Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)
Тип урока: урок-дискуссия.
Цель урока: воссоздать картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени.
Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной.
- Показать, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к
проявлению душевных и личностных качеств. - Убедить учащихся в том, что побеждало врага не только оружие - побеждала сила духа, вера в победу, любовь.
- Поддерживать интерес учащихся к истории своего города, показать
сопричастность человеческих судеб с судьбой Москвы, способствовать
осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 40-х, теми, кто делал эту историю. - Формировать чувство гордости и ответственности за право называться москвичом.
Оборудование урока:
- Над доской висит цитата «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...»
- Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
- Карта-схема «Битва под Москвой»
- Документ «Об эвакуации столицы города Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г.»
- Плакаты, листовки, рисунки, фотоматериалы.
- Выставка книг, посвященная жизни города.
- В музее «Связь времён» оформлена выставка «Победа под Москвой», состоящая из работ учащихся по данной теме.
- На протяжении урока звучат грамзаписи военных лет и демонстрируются фотоматериалы и реликвии тех лет.
Подготовительный этап.
- Предварительно учитель проводит урок «Битва под Москвой».
- Учащимся даются индивидуальные задания: подготовить доклады, сообщения, творческие работы, схемы, плакаты, рисунки, газеты, посвященные теме урока.
- Учащимся предлагается подготовить сообщения о военной судьбе своей семьи, включая в свои выступления воспоминания своих родных, сохранившиеся фронтовые письма, открытки, фотографии, награды, повестки, продовольственные карточки. Материалы используются в ходе урока.
План урока:
- Организационный момент.
- Урок-дискуссия проходит в форме беседы учителя в сочетании с вопросами для обсуждения и заданиями к документу.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока
Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Отсутствующие на уроке.
- Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех учащихся.
Урок-дискуссия.
Вступительное слово учителя: Вероломно нарушив Договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941 г. начала войну против Советского Союза. По радио с правительственным сообщением выступил Нарком иностранных дел В.М.Молотов.
Мог ли кто из жителей Москвы предположить тогда, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы?
Предстоял долгий путь к победе.
На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.
Звучит запись песни А. Александрова «Священная война».
В тот момент москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10 июля, группа армий «Центр» выйдет на ближние подступы к Москве. Жители Москвы находились в растерянности и недоумении.
26 июня 1941 года было принято решение Генерального штаба о создании глубокой эшелонированной обороне на путях к Москве. В тот же день станция метро «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Метро для всей Москвы становилось самым безопасным бомбоубежищем.
Трагические события вызвали, как всегда бывало в трудные минуты нашей истории, всплеск народного гнева и патриотизма.
В Москве началось формирование народного ополчения.
Вопрос учителя: Что такое народное ополчение? Приведите примеры из истории, когда формировалось народное ополчение?
(Ребята в процессе обсуждения дают определение термина «народное ополчение». Учащиеся, опираясь на пройденный исторический материал, вспоминают о борьбе с интервентами в 17 веке, «народной войне» против нашествия Наполеона в 19 столетии).
Учитель: Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине. Вступившие в начале Великой Отечественной войны в народное ополчение добровольцы без отрыва от производства готовили себя к предстоящим боям.
Формирование народного ополчения проводилось по районам. На всех предприятиях, во всех учреждениях и учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизии народного ополчения. Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения. Началась боевая подготовка ополченцев.
Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом, гранатой; велась подготовка саперов. На московских станциях «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились стрелять, обучались штыковому бою.
Вопрос для обсуждения: Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение, в условиях тотальной войны середины 20 века?
(Проходит дискуссия между учащимися о значении народного ополчения во время Великой Отечественной войны).
По данным Московского комитета Ветеранов Войны, сегодня в списках значится около 3000 ополченцев 1941 года. Многие из них стали 9 мая 1995 года участниками юбилейного парада Победы.
С первых дней войны немецкая авиация совершала ночные полеты на Москву. В парках, на площадях, стадионах, бульварах расположились зенитные орудия. По требованию Гитлера капитуляция Москвы исключалась. Москва должна была быть разрушена артиллерией и воздушными налетами.
