Интегрированный урок (ИЗО + история) "Мир русской иконы"
ЦЕЛИ УРОКА:
– познакомить обучающихся с русской иконописью, ее национальными особенностями;
– воспитывать эстетический вкус обучающихся, нравственные начала, чувство гордости за достижения русского искусства, преемственности культурных традиций и ценностей, любви к миру.
– развивать монологическую речь обучающихся, умения работать с документами, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их.
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный: ИЗО + история.
Методы: рассказ учителя, постановка проблемных задач, выполнение заданий по работе с документами, тестами, выполнение пpaктических заданий по ИЗО.
Оборудование:
- Репродукции икон XII-XV веков;
- Видеофильм “Мир русской иконы”;
- Презентация “Андрей Рублев”.
- Репродукции “Владимирская Богоматерь”, “Донская Богоматерь”, “Христос Пантократор”;
- Музыкальный ряд: колокольный звон, кантата “Поле Куликово”.
- Распечатанные словари урока и тестовые задания, правила заполнения синквейна для каждого обучающегося.
- Иконы иконостаса.
Литература:
- Алпатов М. В. “Андрей Рублев”, “Искусство”, М., 1959 г.;
- Алтапов М. В. “Обычай премудрый художника”, “Семья и школа”, №6, 1999 г.;
- Данилов А. А., Косулина Л. Г., “История России с древних времен до конца XV века”;
- Денисова Ю. Ю., Климовцева Е. С.,”Древнерусская икона: мир образов и символов”;
- Гусева Э. К. “Андрей Рублев: из собрания Государственной Третьяковской галереи”, М., “Изобразительное искусство”, 1990 г.;
- Косова Г. Р. “Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР”, М., “Просвещение”, 1981 г.;
- Любимов Л., “Искусство Древней Руси”, М., “Просвещение”, 1981 г.;
- Миронов Г. Е., “Три иконописца”, журнал “Преподавание истории в школе”, №4, 1994 г.;
- Пчелов Е. В., “История России с древнейших времен до конца XVI века”;
- ябцев Ю. С., “Путешествие в Древнюю Русь”, М., “Владос”, 1995
ЭПИГРАФ УРОКА:
“Бог стал человеком для того, чтобы человек приблизился к богу”
“Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте… Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя великих идеалов”
Лихачев Д. С.
Ход урока
1.Мотивационная беседа.
2.Определение задач и целей урока.
Вопросы и задания к уроку:
– Объясните смысл эпиграфа урока.
– Какое значение имела икона для русского человека?
– Назовите хаpaктерные черты манеры живописи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
– Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи? Назовите ее особенности?
– Как вы думаете, почему именно XIV-XV века стали временем расцвета русской иконописи?
В распечатанные словарики вы должны вписать или определение, или понятие, заполнив все поля словаря урока.
Заполните таблицу и сделайте вывод.
Таблица: “Выдающиеся иконописцы Руси XIV-XV веков”
Имя иконописца | Выдающиеся произведения | Особенности иконописи |
Учитель ИЗО: На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека: к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту от тягот жизни, врагов, в изобилии нападавших на Русь.
Икона – слово греческое, в переводе на русский язык означает “образ”, “изображение”. Кстати, на Руси иконы так и называли – “образа”.
Иконопись существовала во всех православных странах, но нигде она не достигала такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства нашего народа. В других странах иконы создавались для красоты, а на Руси для молитвы.
Учитель истории: Причина этого явления очевидна: не камень, а дерево служило на Руси основным строительным материалом, следовательно, и мозаика, и фреска не могли найти широкого применения. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок, иконы, написанные, на досках как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Иконы превращали даже самую убогую церквушку в сказочную сокровищницу звонких красочных сочетаний, создавали произведения, исполненные волнующей одухотворенностью. Икон в церквях было большое количество. К примеру, в одной из них насчитывалось 90 экземпляров.
Учитель ИЗО: Выражение “купить икону” считалось кощунством, говорили “выменять на деньги”. Нельзя было по ветхости уничтожать иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Если икона погибала во время пожара, не говорили, что она сгорела, в этом случае говорили, что она “выбыла”.
