Конспект урока "Права и свободы человека в современном мире: проблема введения новых систем идентификации"

Цели урока
I. Образовательная:
- Опираясь на знания учащихся о правах и свободах человека в современном мире1, гражданском обществе и его проявлениях, правовом государстве, тоталитарном государстве2, историческом развитии западноевропейских обществ и США во второй половине XX-начале XXI века3, основных международно-правовых документах второй половины XX века, глобальных проблемах человечества на современном этапе общественного развития (международный терроризм, столкновение цивилизаций, разрыв в уровне развития стран мира)4, анти-утопической литературе XX века.
- Сформировать представление о мopaльно-этических и правовых последствиях введения новейших систем идентификации, способствовать формированию понятий: право на приватность, идентификация, аутентификация, биометрия, биометрические паспорта, центральная база биометрических данных, кража идентичности, охрана данных о личности, тотальный контроль и др.
- Подвести учащихся к пониманию необходимости анализа современных общественных процессов с использованием различных приемов и методов, формирования адекватного ответа на вызовы современного цивилизационного развития.
II. Развивающие (задачи):
Раскрывать содержание основных понятий (см. выше) при изучении современного общества; хаpaктеризовать, выделять, анализировать фундаментальные для современного мира правовые и мopaльные концепты и устанавливать логические связи с проблемой введения современных систем идентификации; уметь представлять анализ понятий “правового” и “гражданского” общества в контексте проблемы урока; анализировать актуальные сообщения современных СМИ, произведения аналитиков, политиков, различные схемы, помогающие сконцентрировать сумму знаний по проблемам современного общества и социально-гуманитарных наук.
III. Воспитательные (задачи):
Выработать у учащихся осознание уникальности человеческой личности в мopaльном аспекте и ее воплощение в правовой концепции “прав человека” как одного из вариантов рационального способа бытия человека; сформировать отношение к проблеме контроля личности и общества в позитивном и негативном моментах; способствовать формированию ценностных норм “гражданского общества” и “правового государства”.
Тип урока
Интегративный урок, урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока
Урок-конференция с элементами круглого стола
План проведения урока
- Доклад по теме “Основные понятия и принципы современных систем идентификации” (Белова К., 11 “Б”)
- Доклад по теме “Мopaльные и правовые аспекты введения современных систем идентификации” (Молокова М., 11 “А”)
- Выступление с тезисами обоснования необходимости введения современных систем идентификации (позитивный аспект) (Попова Д., 11 “А”, Бондаренко Е., 11 “Б”)
- Выступление с тезисами критики современных систем идентификации (негативный аспект) (Янборисова М., 11 “А”, Бакумов А., 11 “Б”)
- Общая критика технических возможностей современных систем идентификации на основе анти-утопического произведения Дж. Оруэлла “1984” (Курбангалеева В., 11 “Б”)
- Обсуждение проблемы в классе, вопросы выступающим.
- Общие выводы.
- Рефлексия урока
- Оценка урока
- Домашнее задание: а)Подбор основных понятий, отражающих поставленную проблематику; б)Поиск научной литературы по проблеме биометрических систем и взаимосвязи с теорией прав человека; в)Анализ СМИ на основе полученных знаний о биометрических системах.
Основные факты, понятия, теоретические положения, идеи (базовый материал) на основе выступлений базовых докладчиков
Биометрическая идентификация – идентификация, основанная на использовании индивидуальных физических признаков человека.
Немного исторических данных:
- Первую биометрическую систему разработал в 1871г. писарь парижского Первого отделения Альфонс Бертильон, которую он назвал бертильонажем. Бертильонаж позволял описывать преступников по 14 параметрам: форме верхней части туловища, окружности головы и длине ушей. Также ещё в древнем Египте работников, возводивших великие пирамиды, идентифицировали не только по имени, но и по физическим хаpaктеристикам – форме лица, комплекции и другим заметным приметам, например, шрамы.
- Древнейшая система биометрической идентификации – отпечатки пальцев. Глиняные деловые документы скрепляли большим пальцем в Вавилоне.
Можно ещё раз подтвердить, что система биометрической идентификации не современная идея, её предпосылки появились ещё в древни, о чём служат выше перечисленные факты.
Идентификация ( от лат. Identifico – отождествлять ).
Идентификация в безопасности и системах контроля доступа – присвоение субъектам и объектам доступа и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных.
