Конец династии Рюриковичей. Смутное время
Источник:
|
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классики педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующий мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции “звучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
Хотелось бы подчеркнуть что сам предмет история “вынуждает” к интеграции. Интеграция позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного школьника. Формирует активную личность, востребованную обществом.
Таким образом, в результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мора в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.
Форма урока, предложенная мною, позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию. Развивает творчество.
Урок рассчитан на 2 часа.
Дидактическая цель: создать условия для сознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами.
- актуализовать знания учащихся по истории России начала 17 века.
- изучить основные события, социально-экономические и политические последствия Смутного времени.
- показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народов правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями.
- создать компьютерную презентацию темы с помощью программы
Воспитательная цель:
- продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории.
- продолжить воспитание коммуникативных качеств личности.
- воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.
Развивающая цель. Продолжить:
- развития навыков работы с компьютерными программами с целью создания презентаций;
- развитие навыков работы с учебниками, таблицами, схемами.
- поощрять развитее творческого, нестандартного мышления.
- учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями).
- учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).
Задачи: Изучить причины, сущность и главные события смутного времени и создать компьютерную презентацию основных событий этого периода.
Средства обучения:
1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И Буганов; под редакцией А.Н. Сахарова.
2. Компьютеры, мультимедийный проектор.
3. Схема “Цари Смутного времени”, репродукции картин, портреты основных участников Смуты.
Этапы урока:
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
3. Работа в группах.
4. Представление учащимся результатов работы.
5. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Вводное слово учителя. Династия Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством в течение почти трёхсот лет. Основы её могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело иго монголо - татар. При Иване III, в конце 15 века Россия освободилась от господства иноземных захватчиков. Иван 4 (Грозный) внук Ивана 3, довершил разгром осколков орды. Рухнули Казанское, Астpaxaнское х-ва, земли в низовьях Волги, где монголо - татары основали свою столицу были включены в состав Русского государства. Затем Русь нанесла удар крымской орде. Даже поражение в Ливонской войне не умолило популярность Ивана IV. В народной памяти он остался грозным, но справедливым царём.
Это был правитель законной династии, царь при котором феодально зависимы крестьяне, пользовались правом выхода в Юрьев день. Как видим, в российской истории главным и действующим и организующим началам постепенно стали и его плаво государь. Личность правителя накладывала отпечаток на ход и хаpaктер эпохи и направления развития страны. Но так сложилось в определённый период истории государство ослабло и даже исчезло и на престоле замелькали какие-то лица: иностранцы, самозванцы. И это время назвали смутным. Смута…
Смутное время.… Этот термин принят историками восемнадцатых девятнадцатых веков. В советский период историки отвергли его как “ дворянско-буржуазный”, предложив в замен “ крестьянскую войну и иностранную интервенцию”, что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие “ Смута” возвращается и одновременно предлагается называть события начала семнадцатого века в России гражданской войной, ибо в них были задействованы пpaктически все социальные группы и слои. (Демонстрация слайда)
Этот период трагичен, загадочен и изучаем историками. И каждый даёт своё определение этому понятию. (Демонстрация слайда)
Каков ваш ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока.
Смутное время охватывает годы с 1598 по 1613 гг.
- Назовите причины кризиса.
Примерные ответы:
1. “Династический кризис”.
Я обращаюсь к историческому повествованию Скрынникова “Крушение царства” (с 9-10.)
2. Падение авторитета монарха.
3. Резкое ухудшение экономического положения вследствие голода, побеги крестьян; ужесточение позиции правительства пограничного казачества.
4. Урочные лета 1597 года. (Демонстрация слайда)
Учитель: Цель нашего урока изучение ярких выдающихся личностей Смутного времени. Сегодня, на уроке, мы рассмотрим их вклад в историю, дадим хаpaктеристику через музыку, изобразительное искусство.
Как вы думаете, могла ли личность повлиять на судьбу страны? (Обучаемые высказывают свою точку зрения).
Одним из ярких выдающихся деятелей Смутного времени был Борис Годунов (демонстрация слайда).
Образ и эпоха Бориса Годунова привлекали многих историков.
Примерные ответы обучаемых:
- Н. М. Карамзин дает следующую хаpaктеристику Борису Годунову см. Карамзин Н. М.Предание веков. М.., 1988. с.12
- А вот хаpaктеристика Б. Годунова из хроногрофа. (слайд Платонов) см. Рассказы русских летописей 4-17 веков М., 1976 с.157-158.)
- Хаpaктеристика Б. Годунова.
- А вот, что сказал историк В.В. Кобрин: “Голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление, что Годунов не являлся “природным” а значит законным царем”. Я объясню, смысл этого высказывания и в этом мне поможет повествование Скрынникова.
Учитель: Образ и эпоха Бориса Годунова привлекала не только историков, но и поэтов, писателей, музыкантов, художников. А. С. Пушкин о Б. Годунове писал:
“Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро
А за грехи за темные деянья.
Спасителя смерено умоляют”.