Икона считалась лучшим и очень ценным подарком. Иосиф Волоцкий, поссорившийся со своим удельным князем Борисом Федоровичем и желая умилостивить его, послал в знак примирения иконы Андрея Рублева и Дионисия. Иконы висели и в каждом доме на почетном месте, в красном углу. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Кремля до сих пор есть ниша, где когда-то висела икона Спасителя, давшая название башне. Совсем недавно надвратная икона Спаса, спасенная чудом, вновь явила свой лик людям.
Существовали также так называемые мерные иконы: при рождении царевича, с него снималась мерка, которую передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого покровителя. В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона “Иоанн Лествичник”, написанная в 1554 г. в честь рождения царевича Ивана Грозного.
Учитель истории: Обычно иконопись называют живописью на досках. Работа эта была очень сложной и трудоемкой. Первым приступал к ней плотник.
Из всех пород дерева для изготовления икон предпочитали липу – в ней меньше cyчков, но могли использовать и сосну, и ель, и лиственницу. Доску несколько лет высушивали, затем плотник тщательно выглаживал поверхность топором. На лицевой стороне, немного отступив от краев, он вырезал ковчег – неглубокую прямоугольную выемку. Получались средник и поля. Размеры некоторых икон превышали 3-х метров в высоту или 4-х метров в ширину.
Завершив свою часть работы, плотник передавал доску иконописцу, который наклеивал на ее лицевую сторону паволоку – холстину, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался грунт – левкас – из рыбьего клея смешанного с толченым мелом. Эту массу, похожую на сливки, несколькими слоями наносили на паволоку и полировали до блеска пемзой, медвежьим зубом, высушенным хвощом.
Учитель ИЗО: Отдельно готовились краски. Иконы писались темперой – краской, замешанной на яичном желтке. В качестве красочного пигмента использовали цветные глины и минералы, а иногда порошок из полудрагоценных камней. Их тщательно растирали в каменных ступках, смешивали с водой. Затем, после испарения воды с осадка снимали только верхний слой, эту операцию повторяли несколько раз. Когда краситель считался готовым, его смешивали с клейким яичным желтком. После этого наступал самый ответственный момент работы над иконой – ее роспись.
Учитель истории: Считалось, что рукой иконописца и его замыслом руководит сам Господь. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант и художника и знания богослова. Перед началом работы над иконой художник постился, воздерживался от хмельного, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, мастер возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати на труды свои.
Нравственный портрет иконописца нарисовал “Стоглав”: “Подобает живописцу быть смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не убийцы, особенно же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением… в посте и молитве пребывати”.
Учитель ИЗО: Часто художники трудились артелью, взяв заказ на роспись всего храма.
Мастер, старший в артели, “знаменил” икону, то есть набрасывал обугленной лучиной общую композицию. Затем подмастерье золотили фоны и нимбы, используя порой сусальное золото. После этого писали красками элементы пейзажа, одежды святых – “доличное письмо”. И только в последнюю очередь опытный мастер с большим старанием писал самое ответственное – лики, руки, ноги святых – “личное письмо”.
Когда работа была завершена, живопись покрывали олифой – конопляным маслом. Она придавала иконам живой блеск и защищала красочный слой от пыли и сырости. После этого икону на несколько месяцев выставляли на свет, чтобы пленка полностью высохла.
Учитель истории: Первые иконы пришли на Русь из Византии. Однако, не смотря на заимствование следование канонам, они пpaктически сразу приобрели свои русские черты. Но в XIV-XV веках древнерусские и византийские традиции иконописи наполнились новым содержанием. Это связано с именами выдающихся живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
Время расцвета русской иконы – XIV век. В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя – знаменитый Феофан Грек.
Во-первых, он был гениальным художником; во-вторых, “он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что имя его неотделимо от последнего”. Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. В Византии, где господствовало безличное творчество, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером с такой яркой творческой индивидуальностью.
Учитель ИЗО: В Византии на родине Феофан не имел возможности творить за рамками канонов, утвержденных в живописи. На Руси же он увидел не утратившую свое величие Византию, а нацию развивающуюся в творческом порыве, и хотя еще не совсем свободную, но сознающую свои возможности и свою жизненную силу. Он видел город с прекрасными храмами, сияющими белизной своих стен и золотом куполов, фрески Нередицы, утонченность образов Михайловской церкви. Не догма, а дерзания, поиск были в этих произведениях. Всем сердцем Феофан полюбил свою новую Родину.