Г.К.Жуков вспоминал, что к середине сентября назрела катастрофическая ситуация. И.В.Сталин также оценивал ситуацию как безнадежную, поэтому начали минировать заводы и фабрики.
Москвичи с замиранием сердца открывали страницы газет, читая заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны...», «Враг наступает...», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает Москве...»,
Руководство города, занятое оборонными мероприятиями, упустило из вида нужды и настроения людей, оставшихся в городе. Чувство обреченности породило панику. Десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном бегстве покинуть город с узлами, чемоданами, упакованными продуктами. Вот некоторые выдержки из документов тех дней: «У хлебного киоска на Трубной площади давка, xyлиганство, ломают киоски. Рабочие молокозавода задержали директора с молочными продуктами. Вот Крестьянская застава. Десятки тысяч народа. Давка. Публика преграждает путь, останавливает машины, вытаскивает шофера, выбрасывает вещи».
«По некоторым данным из 438 предприятий, учреждений столицы сбежало 779 руководящих работников. Ими было похищено 1 млн. 484 тыс. рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомобилей».
Вопросы для обсуждения: Почему эти факты стали известны лишь в последние годы?
- В чем опасность панических настроений?
- А как бы вы поступили в этой конкретной исторической ситуации?
(Далее следует интереснейшая дискуссия: рассуждение ребят по заданной теме. В ответах прослеживается главная мысль учащихся — трудно с позиции сегодняшнего дня называть этих людей трусами и вправе ли мы их осуждать? В бурной дискуссии ребята приходят к выводу, что даже в трудное время человек должен и обязан оставаться Человеком).
Ещё 15 сентября 1941 года ГКО принял решение об эвакуации столицы. Ознакомьтесь с этим документом.
ДОКУМЕНТ. Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны. 15 октября 1941 года.
«Совершенно секретно.
Особой важности.
Ввиду нeблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, Государственный Комитет Обороны постановил:
- Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в Куйбышев.
- Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (Т. Сталин эвакуируется, смотря по обстановке).
- Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба – в Арзамас.
- В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову - произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию).
Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин»
Вопросы к документу:
- Считаете ли вы, что в тех условиях перечисленные меры были необходимы?
- Представьте себя жителями военной Москвы. Какой пункт Постановления мог бы вас огорчить, вызвать недоумение и панику? Почему?
(В результате дискуссии учащиеся приходят к выводу о том, что Сталин, несмотря на всю опасность обстановки, принимает правильное решение об эвакуации г. Москвы, а сам остается в стенах Кремля)
Для нормализации обстановки в Москве были приняты экстренные меры. 20 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение.
Вопрос учителя:
1. Раскройте понятие «осадное положение».
(Учащиеся дают определение данному термину. При необходимости ответы учащихся дополняются учителем).
Учитель: 6 ноября должно было пройти торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции. Лишь за 20 минут до его начала прозвучал отбой воздушной тревоги. Для проведения заседания был выбран зал станции метро «Маяковская». С докладом выступил И.В.Сталин. Прямую радиотрaнcляцию вел диктор Юрий Левитан.
Еще 28 октября И.В. Сталин принял решение провести парад войск 7 ноября, посвященный годовщине социалистической революции. Комaндующим парадом был назначен генерал-полковник П. Артемьев (комaндующий Московской зоной обороны), принимать парад должен был С.М.Буденный. Управлять сводным оркестром был назначен известный военный дирижер В.И.Агапкин, который является автором известного марша «Прощание славянки».
Звучит марш «Прощание славянки».
Парад 7 ноября начали на 2 часа раньше, чем до войны. Погода была холодной, небо пасмурным, шел снег. Вопреки традиции с трибуны Мавзолея к солдатам и офицерам обратился не принимающий парад, а Председатель ГКО Сталин: «Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова...»
Вопрос для обсуждения: Комментируя обращение Сталина, иностранные наблюдатели отмечали, что в нем выражена надежда больше на исконный русский патриотизм, нежели на официальную идеологию. Согласны ли вы с этим мнением? Ответы подтвердите известными фактами.
