История для молодежи    

Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

Цели урока:

  • сравнить эпоху Екатерины Великой с эпохой Петра Великого;
  • сделать вывод об особенностях этих эпох, найти общие черты и различия;
  • объяснить, почему их называли Великими;
  • выдвигать собственную точку зрения и аргументировать ее.

Оснащение: учебное пособие – Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 вв., учебная карта «Россия в 18 в.», мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор «История Отечества 882-1917».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок погружения с элементами исследования.

Презентация к уроку: Приложение 1

ХОД УРОКА

Постановка проблемы: Кто она – Екатерина II? Почему Екатерину назвали Великой? А эпоху – эпохой просвещенного абсолютизма?

1. Познавательная мотивация– создание ситуации, вызывающей у ребят
желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы
урока.

Задание:   Объясните,   почему   тема   нашего   урока  –   «Эпоха   Екатерины Великой?» Что бы вы хотели сегодня узнать?

Проблемное задание: Кто она, Екатерина II?

Гипотеза: Екатерина II в российской истории рассматривается как просвещенный монарх. Можно ли с этим согласиться?

2. Исследование– включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на
поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых
гипотез.
Для работы учащимся предлагается алгоритм работы, это:

Памятка-характеристика исторической личности:

  • Исторические условия, в которых осуществляется деятельность личности;
  • Характер задач, которые стремится решить исторический деятель и методов их решения;
  • Интересы какого класса выражает исторический деятель?
  • Значение его личных качеств.

Задание классу:

  • Определите период предшествовавший правлению Екатерины Великой;
  • Восстановите хронологию событий (учащиеся делятся на 3 варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 вариант:

Восстановите хронологию событий по датам, кто правил?  1725-1727;  1727-1730;  1730-1740; 1740-1741;  1741-1761;  1761-1762 - ?

2 вариант:

Восстановите даты правлений:  Екатерина II; Петр II; Анна Иоанновна; Анна Леопольдовна;  Елизавета Петровна; Петр III.

3 вариант:

 Определите, с чьим именем связаны следующие понятия?
– Верховный Тайный Совет?
– Бироновщина?
– Восстановление Сената;
– Расцвет фаворитизма?
– Малолетний царь?
– Манифест о вольности дворянству?

Учитель: Эпоху Екатерины Второй называют эпохой «Просвещенного абсолютизма» и «Золотым веком» дворянства.
Существуют разные точки зрения об эпохе Екатерины Великой и о ней самой. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Задание: выбрать одно из суждений об эпохе Екатерины II, которое вам ближе и объяснить, почему  выбрали именно это суждение.

1. Людовик Филипп де Сегюр(французский граф, проживший в России около четырех лет), основываясь на личных впечатлениях, отмечал в Екатерине II...

1. Огромное дарование и тонкий ум.
2. Склонность к удовольствиям и трудолюбие.
3. Простоту в домашней жизни и скрытость в делах политических.
4. Величие и снисходительность.
! «Это была просвещенная монархиня и любезная дама».

2.Ключевский Василий Осипович(русский историк, педагог, профессор), высказывая критическое отношение к императрице, особенно выделял в ней такие черты, как:

1. Честолюбие;
2. Холодность сердца;
3. Слабость к рекламе, шуму, лести;
4. Театральность поступков.
! «Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков».

3. Ишимова Александра  Осиповна(русская  писательница,  переводчица, педагог). Отстаивая монархические позиции, восторженно называла Екатерину II...

1. Преемницей Петра
2. Заботливой государыней

4. В.Г. Пашков: «Природа дала Екатерине II большой ум. На лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид».

5. Рельер (один из иностранцев),больше сочувствовавший Петру III и далеко не расположенный к Екатерине, еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд – все возвещало в ней великий характер....»

6. Современники:

–  «...это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Она не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного». – «...Екатерина II была крепка и здорова. Не будучи красивой, она была умна, умела, когда хотела, произвести выгодное впечатление на тех, с кем встречалась...»

Учащиеся выбирают одно из суждений об эпохе Екатерины II, объясняя свой выбор.