Одна из типичных систем идентификации – штрихкод, отпечаток, ключ, бесконтактные радиочастотные идентификаторы (карты, брелки). Считыватель генерирует электромагнитное излучение определённой частоты. При внесении идентификатора (трaнcпондера) в зону действия считывателя, это излучение через встроенную в карте антенну записывает интегральную схему карты. Получив необходимую энергию для работы, идентификатор пересылает на считыватель идентификационный номер с помощью электронного сигнала определённой формы и частоты.
Не стоит путать идентификацию и аутентификацию!
Аутентификация (от англ. Authentication) – проверка принадлежности субъекта доступа предъявленного им идентификатора; подтверждение подлинности. Аутентификатор – пакет, доказывающий, что клиент действительно является обладателем секретного ключа.
Биометрия – раздел вариационной статистики, с помощью методов которого производят обработку экспериментальных данных и наблюдений, а также планирование количественных экспериментов в биологических исследованиях.
Биометрика – регистрация индивидуальных параметров человеческого организма ( отпечатков пальцев, параметров лица, особенностей глаза, почерка и т.д. ). Считывать и оцифровывать эти параметры позволяют специализированные биометрические устройства.
Центральная база данных – место, где для каждого человека хранится запись, связывающая воедино описания отпечатков пальцев с номером паспорта, фамилией и именем владельца. Где бы человеку не пришлось подтверждать свою личность, полученные на аппаратуре данные будут сверяться с эталонным образцом в центральном хранилище.
Охрана данных о личности.
- Сегодня идея совместимости данных паспортов с другими базами данных находится лишь в начале его развития. Однако уже принимаются усилия по созданию инфраструктуры, которая могла бы сверять паспорта с международным списком потерянных или украденных документов.
- На фоне этого вопроса возникают различные мифы, так, например, миф о том, что информация, считываемая сканерами с отпечатков пальцев коммерческими организациями, передаётся полиции и может быть использована в уголовных расследованиях. НО: ни одна из систем ( коммерческих) не хранит полного изображения отпечатков пальцев, система лишь считывает информацию об отпечатке пальца для создания математического образа – шаблона.
- Также возможно такое явление, как кража идентичности – одна из популярных целей хакинга. При этом не имеет никакого значения, откуда украдена информация, – из Американской почтовой службы или из сети Internet. При краже идентичности хакер получает некоторую персональную информацию о жертве: имя (адрес, номер соц.обеспечения, данные о кредитной карточке, дата рождения, номер водительских прав).
Уже в ближайшем будущем отпечатки пальцев придётся сдавать для получения виз в США, Великобританию и страны Шенгенской группы.
Мopaльные и правовые аспекты введения биометрических систем
Наступление цифрового века – века компьютеров, информатизации и глобальных сетей приводит к тому, что информация о частной сфере жизни людей становится легко доступна и распространяется без их ведома. Современные технологии позволяют негласно определять местонахождение человека, вести наблюдение и слежку, сбор и обработку конфиденциальной информации. Сохранить что-либо в тайне при нынешнем развитии средств наблюдения и передачи данных становится все сложнее. Пpaктически нет возможности индивиду находиться вне надзора, наблюдения и контроля.
Понятие частной жизни подразумевает существование некого микрокосмоса, в котором каждый человек может чувствовать себя независимым от других, что является важнейшим фактором, необходимым для самосознания личности, развития межличностных отношений, осуществления контроля над собственной жизнью, свободного развития и выражения собственных взглядов, то есть является необходимым составляющим понятия “личная (индивидуальная) свобода”.
Желание обезопасить определенную область собственной жизни от внешнего контроля и наблюдения заложено в природе человека, “чувство неприкосновенности определенной, “своей” сферы жизни – это биопсихическое свойство, присущее человеческой особи. Возможность обособиться от других, от общества в какие-то моменты для него чрезвычайно важна. Она создает для человека некую зону безопасности, которая позволяет ему адаптироваться к окружающей человеческой среде и защититься от того напора, который несет с собой очень мобильная, очень интенсивная современная жизнь”
В ряду основных прав человека, право на приватность опирается не только на нормы права, но и представляет собой совокупность мopaльных представлений, главным предназначением которых считается защита человеческого достоинства и свободы. В ряду других прав человека право на приватность является уникальным, так как оно вбирает в себя все существующие хаpaктеристики прав человека: обеспечивает личную свободу, защиту от насилия и дискриминации, защиту от произвола власти, гарантирует условия для личного развития.
