Страницы воинской славы России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Страницы воинской славы России


    Страницы воинской славы России

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы".

За последние несколько лет заметно увеличилось количество изданий научных и публицистических работ, методических и наглядных пособий, сценарных разработок по патриотической, краеведческой тематике. Но для моей работы заметную роль сыграл документ, который один из первых нормативных актов возрождал внимание к патриотическому воспитанию в 90-е годы XX века - Закон Российской Федерации "О днях воинской славы (победных днях) России", принятый Государственной Думой 10 февраля 1995 года (Приложение №1). Через год Министерство образования Российской Федерации издает "Рекомендации об организации дней воинской славы России в образовательных учреждениях" (Приложение №2). События минувших войн и славные победы, в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков, обладают большим воспитательным потенциалом. Патриотические чувства к Родине и уважение к участникам военных событий - предкам и ныне живущим людям - формируются на основе осмысления прошлого, понимания его влияния на сегодняшний день.

На основе Закона Российской Федерации "О днях воинской славы (победных днях) России" мною были разработаны несколько методических материалов для разных возрастных групп учащихся, главной отличительной чертой которых было стремление показать взаимосвязь патриотических традиций России на протяжении всей её истории. На областной конкурс методических пособий (методических материалов) по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России" в номинации "Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки" я представляю программу факультативного курса "Страницы воинской славы России".

Школьная программа исторического образования находится в жестком ритме изучения (фактически каждый урок - новая тема), что часто не позволяет останавливаться на каких-либо интересных исторических подробностях, познакомиться с портретами и биографиями великих деятелей, проанализировать исторический документ, закрепить умение работы с исторической картой. Всё это успешнее решается за счет вариативной нагрузки учащихся (факультативных и групповых занятий), которые особенно, на мой взгляд, актуальны в 6, 7 классах, когда изучение истории (именно, истории России) находится на начальном этапе, ещё присутствует высокая познавательная и творческая активность учащихся.

Программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" адресована учащимся 6, 7 классов и реализует цель - формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся, личностного отношения их к истории своей Родины. В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  1. приобщить к ценностям национальной культуры, восприятию понятий "Отечество", "Патриотизм" как общечеловеческим ценностям;
  2. изучить события военной истории России, биографии великих русских полководцев;
  3. развить умение работать с дополнительной литературой, историческими картами, схемами сражений;
  4. воспитать чувство гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;

В результате изучения факультативного курса "Страницы воинской славы России" обучающиеся должны знать основные этапы развития русского государства и его военной истории, основные события освободительной борьбы русского народа, даты Дней воинской славы России; рассказать о месте, обстоятельствах, участниках, результатах героических страниц русской истории; объяснить значение ключевых понятий и событий, сравнить их и определить в них общее и различия; уметь работать с исторической картой, схемой сражения, историческим источником, дополнительной литературой.

Особенностью программного материала являются темы по истории медицины: "Военная медицина XVIII века", "Медицина в годы Великой Отечественной войны", так как МОУ "Средняя общеобразовательная школа №45" имеет химико-биологический профиль обучения, тесно взаимодействует с Кемеровской государственной медицинской академией, имеет школьный музей по теме "История медицины Кузбасса", поэтому данные вопросы представляют не только информационный интерес, но и являются элементами системы предпрофильной подготовки учащихся нашей школы. Необходимо отметить, что ряд тем, включенных в программу факультативного курса (например, по военной медицине, победе русской эскадры у мыса Тендра, истории воинских наград в России) недостаточно освещены в учебной, научно-популярной литературе, предназначенной для детей среднего школьного возраста. Региональный компонент присутствует в программе, главным образов, в разделе IV "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.", так, например, тема "Медицина в годы Великой Отечественной войны" знакомит с работой медицинских учреждений, эвакогоспиталей Кузбасса, героической работой врачей и медсестёр из Кузбасса на фронтах войны.

Программа курса включает следующие разделы:

1. "Неспокойное время (XIII - XVII вв.)"

