Первая мировая война. Основные события Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
В процессе изучения истории, в котором в настоящее время уделяется очень мало внимания усвоение фактического материала, знания которого необходимы для формирования у учащихся исторического, критического мышления и способности к анализу исторических событий, которые оказали огромное влияние на дальнейший ход истории. В курсе Новейшей истории на изучение темы «Первая Мировая война» отводится всего несколько часов. В силу этого учителю необходимо так спланировать материал и организовать работу учащихся, чтобы они смогли, проанализировав фактическую историю, дать обоснованную оценку последствиям войны, которая положила начало крушению империализма и дала возможность осуществить революционные преобразования, которые, в конечном итоге, изменили геополитическую карту мира.
Ожидаемые результаты:
После изучения данного учебного материала в полном объеме учащиеся смогут:
- Давать хаpaктеристику международных кризисов и конфликтов в начале ХХ века;
- Показывать на карте основные театры военных действий, военные компании и основные битвы Первой Мировой войны;
- Хронологически расставлять события, явления и темы, связанные с изучаемым материалом.
Цели урока:
- Раскрыть сущность причин Первой Мировой войны, проанализировать события военных лет и их влияние на экономическое и политическое положение стран-участниц.
- Продолжить формирование критического исторического мировоззрения учащихся посредством самостоятельной работы с историческими документами, материалом учебника, учебно-наглядными пособиями.
- Развивать умения учащихся применять полученные знания на пpaктике (создание обучающей мультимедиа-презентации).
- Воспитание у учащихся толерантности, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях.
Задачи урока:
- Развивать у учащихся умение работать с первоисточниками, с учебно-наглядными пособиями.
- Продолжить формирование у учащихся умение работать в коллективе над общей проблемой (работа в группах).
Тип урока:
Комбинированный урок, урок первичного усвоения нового материала
Форма проведения урока: урок-пpaктикум
Оборудование урока:
- Учебник «Новейшая история.10 класс» под редакцией Д.Б. Полянского.
- Карта «Первая Мировая война».
- Атласы для учащихся «Новейшая история.10 класс».
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Мультимедиа-проктор.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Исторические документы о Первой Мировой войне.
Основные понятия:
- Милитаризм
- Контрибуция
- Аннексия
- Гонка вооружений
- Тройственный (четверной) союз
- Антанта
ХОД УРОКА:
Примечания:
- Данный урок создан и рассчитан таким образом, что изучаемый на нем материал преподносится учащимся в течение двух академических часов (два урока).
- Проверка предыдущего домашнего задания (подготовка мультимедиа-презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой Мировой войны» будет проводиться в процессе урока при изучении нового материала.
I. Оргмомент. Объяснение учителем целей и задач урока. Мотивация учащихся к изучению нового материала. Оформление тетрадей учащихся (3 мин.)
II. Актуализация опopных знаний учащихся по изучаемой теме (25 мин.)
Примечание:
Для осуществления актуализации знаний учащихся на данном этапе урока предполагается деление класса на 3 группы. Каждой из групп выдается лист с фрагментами исторических документов, на основании анализа которых ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав соответствующий материал учебника, заполнить таблицу «Стратегические планы противников» в тетрадях.
Задание для группы №1.
Из тайной «Докладной записки профессоров» Канцлеру Германии о целях войны 1914 года:
«Чтобы обеспечить долгосрочный мир, необходимо:
а) От Франции значительно укрепить нашу
западную границу от Бельфора до моря. Необходимо
завоевать часть северо-западной Франции, чтобы
иметь стратегические гарантии против нападения
Англии и получить благоприятный выход к океану.
Франция должна заплатить огромную сумму в виде
военной контрибуции. Нам не нужно забывать, что
Франция имеет большие колонии…
б) На границе с Россией необходимо их русских
земель создать приграничный пояс, доступный
немецкой сельскохозяйственной колонизации. В
противном случае, мы не остановимся перед тем,
чтобы указать на российские остзейские
провинции…
в) Поскольку эта война является войной Англии
против Германии на мировом рынке, на море и в
заокеанских странах, необходимо достичь
возвращения на мировой рынок и обеспечение себе
морского пути. А контрибуции должны быть такими,
чтобы они покрыли стране ее военные затраты и
давали бы нам возможность расширить военное
могущество».
Вопрос к группе: К чему, в конце концов, стремилась Германия?
Задание для группы №2.
Отрывок из «Доклада Николаю II, составленный Министерством иностранных дел и Морским министерством накануне Первой Мировой войны» под названием «О целях Отчизны на ближайшие годы»:
«Безусловно, для всех дипломатических усилий России такая политическая цель: в ближайшие годы –1918 – 1919г.г. – завладеть Босфором и Дарданеллами».
Отрывок из доклада члeна немецкого генерального штаба Ф. фон Бернгарди:
«Невозможно, чтобы Германия и Франция могли когда-нибудь договориться по своим проблемам. Францию необходимо совсем уничтожить. Она должна быть уничтожена раз и навсегда как великая держава».
Из высказывания Президента Франции Р. Пуанкаре:
«Я не вижу у своего поколения другой мечты в жизни, кроме надежды вернуть наши утраченные провинции»
Вопрос к группе: Что было общего в намерениях России, Германии и Франции?
Задание для группы №3.
Выписка из протокола заседания Австро-венгерского правительства от 7 июля 1914 года:
«Чисто дипломатический успех, если б он закончился полным уничтожением Сербии, не имел бы ценности, и поэтому необходимо предъявить ей настолько радикальные требования, чтобы можно было заранее предусмотреть их отклонение и откатиться к радикальному решению вопроса через военное вмешательство».
