Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"
Пояснительная записка
На современном этапе общественного развития России одной из важнейших задач является возрождение историко-культурного наследия российского народа. К сожалению, ни для кого не секрет, что в сознании многих молодых людей преобладает негативное отношение к воинской службе. Изменить данную ситуацию, подготовить современную молодежь психологически к службе в армии, подготовить духовно и физически здоровое поколение, воспитать патриота своей страны – одна из задач данного курса.
В соответствии со спецификой классов с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», элементами спортивной и военной подготовки наполнен учебно-воспитательный процесс. Но теоретических предметов, знакомивших ребят с историей кадетского и казачьего движения в нашей стране, военной стратегией, военным законодательством нет. Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Изучение курса будет способствовать инициированию интереса к историческому прошлому мировой истории и истории своей Родины.
Рабочая программа по основам военного дела для классов с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»h разработана на основе программ для кадетских корпусов: «История кадетского движения» (авторская программа Нагимовой Л.А., «История казачества России», под редакцией проф. А.В.Венкова, Истории военного искусства (учебное пособие), Е.А.Разина, «Основы военного законодательства», авторский курс к.п.н. Ю.А.Петриченко.
Учебная программа рассчитана на 34 часа в 5-8 классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» из расчета 1 час в неделю. Особенностями учебной программы образовательной области «Физическая культура» – «Основы военного дела» в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» являются:
- Направленность материала на определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.
- Использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
- Соотнесения себя и своих действий с исторически сложившимися формами социального поведения
- Учебное содержание каждого из раздела программы излагается в логике
- Получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях, для выбора будущей профессии, подготовка молодого поколения для службы в армии
Цели учебной программы
Цель обучения образовательной области «Основы военного дела» в основной школе, в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» являются – способствовать формированию образовательного прострaнcтва, воздействующего на развитие личности патриота России на основе изучение основ знаний, объясняющих историю создания Вооруженных Сил России, их структуру, функции и основные задачи, место и роль в обеспечении национальной безопасности, а также правовую основу и сущность военной службы, методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в пpaктической деятельности школы принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной культуры; гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Поэтому задачами курса являются: формирование у школьников определённую систему знаний, умений и навыков по основам военной службы; историей становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще; развитие у школьников личностные качества, необходимые для успешного выполнения профессионального, гражданского и воинского долг; развитие интеллектуальных способностей подростков; Знакомство учащихся с историей военного искусства мира и своей Родины, дать представление о том, что такое война ( причины и последствия ), армия, военная дисциплина, стратегия и тактика ведения войны, роль личности на войне; формирование у обучающихся познавательного интереса к истории и традициям кадетсва, казачества, истории военной славы нашего государства.
Курс «Основы военного дела» входит в федеральный компонент блока дисциплин предметной подготовки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета : «Основы военного дела» в классах с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» учащиеся должны:
знать и иметь представление
– об особенностях зарождения и становления
военной службы в России (становление кадетского
движения, становление и развитие казачества);
– о том, что такое война ( причины и последствия ),
армия, военная дисциплина, стратегия и тактика
ведения войны, роль личности на войне; правовую
основу и сущность военной службы.
Учебно-тематический план
Программа курса (5-8 классы)
5 класс
Тема 1. Первые кадетские корпуса в 18 век в России. (2 ч.)
Открытие первых кадетских корпусов. Петр 1 и развитие кадетского образования в России.
Тема 2. Первые выпускники кадетских корпусов (3 ч.)
Выпускники Шляхетского кадетского корпуса в Российской империи.
Тема 3. Кадетские корпуса в 19 век в России (2 ч.)
Традиции и основы воинской службы в корпусах. Кадеты и события Российской истории 19 века..
Тема 4. Кадеты и революция 1917г. (3 ч.)
Отношение кадетов к революции в России. Эмиграция.
Тема 5. Суворовские и нахимовские училища в годы Великой Отечественной войны (6 ч.)
Великая Отечественная война и кадеты . Участие в войне. Герои Советского Союза.
Тема 6. Система кадетского образования в Советском союзе (4 ч.)
Система суворовских и нахимовских училищ после Великой Отечественной войны. Традиции и ритуалы кадетской жизни.
Тема 7. Современная Россия и традиции кадетского образования (4 ч.)
Возрождение кадетских корпусов. Кадетские классы и современные школы.
Тема 8. Традиции кадет (5 ч.)
Клятва кадета. Долг перед Отчизной. Боевые традиции. Посвящение в кадеты.
Тема 9. Знаменитые кадеты (5 ч.)
Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.
6 класс.
Тема 1. Возникновение казачества.(4 ч.)
Причерноморье в древности. Казаки на государственной службе. Казаки осваивают Сибирь.
Тема 2. Донцы и запорожцы в конце 16-17 века (5 ч.)
