Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"


    Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

Пояснительная записка

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своей Родины.

Элективный курс посвящен истории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который поможет полнее осмыслить и изучить прошлое этого сурового и в то же время необычайно привлекательного края, глубже понять его настоящее и заглянуть в будущее.

Изучение истории ХМАО-Югры обеспечивается в рамках 10-15% учебного времени, отводимого в общем курсе отечественной истории на изучение истории родного края, или введением факультативного курса для 9 или 11 классов. По предлагаемым вариантам используется программа курса для учащихся средней (полной) школы «История ХМАО с древности до наших дней»

Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение всего года. Занятия проводятся в разнообразной форме: семинары, защита и обсуждение рефератов, посещение музеев, выставок, памятных мест и т.д.

Общая хаpaктеристика содержания программы

Программа представляет историю заселения, освоения и развития территории, ныне занимаемой Ханты-Мансийским автономным округом. Ориентиром в соблюдении географических рамок послужила историческая область Югра, или Югорская земля, на большей части которой и располагается ныне округ.

Югорская земля рассматривается как органическая целостность, как системный элемент, входивший на разных этапах своего развития в более крупные системы: будь то экопрострaнcтво древнейшей западносибирской тайги, или меридиально ориентированные политико-экономические и этнические союзы средневековья, или Российское государство XV -XX вв.

Подробное и всестороннее рассмотрение процессов развития края и отражение его взаимосвязи с окружающим миром были двумя основными моментами в отборе материала курса и в изложении содержания программы.

Цель курса: обогащение исторического сознания выпускника средней школы знанием истории своего родного края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого чело­века.

Задачи курса:

  • показать разноаспектность исторического процесса и внутреннюю взаимосвязь (взаимное влияние) природно-географических, экономических, социально-политических, этно-демографических и культурных условий в ходе исторического развития;
  • проследить специфику и преемственность жизнедеятельности людей, населявших край с древнейших времен, указав на принципиальную равноценность их вклада в историческое развитие Югорской земли и в конечном итоге в формирование сегодняшней действительности;
  • раскрыть тенденции культурного и духовно-нравственного развитии народов, населявших край в разные века: взаимовлияние различных национальных культурных традиций; связи прошлых и нынешних поколений в единстве их истори­ческих судеб, культурно-языкового наследия.

Структура программы и представляемого ею курса основана на проблемно-хронологическом принципе изучения материала. Раскрываются особенности экономического и социально-политического развития, систем управления, этнических и культурных (в широком смысле) процессов, присущих краю на разных этапах его истории.

Курс истории округа станет основой для творческого диалога учителя и ученика, будет способствовать формированию у школьников научных знаний. При создании курса, помимо данных, которые давно и прочно устоялись в научной и учебной литературе, использовались и результаты собственных изысканий авторов, в большинстве своем являющихся не только преподавателями, но и учеными-исследовате­лями. Некоторые их сведения и выводы не совпадают с традиционны­ми, что требует от учеников критического отношения к информации. Поэтому с помощью учителя они должны будут осваивать и развивать умение ставить вопросы, решать исторические проблемы, корректно отбирать необходимые доказательства из соответствую­щих источников, выстраивая их в логической последовательности.

Все сказанное предполагает, в свою очередь, свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы. Таким образом, курс истории Ханты-Мансийского автономного округа оказывается в основе своей интегративным, что требует не только хорошей подготовки ученика и его заинтере­сованности, но и возлагает повышенную ответственность на учителя.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Основные знания учащихся:

  • Соотношение истории России и истории родного края. Роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
  • Взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов. Единство исторического процесса.
  • Особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли. Относительная мягкость русской колонизации Сибири.
  • Основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств. Русские города Югры (их основание, социально-экономическая хаpaктеристика, достопримечатель­ности).
  • Быт и культура народов края (по периодам).
  • Знакомство с основными историческими источниками по истории края.
  • Выдающиеся общественно-политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
  • Сопоставление знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
  • Знание хронологии и топонимики Югры.

Умения и навыки:

  • соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской и мировой истории;
  • анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
  • описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
  • работать со специальной исторической литературой, мате­риалами периодической печати;
  • составить план, тезисы, конспект, подготовить сообщение, реферат по избранной теме;
  • работать с историческими и географическими картами региона.

Учебно-методическое обеспечение

  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /Отв. ред. Д.А. Редин. - Екатеринбург, 1999.
  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 1999.
  • Карты Северо-Западной Сибири, Среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, Ямала и Нижнего Приобья.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Югра в прошлом, настоящем и будущем»

№ п/п

Тема

Основное содержание

1.

Наш край в древности.

Север Западной Сибири в каменном веке. Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке. Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Природа и человек в представлениях обских угров.