3. Изучение новой темы

Вопросы для изучения:

  • Экономическое развитие в период правления Екатерины II;
  • Внутренняя политика Екатерины II;

Задание классу: Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и сделать выводы об экономическом развитии страны в период правления Екатерины II

Возможные выводы:

  • Экономическое развитие включало хозяйственную специализацию районов страны, денежный оброк, отходничество;
  • Развитие мануфактурной промышленности, рост применения вольнонаемного труда;
  • Появление бумажных денег.

Учитель: Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «Просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо. Которые критиковали феодальное общество, высказывались против эксплуатации, деспотичных форм правления, отстаивали идеи общественного договора.

Задание:  Просмотреть видеофрагмент ( Приложение 1) и определить, какие идеи философов нашли отражение во внутренней политике Екатерины II.

Примерный ответ:

  • Расширение привилегий дворянству;
  • Создание Уложенной комиссии;
  • Жалованная грамота дворянству и городам;
  • Централизация власти;
  • Появление вольного экономического общества;

Задание: работа с документом стр. 176-177 (прочитать, выделить главную мысль)

Работа с текстом учебника стр. 173-174 (найти привилегии, которые получили дворяне при Екатерине Великой)

4. Закрепление нового материала

Учитель: Можно ли согласиться с гипотезой, что Екатерина  Вторая в русской истории рассматривается как «Просвещенный монарх»?

Задание: Сравните Екатерину II и Петра I используя памятку алгоритм. Выделите нравственные черты, способствовавшие их возвышению как государственных деятелей.

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?»



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

26 05 2020 17:33:45

Урок-игра по истории "Социальная сфера общества"

Завершающий урок обществознания входит в раздел " Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче Г И А, Е Г Э....

25 05 2020 21:39:37

Ассирийская держава. 5-й класс

Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

24 05 2020 4:26:49

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....

23 05 2020 2:58:26

Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской характеристики поэмы « Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....

22 05 2020 5:50:52

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

21 05 2020 3:45:16

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

20 05 2020 10:40:49

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

19 05 2020 22:18:28

Интегрированный урок "Вторая мировая война глазами военного плаката". 11-й класс

Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме « Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов С Ш А или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....

18 05 2020 11:15:19

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории

В старших классах часто использую прием « Стратегия эффективной лекции» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....

17 05 2020 4:34:51

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

16 05 2020 2:51:40

Культура России в эпоху Петра I

Урок « Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы « Россия в правление Петра I». Если в школе ведется М Х К, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....

15 05 2020 11:28:14

Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....

14 05 2020 3:25:51

Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....

13 05 2020 13:58:34

Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс

Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....

12 05 2020 17:57:48

Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"

На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...

11 05 2020 11:52:54

Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического характера....

10 05 2020 14:41:33

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде....

09 05 2020 0:51:11

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

08 05 2020 23:14:22

Рабочая программа учебного курса "Краеведение" (5-й класс)

Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....

07 05 2020 21:22:27

Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"

В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А. А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...

06 05 2020 17:58:54

Урок истории в 4-м классе "В мастерской художника. К.П. Брюллов"

Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К. П. Брюллова " Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....

05 05 2020 11:18:23

Урок "Культура России в XVIII веке"

Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

04 05 2020 16:36:50

Урок истории. Ролевая игра "Суд над Николаем I"

Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...

03 05 2020 15:13:21

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

02 05 2020 3:21:21

Урок истории в 5-м классе по теме "Древняя Спарта"

Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....

01 05 2020 18:14:44

Бинарный урок (история + иностранный язык), посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне

Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме практического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - С С С Р и стран-союзников, Великобритании и С Ш А. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....

30 04 2020 22:26:42

"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра

Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль « Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...

29 04 2020 23:18:13

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....

28 04 2020 9:35:41

«Откуда пошла и есть Зима…»

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы « Происхождение названия города», « Древние жители Приокской долины», « Легенды и предания», « Исторические источники», « Ямщик, лошадь и верстовой столб»....

27 04 2020 18:27:54

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

26 04 2020 10:11:43

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

25 04 2020 7:35:42

Урок-практикум "Октябрьская революция и гражданская война"

Цель урока: повторение и закрепление материала по теме « Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

24 04 2020 11:34:24

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

23 04 2020 15:55:44

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

Урок с использованием И К Т и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....