К примеру, запрещено подслушивание телефонных разговоров, совершаемых в доме или номере отеля, ознакомление с текстом чужих телеграмм, факс-посланий, электронной почты, вскрытие чужих писем и посылок. Образовательные учреждения не имеют права разглашать информацию об учащихся, врачи и больницы – о пациентах, адвокаты – о своих клиентах, священники – о пастве. Приватной является информация о том, какие видеофильмы покупает или берет напрокат человек, засекречена банковская информация о состоянии финансов человека.
В Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года лидерами стран “Большой восьмерки” в числе основных подходов и принципов говорится о необходимости развития эффективных механизмов защиты частной жизни, в том числе при обработке персональных данных.
В европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только в соответствии с законом “в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц”
В России гарантии приватности закреплены Конституцией. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п.1 ст.23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п.2 ст.23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (п.1 ст.24). Вмешательство в частную жизнь, ограничение тайны телефонных переговоров и корреспонденции может осуществляться только на основании закона РФ или судебного решения. Неприкосновенность жилища гарантируется в статье 25 Конституции. В статье 29 Конституции содержатся гарантии свободы слова и свободы информационного обмена (права искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом), а также запрет цензуры. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции перечисленные статьи имеют высшую силу и прямое действие.
Особый интерес к конфиденциальной информации имеет деловое сообщество. В современном мире информация выступает в качестве одного из самых дорогих и востребованных товаров. Причем, как показывает пpaктика, большинство граждан легко расстаются со своей личной информацией в обмен на дешевые и удобные товары и услуги.
Таким образом, в частную жизнь вторгаются не только государственные структуры, но и различные фирмы, желающие наиболее эффективно использовать людей (потенциальных покупателей и клиентов) в своих коммерческих целях.
Человеку свойственно контролировать других, но при этом он не любит сам оказываться под контролем. Люди всегда напряженно воспринимают ситуацию, когда за ними наблюдают или контролируют их частную жизнь. Ощущение постоянного контроля может вызвать непредсказуемые последствия в человеческой психике.
В России рассматриваются законопроекты “О персональных данных”, “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, целью которых является создание общих унифицированных требований к сбору и обработке персональных данных населения во всех сферах, где используются эти данные. Законопроект “О персональных данных” вводит для обязательного употрeбления уникальный и постоянный для каждого лица пожизненный и поcмepтный “идентификатор персональных данных” – личный код, заменяющий имя человека. Ядром распределенной информационной системы баз данных о населении РФ в соответствии с законопроектом “О персональных данных” становится “государственный регистр населения РФ”. Фактически это открывает возможность неограниченного сбора, накопления и автоматической обработки информации о каждом гражданине, в том числе и самого конфиденциального хаpaктера или ведения электронного досье. Законопроект “О персональных данных” предлагает обязательный сбор и обработку сведений, касающихся индивидуальных физических, физиологических, психологических и поведенческих особенностей человека, заключенных в уникальных хаpaктеристиках его организма – биометрических данных.
Современные способы шпионажа позволяют отслеживать любую жизненную активность каждого индивида. Жизнь людей становится “прозрачной” для тех, хочет проконтролировать каждого человека пpaктически в любом месте и в любой момент времени. Системы слежения и контроля сводят на “нет” фундаментальное право человека на тайну личной жизни.
Основные вопросы обсуждения для учащихся
- Как вы оцениваете современные средства идентификации личности и их применение?
- Имеют ли современные средства идентификации возможность установления тотального контроля государства над личностью и обществом?
- Какие потенциальные угрозы содержатся в технике современной идентификации?
- Существует ли противоречие между теорией “естественных прав человека”, “правового государства”, “гражданского общества” и введением современных систем идентификации?
- В каких случаях современные системы идентификации могут быть признаны эффективными и необходимыми?
Основная литература
- Безопасность частной жизни человека в инфокоммуникационном мире (http://www.fid.su/projects/internetworld/security2/)
- Оруэлл Дж. 1984. – М., 2009
- Суботић Оливер. Биометријски системи идентификације: критичка студија. – Београд, 2007.
