Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"
Пояснительная записка
На современном этапе общественного развития России одной из важнейших задач является возрождение историко-культурного наследия российского народа. К сожалению, ни для кого не секрет, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к воинской службе. Изменить данную ситуацию, подготовить современную молодежь психологически к службе в армии, подготовить духовно и физически здоровое поколение, воспитать патриота своей страны – одна из задач данного курса.
В соответствии со спецификой классов с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», элементами спортивной и военной подготовки наполнен учебно-воспитательный процесс. Но теоретических предметов, знакомивших ребят с историей кадетского и казачьего движения в нашей стране, военной стратегией, военным законодательством нет. Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Изучение курса будет способствовать инициированию интереса к историческому прошлому мировой истории и истории своей Родины.
Рабочая программа по основам военного дела для классов с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»h разработана на основе программ для кадетских корпусов: «История кадетского движения» (авторская программа Нагимовой Л.А., «История казачества России», под редакцией проф. А.В.Венкова, Истории военного искусства (учебное пособие), Е.А.Разина, «Основы военного законодательства», авторский курс к.п.н. Ю.А.Петриченко.
Учебная программа рассчитана на 34 часа в 5-8 классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» из расчета 1 час в неделю. Особенностями учебной программы образовательной области «Физическая культура» – «Основы военного дела» в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» являются:
- Направленность материала на определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.
- Использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
- Соотнесения себя и своих действий с исторически сложившимися формами социального поведения
- Учебное содержание каждого из раздела программы излагается в логике
- Получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях, для выбора будущей профессии, подготовка молодого поколения для службы в армии
Цели учебной программы
Цель обучения образовательной области «Основы военного дела» в основной школе, в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» являются – способствовать формированию образовательного прострaнcтва, воздействующего на развитие личности патриота России на основе изучение основ знаний, объясняющих историю создания Вооруженных Сил России, их структуру, функции и основные задачи, место и роль в обеспечении национальной безопасности, а также правовую основу и сущность военной службы, методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в пpaктической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной культуры; гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Поэтому задачами курса являются: формирование у школьников определённую систему знаний, умений и навыков по основам военной службы; историей становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще; развитие у школьников личностные качества, необходимые для успешного выполнения профессионального, гражданского и воинского долг; развитие интеллектуальных способностей подростков; Знакомство учащихся с историей военного искусства мира и своей Родины, дать представление о том, что такое война ( причины и последствия ), армия, военная дисциплина, стратегия и тактика ведения войны, роль личности на войне; формирование у обучающихся познавательного интереса к истории и традициям кадетсва, казачества, истории военной славы нашего государства.
Курс «Основы военного дела» входит в федеральный компонент блока дисциплин предметной подготовки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета : «Основы военного дела» в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» учащиеся должны:
знать и иметь представление
– об особенностях зарождения и становления
военной службы в России (становление кадетского
движения, становление и развитие казачества);
– о том, что такое война ( причины и последствия ),
армия, военная дисциплина, стратегия и тактика
ведения войны, роль личности на войне; правовую
основу и сущность военной службы.
Учебно-тематический план
Программа курса (5-8 классы)
5 класс
Тема 1. Первые кадетские корпуса в 18 век в России. (2 ч.)
Открытие первых кадетских корпусов. Петр 1 и развитие кадетского образования в России.
Тема 2. Первые выпускники кадетских корпусов (3 ч.)
Выпускники Шляхетского кадетского корпуса в Российской империи.
Тема 3. Кадетские корпуса в 19 век в России (2 ч.)
Традиции и основы воинской службы в корпусах. Кадеты и события Российской истории 19 века..
Тема 4. Кадеты и революция 1917г. (3 ч.)
Отношение кадетов к революции в России. Эмиграция.
Тема 5. Суворовские и нахимовские училища в годы Великой Отечественной войны (6 ч.)
Великая Отечественная война и кадеты . Участие в войне. Герои Советского Союза.
Тема 6. Система кадетского образования в Советском союзе (4 ч.)
Система суворовских и нахимовских училищ после Великой Отечественной войны. Традиции и ритуалы кадетской жизни.
Тема 7. Современная Россия и традиции кадетского образования (4 ч.)
Возрождение кадетских корпусов. Кадетские классы и современные школы.
Тема 8. Традиции кадет (5 ч.)
Клятва кадета. Долг перед Отчизной. Боевые традиции. Посвящение в кадеты.
Тема 9. Знаменитые кадеты (5 ч.)
Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.
6 класс.
Тема 1. Возникновение казачества.(4 ч.)
Причерноморье в древности. Казаки на государственной службе. Казаки осваивают Сибирь.
Тема 2. Донцы и запорожцы в конце 16-17 века (5 ч.)