2. "Славный России XVIII век"

3. "Недаром помнит вся Россия:"

4. "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Программа факультативного курса предусматривает проведение как традиционных занятий, так и игровых, пpaктических занятий, экскурсий (музей Кемеровской государственной медицинской академии, краеведческий музей военной истории, Кемеровское высшее комaндное училище связи); использование многообразных наглядных пособий (например, к занятию №24 - приложение №3), мультимедийных средств обучения.

Приложения.

Факультативный курс "Страницы воинской славы России" изучается в течение учебного года объёмом 35 часов, то есть при нагрузке 1 час в неделю.

Учебно-тематический план "Страницы воинской славы России"

№ занятия Наименование разделов и тем Кол-во часов
1. Введение. 1
  Раздел I.Неспокойное время (XIII - XVII вв.) 8
2. Укрепления древнерусского города. 1
3, 4. Военные доспехи русского воина. 2
5, 6. Оружие русского воина XIII - XVII вв. 2
7. Ледовое побоище. 1
8. Куликовская битва. 1
9. Освобождение Москвы от польских интервентов. 1
  Раздел II. "Славный России XVIII век". 9
10. Полки "нового строя". 1
11, 12. Вооружение петровской армии. 2
13. Военная медицина XVIII века. 1
14. Полтавское сражение. 1
15. Рождение морского флота России. 1
16. Победа русского флота у мыса Гангут. 1
17. Взятие турецкой крепости Измаил. 1
18. Победа русской эскадры у мыса Тендра. 1
  Раздел III."Недаром помнит вся Россия:" . 6
19. Военная форма русской армии в XIX - начале XX века. 1
20. Военное искусство России в XIX - начале XX века. 1
21. Бородинское сражение. 1
22. Победа русской эскадры у мыса Синоп. 1
23. День защитников Отечества. 1
24. Российские награды за воинские заслуги. 1
  Раздел IV. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. 8
25. Великая Отечественная война: причины, хронология основных событий. 1
26. Битва под Москвой. 1
27. Сталинградская битва. 1
28. Курская битва. 1
29. Блокада Ленинграда. 1
30. Медицина в годы Великой Отечественной войны.  
31. Воинские награды СССР, учрежденные в 30 -40-е годы. 1
32. День Победы в Великой Отечественной войне. 1
33-35. Итоговое. Литературно-музыкальная композиция "Страницы воинской славы России". 3
  Всего: 35

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Отечество. Патриотизм. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". Закон Российской Федерации "О днях воинской славы (победных днях) России".

Раздел I. Неспокойное время - 8 ч.

Тема 2. Укрепления древнерусского города. Значение термина "город". Укрепления древнерусских городов. Вал. Ров. Частокол. Система оповещения. Кремль.

Тема 3, 4. Военные доспехи русского воина. Кольчуга: изготовление, внешний вид. Отличия русской кольчуги от европейской. Панцирь. Типы и украшение шлемов. Бармица.

Тема 5, 6. Оружие русского воина XIII - XVII вв. Щит. Способы изготовления, формы русских щитов. Меч. Клинок. Булат. Сабля. Кинжал. Копьё; формы наконечников. Рогатина. Боевой топор. Булава. Палица. Кистень. Лук и стрелы. Праща. Секира. Чекан. Пистоль. Пищаль. Карабин. Украшение русского оружия.

Тема 7. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Вторжение крестоносцев. Выбор места сражения. Чудское озеро. Вороний Камень. Соотношение сил, схема построения войск. Немецкая "свинья". Русская дружина и ополчение. Основные этапы сражения. Итоги победы русского войска. Причисление А. Невского к лику святых.

Тема 8. Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской. Хан Мамай. Подготовка русского войска к сражению: сбор полков, организация войска. Благословление С. Радонежского. Выбор поля. Переправа через р.Дон. Схема построения войск. Передовой (сторожевой) полк. Большой полк. Полки правой и левой руки. Засадный ("западной") полк. Поединок Пересвета и Челубея. Роль Д. Донского в сражении. Воевода Д.М. Боброк-Волынец. Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый. Бегство Мамая. Итоги победы русского войска. Притчи и сказания о битве, скульптурные памятники.