22 04 2020 4:25:47

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

21 04 2020 23:49:55

История школьного обучения

Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

20 04 2020 17:20:42

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П. А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

19 04 2020 22:55:37

Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс

Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....

18 04 2020 13:49:25

Рим – город на семи холмах

Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....

17 04 2020 8:30:21

Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

Урок знакомит учащихся с внешней политикой С С С Р в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...

16 04 2020 17:11:37

Российский Дальний Восток в конце XIX – начале ХХ века. Даленевосточная политика России

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХI Х – начале Х Х в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....

15 04 2020 8:30:27

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....

14 04 2020 3:35:31

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...

13 04 2020 22:54:25

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

12 04 2020 21:58:52

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

Автор знакомит с опытом подготовки школьников к Е Г Э по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

11 04 2020 22:17:52

Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....

10 04 2020 17:29:46

Историографические версии происхождения Первой мировой войны

Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме " Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

09 04 2020 2:16:34

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием И К Т, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

08 04 2020 23:52:15

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. " В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

07 04 2020 1:14:55

Внеклассное мероприятие "Правовая викторина"

В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по О П З, так и во внеурочной работе....

06 04 2020 0:19:46

Моделирование исторических событий и процессов

Урок по теме " Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса " Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

05 04 2020 20:32:10

Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к Е Г Э, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....

04 04 2020 12:32:19

Гражданское общество

Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...

03 04 2020 6:23:58

Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

02 04 2020 19:59:30

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

Урок обществознания по теме " Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием И К Т. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...

01 04 2020 2:32:48

Интегрированный метапредметный урок английского языка и обществознания по теме "Молодежь в современном обществе"

В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....

31 03 2020 6:59:32

Защита прав потребителей

Урок разработан на основе закона Р Ф « О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две команды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

30 03 2020 14:19:13

Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."

На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....

29 03 2020 0:48:39

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

28 03 2020 8:56:12

Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"

Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...

27 03 2020 8:29:38

Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...

26 03 2020 15:19:51

Урок-практикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

Работа представляет собой урок-практикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме « С С С Р в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....

25 03 2020 1:23:24

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф. И. Тютчева, великого русского поэта....

24 03 2020 16:43:46

Использование проектного метода на уроках истории

Представлен конспект статьи " Использование проектного метода на уроках истории"....

23 03 2020 13:20:35

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

22 03 2020 13:34:50

Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей

Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....

21 03 2020 17:20:43

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

20 03 2020 18:43:10

Экологическая обстановка села Садовое

Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

19 03 2020 6:12:32

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И. И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

18 03 2020 13:11:23

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

17 03 2020 20:44:27

Письменность и знания в Древнем Египте. Урок истории в 5-м классе специального коррекционного обучения 7-го вида

Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...

16 03 2020 14:36:40

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

15 03 2020 20:33:38

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

14 03 2020 14:40:14

О, незабвенное столетие!

Тема " Эпоха просвещения" изучается в курсе " Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: " Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта " Модный брак" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....

13 03 2020 16:11:43

Программа элективного курса "Амурское казачество в XIX- XX веках"

Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...

12 03 2020 23:21:44

Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"

Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу « Человек и общество» 10–11-й классы ( Л. Н. Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интерактивной доской....

11 03 2020 4:44:50

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

10 03 2020 3:42:56

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

09 03 2020 3:31:59

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

08 03 2020 18:24:47

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

07 03 2020 19:58:17

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и характером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

06 03 2020 16:53:18

Тесты по истории России (конец XVI – конец XVIII века). 7-й класс

Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....

05 03 2020 23:10:30

Тема занятия "Индийские касты"

Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока « Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....

04 03 2020 3:14:43

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

03 03 2020 9:18:16

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

02 03 2020 17:39:45

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

01 03 2020 17:12:59

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

29 02 2020 16:16:19

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

28 02 2020 20:59:41

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

27 02 2020 21:24:36

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

26 02 2020 15:15:25

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

25 02 2020 5:34:48

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

24 02 2020 19:19:17

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

23 02 2020 7:30:22

Крестовые походы (6-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

22 02 2020 4:52:55

Урок обществознания "Закон и права"

Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

21 02 2020 3:23:16

Применение технологий развития критического мышления на уроке истории

Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – « Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине Х Х в....

