Поэт и власть
Инсценировка стихотворения «Поэт и толпа»
Ведущий:
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел, – а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна.
Какая польза нам от ней?
Поэт:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий.
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нём не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нём себе варишь.
Чернь:
1. Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употрeбляй:
Сердца собратьев исправляй.2. Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, нeблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, paбы, глупцы;3. Гнездятся клубом в нас пороки:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Поэт:
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело:
Не оживит вас лиры глас!
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор – полезный труд!
Но, позабыв своё служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
1-й ведущий: Сейчас вы услышали стихотворение Пушкина «Поэт и толпа». Как презрительно и едко говорит Пушкин о новой знати и придворной «черни», которая заботится исключительно о собственной карьере и пользуется всеми благами жизни, оставаясь совершенно безразличной к интересам государства. Сам Пушкин уважительное отношение к национальному прошлому рассматривал как одну из обязанностей патриота. Послушайте, что он написал в 1828 г.
Поэт: «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях Отечества, его историю знают только со времени князя Потёмкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместья; со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что их дети бегают в красной рубашке. У нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего Отечества».
2-й ведущий: Пушкин жил в начале XIX века. События, которые произошли на рубеже XVIII и XIXвеков, повлекли за собой большие изменения в жизни народов Европы. История ощутимо вторгалась в частную жизнь человека. Такой человек как Пушкин просто не мог обойти вниманием современную ему власть. К сожалению, власти тоже постоянно помнили о поэте. В 1834 г. в письме к жене Пушкин пишет:
Поэт: «К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен: царствие его впереди, и мне, вероятно, его не видать. Видел я трёх царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю… Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тёзкой; с моим тёзкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!»
1-й ведущий: Первым царём был император Павел История немного анекдотична: летом 1800 г., когда Пушкину было чуть больше года, он гулял со своей нянькой в Летнем саду. Вдруг навстречу вышел император и возмутился, что ребёнок не снял при встрече с ним шляпы и отругал за это няню. Вторым – Александр I, при котором Пушкин провёл в ссылке шесть с лишним лет. Третьим царём был император Николай, окончательно погубивший поэта…
2-й ведущий: Александр Первый и Александр Пушкин… Сразу вспоминаются строки поэта о царе: «Дней Александровых прекрасное начало…», «Достойный внук Екатерины». С именем Александра I связаны надежды на реформы, мысль о свободе народов, избавленных от гнёта Наполеона. Однако вскоре после одного события юношеский восторг поэта по отношению к императору прошёл.
Ученики показывают сценку
(За столом сидит царь, входит лакей)
Лакей: Вызывали, ваше величество?
Царь: Срочно позовите сюда комaндира гвардейского корпуса Васильчикова.
Васильчиков (входит): Вы желали меня видеть, Ваше Величество?
Царь: Да, я тут недавно узнал, что весь Петербург читает какие-то новые стихи Пушкина. Я желаю с ними ознакомиться.
Васильчиков: Хорошо, Ваше Величество, я прикажу своему адъютанту Чаадаеву принести их.
Ведущий: И вот на следующий день…
Царь: Ну, что вы мне принесли?
Васильчиков:Как и приказывали, Ваше Величество, новое стихотворение Пушкина – «Деревня».
Царь: Интересно, ну давай же сюда! (Читает)
Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Обращается к Васильчикову: Хорошо ведь как написано, правда? А вот:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слёз, не внемля стона,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца…
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в гpyди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Царь: Обязательно поблагодарите Пушкина за добрые чувства, которые внушают его стихи!
1-й ведущий: В тот день поэт убедился в лицемерии императора и узнал, как беспокойно общение с царями. «Деревня» не была разрешена к печати полностью, печатался только «безвредный» пейзажный отрывок. В полном своём виде стихотворение увидело свет лишь в 1870 г., девять лет спустя после освобождения крестьян, а сам Пушкин в 1820 г. отправился в южную ссылку. Двуличие, непоследовательность императора Пушкин потом не раз подчеркнёт в своих произведениях. Вот что написал он уже после cмepти Александра I. «К бюcту завоевателя»
Чтец:
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
2-й ведущий: Сохранилось много других ярких хаpaктеристик, данных Александру I его тёзкой – Александром Пушкиным. Ещё в лицейский период поэт написал короткое стихотворение в память о поражении императора в битве под Аустерлицем (кстати, Александр I тяжело переживал это поражение, но обвинение легло на Кутузова). Стихотворение называется «Двум Александрам Павловичам». Поясню, что упоминающийся здесь Зернов А.П. был помощником гувернёра в лицее
Чтец:
Романов и Зернов лихой,
Вы сходны меж собою:
Зернов! Хромаешь ты ногой,
Романов головою.
Но что, найду довольно ль сил
Сравненье кончить шпицем?
Тот в кухне нос переломил,
А тот под Австерлицем.
1-й ведущий Война 1812 года – это,
пожалуй, одна из самых ярких страниц нашей
истории. Именно в России закончил своё шествие по
Европе Наполеон, причём закончил полным
разгромом. Александр I гордился каждой победой
над гениальным полководцем. Когда русская
армия-победительница в 1814 г. вступила в Париж,
император бросил генералу Ермолову такую фразу:
«В России все почитают меня весьма ограниченным
и неспособным человеком, теперь они узнают, что у
меня в голове есть что-нибудь». Пушкин в 1818 г. в
стихотворении «Сказки» пишет об Александре,
вернувшимся в Россию после Венского конгресса.
