Изучение различных аспектов по проблемам современной семьи на уроках истории
В течение последних 15-20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Смена общественного устройства страны повлекла за собой переоценку целого ряда ключевых событий мировой и общественной истории. На сегодняшний день в современном образовательном процессе приоритетную роль играют историко-обществоведческие предметы, так как именно они направлены на формирование всесторонних представлений об изучаемом времени, на развитие умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и образа жизни в политокультурном мире, национально-государственной идеологии России.
На протяжении столетий семья является самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством, с помощью которого сохраняется и передается культура народа. Как пишет известный историк Б.Н. Миронов, “история материализуется в национальных традициях и стереотипах поведения. Их хранительницей является семья. Подобно хромосоме именно она — носительница социальной наследственности, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем наследственность биологическая”. Национальные традиции, менталитет зафиксированы в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения взрослых и от них передаются ребенку. Семья – своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма общественных отношений. Социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений.
Семья является важным социальным институтом, первичной ячейкой общества, сопряженной с ней многочисленными и многообразными связями. Семья как подсистема общества выполняет также специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений, а потому считается одним из важнейших объектов социальных наук. Семья неизбежно отражает изменения, происходящие в обществе, и, пожалуй, не менее чем другие области человеческой жизнедеятельности, изменяется сама со всеми своими отношениями и исторически сложившимися порядками.
Семья как фундаментальная социальная общность людей, имеющая сложную природу социального института и малой социальной группы, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека и общества. В настоящее время семья переживает переход от традиционных устоев к модернизированным. Старые ее формы дезорганизуются, уступая место новым формам семейной организации. Институциональные же функции семьи: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветительная, досугово-творческая, стимулирующая самостоятельный опыт личности, охранно-защитная – редуцируются за счет частичного или полного замещения некоторых из них государством и другими социальными институтами общества.
В целом, формируется новый хаpaктер взаимоотношений семьи и государства. Проводимые в нашей стране в 90-х годах XX века социально-экономические реформы оказали на российскую семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни. В переходный период произошли резкая дифференциация доходов семей, массовое обнищание многих из них. Одним из следствий этого стало ухудшение здоровья людей. Значительно снизилась продолжительность жизни россиян. Увеличилась детская и материнская cмepтность, возросла нестабильность бpaков, резко упала рождаемость, началась депопуляция населения. Это привело к падению качества трудового и интеллектуального потенциала России. Серьезный удар, нанесенный семье, дезорганизация ее жизни как специфической социально-психологической общности проявились в разрушении сложившихся в течение многих десятилетий нравственно-этических норм и традиций. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, психологической и правовой незащищенности. Рост конфликтных семей опасен для общества, так как такие семьи воспроизводят негативные социально-психологические стереотипы. За эти годы снизилась роль семьи в процессе социализации детей, в воспроизводстве ее духовных традиций. Это отразилось на воспитательном потенциале семьи, следствием чего явился рост детской безнадзорности и социального сиротства. Названные процессы, в свою очередь, способствовали росту девиантного и асоциального поведения детей и подростков.
С другой стороны, изучение семьи обусловлено гносеологическими факторами.
Во-первых, семья является объектом изучения различных, связанных между собой социальных, естественных и гуманитарных наук. В изучении семьи, с одной стороны, наблюдается эмпирическое “мелкотемье”, сочетаемое с изучением “частокола частностей”, т.е. демографических, социологических, психологических и других хаpaктеристик семьи, с другой – наметилась тенденция синтезировать все формы проявления жизнедеятельности людей в этой сфере. Реализация этой тенденции в полной мере возможна на основе осмысления семьи как общественного феномена.
Во-вторых, “многожанровый” подход к исследованию семьи приводит к простой сумме различных методов ее изучения: исторического, правового, демографического, социологического, психологического, педагогического, культурологического, социально-политического и др.
В-третьих, необходимость изучения семьи актуализируется и тем обстоятельством, что в демографических, социально-экономических и социокультурных процессах развития института семьи последних десятилетий много неизученного, что значительно затрудняет научное прогнозирование жизнедеятельности семьи и разработку действенной государственной семейной политики.
Программа курса “История” в 5-11 классах предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, с исторической мыслью, с различными взглядами на семью.
1-й этап. 5-й класс. Вводный курс по истории города, семьи. Работа в рабочей тетради "Моя история" по темам:
- "Введение в родословие";
- "История моего города";
- "История моей улицы, моего дома";
- "История моих предков";
- "История моих бабушек и дедушек";
- "История моих родителей";
- "Родословное дерево".
Названия тем ориентировочные, т.к. дети сами могут додумывать их на уроке. Так, тема "История моего города" может приобрести такое звучание: "Мой город? Мой город!"
Знакомство с родословной начинается с экскурса историю имени ребенка, знакомства со святками, с приглашения для этой цели священника местного прихода. Об истории города, его улиц, о знаменитых земляках учащиеся узнают во время экскурсии в краеведческом музее. К каждой теме составляется вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размышляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие с помощью родных. Используются разные методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Идет знакомство со словарем родословия и разными приемами составления генеалогического дерева.
На первом этапе важно учитывать мотивации и особенности мышления детей 10 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи:
- Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка).
- Сформированы способность к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.
Важно не упустить этот момент и решить следующие учебно-воспитательные задачи:
а) формирование мировоззренческих позиций;
б) формирование навыков исследовательской
работы;
в) развитие эмоциональной сферы (положительное
отношение к самостоятельной работе),
воображение, радость открытия.