20 02 2020 13:18:31

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

19 02 2020 4:45:10

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

18 02 2020 15:35:57

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Учебное занятие проводится в форме командной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три команды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...

17 02 2020 22:27:26

Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....

16 02 2020 18:43:33

Современные методы преподавания исторического краеведения

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

15 02 2020 5:32:21

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. « Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. « Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. « Экстремизм и международный терроризм»....

14 02 2020 2:22:55

Использование архивных документов новейшей истории России в школе

Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....

13 02 2020 0:26:29

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

12 02 2020 8:46:42

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием И Т и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

11 02 2020 8:14:59

Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"

Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока " Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с практикой на примере Московской областной думы. ...

10 02 2020 22:54:16

Игровая программа "Земля Онара"

Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....

09 02 2020 6:27:39

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

08 02 2020 12:54:17

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

07 02 2020 20:55:43

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

06 02 2020 10:47:47

Дискуссия на уроках истории

Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме « Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...

05 02 2020 12:24:58

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

04 02 2020 19:16:28

Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"

Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А. П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....

03 02 2020 23:21:28

Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны"

К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого командования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...

02 02 2020 9:18:49

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

01 02 2020 8:31:50

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

31 01 2020 9:26:50

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I. Северная война"

Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....

30 01 2020 13:41:40

Интегрированный урок (английский язык + история) "Как разнообразен этот мир"

Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в У М К, песни и стихи на английском и русском языках. ...

29 01 2020 0:36:53

Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс

На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....

28 01 2020 13:58:17

"Непокоренный Ленинград"

Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....

27 01 2020 19:43:24

Теоретические и практические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

26 01 2020 5:22:24

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

25 01 2020 5:20:33

Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

Познавательная игра " Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....

24 01 2020 2:17:49

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

23 01 2020 16:14:59

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

22 01 2020 8:43:46

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции Р Ф для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что Р Ф является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

21 01 2020 6:44:18

Элективный курс для 9-го класса "История военного искусства"

Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....

20 01 2020 9:38:35

Храмовое искусство Киевской Руси

Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....

19 01 2020 20:20:50

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

18 01 2020 12:23:48

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

На уроке истории учащиеся знакомятся с Н Э П в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к Н Э Пу. ...

17 01 2020 14:25:32

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

16 01 2020 16:14:42

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

15 01 2020 23:14:44

Битва на Курской дуге

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие « Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....

14 01 2020 15:56:22

Освободительная борьба французского народа. Жанна д'Арк (технология критического мышления через чтение и письмо)

Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д' Арк....

13 01 2020 12:40:37

Организация учебной деятельности на уроках истории в 5-х классах

В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....

12 01 2020 10:49:27

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

Урок истории в 11-м классе по теме « Пути большевистской модернизации проводится по программе О. В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы Х Х века. ...

11 01 2020 20:26:40

Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...

10 01 2020 3:48:59

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в С С С Р в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

09 01 2020 11:32:19

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....

08 01 2020 10:31:29

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока практически не обсуждают. На уроке отрабатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 01 2020 15:50:57

Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

В конспекте урока представлены основные характеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интерактивных методов обучения, стратегии З У Х (знал, узнал, хочу узнать)....

06 01 2020 16:10:15

Проектное обучение в рамках инновационных технологий по теме "Общественное движение в середине второй половины XIX века"

Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....

05 01 2020 6:39:44

Методические приемы в использовании современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...

04 01 2020 15:52:47

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

Курс по выбору " Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, характеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

03 01 2020 21:27:52

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

02 01 2020 13:26:16

Общественные движения первой четверти XIX в.

Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...

01 01 2020 7:25:11

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

31 12 2019 1:13:27

Урок — ролевая игра "Выборы президента"

Урок - ролевая игра " Выборы президента" раздела " Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

30 12 2019 2:20:30

Урок обществознания по теме "Правовые основы брака и семьи". 11-й класс

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....

29 12 2019 19:38:52

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.