Просмотр видеофрагмента “Творчество Феофана Грека”.
Учитель истории: Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Обратите свое внимание на репродукцию Владимирской Богоматери на 184 странице учебника. Какие чувства написаны на ее лице? (Печаль, скорбь).
У Феофана Богоматерь одухотворенная и земная. И чувства ее другие – нежность и любовь. Темно-вишневая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов. В Новгороде Феофан создал образцы Христа Вседержителя. Необычен был его лик: истовый взгляд больших круглых глаз, с темными зрачками и белыми бликами вокруг, мясистый нос, огромная благословляющая длань. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости страшного суда.
Учитель ИЗО: Еще одна знаменитая икона – Успение Богоматери. В Москве Феофан расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия 1, создал фрески для Архангельского собора. Главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостас – стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части храма. До XV века иконостасов на Руси не было. Подобных русским иконостасов не было и в других странах. В Благовещенском соборе иконостас состоял из трёх рядов. Нижний ряд называется местным, он составляется из тех икон, которые почитаются в данной местности. В середине чина устраивают царские врата, ведущие в алтарь, обе створки которых в верхней части украшают сценой Благовещения, а в нижней – изображения четырёх евангелистов (Лука, Иоанн, Фома, Матфей). Над местным рядом в Благовещенском соборе располагается главный чин иконостаса – деисусный. Там иконы с ликом Иисуса, главная из которых – “Спас в силах”, по сторонам от нее обращенные к нему фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла.
Учитель истории: Над деисусным рядом находится праздничный чин, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа (12 праздников: Рождество, Введение Богоматери во храм, Благовещение, Успение, Сретение, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Покрова Пресвятой Богородицы). Иконостас имеет глубокий смысл, его главная идея – посредническая молитва, заступничество святых перед Иисусом, вершащим суд над людьми. Здесь воплощена идея соборности – собрания всех святых, противостоящих злу. Создать такую сложную по смыслу и содержанию композицию могли только глубоко верующие, образованные и мудрые люди, каковыми были Феофан Грек и Андрей Рублев.
“Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец” – писал Епифаний Премудрый, один из образованнейших людей начала XV века.
Учитель ИЗО: В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий русский художник – Андрей Рублев. Впервые летопись упоминает имя этого мастера в 1405 году, когда “Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев” взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Русь переживала время подъема, надежд на избавление от монголо-татарского ига.
Учитель истории: Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он говорил о преодолении междоусобиц, участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, примирял враждовавших князей, способствовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского является его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед судьбоносным сражением. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для его современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей, воплотил их в своем творчестве.
Работа обучающихся с документом.
Русские историки начала XX века о творчестве Андрея Рублева.
“Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIX век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода…
В отличие от византийского немого письма, рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.
Это особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева “Св. Троица”…
Какая-то неземная просветленность и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублева”. (И.Н. Заволоко)
“Эта икона (“Святая Троица”) изображает трех ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше – ясно, что это только символ трапезы, только намек на нее. Художник намеренно так упрощенно изобразил угощение Авраама: все внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молится, – столько в них умилительного, возвышенного и духовного.
В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок”. (Е. Шмурло)
Вопросы к документам.
- Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?
- В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?
Учитель ИЗО: Рублев создал новое искусство одухотворенное, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее. Отказываясь от аскетизма и суровости византийских образов, их отвлеченности, Андрей Рублев ощущал их античную основу и претворял ее в своем искусстве. Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием. Живопись “подобно могущественной волшебнице увлекает нас на своих крыльях, благодаря самой музыке живописи, рождаемой расположением цветов и гармонией линии”, – слова знаменитого французского художника Делакруа.
Учитель истории: Краски – это душа русской иконописи, в них ярко проявились народные вкусы, совершенно изменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью, так что русскую икону эпохи расцвета никогда не примешь за византийскую. Русский иконописец пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает на “описи” фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи. Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые. Самое ценное в изображении святых на иконах – их лики, а на ликах – глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые – они подлинное зеркало души святого.
“Ангел Златые Власа” – икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молится.
