Урок мужества "Вечной памяти рубец…"

Цели урока:
- показать, что стойкость и мужество советских воинов привели к победе над душманами;
- воспитывать любовь к Родине, самоотверженность и другие качества на примере героизма воинов-интернационалистов;
- учить обучающихся анализировать события Российской истории, соотносить изучаемый материал с периодом всеобщей истории.
Оформление помещения: цветы, в центре на стене плакат «Афганистан живёт в моей душе…», чуть ниже другой плакат с датой: 1979 – 1989 гг.
Оборудование: ноутбук, диски с записями песен и фильмом, интеpaктивная доска, гитара.
Предполагается приглашение в качестве почётных гостей бывших воинов-интернационалистов, проживающих в районе школы.
Ход урока
Оргмомент. Мотивация к восприятию материала урока.
Вводное слово учителя. Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить войну в Афганистане и почтить память всех тех, кто не вернулся оттуда живым. В нашей школе учатся ребята, которые проживают на улице Воинов – интернационалистов. Так в названии улицы увековечена в нашем городе Вязьме память о той войне. В качестве почётных гостей в нашей школе присутствуют… (идёт представление приглашённых).
Звучит с диска песня В. Мазура «Афганская статистика» (об этом забыть нам просто нельзя…)
Ведущий 1:
В декабре зимы начало,
В декабре дни рожденья есть.
Для кого-то декабрь начало,
Для кого – лебединая песнь.
В декабре есть ещё одна дата
Без отметки на календаре…
Декабрь – это ещё и необъявленная война в Афганистане, которая ещё долго будет волновать наши души и сердца.
Ведущий 2.: А начиналось всё так… В августе 1979 года в СССР из Афганистана начались настойчивые просьбы о поставке оружия, боевой техники и различного военного имущества. В руководстве правящей партии Афганистана существовали острые разногласия. НДАП была создана в 1965 голу. В её состав входили Таpaки и Кармаль. Через год Кармаль вышел из состава ЦК и сформировал фpaкцию «Парчам» («Знамя»), объединившую представителей имущих классов. Оставшаяся часть партии объединилась во фpaкцию «Хальк» («Народ»). В Апрельской революции 1978 года активность проявляли «хальковцы». Утвердившись у власти, «хальковцы» обвинили «парчамовцев» в пассивности. Последовали репрессии. 1 этап Апрельской революции – убийство президента Амина и провозглашение главой государства Кармаля (переворот в ночь с 27 на 28 декабря 1979 года) – в стране власть перешла к «парчамовцам».
Ученик:
В ту ночь пришёл сигнал в казарму к нам –
Десантникам тревогу объявили,
И нас уже ведут по кораблям,
Маршрут давно на карте проложили.
Впервые мы не взяли парашют,
Зато рюкзак патронами набили
Сигнал «пошёл», сирену не дают
И рампу для прыжка нам не открыли
В ночи летит могучий караван,
Людьми и техникой набитый
Сказали нам: «Летим в Афганистан,
Спасать народ, Амином с толку сбитый».
На интеpaктивной доске воспроизводятся кадры из фильма об Афганистане и звучит песня с диска Р. Токтогазиева «Прощай, Союз» (Летим в Афган…)
Ведущий 3.1-е впечатления о службе в Афганистане начинались ещё в Ташкенте в военном аэропорту, через который проходила отправка всех, призванных исполнить свой интернациональный долг.
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки
Сказали нам: летим в Афганистан
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Звучит с диска песня В. Чучнева «Прицепной вагон»
Ведущий 4. Что же такое Афганистан? Чем он встретил наших ребят? С конца февраля до начала марта здесь постоянно дожди. Затем наступает страшная жара. Один лейтенант привёз с собой термометр со шкалой делений до 50 градусов. Когда его повесили на солнце, он лопнул. Потом достали новый со 100 градусной шкалой. Посмотрели, а ртутный столбик показывает на солнце 78 градусов.
Звучит с диска песня Континента «Дождь идёт в горах Афгана»
Ученица.
А здесь лишь барханы,
Пески и жара,
И небо багряно
И взрывы с утра
Только ветер бежит по пескам –
Афганистан.
Исполняется обучающимся под гитару песня «Афганская»
Ученик 1. У многих дома оставались дeвyшки и жёны, которые их ждали.
Звучит с диска песня Г. Головановой «Дождик» (Тебя я жду…)
Ведущий 5. О сапёрах можно было бы рассказывать бесконечно. На афганских дорогах они шли впереди со средствами разминирования и прокладывали пути танкам и автомобилям. Душманы наловчились. Они имели в своём арсенале мины итальянские, бельгийские, английские. Эти мины были без металла – пластмассовые, трудно обнаруживаемые.
Плачет Нюрка, живая душа
Слёзы с кровью смешались на лапах
Ах, как Нюрка была хороша –
Самый тоненький чуяла запах
Плачет Нюрка. А птица летит,
Боевая железная птица.
Плачет Нюрка, себе не простит
Гладит Нюрку родная рука
Её лизнуть бы хозяйскую руку –
Как знакома, она, так легка,
Обречённая Нюркой на муку
Вертолётный врезается пол
В иссечённое Нюркино тело
…Сотню раз она чуяла тол,
А в сто первый чуть-чуть не успела…
На интеpaктивной доске воспроизводятся кадры из фильма об Афганистане.
Ученик 1. Джелалабад, Кабул, Шинданд, Кандагар, Герат – эти слова знакомы каждому воину-интернационалисту. Побывавшему в Афгане.
Звучит с диска песня С. Назимова «Герат» (Бьёт ДШК, духи ползут…)
Ученик 2. В Афгане многие воины-интернационалисты были ранены и получили ордена и медали. Такова была цена победы.
Звучит с диска песня В. Шамбурова «Цена награды» (Запах бинтов…)