Инсценировка отрывка из стихотворения «Сказки»
Чтец:
Ура! В Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ.
Мария в хлопотах спасителя стращает:
Мария:
«Не плачь дитя, не плачь сударь;
Вот бука, бука – русский царь!»
Чтец:
Царь входит и вещает:
Царь:
Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский
Я сшил себе мундир.
О, радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
И делом не замучен.
Послушайте в прибавку,
Что сделаю потом…
Я людям все права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли!
Чтец:
От радости в постеле
Расплакалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему:
Мария:
«Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Уснуть уж время наконец;
Ну, слушай же, как царь-отец
Рассказывает сказки!»
1-й ведущий: Не зря так иронично Пушкин здесь говорит об обещаниях Александра. Разговоры о Конституции, свободе, ограничении монархии затихли, хотя общество рассчитывало на это в связи с победой в войне 1812 г.
2-й ведущий: В эти годы ужесточилась
цензура. Издание стихов Пушкина запрещалось,
хотя один из современников писал: «В то время не
было живого человека, который не знал бы его
стихов» Пушкин писал о себе в первом «Послании к
цензору»: И Пушкина стихи в печати не бывали,
Что нужды? их и так иные прочитали.
В первую очередь это относится к пушкинской оде
«Вольность», которая широко ходила в списках.
Сейчас вы услышите отрывок из этого
стихотворения и поймёте, почему при жизни поэта
оно так и не было напечатано.
Чтец 1:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Владыки! вам венец и трон
Даёт закон – а не природа, –
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон…
Чтец 2:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.
Чтец 3:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Неверные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
1-й ведущий: В ноябре 1825 г. Александр I умер. Вступление на престол Николая Павловича было сопряжено с восстанием декабристов. Герцен в романе-хронике «Былое и думы» писал: «Отпраздновавший казнь, Николай сделал свой торжественный въезд в Москву…» Правда, тогда же в Москву смог вернуться и Пушкин. Поэт надеялся, что сможет повлиять на Николая и смягчить участь декабристов Он пишет свои известные «Стансы», обращённые прямо к Николаю I, где призывает его быть похожим на Петра Великого.
Чтец:
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
2-й ведущий: Однако в 1834 г. в своём дневнике Пушкин написал о Николае: «В нём много от прапорщика и маловато от Петра Великого» Опять, как и в случае с Александром Первым, надежды сменяются разочарованием…
1-й ведущий: И вот 27 января 1837 года. Дуэль Пушкина с Дантесом на Чёрной речке. Говорят, Николай после дуэли справлялся о здоровье умирающего Пушкина, выказывал заботу о нём. Но опять это было сплошное лицемерие: зная о надвигающейся дуэли, он, конечно, мог её предотвратить. 29 января поэта не стало…
Чтец:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
2-й ведущий: Закончить нашу встречу хочется стихотворением, которое было написано Пушкиным незадолго до его гибели, в лицейскую годовщину 1836 г. мысль поэта снова обращается к исторической эпохе, содержание которой определило судьбу самого поэта и особенности его творчества.
Чтец:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался.
Какой восторг тогда пред ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!
И нет его – и Русь оставил он,
И на скале изгнанником забвенным,
Всему чужой, угас Наполеон.
И новый царь, суровый и могучий,
На рубеже Европы бодро стал,
И над землёй сошлися новы тучи
И ураган их…
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
18 03 2024 16:31:35
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
17 03 2024 23:41:56
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
16 03 2024 8:46:10
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
15 03 2024 15:40:19
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 03 2024 9:35:51
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
13 03 2024 4:40:28
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
12 03 2024 19:56:52
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
11 03 2024 5:52:36
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
10 03 2024 18:16:21
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
09 03 2024 14:11:49
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
08 03 2024 22:10:49
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
07 03 2024 18:49:55
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
06 03 2024 16:15:24
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
05 03 2024 0:24:38
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
04 03 2024 8:52:54
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
03 03 2024 2:11:47
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
02 03 2024 12:46:52
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
01 03 2024 16:24:36
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
29 02 2024 19:13:13
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
28 02 2024 21:36:43
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
27 02 2024 8:48:28
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
26 02 2024 8:38:34
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
25 02 2024 22:45:30
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
24 02 2024 5:24:22
Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
23 02 2024 9:25:30
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
22 02 2024 18:27:51
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
21 02 2024 6:18:40
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
20 02 2024 21:14:37
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
19 02 2024 18:48:44
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
18 02 2024 4:17:41
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...
17 02 2024 11:53:39
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
16 02 2024 19:57:17
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
15 02 2024 1:24:25
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
14 02 2024 19:13:35
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
13 02 2024 2:45:37
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
12 02 2024 15:56:44
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
11 02 2024 6:45:20
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
10 02 2024 14:29:35
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
09 02 2024 21:20:37
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...
08 02 2024 5:59:34
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
07 02 2024 1:18:52
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
06 02 2024 13:16:35
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...
05 02 2024 9:26:30
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
04 02 2024 15:49:38
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
03 02 2024 7:14:43
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
02 02 2024 23:15:52
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
01 02 2024 17:57:46
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
31 01 2024 22:16:25
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
30 01 2024 15:51:43
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
29 01 2024 14:27:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::