Тема 9. Освобождение Москвы от польских интервентов. Смута: самозванцы, польская интервенция. В. Шуйский. "Семибоярщина". Воевода М.В. Скопин-Шуйский. Первое ополчение. К. Минин. Д. Пожарский. Патриарх Гермоген. Гетман К. Ходкевич. Второе ополчение. Наступление русского войска на Москву. Сражения у стен Москвы. Освобождение Москвы от польских интервентов. Иван Сусанин. Избрание царем М.Ф. Романова.

Раздел II. "Славный России XVIII век" - 9 ч.

Тема 10. Полки "нового строя". "Потешные" полки. Преображенский и Семёновский гвардейские полки. Первомосковский и Бутырский полки "иноземного строя". Военные учения. Линейная тактика. П. Гордон.

Рекрутство. Создание постоянной армии. Дисциплина. Щпицрутен. Солдатский рацион питания. Пехота. Полевые укрепления. Гренадёрский полк. Драгунский полк. Гусарский полк. Уланский полк. Полковое знамя. Унификации одежды для военных. Прусско-голштинский стиль военной формы. Епанча. Кафтан. Камзол. Галстук-бант. Штаны-кюлоты. Ботфорты. Башмаки с крагами. Треуголка. Гренадёрка.

Тема 11, 12. Вооружение петровской армии. Фузея. Пистолет. Палаш. Шпага. Сабля. Граната (гренада). Мортирица. Ольстра. Протазан. Алебарда. Багинет. Штык. Артиллерия. Гаубица. Мортира. Лафет. Зажигательная paкета.

Тема 13. Военная медицина XVIII века. Военный лекарь. Лекарская палатка. Хирурги-иноземцы. Медицинские препараты и инструменты: ножи, пилки, жгуты, нитки навощенные, "прыскала" (шприцы), "зелия".

Тема 14. Полтавское сражение. Северная война: причины, основные события. Карл XII. Гетман Мазепа. Двухмecячная осада Полтавы. Комендант А.С. Келин. Выбор места сражения. Соотношение шведских и русских военных сил. Расстановка войск. Русские земляные укрепления. Редут. Этапы сражения. Роль Петра I. А. Меньшиков. Б. Шереметьев. Бегство Карла XII. Итоги победы русского войска.

Тема 15. Рождение морского флота России. Необходимость выхода России к морю. Английский ботик. Переяславское озеро. Ф. Лефорт. Воронежская верфь. Азовские походы. Великое посольство. Царь-плотник. Фрегат, брандер, галеон, галера, галеас, флейт. Строительство Петербурга. Военно-морские учебные заведения. Бело-сине-красный флаг.

Тема 16. Победа русского флота у мыса Гангут. Шведские военные планы на море. Адмирал Ватранг. Состав русской флотилии, план сражения. Строительство "переволок". Ф.М. Апpaксин. Роль Петра I в сражении. Метереологические условия. Решительные действия русского флота. Абордажный бой. Пленение шведских кораблей. "Морская Полтава". Петр I - вице-адмирал.

Тема 17.Взятие турецкой крепости Измаил. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Месторасположение, укрепления и вооружение крепости Измаил. Каплан-гирей. Стратегическое значение взятия крепости. А.В. Суворов. Осада крепости Измаил. Огневая подготовка. Штурм. Уличные бои. Итоги победы русского войска. М.И. Кутузов - комендант крепости.

Тема 18. Победа русской эскадры у мыса Тендра. Русские и турецкие военные планы на Крымском полуострове. Адмирал Гуссейн-паша. Адмирал

Ф.Ф. Ушаков. Русская разведка. Соотношение сил русского и турецкого флота, артиллерийского вооружения. Перестрелка авангардных кораблей. Русские маневры в ходе сражения, стремительные атаки. Поражение и бегство турецкого флота. Пленение турецких кораблей, офицеров и члeнов

экипажа. Итоги и значение победы русского флота. Ф.Ф. Ушаков - "морской Суворов".

Раздел III. "Недаром помнит вся Россия:" - 6 ч.