(В процессе дискуссии мнения учащихся разделились. Одни разделили точку зрения иностранных наблюдателей, другие - убеждали, что русский патриотизм сочетался с официальной идеологией тоталитарного государства. Отвечая на вопрос, ребята подтверждали свои мысли известными фактами из истории нашей Родины).
Заключительное слово учителя.
Москва выстояла ценой неимоверных усилий солдат и мирных жителей. Враг был отброшен.
5 августа 1943 года в Москве прогремел первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Он не был похож на яркий, многоцветный, праздничный салют, навсегда остался в памяти москвичей. Начиная с этого периода, столица всегда салютовала победам Красной Армии.
Москва стала свидетельницей становления антигитлеровской коалиции. Именно здесь велись переговоры в июле 1941 года с представителями США о сотрудничестве в борьбе против гитлеризма. В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила первая трехсторонняя конференция, обсуждавшая пpaктические проблемы англо-американо-советского сотрудничества. Делегации разместились в гостинице «Националь».
В октябре 1943 года была проведена встреча министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, подготовившая встречу на высшем уровне в Тегеране.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве проходил парад Победы. Комaндовал им К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К. Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея.
Прошло много лет, и 9 мая на Красной площади торжественным маршем проходят умудрённые годами и закалённые боями победители - ветераны войны и труженики тыла. Такие праздничные и трогательные шествия проходят всё реже и реже, потому что мы с каждым годом редко встречаем в своих рядах ветеранов Великой Отечественной войны. Будьте достойными продолжателями их подвига, их жизни, их славных дел!!!
Звучит песня Д.Тухманова «День Победы».
Вопросы для самостоятельного обсуждения:
- Какие события произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
- Как вы думаете, в чём состоит нравственный долг молодого поколения перед ветеранами?
- Выясните, какую социальную помощь оказывает Мэрия и Правительство Москвы участникам Великой Отечественной войны.
- Как помогает Управа Ново-Переделкино участникам и труженикам тыла Великой Отечественной войны?
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
18 03 2024 23:44:11
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора". ...
17 03 2024 22:45:21
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
16 03 2024 13:24:54
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
15 03 2024 6:29:35
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
14 03 2024 11:44:20
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
13 03 2024 6:49:18
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
12 03 2024 23:33:51
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
11 03 2024 18:14:48
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
10 03 2024 22:23:43
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...
09 03 2024 17:16:11
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
08 03 2024 18:31:22
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
07 03 2024 2:50:58
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
06 03 2024 1:30:20
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...
05 03 2024 0:26:14
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
04 03 2024 2:22:28
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
03 03 2024 21:40:31
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
02 03 2024 4:56:36
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
01 03 2024 11:48:13
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...
29 02 2024 17:26:45
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
28 02 2024 13:14:16
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
27 02 2024 11:48:25
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
26 02 2024 0:13:43
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
25 02 2024 16:52:21
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
24 02 2024 1:28:51
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
23 02 2024 19:13:23
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
22 02 2024 2:32:52
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
21 02 2024 23:52:12
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
20 02 2024 18:14:22
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
19 02 2024 11:51:11
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
18 02 2024 4:26:51
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
17 02 2024 3:40:40
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
16 02 2024 22:30:27
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
15 02 2024 13:28:14
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
14 02 2024 9:54:37
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
13 02 2024 22:11:47
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
12 02 2024 23:49:14
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
11 02 2024 19:32:19
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
10 02 2024 5:35:33
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
09 02 2024 11:22:31
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
08 02 2024 6:57:12
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
07 02 2024 2:39:11
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
06 02 2024 14:17:27
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
05 02 2024 9:55:25
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
04 02 2024 9:41:29
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
03 02 2024 1:47:57
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
02 02 2024 7:10:30
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...
01 02 2024 22:48:16
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
31 01 2024 22:23:43
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
30 01 2024 1:42:28
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
29 01 2024 15:15:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::