Ученик: “Поэт Д. Кедрин о событиях кануна смуты:
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда-то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на Вражек Ситцев
Падут три огненных толба.
Недавно в Угличе Дмитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: “Зело прискорбный случай!
На все господня воля. Что ж
Поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?”
Но все же очевидцы были,
И на базарах с ихних слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве”.
Учитель: Объясните о ком идет речь в предсказании: “… А Дмитрий прячется в Литве”?
(Демонстрация портрета Мусоргского М.П.)
Ученик: Представьте, могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство. Казалось , Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте послушаем. (Звучит фонограмма, демонстрируется портрет Ф. Шаляпина в костюме Бориса Годунова)
Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…
Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:
Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.
Плачь, душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная.
Горе, горе Руси!
Плачь, русский люд, голодный люд.
Учитель: Сбывается ли предсказание?
Как видим через все произведения Бориса Годунова проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Б. Годуновым. “…Я может быть прогневал небеса…”
Смута, смута в душе правителя. Смута в государстве. Виновен или невиновен Борис Годунов в детоубийстве?
Ученик: Многие серьезные историки, внимательно изучавшие эту эпоху (например, Р.Г. Скрынников) твердо убеждены, что Борис Годунов в гибели царевича невиновен. Тогда получается, что это один из самых несчастных персонажей нашей истории: он был оклеветан не только при жизни (что его надломило), но и после cмepти. Возможно, в будущем какой-нибудь литератор сможет изобразить эту суровую и крайне несправедливую жизненную драму.
Ученик: как и литературе художники вдохновлялись версией о Борисе Годунове – детоубийце.
(Демонстрация слайда портреты Бориса Годунова работы С.Н. Присекина и И.С. Глазунова).
На картине С.Н. Присекина перед нами предстанет в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями держава. Обратите внимание на лицо царя. На нём отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящемся разгадать ваши мысли. На картине Ильи Глазунова Бориса Годунова также всматривается в вашу душу, пытаясь разгадать ваши намерения.
Учитель: образ Бориса Годунова сложен и противоречив. Он не только преступный царь, но и любящий отец.
- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?
- Что он сделал для народа?
(Ответы обучаемых).
Вывод: Власть Б. Годунова была слабой. Слабость власти покоилась на позиции боярства, которые вели политические игры и воспользовались затруднительной ситуацией Б. Годунова. Голод, расправа с боярской аппозицией, восстание хлопка и даже частичное разрешение перехода крестьян, и раздача хлеба не спасли ситуацию.
Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. Мы рассмотрим двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Кто на самом деле скрывался, под именем Лжедмитрия и тушинского вора?
Ученик: (демонстрируются портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек). Личности Лжедмитрия и Марии Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старших гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы – доски из метала, дерева или линолеума. Обратите внимание на, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий в одежде польских шляхтичей.
Что было сделано для народа?
Вывод: (слайд) пытался проводить постоянную политику.
1. Освободил от зависимости ряд категорий крестьян и холопов.
2. Жаловал земли и деньги служилым людям и польским наёмников.
3. Возврат из ссылки Бояр Романовых.
4. Женился на Марине Мнишек.
Это привело к напряжённым отношениям с жителями Москвы, московским боярством и Польшей.
Убит 17 мая 1606 года.
Учитель: Период смуты, Самозванцев, назван периодом гражданской войны.
- Что такое гражданская война? (Демонстрация слайда)
- Какие годы она охватывает?
- Изменился ли хаpaктер гражданской войны с усилием иностранной интервенции?
- Какова цель первого ополчения, кто были его руководителями?
- Какие силы объединяло первое ополчение?
- Кто стал собирать второе ополчение?
- Расскажите о деятельности двух всемирных патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Ученик: Этому событию посвящены стихи, статьи, созданы памятники.
О созыве Второго ополчения замечательно рассказала поэтесса Н.Кончаловская:
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и собирал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того что был избавлен
От бесчестья край родной.
Ученик: (демонстрация памятника Минину и Пожарскому).
Знаменитый Московский памятник К. Минину и Д. Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом, был открыт в 1818 году. Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становится его поднятая рука и стержень мечта. Ёмок и выразителен жест Минина: его рука не только зовёт полководца к сражению, она возносится к небу, как бы вызывая к справедливости, широким движением охватывает площадь, словно сплачивая заполнивший её народ, указывает на Кремль как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, он убеждён в правильности своих действий. Пожарский ещё колeблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к обращённым к нему словам, он уже опёрся на щит, выразительная игра широких складок плаща придаёт его фигуре нарастающее движение. Ещё мгновение и он встанет и встанет и поднимет меч против иноземных захватчиков. Меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев.
И Минин, и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Такова была классическая традиция, но, конечно, не историческая реальность. Их лица также классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.
Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Рельеф украшает и щит Пожарского, сочетание в нём горельефа с барельефом не случайно: горельеф служит логическим переходом от круглых скульптур основной композиции к фризам на постаменте; на них изображены нижегородцы, жертвующие своё имущество на вооружение, отцы, ведущие своих сыновей в ополчения, сражения с интервентами – каждая цена становиться как бы дополнительным аккордом, усиливающим общее звучание композиции. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, не рекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нём не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви к своей отчизне.