Из сообщения Австро-венгерского посла в Берлине о встрече с Кайзером Вильгельмом II 15 июля 1914 года:
«Кайзер сказал мне, что мы можем положиться на полную поддержку Германии. По мнению Кайзера Вильгельма, не стоит медлить. Если Австро-Венгрией и Россией вспыхнет война, то Германия будет на нашей стороне. Кайзер будет сожалеть, если мы не воспользуемся нынешней ситуацией, которая всем нам теперь на пользу…»
Вопрос к группе: К чему, в конечном итоге, стремилась Австро-Венгрия, выдвигая данный ультиматум?
После отработки соответствующего текста учебника, учащиеся заполняют таблицу «Стратегические планы противников»
Страна |
Стратегические планы в Первой Мировой войне |
Россия |
|
Германия |
|
Австро-Венгрия |
|
Франция |
|
Англия |
|
Италия |
|
Турция |
|
III. Первичное изучение нового материала. (15 минут)
1. С помощью учителя учащиеся выявляют основные причины Первой Мировой войны, используя материалы групповой работы на предыдущем этапе урока, а так же учитель озвучивает, что послужило поводом для начала Первой Мировой войны (убийство австрийского принца Франца-Фердинанда 28 июля 1914 года в городе Сараево – столице Сербии).
2. С помощью нижеследующей хронологической цепочки учащиеся знакомятся с началом Первой Мировой войны и вступлением в нее европейских государств
28-31 июля |
|
1 августа |
|
2 августа |
|
3 августа |
|
4 августа |
|
IV. Изучение событий Первой Мировой войны (1914 – 1917 г.г.) (25 мин.)
Примечание:
Изучение событий Первой Мировой войны
происходит путем работы учащихся с
историческими документами, текстом параграфа
учебника и картами. После отработки материалов
ребята под руководством учителя заполняют
таблицу «Театры военных действий в 1914 – 1918 г.г.»,
вписывая в нее названия стран, которые воевали на
различных фронтах и указывая наиболее значимые
битвы.
«Театры военных действий в 1914 – 1918 г.г.»
№ |
Название фронта |
Страны Антанты |
Страны Тройственного союза |
Важнейшие битвы |
1 |
Западный |
Франция, Англия, Бельгия, США |
Германия |
Битва на р. Марне, битва на р. Сомми, битва под городом Ипр |
2 |
Восточный |
|
|
|
3 |
Итальянский |
|
|
|
4 |
Балканский |
|
|
|
5 |
Салоникский |
|
|
|
6 |
Дунайский (Румынский) |
|
|
|
7 |
Кавказский |
|
|
|
8 |
Месопотамский |
|
|
|
9 |
Африканский |
|
|
|
10 |
Дальневосточный |
|
|
|
V. Проверка предыдущего домашнего задания. Просмотр мультимедиа-презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой Мировой войны» (15 мин.)
Параллельно с просмотром презентации учащиеся заполняют таблицу:
Страна | Год | Изобретение/Усовершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в ходе урока (12 мин.)
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
- Назовите и покажите на карте основные битвы 1914 – 1917 г.г.
- Какие технические изобретения, на ваш взгляд, значительно повлияли на ход Первой Мировой войны? Обоснуйте свое мнение.
VII. Объяснение нового домашнего задания (5 мин.)
- Отработать соответствующий материал учебника.
- Выписать в словарь исторических терминов использованные на уроке новые исторические понятия.
- Подготовить, по желанию, сообщения об одной-двух наиболее значимых битвах на каждом их фронтов Первой Мировой войны.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся
Учитель. Какие затруднения возникли во время
работы на уроке?
Ученики анализируют свою работу на уроке и
ставят задачи для домашнего повторения.
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
18 03 2024 2:59:56
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
17 03 2024 4:32:57
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...
16 03 2024 10:12:40
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
15 03 2024 11:45:50
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
14 03 2024 16:42:14
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
13 03 2024 5:12:52
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
12 03 2024 22:14:32
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
11 03 2024 14:57:45
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
10 03 2024 4:49:37
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
09 03 2024 3:37:57
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
08 03 2024 4:40:29
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
07 03 2024 3:48:27
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
06 03 2024 15:13:10
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
05 03 2024 22:34:42
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
04 03 2024 12:49:38
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
03 03 2024 4:42:23
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
02 03 2024 12:57:23
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
01 03 2024 8:48:39
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
29 02 2024 20:17:46
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
28 02 2024 6:49:14
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
27 02 2024 0:44:46
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...
26 02 2024 6:44:17
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
25 02 2024 22:24:41
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
24 02 2024 8:24:17
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...
23 02 2024 7:20:44
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
22 02 2024 14:59:32
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
21 02 2024 18:13:59
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
20 02 2024 1:42:40
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
19 02 2024 15:11:38
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
18 02 2024 14:30:43
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
17 02 2024 22:18:21
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
16 02 2024 2:59:41
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
15 02 2024 22:34:50
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
14 02 2024 6:29:49
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...
13 02 2024 11:25:46
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
12 02 2024 14:22:14
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
11 02 2024 14:20:48
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
10 02 2024 17:29:12
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
09 02 2024 13:29:58
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...
08 02 2024 17:46:23
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
07 02 2024 16:15:48
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
06 02 2024 1:56:54
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
05 02 2024 19:52:58
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...
04 02 2024 21:37:34
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
03 02 2024 21:49:19
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
02 02 2024 10:17:42
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
01 02 2024 23:41:48
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
31 01 2024 11:50:45
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
30 01 2024 9:59:57
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
29 01 2024 11:34:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::