- Цифровые имплантанты: процесс пошел (http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_37_aId_95515.html)
__________________
1
Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень: учебник для 11 кл. – М., 2005, § 15, с. 150-156.2
Права человека: методика преподавания в школе. 9-11 кл.//Сост.: Н. Бочаров, О. Погонина. – Пермь, 2000, Раздел 2, с. 50-54, 83-84, 186.3
Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история: 11 кл. – М., 2009, § 18, с. 201-208.4
Мушинский В.О. Обществознание. Часть вторая. – М., 2002, § 36, с. 273-278.Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
24 01 2021 15:50:43
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
23 01 2021 13:47:58
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
22 01 2021 15:40:26
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
21 01 2021 12:46:14
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
20 01 2021 2:40:13
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
19 01 2021 14:52:33
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
18 01 2021 18:33:57
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
17 01 2021 0:26:56
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
16 01 2021 12:37:19
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
15 01 2021 16:49:18
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
14 01 2021 6:24:14
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
13 01 2021 4:24:16
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
12 01 2021 14:39:32
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
11 01 2021 11:45:46
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
10 01 2021 5:37:16
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
09 01 2021 17:47:33
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
08 01 2021 1:44:48
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
07 01 2021 1:47:29
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
06 01 2021 20:13:37
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
05 01 2021 19:51:57
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
04 01 2021 23:33:14
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
03 01 2021 11:53:18
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
02 01 2021 6:42:34
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
01 01 2021 21:15:12
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
31 12 2020 9:34:16
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
30 12 2020 17:27:46
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
29 12 2020 10:58:21
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
28 12 2020 2:54:20

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
27 12 2020 21:30:51
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
26 12 2020 13:19:28
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
25 12 2020 18:28:57
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
24 12 2020 7:58:26
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
23 12 2020 22:17:15
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
22 12 2020 2:30:20
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
21 12 2020 5:40:12
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
20 12 2020 12:23:34
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
19 12 2020 12:44:28
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
18 12 2020 23:13:55
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
17 12 2020 13:26:23
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
16 12 2020 9:25:24
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
15 12 2020 6:20:32
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
14 12 2020 22:13:40
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
13 12 2020 1:56:53
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
12 12 2020 9:14:39
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
11 12 2020 8:47:20
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
10 12 2020 17:29:26
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
09 12 2020 18:27:45
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
08 12 2020 17:44:40
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 12 2020 9:51:43
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
06 12 2020 18:25:11
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
05 12 2020 2:40:51
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
04 12 2020 11:56:20
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
03 12 2020 10:56:21
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
02 12 2020 12:47:35

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
01 12 2020 13:27:21
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
30 11 2020 7:34:23
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
29 11 2020 1:49:37
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
28 11 2020 14:49:18
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
27 11 2020 19:39:57
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
26 11 2020 9:59:46
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
25 11 2020 18:28:54
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
24 11 2020 8:39:19
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
23 11 2020 23:27:10
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
22 11 2020 0:46:57
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
21 11 2020 3:48:59
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
20 11 2020 20:37:24
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
19 11 2020 19:45:15
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
18 11 2020 12:12:33
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
17 11 2020 14:11:39
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
16 11 2020 7:55:31

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
15 11 2020 3:54:55
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
14 11 2020 9:41:22
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
13 11 2020 18:59:29
Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету.
...
12 11 2020 11:37:38
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
11 11 2020 16:41:28

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
10 11 2020 14:53:35
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
09 11 2020 14:35:59
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
08 11 2020 19:28:52
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
07 11 2020 15:49:28
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
06 11 2020 19:13:36
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
05 11 2020 19:17:16
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
04 11 2020 4:48:20
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
03 11 2020 3:57:46
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
02 11 2020 7:52:25
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
01 11 2020 11:48:52
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
31 10 2020 21:52:44
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
30 10 2020 23:45:49
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
29 10 2020 3:42:11
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
28 10 2020 1:27:13
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
27 10 2020 23:43:36
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
26 10 2020 14:42:47
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
25 10 2020 8:25:20
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
24 10 2020 22:50:35
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
23 10 2020 3:30:58
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
22 10 2020 0:24:37
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
21 10 2020 9:48:28
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
20 10 2020 18:38:27
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
19 10 2020 23:40:53
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
18 10 2020 13:36:59
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
17 10 2020 12:36:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::