Учитель: Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа. Один из них Иван Сусанин.
Ученик: (демонстрируется портрет М.И. Глинки). Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” и в знаменитой опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”. Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным. Речь его нетороплива. Для исполнения роли Сусанина Глинка задумал подобрать голос – бас (низкий, самый насыщенный), чтобы передать мужскую силу и мощь. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:
Горю нет конца,
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать-земля.
Из истории мы знаем, что поляки после поражения от русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского продолжали рыскать по стране со всякими бандитами (бывшими тушинцами, казаками и пр.). После избрания Земским собором 1613 г. На царский престол Михаила Романова они пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусантну. Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:
Эх, господа! Откуда знать,
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством.
Поляки решают подкупить Сусанина. Тот делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться:
Да, ваша правда! Деньга сила.
Червонцы лучше чем могила.
А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:
Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, буди народ.
Развязка наступает в 4-м действии: измученные шляхтичи еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя в его жизни: с приходом зари его хитрость раскроется, и он погибнет.
Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чём он думает (звучит фонограмма). Мелодия арии проста, напевна, выразительна. Интонации Сусанина неторопливы, величавы, мужественны. Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твёрдо уверен, что поступает правильно.
Поляки: “Нарочно завёл?”
Сусанин:
“Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал.
Куда и чёрный вран костей не заносил.
Туда завёл я вас, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать”
Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:
Родной край спасён!
О, Русь моя, живи вовек!
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобеждённым. Как вы думаете почему?
Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю (звучит гимн “Славься”).
Вывод: Смута прекратилась борьбой всего земского общества с вмешавшимися силами во внутренние дела России.
1613 год – Земский собор. Среди претендентов на русский престол на Земском Соборе были названы:
1) польский королевич Владислав;
2) шведский королевич Карл-Филипп;
3) из старинных княжеских родов Мстиславские и Голицыны;
4) трёхлетний сын Марины Мнишек и Лиседмитрий II Иван “варёнок” (которого публично повесили в 1614 г. в Москве за Серпуховской заставой)
5) Михаил Романов.
В.Б. Кобрин, крупнейший российский историк (1930-1990 гг.), в своей последней работе “Смута” писал: “Итак, Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть и, с некоторыми потерями, государственную территорию… Издержки успокоения были велики. Наступила стабильная, но традиционная жизнь. Почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны. Упрочилось крепостное право, окончательно зафиксированное в Уложении 1649 г. Но если модернизация страны всё же началась в конце века, то элементы правового государства, ростки которые зарождались в Смутное время, были забыты надолго”.
Какова роль личности в истории? Каково влияние личности на судьбу страны? (Беседа)
Рефлексия.
Я – Мы – Дело
Что такое смута?
Совместная работа класса по определению значения Смуты (учащимися предлагаются оценки историков (на карточках)).
Задания: “Выберите оценки, с которыми вы наиболее согласны приведите аргументы в защиту выбранных позиций”.
Презентация
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
18 03 2024 6:17:10
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
17 03 2024 12:36:16
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
16 03 2024 7:47:20
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
15 03 2024 13:19:47
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
14 03 2024 3:44:18
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
13 03 2024 11:56:20
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
12 03 2024 13:57:26
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
11 03 2024 3:45:24
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
10 03 2024 14:50:31
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
09 03 2024 10:38:36
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
08 03 2024 12:12:11
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
07 03 2024 23:35:23
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
06 03 2024 19:37:54
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
05 03 2024 13:18:36
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
04 03 2024 14:22:28
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
03 03 2024 20:16:51
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
02 03 2024 11:32:26
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
01 03 2024 15:28:54
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
29 02 2024 14:10:27
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
28 02 2024 4:58:38
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
27 02 2024 21:19:35
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
26 02 2024 1:41:40
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
25 02 2024 3:35:48
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
24 02 2024 10:10:49
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
23 02 2024 20:19:28
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...
22 02 2024 19:13:45
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
21 02 2024 19:31:35
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
20 02 2024 19:27:24
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
19 02 2024 22:43:13
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
18 02 2024 1:21:49
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
17 02 2024 22:52:40
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
16 02 2024 10:51:57
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
15 02 2024 12:50:27
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
14 02 2024 9:45:26
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
13 02 2024 15:34:31
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
12 02 2024 21:46:18
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
11 02 2024 4:41:52
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
10 02 2024 8:50:54
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
09 02 2024 21:35:37
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 02 2024 21:17:32
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
07 02 2024 1:51:42
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
06 02 2024 8:14:11
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
05 02 2024 2:14:44
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
04 02 2024 19:13:57
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
03 02 2024 15:10:31
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
02 02 2024 19:39:37
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
01 02 2024 15:26:15
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
31 01 2024 12:27:10
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
30 01 2024 7:36:47
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
29 01 2024 0:46:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::