Запорожцы в конце 16 века. Казаки в Смутное время. Казаки в царствование Михаила Романова. Борьба казаков за Азовское и Черное моря. Участие казаков в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Казаки на службе в конце 17 века.
Тема 3. Казаки на службе России в 18 век (7 ч.)
Казаки на службе России и в царствование Петра 1. Казачество во 2 четверти 18 века. Участие казаков в Семилетней войне 1756-1763 годов. Казачество в царствовании Екатерины II.
Тема 4. Казаки в России в 19 веке (8 ч.)
Казаки в царствование Александра 1. Казаки в царствование Николая 1. Казаки в войнах России 19 века. Казачество в конце 19-начале 20 века.
Тема 5. Казачество в первой мировой войне (2 ч.)
Тема 6. Казачество и революции (2 ч.)
Тема 7. Казачество в 20-30 годы 20 века (2 ч.)
Казачество в гражданской войне.
Тема 8. Участие казаков в Великой Отечественной войне (1941-1945) (2 ч.)
Тема 9. Период возрождения казачества (2 ч.)
7 класс
Тема 1. Искусство вооруженной организации древнерусского государства.(2 ч).
Древние славяне и их военная организация. Вооруженная организация древнерусского государства. Соседи древнерусского государства – Византия, болгары, печенеги, хазары. Особенности их вооруженных сил.
Тема 2. Военное искусство на Руси в 9-13 веках.(2 ч).
Военное искусство вооруженной организации Руси и феодалов Западной Европы. Борьба народов нашей страны против агрессии немецких и шведских феодалов, с монголо-татарскими завоевателями.
Тема 3. Военное искусство в войнах 14-16 веков.(4 ч).
Русское государство и его вооруженная организация. Войны 14- 16 веков. Вооруженные силы государств Западной Европы. Русская военно-теоретическая мысль в 14-16 веках.
Тема 4. Военное искусство в войнах Русского государства в 17 веке.(3 ч).
Борьба народов нашей страны против интервенции польских и шведских феодалов. Освободительная борьба украинского и белорусского народов протии польских феодалов.
Тема 5. Военное искусство Русского государства в 18 веке.(3 ч).
Русская армия, ее организация. Боевые организации стран Западной Европы. Борьба России за выход в Балтийское море. Развитие русского военного искусства в 18 веке.
Тема 6. Развитие военного искусства в 19 веке.(6 ч).
Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкие войны второй половины 19 века. Русское военное искусство. Роль России в освобождении народов Балканского полуострова.
Тема 7. Развитие военного искусства в 20 веке.(7 ч).
Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории.
Тема 8. Локальные конфликты второй половины 20 века.(2 ч).
Причины локальных конфликтов. Применение современных видов вооружения. Поиски путей выхода из данных ситуаций.
Тема 9. Война и современность.
История развития вооруженных сил в 21 веке. Локальные конфликты. Причины и пути выхода. Развитие современных видов вооружения.
8 класс
Тема 1.Конституция РФ об организации обороны государства. – 2 ч.
Полномочия высших органов власти в области обороны. Регламентация организации обороны РФ.
Тема 2. Федеральный Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 года. – 2ч.
Структура, содержание и основные положения ФЗ «Об обороне».
Тема 3. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». – 2 ч.
Структура, содержание и основные положения Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы».
Тема 4. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г, № 76-ФЗ. – 2ч.
Структура, содержание и основные положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., № 76-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.11.2003 г., № 141-ФЗ.
Тема 5. Международное гуманитарное право. – 2ч.
«Право войны». Гуманитарный кодекс военно-сухопутной войны. Гаагские и Женевские конвенции. Международные правила ведения боевых действий.
Тема 6. Воинская обязанность. – 2ч.
Основные понятия воинской обязанности. Содержание воинской обязанности.
Тема 7. Организация воинского учета и его предназначение. – 2ч.
Сущность воинского учета. Становление системы комплектования войск. Воинский учет в РФ на современном этапе. Документы воинского учета. Первоначальная постановка на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
Тема 8. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. – 2ч.
Содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Периоды подготовки к военной службе. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным военным должностям. Содержание добровольной подготовки к военной службе.
Тема 9. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. – 2ч.
Требования к состоянию здоровья призывников. Порядок проведения медицинского освидетельствования. Заключение о профессиональной пригодности граждан к военной службе.
Тема 10. Военнослужащий – защитник своего Отечества. – 2ч.
Сущность военной службы. Военная служба как почетная обязанность и священный долг. Основные задачи военной службы. Отличительные особенности военной службы. Единоначалие как принцип строительства ВС.
Тема 11. Правовые основы военной службы. – 2ч.
Основные нормативно-правовые акты военного законодательства и военной службы.
Тема 12. Устав внутренней службы ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Устава внутренней службы ВС РФ.