Учитель ИЗО: Цвета имели определенный смысл. Это азбука живописи: красный – цвет мучеников, но и огонь веры; зеленый – выражение юности, жизни; белый – причастность к высшему знанию; желтый – тепло и спокойствие; черный – печаль, сдержанность. Цвет передает мысль художника, его отношение к происходящему. Нежная яркость красок отличает русскую иконопись.
Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.
Именно такой предстаёт перед нами знаменитая “Троица”, которая написана в 1420-х годах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (стр. 187 учебника).
Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей – ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.
Демонстрация презентации о творчестве Андрея Рублева.
Учитель истории: Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейший представитель московской школы живописи 15 – начала XVI века – знатный князь, ставший монахом – Дионисий, написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Для его работ хаpaктерен утонченный рисунок, изысканный и нежный цвет. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.
Сообщение обучающихся о творчестве иконописца Дионисия.
Беседа по вопросам урока:
– Объясните смысл эпиграфа урока.
– Какое значение имела икона для русского человека?
– Назовите хаpaктерные черты манеры живописи Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
– Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи? Назовите ее особенности?
– Как вы думаете, почему именно XIV-XV века стали временем расцвета русской иконописи.
Учитель ИЗО: Ребята, о чем мы говорили сегодня? Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством трёх великих иконописцев Руси, чьи творения до сих пор волнуют души людей. Манера письма у каждого мастера, цветовая гамма своеобразны. Вы также узнали о значении цвета, используемого в иконописи.
Пpaктическое задание сегодняшнего урока заключается в том, что вам в парах необходимо создать композицию из различных оттенков цветной бумаги, присущих одному из художников-иконописцев, расположив их на формате определенным образом.
На выполнение пpaктической работы отводится 20 минут. По окончании работы композиции сдаются и оцениваются учителем.
Завершив пpaктическую работу, обучающиеся выполняют тест по теме урока. (приложение№1)
Учитель истории: Сегодня вы узнали о таком элементе оформления православных храмов, как иконостас. Еще одно пpaктическое задание сегодняшнего урока: составить иконостас из предложенных репродукций икон, расположив их в определенном порядке, который предусмотрен правилами.
На выполнение данного задания выделяется 5 минут.
Учитель ИЗО: В подведении итогов сегодняшнего урока вам, ребята, предлагается составить синквейн на тему “Русская икона”.
Ученики получают памятку с правилами написания синквейна. На выполнение задания отводится 5 минут.
Последние задания (составлении е иконостаса и сочинение синквейна) выполняются по выбору.
По окончании урока проводится итоговая рефлексия.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 (презентация)
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
18 03 2024 2:32:29
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
17 03 2024 15:37:52
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
16 03 2024 17:54:36
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
15 03 2024 9:57:42
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
14 03 2024 2:21:41
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
13 03 2024 4:50:43
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
12 03 2024 5:23:45
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
11 03 2024 7:26:50
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
10 03 2024 19:38:39
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
09 03 2024 8:41:26
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
08 03 2024 21:45:22
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
07 03 2024 9:27:58
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
06 03 2024 20:41:15
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
05 03 2024 16:27:34
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
04 03 2024 0:35:13
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
03 03 2024 12:11:31
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...
02 03 2024 7:16:15
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
01 03 2024 6:15:19
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
29 02 2024 3:38:58
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
28 02 2024 1:38:16
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
27 02 2024 22:52:12
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
26 02 2024 0:46:25
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
25 02 2024 15:36:52
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
24 02 2024 16:55:45
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
23 02 2024 13:41:13
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
22 02 2024 10:16:52
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
21 02 2024 18:57:29
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
20 02 2024 9:23:49
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
19 02 2024 6:31:23
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
18 02 2024 20:16:54
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
17 02 2024 3:45:10
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
16 02 2024 7:13:38
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
15 02 2024 23:34:44
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
14 02 2024 22:40:36
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
13 02 2024 20:42:41
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
12 02 2024 15:17:37
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
11 02 2024 5:38:54
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
10 02 2024 6:34:12
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
09 02 2024 21:56:41
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
08 02 2024 14:24:42
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
07 02 2024 14:27:13
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
06 02 2024 9:21:54
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
05 02 2024 16:17:29
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...
04 02 2024 17:16:26
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
03 02 2024 9:48:14
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
02 02 2024 12:10:53
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
01 02 2024 21:54:56
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
31 01 2024 18:32:28
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
30 01 2024 19:22:15
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
29 01 2024 4:35:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::