Запорожцы в конце 16 века. Казаки в Смутное время. Казаки в царствование Михаила Романова. Борьба казаков за Азовское и Черное моря. Участие казаков в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Казаки на службе в конце 17 века.
Тема 3. Казаки на службе России в 18 век (7 ч.)
Казаки на службе России и в царствование Петра 1. Казачество во 2 четверти 18 века. Участие казаков в Семилетней войне 1756-1763 годов. Казачество в царствовании Екатерины II.
Тема 4. Казаки в России в 19 веке (8 ч.)
Казаки в царствование Александра 1. Казаки в царствование Николая 1. Казаки в войнах России 19 века. Казачество в конце 19-начале 20 века.
Тема 5. Казачество в первой мировой войне (2 ч.)
Тема 6. Казачество и революции (2 ч.)
Тема 7. Казачество в 20-30 годы 20 века (2 ч.)
Казачество в гражданской войне.
Тема 8. Участие казаков в Великой Отечественной войне (1941-1945) (2 ч.)
Тема 9. Период возрождения казачества (2 ч.)
7 класс
Тема 1. Искусство вооруженной организации древнерусского государства.(2 ч).
Древние славяне и их военная организация. Вооруженная организация древнерусского государства. Соседи древнерусского государства – Византия, болгары, печенеги, хазары. Особенности их вооруженных сил.
Тема 2. Военное искусство на Руси в 9-13 веках.(2 ч).
Военное искусство вооруженной организации Руси и феодалов Западной Европы. Борьба народов нашей страны против агрессии немецких и шведских феодалов, с монголо-татарскими завоевателями.
Тема 3. Военное искусство в войнах 14-16 веков.(4 ч).
Русское государство и его вооруженная организация. Войны 14- 16 веков. Вооруженные силы государств Западной Европы. Русская военно-теоретическая мысль в 14-16 веках.
Тема 4. Военное искусство в войнах Русского государства в 17 веке.(3 ч).
Борьба народов нашей страны против интервенции польских и шведских феодалов. Освободительная борьба украинского и белорусского народов протии польских феодалов.
Тема 5. Военное искусство Русского государства в 18 веке.(3 ч).
Русская армия, ее организация. Боевые организации стран Западной Европы. Борьба России за выход в Балтийское море. Развитие русского военного искусства в 18 веке.
Тема 6. Развитие военного искусства в 19 веке.(6 ч).
Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкие войны второй половины 19 века. Русское военное искусство. Роль России в освобождении народов Балканского полуострова.
Тема 7. Развитие военного искусства в 20 веке.(7 ч).
Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории.
Тема 8. Локальные конфликты второй половины 20 века.(2 ч).
Причины локальных конфликтов. Применение современных видов вооружения. Поиски путей выхода из данных ситуаций.
Тема 9. Война и современность.
История развития вооруженных сил в 21 веке. Локальные конфликты. Причины и пути выхода. Развитие современных видов вооружения.
8 класс
Тема 1.Конституция РФ об организации обороны государства. – 2 ч.
Полномочия высших органов власти в области обороны. Регламентация организации обороны РФ.
Тема 2. Федеральный Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 года. – 2ч.
Структура, содержание и основные положения ФЗ «Об обороне».
Тема 3. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». – 2 ч.
Структура, содержание и основные положения Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы».
Тема 4. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г, № 76-ФЗ. – 2ч.
Структура, содержание и основные положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., № 76-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.11.2003 г., № 141-ФЗ.
Тема 5. Международное гуманитарное право. – 2ч.
«Право войны». Гуманитарный кодекс военно-сухопутной войны. Гаагские и Женевские конвенции. Международные правила ведения боевых действий.
Тема 6. Воинская обязанность. – 2ч.
Основные понятия воинской обязанности. Содержание воинской обязанности.
Тема 7. Организация воинского учета и его предназначение. – 2ч.
Сущность воинского учета. Становление системы комплектования войск. Воинский учет в РФ на современном этапе. Документы воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
Тема 8. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. – 2ч.
Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Периоды подготовки к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным военным должностям. Содержание добровольной подготовки к военной службе.
Тема 9. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. – 2ч.
Требования к состоянию здоровья призывников. Порядок проведения медицинского освидетельствования. Заключение о профессиональной пригодности граждан к военной службе.
Тема 10. Военнослужащий – защитник своего Отечества. – 2ч.
Сущность военной службы. Военная служба как почетная обязанность и священный долг. Основные задачи военной службы. Отличительные особенности военной службы. Единоначалие как принцип строительства ВС.
Тема 11. Правовые основы военной службы. – 2ч.
Основные нормативно-правовые акты военного законодательства и военной службы.
Тема 12. Устав внутренней службы ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Устава внутренней службы ВС РФ.