Тема 13. Дисциплинарный устав ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Дисциплинарного устава ВС РФ.
Тема 14. Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ.
Тема 15. Строевой устав ВС РФ. – 2ч.
Структура и основные положения Строевого устава ВС РФ.
Тема 16. Права и обязанности военнослужащих. – 2ч.
Статус военнослужащих. Социальная и
правовая защита военнослужащих. Общегражданские
права и свободы военнослужащих. Права,
обусловленные военной службой. Права граждан,
проходящих альтернативную службу.
Общие обязанности военнослужащих. Должностные
обязанности военнослужащих. Специальные
обязанности. Обязанности граждан на
альтернативной гражданской службе.
Тема 17. Ответственность военнослужащих. – 2ч.
Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная ответственность военнослужащих.
Методические рекомендации
На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, периодизацией, видами занятий планируемым объемом самостоятельных работ, которые им предложат выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, пpaктические, семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.
Школьная лекция. Включает в себя элементы беседы. С ее помощью учащихся можно побудить к пониманию уже известных знаний и стимулирование усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Пpaктические методы. Это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, пpaктических работ.
Учащиеся самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.
Наглядные методы. Применение в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Показ и демонстрация предметов в их символическом изображении ( портреты полководцев, карты, экспонаты, фотографии, рисунки).Видео метод – использование видеотехники при изложении нового материала.
Основной формой проверки и оценки знаний является выполнение проекта по выбранной проблеме.
Рекомендуемая литература.
Для подготовки курса в 5 классе.
- Кадетский корпус: школа русской элиты. – Данченко В.Г., Калашников Г.В., 2000г.
- Кадетские корпуса России. Воробьев А., Пахаев О., 2001г.
Для подготовки курса в 6 классе.
- История казачества России. Авторский коллектив : профессор А.В. Венков и др., 2001г.
- Для подготовки курса в 7 классе.
- Разин Е. А . История военного искусства . – Санкт-Петербург, 1994. 1, 2, 3 тома.
- Страницы боевого прошлого нашей страны ( 9-19 вв.) Составители Буганов В.И., Назарец А.И. – Москва «Просвещение», 1972.
- Военно-исторические словари.
- Энциклопедии по истории России с 9 по 20 века.
Для подготовки курса в 8 классе.
- Вестник военной информации. 1998. № 1-12.
- Военная доктрина РФ //Вестник военной информации. 2000. № 5.
- Концепция национальной безопасности РФ // Вестник военной информации. 2000. № 2.
- На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных сил, традициях, мopaльно-психологических и правовых основах военной службы / Под ред. В.А.Золотарева, В.В. Марущенкова.– М., 1999.
- Общевоинские уставы ВС РФ.– Новосибирск, 2005.
- Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнев.– М., 2004.
Нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г., № 61-ФЗ.
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., № 76-ФЗ (в редакции ФЗ от 11.11.2003 г., № 141-ФЗ).
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
18 03 2024 20:35:20
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
17 03 2024 16:51:49
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
16 03 2024 7:38:22
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
15 03 2024 0:11:13
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
14 03 2024 10:59:26
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
13 03 2024 16:46:15
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
12 03 2024 13:11:12
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
11 03 2024 6:58:29
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
10 03 2024 5:30:58
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
09 03 2024 9:38:33
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
08 03 2024 0:30:11
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
07 03 2024 13:42:16
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
06 03 2024 22:54:23
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
05 03 2024 20:20:53
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
04 03 2024 1:36:15
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
03 03 2024 1:14:21
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
02 03 2024 15:50:26
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
01 03 2024 12:46:52
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
29 02 2024 4:19:29
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
28 02 2024 3:38:26
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
27 02 2024 11:26:28
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
26 02 2024 6:47:46
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
25 02 2024 2:18:58
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
24 02 2024 19:49:16
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
23 02 2024 14:34:13
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
22 02 2024 7:21:29
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
21 02 2024 12:30:55
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
20 02 2024 11:58:30
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
19 02 2024 6:14:29
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
18 02 2024 3:52:43
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
17 02 2024 0:32:16
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
16 02 2024 7:37:57
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
15 02 2024 18:45:26
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
14 02 2024 20:49:59
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
13 02 2024 2:13:54
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
12 02 2024 1:38:41
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
11 02 2024 20:21:24
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
10 02 2024 22:56:48
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
09 02 2024 6:56:47
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
08 02 2024 17:24:56
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
07 02 2024 12:18:41
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
06 02 2024 17:34:30
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
05 02 2024 15:31:22
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
04 02 2024 3:37:45
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
03 02 2024 5:43:38
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
02 02 2024 9:21:58
Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
01 02 2024 22:40:25
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
31 01 2024 18:22:53
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
30 01 2024 10:43:56
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
29 01 2024 23:11:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::