2.

Югорское средневековье
(I тыс.до н.э.- XV в.)

Этносоциальные процессы на севере и юге Западной Сибири в I тыс. до н.э.-XVв.н.э. Формирование и развитие ранней государственности у обских угров. Государства сибирских татар в XIII- XVвв.

3.

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства.

Укрепление московских позиций в Приуралье в 50-х гг.XVв. Пелымское княжество XVв. - раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XVв. Зауральские походы московских войск в 60-80-е гг. XVв. Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI веке. Роль Строгановых в восточной политике московского правительства в конце XVI века.

4.

Сибирские татары в XVI веке.

Государство Тайбугидов (1495-1563 гг.): территория, население, отношения с соседями. Конфликт Тайбугидского государства с правителями крупнейших орд. Поиск защиты у Москвы. Поход царевича Кучума на город Сибирь (1513г.) и гибель государства Тайбугидов. Сибирское ханство: территория и политико-административное устройство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства в XVI веке.

5.

Поход Ермака в Сибирь.

Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции.

6-8.

Первые русские города и остроги в Западной Сибири.

Поход И.Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг.XVIв. Основание г. Березова и г. Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг.XVIв.

9.

Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI-XVII вв.

Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения кодского населения. Ляпинское, Сосьвинское, Казымское, Обдорское, Сургутское княжества, Пелым и Конда.

10.

Организация новой системы управления, города, трaнcпортные коммуникации Северо-Западной Сибири в XVII веке.

Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637г.), его структура и полномочия. Роль приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Повинности ясачных людей. Таможенная политика.

11.

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII веке: сословно-социальная структура русского населения края.

Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского не городского населения края.

12.

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII века.

Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв.

13.

Язычество и христианство на обских берегах.

Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

14.

Народы края в XVIII - I/XIX в.в.

 Коренное население земли Югорской - ханты, манси, самодийские народы: численность территория расселения, межэтнические контакты. Изменения в численности, места расселения и внутренние миграции коренного населения в XIX веке. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная хаpaктеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Коми-зыряне - новые жители земли Югорской в XIX веке. Сословно-социальная структура городских жителей в XIXв. Русские сельские жители в XIXв.

15.

Административное устройство и управление края в XVIII веке.

Административное устройство и управление края в начале XVIII века. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII века. Самоуправление коренных народов.

16.

Преобразования административно-территориальной системы Сибири в XIX веке.

Реформирование местных органов власти в 1803-1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Деятельность М.М.Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.

17.

Экономическое развитие края в XVIII веке.

Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Хаpaктер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация ярмарок. Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Государственные повинности.

18.

Развитие экономики края в XIX веке.

Рыбный промысел, рыботорговля и переработка рыбы. Попытки подготовки квалифицированных кадров для рыбопереpaбатывающего производства. Изменения в организации охотничьего промысла. Постепенное превращение охоты в товарный промысел. Пушная торговля и развитие местных рынков. Обдорская ярмарка. Скотоводство. Кедровый промысел. Успехи в опытном земледелии. Формирование места Югорской земли в общей системе экономической районной специализации страны.

19.

Секретные узники Березова.

Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после cмepти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Догоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове. Березовский узник граф А.И.Остерман.

20.

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIIIв.

Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Формирование системы образования.

21.

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XIX веке.

Создание местной светской системы образования в XIXв. Березовское уездное училище и Сургутская казачья школа - важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев.

22-23.

Тобольская губерния в начале XXв.

Промышленное освоение края. Развитие сельского хозяйства. Состояние и хаpaктер рыболовства и охотничьего промысла. События 1905-1907 гг. 1917 год в Тобольской губернии. Гражданская война в Сибири.

24.

Культурная и общественная жизнь края в конце XIX- начале XX вв.

Состояние образования. Условия учебы в образовательных учреждениях края и численность учащихся. Медицинское обслуживание. Научные изыскания местной интеллигенции, ссыльнопоселенцев, академических ученых по изучению региона. Х.М.Лопарев и А.А.Дунин-Горкавич - исследователи историко-этнографического наследия края. Естественнонаучное экспедиционное изучение края русскими, немецкими и итальянскими учеными. Первые попытки поиска нефти С.Н.Пуртовым (1913г.).

25.

Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти.

Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Тобольский округ в составе Уральской области и решение вопроса автономии. Изменения в системе управления и судопроизводства. Создание Остяко-Вогульского национального округа. (1930г.).

26.

Экономическое развитие края в межвоенный период.

Новая экономическая политика на Обь-Иртышском Севере. Сплошная коллективизация на Обь-Иртышском Севере. Переход к тоталитарной экономике. Спецпереселенцы, их роль в экономической жизни округа.

27.

Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере.