Ученик 3. В Афганистане много змей. Об афганской змее даже создано стихотворение.
Застава спит. В палатке сон глубокий
В глухую ночь стоял он на посту.
И только вспомнил отчий край далёкий, -
Опасность просквозила темноту.
И, уловив опасность по скольженью,
Присел от стpaxa и узнал змею:
Та самая! И обвила за шею
Она его, как гурия в раю.
Хотел он встать – не тут – то было дело,
Змея вздымала голову пред ним.
В лицо шипела и в глаза глядела,
Так и сидел он, в страхе недвижим.
Как будто шум со стороны палатки,
Как будто тихо…Вечность протекла.
Змея, разжав кольцо cмepтельной хватки,
Его освободила. Уползла.
Он распрямился и, мрачней заката,
Прошёл насквозь заставу – кровь и прах.
Все вырезаны, все его ребята.
Ученица. В Афгане воины-интернационалисты приобретали верных друзей, которых тяжело было терять.
Звучит с диска песня В. Леонова « Лёха» (Я тебя не оставлю…)
Ведущий 1. Иногда почти весь наш взвод или рота были перебиты, но и последние оставшиеся ранеными воины не сдавались в плен.
Звучит с диска песня А. Дорошенко «Афган» (Пыль глотаю, теряю сознанье…)
Ведущий 2. А дома у ребят оставалась мать, которая ждала писем. Бывало, их долго не было или приходили извещения о cмepти, а вскоре груз № 200 – цинковый гроб погибшего.
Что осталось матери от сына?
На столе мальчишеский портрет,
Лекции по физике, рейсшина,
По дешёвке купленный мопед.
Строгий галстук, модная сорочка.
С детских лет со вкусом парень был.
Да казённой той бумаги строчка,
Военком, которую вручил
К ней приедет на своей коляске
Друг его, калеченый солдат.
Скажет: «как тебе, родная, тяжко.
Помянём его. Он был мне брат».
Звучит с диска песня С. Назимова «Я не мог не придти» (Ветром тронуло занавески…)
Ведущий 3. Наши ребята, которых в Афганистане называли «шурави», что значит «советские», воевали там мужественно и стойко, и гибли, как герои.
Давайте минутой молчания почтим память погибших на той необъявленной войне.
Минута молчания.
Прошу всех сесть...
Ведущий 4. А прибывшему в Афганистан на замену, уезжающий домой отдавал тельняшку и 10 афгани (мол, ты ещё «зелёный» - молодой). 10 афошек имеют зелёный цвет. Но и вернувшись, домой, молодой ветеран не мог расстаться с Афганистаном.
А во сне я опять в Кабуле,
Где убитой лежит тишина,
Вздрогнет выстрелом, свистнет пулей
Необъявленная война.
На интеpaктивной доске воспроизводятся кадры из фильма об Афганистане.
Ведущий 5. В 1989 году наши войска были выведены из Афганистана.
Звучит с диска песня Каскада «Мы уходим» (До свиданья, Афган…)
Ведущий 1. Сражения заканчиваются, а история вечна. Ушла в историю и Афганская война. Героическая и трагическая. Она длилась в 2 раза дольше, чем ВОв. Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления.
Уже идет, которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море cмepти.
…
Пусть 30 или 40 лет пройдёт
И время врачевать умеет раны
Давайте помнить тех, кто не прилёт.
Нельзя нам забывать Афганистана.
Ведущий 2. В памяти людской этой войне ещё жить долго, так как её история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками с жестяными звёздочками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу жизнь стихами и песнями. Впервые зазвучав на афганской земле, они перемахнули Гиндукуш, и пошли по стране в магнитофонных кассетах, искренне рассказывая о стойкости наших воинов, о судьбе поколения.
Исполняется обучающимся под гитару песня «Афганистан живёт в моей душе»
Ученик. Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал.
Вышли из войны мы, как из купели,
И, не доверяя тишине,
Перед жизнью словно оробели,
Словно бы остались на войне.
Их высокой чести и печали
Обучали пламя и свинец.
Школы до сердец не достучались –
Пули достучались до сердец.
Учитель. В 2011 году исполняется 32 года с того момента, как началась война в Афганистане. Многое забылось, но эта война останется в народе ничем неизгладимой отметиной. Останутся стихи и песни, рождённые там.
Помни нас, Россия, в извечной печали
Златорусую косу свою расплетя
Мы оставшимся помнить и жить завещали
Жить, как прожили мы – для тебя!
А теперь слово предоставляется гостям.
Учитель: Спасибо за рассказ. Какие будут вопросы к нашим гостям? Уважаемые, воины-интернационалисты! Примите цветы и скромные памятные сувениры на память об этой встрече.
Звучит песня «Виват!» ( «Салам, бача…»).
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
27 02 2021 5:25:11
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
26 02 2021 1:42:14
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
25 02 2021 20:49:48
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
24 02 2021 17:35:59
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
23 02 2021 8:46:17
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
22 02 2021 12:33:49
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
21 02 2021 15:12:30
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
20 02 2021 11:38:49
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
19 02 2021 4:11:24
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
18 02 2021 11:44:21
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
17 02 2021 19:48:20
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
16 02 2021 1:57:13
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
15 02 2021 11:59:12
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
14 02 2021 14:12:59