Тема 13. Дисциплинарный устав ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Дисциплинарного устава ВС РФ.
Тема 14. Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ.
Тема 15. Строевой устав ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Строевого устава ВС РФ.
Тема 16. Права и обязанности военнослужащих. – 2ч.
Статус военнослужащих. Социальная и
правовая защита военнослужащих. Общегражданские
права и свободы военнослужащих. Права,
обусловленные военной службой. Права граждан,
проходящих альтернативную службу.
Общие обязанности военнослужащих. Должностные
обязанности военнослужащих. Специальные
обязанности. Обязанности граждан на
альтернативной гражданской службе.
Тема 17. Ответственность военнослужащих. – 2ч.
Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная ответственность военнослужащих.
Методические рекомендации
На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, периодизацией, видами занятий планируемым объемом самостоятельных работ, которые им предложат выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, пpaктические, семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.
Школьная лекция. Включает в себя элементы беседы. С ее помощью учащихся можно побудить к пониманию уже известных знаний и стимулирование усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Пpaктические методы. Это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, пpaктических работ.
Учащиеся самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.
Наглядные методы. Применение в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Показ и демонстрация предметов в их символическом изображении ( портреты полководцев, карты, экспонаты, фотографии, рисунки).Видео метод – использование видеотехники при изложении нового материала.
Основной формой проверки и оценки знаний является выполнение проекта по выбранной проблеме.
Рекомендуемая литература.
Для подготовки курса в 5 классе.
- Кадетский корпус: школа русской элиты. – Данченко В.Г., Калашников Г.В., 2000г.
- Кадетские корпуса России. Воробьев А., Пахаев О., 2001г.
Для подготовки курса в 6 классе.
- История казачества России. Авторский коллектив : профессор А.В. Венков и др., 2001г.
- Для подготовки курса в 7 классе.
- Разин Е. А . История военного искусства . – Санкт-Петербург, 1994. 1, 2, 3 тома.
- Страницы боевого прошлого нашей страны ( 9-19 вв.) Составители Буганов В.И., Назарец А.И. – Москва «Просвещение», 1972.
- Военно-исторические словари.
- Энциклопедии по истории России с 9 по 20 века.
Для подготовки курса в 8 классе.
- Вестник военной информации. 1998. № 1-12.
- Военная доктрина РФ //Вестник военной информации. 2000. № 5.
- Концепция национальной безопасности РФ // Вестник военной информации. 2000. № 2.
- На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных сил, традициях, мopaльно-психологических и правовых основах военной службы / Под ред. В.А.Золотарева, В.В. Марущенкова.– М., 1999.
- Общевоинские уставы ВС РФ.– Новосибирск, 2005.
- Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнев.– М., 2004.
Нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г., № 61-ФЗ.
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., № 76-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.11.2003 г., № 141-ФЗ).
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
27 03 2024 2:18:59
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
26 03 2024 23:45:25
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
25 03 2024 4:10:38
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
24 03 2024 23:45:53
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
23 03 2024 3:12:10
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
22 03 2024 2:59:52
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
21 03 2024 7:20:15
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
20 03 2024 7:13:36
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
19 03 2024 18:14:10
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
18 03 2024 1:37:12
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
17 03 2024 9:29:36
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
16 03 2024 13:46:47
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте. ...
15 03 2024 10:13:24
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
14 03 2024 2:37:19
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
13 03 2024 10:29:16
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
12 03 2024 4:45:35
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
11 03 2024 16:27:57
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
10 03 2024 9:15:21
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
09 03 2024 23:24:25
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...
08 03 2024 7:32:44
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
07 03 2024 12:28:32
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
06 03 2024 3:41:50
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
05 03 2024 19:16:47
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
04 03 2024 21:46:27
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
03 03 2024 21:33:34
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
02 03 2024 11:19:51
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
01 03 2024 1:23:57
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
29 02 2024 5:24:35
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
28 02 2024 3:18:44
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
27 02 2024 18:47:10
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
26 02 2024 16:52:41
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
25 02 2024 21:54:26
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
24 02 2024 4:49:56
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
23 02 2024 13:13:45
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
22 02 2024 9:15:38
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
21 02 2024 12:33:37
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...
20 02 2024 21:45:29
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
19 02 2024 20:34:30
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
18 02 2024 13:14:28
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
17 02 2024 5:57:10
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...
16 02 2024 20:37:21
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
15 02 2024 18:11:41
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
14 02 2024 22:56:51
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
13 02 2024 12:21:53
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
12 02 2024 1:26:58
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
11 02 2024 0:38:57
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
10 02 2024 6:59:14
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
09 02 2024 18:19:52
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
08 02 2024 3:51:49
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
07 02 2024 12:52:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::