Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания
Для спортсменов школьного возраста в России и, в частности в Санкт-Петербурге, существуют специальные образовательные учреждения, позволяющие им сочетать занятие спортом с учебой. Это в первую очередь Техникум олимпийского резерва № 1, где, в том числе, обучаются и учащиеся 8-11 классов.
Сложность и проблемы успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов связаны с организацией их спортивной деятельности, а также психологическими особенностями данной категории подрастающего поколения.
Ввиду того, что большинство из них являются члeнами юношеских сборных Санкт-Петербурга и России, время на получение образования у них очень ограничено. Связано это с тем, что ребята тренируются два раза в день (до уроков и после них), а также регулярно выезжают на учебно-тренировочные сборы и соревнования.
Кроме того, являясь успешными спортсменами, многие учащиеся уверены в том, что учебная деятельность гораздо легче спортивной, и без приложения особых усилий хороший результат гарантирован. Слабую мотивацию учебной деятельности имеют большинство из них. При этом учащиеся-спортсмены разных видов спорта имеют свои психологические особенности (нельзя забывать и о возрастных). Есть и ещё один важный момент. В отличие от общеобразовательных школ, гимназий и т.п., где хороший учитель, классный руководитель является очень авторитетным человеком для своих учеников и их родителей, для учащихся-спортсменов таким человеком является тренер, с которым они связывают свои победы и свое будущее. Поэтому учителю приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы быть услышанным учеником и на уроке, и в повседневном общении, без которого невозможно правильно сориентировать ребят на необходимость учебной деятельности, на достижение в ней максимально возможного положительного результата.
Исходя из вышеизложенного, для успешной реализации целей современного образования учителю обществознания в данном образовательном учреждении приходится решать довольно сложные задачи. Во-первых, проблема социализации выпускников 11-х классов (каждый год около 100 человек) стоит особенно остро. Опыт 90-х годов прошлого века, да и нынешние события показывают, что спортсмены, которые по различным причинам не смогли остаться в спорте высших достижений, могут легко оказаться в криминальной среде, которая с удовольствием использует их физическое развитие. Поэтому вопрос приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям является одним из приоритетных. Во-вторых, каждый ученик должен освоить обязательные образовательные компетенции и “научиться учиться”, чтобы иметь возможность в дальнейшем организовать свою жизнь и вне спорта. В-третьих, обществознание является предметом, результаты ЕГЭ которого необходимы при поступлении в ныне престижные ВУЗы на популярные специальности. Поэтому подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена также занимает важное место в работе учителя.
В условиях дефицита учебного времени у каждого учащегося, узости их кругозора только личностно-ориентированный подход и выстраивание индивидуальных образовательных троекторий позволяют получить положительные результаты. Поэтому учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться и внедрять в учебный процесс современные педагогические технологии, не забывая при этом и хорошо зарекомендовавшие себя старые, при этом вести тщательный их отбор, так как далеко не все образовательные технологии могут использоваться в работе с учащимися-спортсменами.
Итак, основные технологии, используемые на уроках обществознания и во внеклассной работе по предмету.
- Лекции с использованием компьютерных презентаций.
- Репродуктивные и эвристические беседы.
- Работа с учебником.
- Зачеты.
- Тестирование.
- Терминологический диктант.
- Работа со СМИ, Интернетом.
- Метод проекта.
- Дистанционное обучение.
- Учебная экскурсия.
Лекции с использованием компьютерных презентаций. При пpaктическом отсутствии времени на выполнение домашнего задания, основной теоретический материал учителю необходимо дать на уроке. Получению и усвоению знаний способствуют компьютерные презентации с основными тезисами темы.
Репродуктивные и эвристические беседы. Для активизации познавательной активности учащихся и развития их интеллектуальных компетенций в лекции обязательно вводятся элементы беседы, хотя принимать в них участие могут далеко не все учащиеся.
Работа с учебником. Традиционный вид работы. Однако, разнообразие форм учебного материала позволяет развивать многие виды компетенций.