Тема 19. Военная форма русской армии XIX - начале XX века. Военный мундир европейского образца: прусский, французский стили. Эполет. Военная реформа 1874 г. "Народный" стиль военной формы конца XIX - начала XX века. Полевая форма. Форма Красной Армии. Приказ РВСР №116 о знаках различия. Шлем. Шинель. Гимнастёрка. Галифе. Кожаные лапти.

Тема 20. Военное искусство России в XIX - начале XX века. Каре. Тактика колонн, рассыпного строя. Тактика стрелковых цепей. Тактика общевойскового боя. Оборонительные сооружения.

Тема 21. Бородинское сражение. Отечественная война 1812 г.: причины, основные события. М.И. Кутузов. Император Наполеон. Отступление русской армии, выбор поля сражения у села Бородино, замысел М.И. Кутузова. Строительство оборонительных сооружений. Соотношение и расстановка сил русской и французской армий. Основные этапы сражения. Героизм русских воинов. П.И. Багратион. А.П. Ермолов. Н.Н. Раевский. М.И. Платов. Результаты сражения.

Тема 22. Победа русской эскадры у мыса Синоп. Крымская война 1853-1856 гг. Осман-паша. П.С. Нахимов. Синопская бухта. Соотношение русских и турецких сил в сражении. Хитрость плана Нахимова. Трехчасовой морской бой. Роль русской артиллерии. Потери турецкой эскадры. Результаты победы русской эскадры. Памятник адмиралу П.Нахимову в Севастополе.

Тема 23. День защитников Отечества. Создание Красной Армии. Военная форма Красной армии. Оружие и военная техника: маузер, наган, винтовка, штык, пулемет, бронеавтомобиль, тачанка. Конница.

Тема 24. Российские награды за воинские заслуги. Награждение на Руси за воинские заслуги. Возникновение медали в России. Медали при Петре I. Медали XVIII - XIX веков. Появление ордена. Российские ордена: Св. Андрея Первозванного (1699 г.), Св. Великомученицы Екатерины (1714 г.), Св. Анны (1735 г.), Св. Александра Невского (1725 г.), Св. Великомученика и Победоносца Ге opгия (1769 г.), Св. Равноапостольного Князя Владимира (1782 г.), Белого Орла (1831 г.), Св. Станислава (1831 г.).

Раздел IV. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - 8 ч.

Тема 25. Великая Отечественная война: причины, хронология основных событий. Планы фашистской Германии. Готовность СССР к войне. Начало

Великой Отечественной войны. Отступление Красной Армии в 1941 г. Военные операции 1942 г. Коренной перелом 1943г. Наступление Красной Армии в 1944 г. Заключительный этап войны в 1945 г. Капитуляция фашистской Германии. Итоги победы.

Тема 26. Битва под Москвой. Немецкий план "Тайфун". Соотношение сил немецкой и советской армий в сентябре-октябре 1941 г. Г.К. Жуков.

Мероприятия по обороне Москвы. Переброска восточных дивизий, новой техники. Парад на Красной площади 7 ноября 1941г. Героизм советских воинов. И.В. Панфилов. Кузбассовцы - участники битвы за Москву. Зимнее контрнаступление Красной Армии под Москвой, его итоги.

Тема 27. Сталинградская битва. Немецкое наступление на Волгу 1942 г. Героическая оборона Сталинграда лето-осень 1942 г. Немецкие бомбардировки города. Уличные бои. Мамаев курган. Советский план "Уран". Соотношение военных сил осенью 1942 г. Г.К. Жуков. А.М. Василевский. К.К. Рокоссовский. А.И. Ерёменко. А.Ф. Ватутин. Контрнаступление под Сталинградом. Кузбассовцы - участники битвы. Окружение и разгром немецкой армии генерала Паулюса. Неудачное наступление Э. Манштейна. Итоги и значение победы Красной Армииё1 под Сталинградом.

Тема 28. Курская битва. Наступление советской армии зимой - весной 1943 года. Подготовка Германии и СССР к военным операциям лета 1943 г. Немецкий план "Цитадель". Стратегический план Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского "изматывающей обороны". Военное преимущество советских войск. Крупнейшее танковое сражение у деревни Прохоровка. Наступление советских войск. Освобождение г. Орла, г. Белгорода. Первый победный салют в Москве. Итоги и значение победы на Курской дуге.