2-й этап. 8-11 классы. На этом этапе идет основная работа над родословной.
9-й класс. В этом возрасте формируется эвристическое мышление. Мотивация к учению приобретает знак "плюс", т.е. у обучающихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Готовность к исследовательской деятельности, эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами. Узловые темы по истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке материал анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы. Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится личностно-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью общей картины исторического процесса.
11-й класс. Написание исследовательских работ: "Как встретили XX век мои предки", "Столыпинская реформа в истории моих предков", "Октябрьская революция в судьбах моих предков", "Колхозное строительство и моя семья", "Великая Отечественная война в судьбах моих предков", "Кем мы гордимся в нашей семье", "Семейные традиции" и т.д.
Положительный прогноз:
Возрастает мотивация к изучению истории Отечества.
- учебник становится хорошим подспорьем для параллельного изучения родословной и узловых вопросов истории;
- обучающиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы;
- легко осваиваются и запоминаются большие объемы учебного материала;
- исчезает напряженность на уроке, приходит чувство уверенности в успехе; между учителем и обучающимся возникают доверительные партнерские отношения;
- крепнет взаимопонимание между старшим и младшим поколением в семье, чувство семьи; нигилизм подростка сменяется уважением к старшему поколению.
Отрицательный прогноз:
- неприятие некоторыми родителями (даже в благополучных семьях) этой формы работы, отказ своим детям в помощи, нежелание потратить часть времени на поиск материалов для родословной;
- невозможность доверительных отношений в нeблагополучных семьях.
С другой стороны, эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пpaктического применения. Каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется (организационно-подготовительный, технологический, презентационный).
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная – вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, воображения; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных вступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания учебный проект имеет большие перспективы, под проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью пpaктического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у обучающихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления обучающихся.
Возможные темы проектов на уроках истории в 5-м классе:
Моя родословная (исследовательский, индивидуальный, среднесрочный).
Цель проекта:
- изучение обучающимися истории своей семьи:
- ознакомление обучающихся с основами поисково-исследовательской деятельности (работа с различными видами исторических источников);
- формирование навыков составления генеалогического древа своей семьи;
- расширение понятийного аппарата и выявление типичных особенностей семей различных поколений.
Пpaктический результат и форма презентации: составление собственного генеалогического древа и устного отчета об изучении истории своей семьи; подготовка сообщения о выдающихся представителях своего рода; научная конференция.
Герб моей семьи (исследовательский, пpaктикоориентированный, индивидуальный, среднесрочный).
- изучение основ геральдики;
- приобретение навыков составления гербов;
- ознакомление с историей возникновения гербов городов, государств, старинных родов;
- дальнейшее изучение истории своей семьи. Пpaктический результат и форма презентации: составление герба своей семьи на основе полученных геральдических знаний с последующим описанием герба и составляющих его частей.
Семейная реликвия (исследовательский, индивидуальный, срочный)
Цель проекта:
- изучение отдельных эпизодов семейной истории;
- расширение представлений учащихся об исторических источниках на доступном материале.
Пpaктический результат и форма презентации: составление выставки семейных реликвий с последующим рассказом обучающихся о каждой из них.
Биография моего предка (исследовательский, индивидуальный, среднесрочный)
Цель проекта:
- установление связи между историей семьи и историей Отечества;
- исследование вклада одного из предков в историю страны, региона, города.
Пpaктический результат и форма презентации: создание иллюстрированной биографии предка в любой творческой форме (альбом, буклет, видеофильм и т.д.).
Итак, работа над родословной с целью формирования у обучающихся национального самосознания дает ощутимые результаты: возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждое занятие в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстранено смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
28 03 2024 23:36:34
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
27 03 2024 17:43:24
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
26 03 2024 5:26:15
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
25 03 2024 23:16:34
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
24 03 2024 18:30:12
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
23 03 2024 11:12:23
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...
22 03 2024 9:56:48
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
21 03 2024 3:18:28
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
20 03 2024 3:46:17
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
19 03 2024 22:57:52
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
18 03 2024 18:28:56
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
17 03 2024 18:58:31
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
16 03 2024 3:28:10
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
15 03 2024 10:46:35
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
14 03 2024 1:49:51
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
13 03 2024 0:19:35
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
12 03 2024 21:52:11
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...
11 03 2024 11:39:36
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
10 03 2024 21:46:35
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
09 03 2024 11:14:18
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
08 03 2024 21:34:56
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
07 03 2024 21:29:12
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
06 03 2024 2:39:40
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
05 03 2024 15:52:47
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 03 2024 16:10:45
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
03 03 2024 6:41:21
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
02 03 2024 14:26:34
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
01 03 2024 21:33:36
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
29 02 2024 0:54:36
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
28 02 2024 8:32:41
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
27 02 2024 11:35:35
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
26 02 2024 3:18:28
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
25 02 2024 11:33:28
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
24 02 2024 5:31:16
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
23 02 2024 4:19:13
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 02 2024 23:48:35
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
21 02 2024 4:11:39
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
20 02 2024 8:10:42
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
19 02 2024 12:54:24
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
18 02 2024 18:38:50
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
17 02 2024 18:28:59
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
16 02 2024 16:24:45
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
15 02 2024 3:13:48
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
14 02 2024 13:57:46
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
13 02 2024 15:36:17
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
12 02 2024 7:15:21
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
11 02 2024 23:23:35
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
10 02 2024 20:19:54
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
09 02 2024 8:41:17
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
08 02 2024 11:41:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::