит материал об Иване Сусанине, К. Ф. Рылееве, М. И. Глинке. Произведение « Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....

15 07 2019 13:34:34

Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"

Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охарактеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности С С С Р к войне с Германией....

14 07 2019 19:26:14

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

13 07 2019 8:44:55

Монетизация льгот

Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

12 07 2019 2:29:19

Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"

Применение на уроках технологии Л С М В. Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами Л С М, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....

11 07 2019 6:23:26

"Древняя Индия"

Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету « История». ...

10 07 2019 5:19:30

Символы Российского государства

Познавательно-развлекательная игра с применением И К Т проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....

09 07 2019 21:56:41

Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"

Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гейма. С помощью жеребьевки команда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда ответила неправильно, то отвечает другая команда, которая раньше поднимет руку....

08 07 2019 8:52:56

Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....

07 07 2019 18:28:38

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

Игра " Звездный час" - заключительный урок в теме " Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

06 07 2019 13:28:15

Урок "Культура России в XVIII веке"

Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

05 07 2019 19:57:39

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

04 07 2019 7:47:55

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

03 07 2019 9:15:40

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе " Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра " Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

02 07 2019 7:21:59

Урок "Крестьяне и сеньоры. Средние века". 6-й класс

Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....

01 07 2019 12:34:23

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу " Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

30 06 2019 20:45:32

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....

29 06 2019 6:39:28

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: « Е М Е Л Ь Я Н П У Г А ЧЁ В: К Р О В А В Ы Й У Б И Й Ц А И Л И Н А Р О Д Н Ы Й Г Е Р О Й?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

28 06 2019 21:57:21

Избирательная система РФ (Применение информационных технологий в образовании)

Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы Р Ф....

27 06 2019 19:45:39

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....

26 06 2019 9:24:58

Новая экономическая политика

Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики С С С Р в 20-х годах прошлого века. Н Э П затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить Н Э П с современностью....

25 06 2019 11:14:56

Урок по истории Древнего мира на тему "Древние Афины" (5-й класс)

Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы " Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела " Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...

24 06 2019 1:30:44

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

23 06 2019 23:49:49

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

22 06 2019 14:14:10

Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"

Урок-презентация " Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, характеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...

21 06 2019 14:39:34

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

20 06 2019 20:31:19

Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

Автор обсуждает с учащимися высказывание А. Сент- Экзюпери " Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на практике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....

19 06 2019 7:44:49

Олимпийские игры в древности. 5-й класс

Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с З П Р. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...

18 06 2019 16:38:47

Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разрабатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...

17 06 2019 22:28:33

Обобщающий урок-презентация "Права человека и гражданина". 9-й класс

Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы " Гражданство", " Права человека", " Закон об образовании", " Труд – право или обязанность?", " Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....

16 06 2019 12:47:47

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.