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
13 02 2021 16:53:50
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
12 02 2021 23:47:22
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
11 02 2021 0:58:17
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
10 02 2021 13:41:19
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
09 02 2021 22:28:43
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
08 02 2021 20:56:16
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
07 02 2021 1:50:59
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
06 02 2021 14:48:44
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
05 02 2021 2:25:19
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
04 02 2021 19:10:32
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
03 02 2021 5:33:32
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
02 02 2021 5:54:41
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
01 02 2021 16:17:54
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
31 01 2021 21:21:49
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
30 01 2021 0:17:23
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
29 01 2021 5:30:28
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
28 01 2021 13:28:47
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
27 01 2021 22:53:46
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
26 01 2021 2:50:40
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
25 01 2021 5:49:30
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
24 01 2021 12:25:50
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
23 01 2021 6:45:47
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
22 01 2021 11:38:48
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
21 01 2021 15:21:37
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
20 01 2021 9:21:15
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
19 01 2021 13:56:45
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
18 01 2021 1:29:18
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
17 01 2021 15:19:53

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
16 01 2021 9:30:26
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
15 01 2021 9:49:50
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
14 01 2021 10:48:18
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
13 01 2021 5:18:17
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов.
...
12 01 2021 17:11:39
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
11 01 2021 8:49:23
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
10 01 2021 0:23:35
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
09 01 2021 13:10:14
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
08 01 2021 17:19:46
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
07 01 2021 9:58:52
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 01 2021 7:43:32
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
05 01 2021 15:17:20
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
04 01 2021 7:40:39
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
03 01 2021 17:36:14
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
02 01 2021 12:56:35

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
01 01 2021 23:52:49
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
31 12 2020 19:46:27
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
30 12 2020 23:54:44
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
29 12 2020 8:48:50
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
28 12 2020 10:12:39
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
27 12 2020 13:38:15

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
26 12 2020 2:43:54
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
25 12 2020 0:49:14
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
24 12 2020 23:45:59
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
23 12 2020 12:31:16
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
22 12 2020 8:52:40
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
21 12 2020 10:18:25
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
20 12 2020 15:55:16
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
19 12 2020 4:56:55
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
18 12 2020 15:35:17
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
17 12 2020 11:24:31
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
16 12 2020 4:36:40
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
15 12 2020 15:15:54
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
14 12 2020 18:15:17
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
13 12 2020 8:52:49
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
12 12 2020 12:46:40
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
11 12 2020 20:11:48
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
10 12 2020 17:20:50
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
09 12 2020 4:26:26
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
08 12 2020 0:29:30
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
07 12 2020 0:44:16
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
06 12 2020 7:47:46
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
05 12 2020 22:41:39

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
04 12 2020 23:58:52
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
03 12 2020 20:34:55
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
02 12 2020 20:59:55
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
01 12 2020 12:32:53
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
30 11 2020 22:17:44

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
29 11 2020 20:42:43
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
28 11 2020 22:10:36
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
27 11 2020 4:49:31
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
26 11 2020 9:55:39
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
25 11 2020 4:33:25
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
24 11 2020 16:44:58
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
23 11 2020 5:54:38
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения.
...
22 11 2020 17:38:11

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
21 11 2020 23:13:42
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
20 11 2020 13:16:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::