Система образовательных учреждений. Создание национальных школ.
Издание первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработка национальной письменности. Роль высших учебных заведений СССР в процессе подготовки местных кадров. Формирование сети дошкольных учреждений. Медицинское обслуживание и культурно - просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.

28.

Великая Отечественная война в судьбе края (1941-1945 гг.).

Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное обучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Все для фронта, все для победы! Участие северян в боевых действиях. Жители округа-Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Северяне- участники обороны Сталинграда, форсирования Днепра, Вислы, Дуная, Одера. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны.

29.

Первое послевоенное двадцатилетие: социально - экономическое и политическое развитие округа.

Развитие основных отраслей хозяйства (рыболовство, рыбопереработка, лесное хозяйство и деревообработка). Становление нефтегазовой промышленности. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х-начале 60-х гг. Местная и кооперативная промышленность. Сельское хозяйство. Охотничий промысел. Tрaнcпорт и связь. Социально-политическая обстановка. Изменения в жизни коренных народов: перевод аборигенов на оседлый образ жизни.

30.

Социально-культурная сфера в жизни края.

Социальнаые и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений.Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Начало литературного творчества Ю.Шесталова, А.Тарханова и др. Национальные сказительницы Т.Чучелина и А.Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения.

31.

Экономическое развитие Ханты - Мансийского округа в середине 1960-х-1980-г.г. Эпоха «большой нефти».

Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Нефтяной бум 1970-х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газопереpaбатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Кризисные явления в нефтегазовой отрасли в первой половине 1980-х гг. Развитие других отраслей промышленности. Лесная промышленность, внедрение вахтового метода заготовок. Предприятия местной промышленности. Обострение в конце 1960-х гг. продовольственной проблемы и методы ее преодоления. Уникальность экономической трaнcформации округа.

32.

Социальное развитие округа в середине 1960-х-1980-е гг.: свершения и проблемы.

Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов округа. Резкое уменьшение численности ханты и манси. Разрушение естественной среды и хозяйствования вследствие экстенсивности развития добывающих отраслей промышленности. Неспособность советской системы разрешить сложившиеся противоречия.

33.

Экономическое развитие округа во второй половине 1980-х-1990-егг.

Начало перестройки и открытие проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны на рубеже 1980-1990-х гг. и отражение этого на нефтегазовой промышленности округа.

Переход контроля над предприятиями ТЭК к руководству РФ. Акционирование отрасли. Постепенный поворот от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Энергетика, лесное и сельское хозяйство.

34.

Становление автономного округа как субъекта Российской Федерации.

Осуществление государственной власти и местного самоуправления в округе в 1990-е гг. Устав ХМАО. Символы государственности ХМАО.

35.

Социальный портрет современной Югры.

Динамика демографических процессов и основные социальные показатели. Изменения в социальной сфере округа в 1990-е гг. Перспективы развития образования, культуры, здравоохранения и спорта.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

17 04 2024 2:56:43

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

16 04 2024 0:55:32

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

15 04 2024 4:45:52

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

14 04 2024 4:22:22

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

13 04 2024 7:35:41

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

12 04 2024 21:14:30

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

11 04 2024 20:21:32

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

10 04 2024 3:22:53

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

09 04 2024 19:55:11

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

08 04 2024 10:44:47

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

07 04 2024 1:54:10

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

06 04 2024 2:52:25

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

05 04 2024 2:58:17

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

04 04 2024 18:15:44

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

03 04 2024 18:13:26

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

02 04 2024 1:49:49

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

01 04 2024 11:42:54

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

31 03 2024 12:57:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

30 03 2024 0:57:38

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

29 03 2024 7:39:14

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

28 03 2024 13:59:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

27 03 2024 22:33:20

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

26 03 2024 10:18:32

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

25 03 2024 4:57:22

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

24 03 2024 22:25:27

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

23 03 2024 9:33:37

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

22 03 2024 12:59:53

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

21 03 2024 14:32:26

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

20 03 2024 6:22:43

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

19 03 2024 22:39:59

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

18 03 2024 16:32:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

17 03 2024 5:22:59

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

16 03 2024 23:10:59

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

15 03 2024 13:49:40

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

14 03 2024 14:49:57

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

13 03 2024 5:21:46

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

12 03 2024 8:52:12

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

11 03 2024 21:46:26

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

10 03 2024 4:37:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

09 03 2024 13:32:25

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

08 03 2024 6:36:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

07 03 2024 8:36:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

06 03 2024 3:36:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

05 03 2024 1:26:18

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

04 03 2024 9:39:29

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

03 03 2024 10:27:35

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

02 03 2024 9:38:18

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

01 03 2024 11:22:33

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 02 2024 13:52:29

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 02 2024 13:58:22

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::