Тема 29. Блокада Ленинграда. Немецкие планы по уничтожению Ленинграда. Советские оборонительные сооружения. Сопротивление советских войск. Блокада. 900 дней и ночей. Суточные нормы продовольствия. Операция "Искра". Дорога жизни. Эвакуация. Героизм жителей и защитников города. Прорыв блокады. Значение победы в битве за Ленинград.

Тема 30. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Мобилизация медицинских работников. Подготовка и переподготовка медицинских работников. Организация военных госпиталей. Эвакуационные госпитали в Кузбассе. М.Н. Горбунова. Е.М. Четверных. Героизм фронтовых медицинских сестёр и врачей. М.А. Подгорбунский. З.М. Туснолобова. Новые методы лечения раненых. Борьба с инфекционными заболеваниями. Успехи медицины в годы Великой отечественной войны.

Тема 31. Воинские награды СССР, учрежденные в 30 -40-е годы. Ордена: Красного Знамени (1918 г.), Красной Звезды (1930 г.), Отечественной войны (1942 г.), Суворова (1942 г.), Кутузова (1942 г.), Александра Невского (1942 г.), Богдана Хмельницкого (1943 г.), Победы (1943 г.), Ушакова (1944 г.), Нахимова (1944 г.), Славы (1944 г.). Медали: Золотая Звезда Героя советского Союза, За отвагу (1938 г.), За взятие Берлина.

Тема 32. День Победы в Великой Отечественной войне. Советская операция по взятию Берлина. Красное знамя Победы над Рейхстагом. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне. Парад Победы на Красной площади.

Тема 33- 35. Итоговое.

Список литературы для учителя.

  1. Анфилов В.А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. - М., 1989.
  2. Буровик К.А. Родословная вещей.- М.,1991.
  3. Великие полководцы и флотоводцы: современная энциклопедия. - М., 2007.
  4. Вся Россия. - М., 1993.
  5. Герои и битвы: общедоступная военно-историческая хрестоматия /сост. К.К. Абаза/. - М., 1995.
  6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
  7. Задонщина : воинские повести Древней Руси. - М., 1985.
  8. Золотарев В.А., Козлов И.Д. Флотоводцы России. - М., 1998.
  9. Карамзин Н. М. История государства российского. Т. I-IV.-Калуга.,1993.
  10. Кирпичников А.Н. Куликовская битва. - М., 1995.
  11. Кирпичников А.Н. Ледовое побоище 1242 г.: новое осмысление (Вопросы истории. - 1994. - №5.).
  12. Косарева А.В. Искусство медали. - М., 1977.
  13. О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов и статей. - М., 1991.
  14. Отечественная война 1812 года. - М., 1988.
  15. Письмо Министерства образования "Рекомендации об организации дней воинской славы России в образовательных учреждениях", 14.02.1996 г.
  16. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. I, II.- М., 1998.
  17. Португальский Р.М. Первые и впервые. - М., 1988.
  18. Потрашков С.В. Ордена и медали стран мира. - М., 2007.
  19. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М., 1991.
  20. Пунин Л.Н. Фельдмаршал Кутузов: военно-биографический очерк. - М., 1957.
  21. Рубцов Ю.В. Маршалы Сталина. - Ростов-на Дону., 2002.
  22. Семёнова М. Мы - славяне. - С-П., 1997.
  23. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. - М., 1988.
  24. Сказание о Мамаевом побоище //Воинские повести Древней Руси. - М., 1985.
  25. Сто великих битв.- М., 1998.
  26. Сто великих военачальников. - М., 2008.
  27. Сто великих наград. - М., 2006.
  28. Теплов Б.М. Ум полководца. - М., 1990.
  29. Федеральный Закон "О днях воинской славы (победных днях) России", 10.02. 1995 г.
  30. Шефов Н.А. Битвы России. - М.,2002.

Список литературы для обучающихся.