Зачеты. Итоговые зачеты по пройденным темам проводятся систематически, так как большинство учеников 10-11 класса не имеют возможности посещать уроки регулярно. Контроль усвоения знаний происходит именно на зачетах, которые проводятся в различных формах.
Тестирование. Требование времени и ЕГЭ. Проводится регулярно: обучающие, по темам урока и контрольные по итогам темы раздела.
Терминологический диктант. Их проведение необходимо и для контроля степени усвоения основной информации, и для некой систематизации имеющихся у ученика знаний. Для этого контрольные термины комплектуются таким образом, чтобы ученику была видна их взаимосвязь.
Работа со СМИ, Интернетом. Технология необходима для расширения кругозора учащихся-спортсменов и для развития их прикладных компетенций. Кроме того, использование Интернета позволяет усилить интерес учеников к предмету, так как это их родная стихия, и поднимает авторитет учителя.
Метод проекта. Используется непосредственно в учебном процессе и во внеклассной работе по предмету. Долгосрочное проектирование (от четверти до трех) позволяет принять участие в нем пpaктически всем учащимся, помогает их саморазвитию и дает реальную психологическую уверенность в возможности самореализации вне спорта.
Дистанционное обучение. Новая технология, появившаяся в техникуме в этом учебном году. Она предназначена в первую очередь для студентов техникума. Сложность её использования в работе со старшеклассниками заключается в низкой мотивации их учебной деятельности. Однако, с учащимися, находящимися на учебно-тренировочных сборах и при этом, готовящимися к ЕГЭ по обществознанию, эта технология применима и сейчас внедряется на уровне эксперимента.
Учебная экскурсия. Способствует расширению кругозора учащихся, хотя, к сожалению, дефицит времени не дает возможности организовывать их часто. Основными музеями в Санкт-Петербурге в этом направлении является Музей политической истории и Музей истории религии.
Таким образом, для учащихся-спортсменов получение полноценного общего среднего образования является определенной социальной защитой для его самореализации в будущей взрослой жизни. Большая роль в реализации этой цели принадлежит учителю обществознания.
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
18 03 2024 6:38:45
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
17 03 2024 7:15:43
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...
16 03 2024 17:51:47
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
15 03 2024 23:38:26
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
14 03 2024 6:35:26
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
13 03 2024 18:12:13
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
12 03 2024 10:22:52
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
11 03 2024 4:15:50
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
10 03 2024 23:25:46
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...
09 03 2024 0:52:11
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
08 03 2024 17:56:58
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
07 03 2024 18:54:13
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
06 03 2024 16:58:10
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
05 03 2024 16:14:54
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
04 03 2024 21:16:38
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
03 03 2024 18:45:32
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
02 03 2024 7:37:19
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
01 03 2024 0:39:23
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
29 02 2024 13:25:43
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
28 02 2024 22:23:55
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
27 02 2024 23:52:52
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
26 02 2024 23:56:24
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
25 02 2024 5:45:33
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
24 02 2024 18:10:53
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
23 02 2024 5:23:30
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
22 02 2024 21:49:12
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
21 02 2024 18:20:51
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
20 02 2024 4:37:36
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
19 02 2024 3:44:14
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
18 02 2024 15:54:52
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
17 02 2024 22:56:58
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
16 02 2024 18:58:19
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
15 02 2024 15:34:52
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
14 02 2024 2:59:23
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
13 02 2024 18:51:12
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
12 02 2024 20:51:48
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
11 02 2024 14:59:54
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...
10 02 2024 1:45:26
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
09 02 2024 19:56:39
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
08 02 2024 15:13:35
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
07 02 2024 20:13:29
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
06 02 2024 8:14:18
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
05 02 2024 14:45:54
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
04 02 2024 21:40:10
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
03 02 2024 4:29:18
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
02 02 2024 17:30:26
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
01 02 2024 12:47:25
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
31 01 2024 17:59:25
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
30 01 2024 11:38:22
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
29 01 2024 5:36:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::