  1. Борисов Н.В. Они повторили подвиг Сусанина: книга для учащихся. - М., 1987.
  2. Всемирная энциклопедия в лицах. - М.,1998.
  3. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: книга для учащихся средних и старших классов. - М., 1992.
  4. Левицкая З. В. История отечества для детей. - М., 1996.
  5. Митяев А.В. Героические страницы истории Родины IX - XVIII вв.: книга для чтения 5-8 классов. - М., 1991.
  6. Полководцы и военачальники: краткий биографический словарь. - М., 2002.
  7. Серков С.Р. "Вспомним, братцы, россов славу:". - М., 1991.

Перечень ключевых слов.

  1. Адмирал
  2. Алебарда
  3. Амбразура
  4. Артиллерия
  5. Батарея
  6. Бармица
  7. Блокада
  8. Бойница
  9. Бомбардир
  10. Ботфорты
  11. Брандер
  12. Броня дощатая
  13. Броня кольчатая
  14. Булава
  15. Булат
  16. Верфь
  17. Воевода
  18. Выправка
  19. Галера
  20. Галион
  21. Галифе
  22. Гаубица
  23. Генерал
  24. Генералиссимус
  25. Героизм
  26. Герой Советского Союза
  27. Гимнастёрка
  28. Город
  29. Городище
  30. Гренадер
  31. Гренадёрка
  32. Гусар
  33. Дивизия
  34. Дорога жизни
  35. Дот
  36. Драгун
  37. Дружина
  38. Епанча
  39. Знахарь
  40. Интервенция
  41. Кавалерист
  42. Казак
  43. Капитуляция
  44. Капрал
  45. Карабин
  46. Каре
  47. Картечь
  48. Кинжал
  49. Кистень
  50. Клинок
  51. Князь
  52. Колчан
  53. Кольчуга
  54. Конница
  55. Копьё
  56. Кремль
  57. Крестоносец
  58. Лафет
  59. Лейб-медик
  60. Лейтенант
  61. Лук
  62. Мамай
  63. Маршал
  64. Меч
  65. Мортирица
  66. Мушкетер
  67. Муштра
  68. Ольстра
  69. Ополчение
  70. Орден
  71. Отечественная война
  72. Отечество
  73. Палица
  74. Патриотизм
  75. Пехота
  76. Пистолет
  77. Пистоль
  78. Пищаль
  79. Плюмаж
  80. Полк
  81. Полковник
  82. Праща
  83. Протазан
  84. Пушка
  85. Редут
  86. Рекрут
  87. Рогатина
  88. Рота
  89. Рыцарь
  90. Сабля
  91. Сапоги
  92. Секира
  93. Сержант
  94. Стратегия
  95. Тактика
  96. Тесак
  97. Траншея
  98. Трофеи
  99. Тыл
  100. Узмень
  101. Улан
  102. Умбон
  103. Фибула
  104. Фланг
  105. Флеш
  106. Фрегат
  107. Фронт
  108. Фузея
  109. Чекан
  110. Шанцы
  111. Шинель
  112. Шлем
  113. Шпицрутен
  114. Штандарт
  115. Штаны
  116. Штык
  117. .Шуйца
  118. Щит
  119. Эполеты
  120. Эскадра
  121. Ядро


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 13:23:17

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 10:36:10

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 3:46:41

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 17:27:39

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 11:37:59

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 8:54:39

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 8:51:12

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 3:58:40

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 3:58:12

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 6:11:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 10:22:44

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 15:27:21

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 11:44:45

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 14:48:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 4:52:57

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 0:35:37

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 3:33:16

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 9:26:19

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 13:59:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 21:47:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 20:23:19

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 6:44:47

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 19:46:22

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 2:38:30

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 11:36:11

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 13:28:44

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 2:36:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 2:57:53

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 9:13:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 15:47:35

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 11:10:22

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 9:57:27

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 18:22:49

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 22:54:19

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 13:42:51

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 22:13:32

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 4:37:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 2:34:41

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 1:39:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 19:59:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 5:14:39

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 18:19:17

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 12:58:59

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 15:15:14

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 1:51:46

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 0:24:56

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 16:32:16

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 4:36:47

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 0:12:28

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 0:38:16

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::