Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"
Источник:
|
Методическая цель: использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы урока (контролирующая программа в конце урока).
Цель урока: раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия
Задачи.
Образовательные: усвоить сущность и цели проведения сплошной коллективизации; проследить ее ход, результаты и последствия.
Воспитательные: попытаться понять, прочувствовать трагизм “раскрестьянивания”, научиться сопереживать, проявлять уважительное отношение к человеку труда, способствовать формированию нравственных и демократических ценностей, гуманизма.
Развивающие: способствовать умению анализа, умению сопоставлять, определять причинно-следственные связи; делать логические выводы, выработке собственной позиции “за” и “против”.
Вид урока: интегрированный (история + литература).
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: сплошная коллективизация, раскулачивание, политика ликвидации кулачества как класса, “двадцатипятитысячники”, “великий перелом”.
Основные даты
декабрь 1927 г. | - XV съезд ВКП (б) |
1927–1928 годы | - кризис хлебозаготовок |
ноябрь 1929 год | - сообщение Сталина о “коренном переломе” в колхозном движении |
январь 1930 год | - переход к политике “ликвидации кулачества как класса” |
1930 год | - статья Сталина “Головокружение от успехов” |
1932-1933 годы | - голод в зерновых районах |
1937 год | - завершение коллективизации |
Исторические документы по коллективизации:
1. Статья Сталина “Год великого перелома” 7 ноября 1927 г.
2. О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству. Постановление ЦК ВКП(б) от 1-го января 1930 г.
3. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.
4. И.Сталин “Головокружение от успехов”. “Правда”, 1930 г. 2 марта.
5. Об исправлении партлинии в колхозном движении. Постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г.
Ход урока
“Либо назад к капитализму,
Либо вперед к социализму”.
/И.Сталин/
“…И безвинно корчилась Русь…”
/А.Ахматова/
I. Организационный момент: приветствие учащихся.
II. Изучение новой темы: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.
Урок начинается с выступления учащегося в роли “делегата XV съезда ВКП(б)” как введение в тему: “А зачем в колхоз?” (Приложение 1)
III. Вступительное слово преподавателя:
Такими словами, а может иначе могли выступать реальные и действительные делегаты XV съезда коммунистической партии 1927 года перед своими земляками на заседаниях партячеек, первичных партийных собраниях, собраниях односельчан…
Внимательно, ловя каждое слово, порой настороженно, и возможно враждебно, слушали крестьяне выступающего. Из многовекового опыта угнетения крестьяне недоверчиво относились к крупному хозяйству, о преимуществах которого так увлеченно говорил оратор, ибо крупное хозяйство ассоциировалось у крестьян с невозможностью трудиться на себя, а с обязанностью работать на других… А может они были правы?
Запишем тему нашего урока: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”.
Вопросы:
- каковы были причины перехода к политике коллективизации?
- каковы причины экономического кризиса в стране?
- как нам известно, еще до перехода к сплошной коллективизации стали появляться первые коллективные хозяйства – когда и в каких формах они существовали?
- какова была степень обобществления в этих хозяйствах?
- дать определение коллективизации (запись в тетрадь),
- каковы причины (предпосылки) проведения коллективизации (запись в тетрадь),
- цели проведения коллективизации (запись в тетрадь).
Преподаватель:
Как отнеслись к политике коллективизации различные слои села об этом красноречиво говорят
герои романа М.Шолохова в романе “Поднятая целина”.
1. Выступления учащихся по страницам романа М.Шолохова “Поднятая целина”
(Приложение 2)
Вопросы:
- какие сельские слои поддержали, а какие не “одобрили” новую экономическую политику советской власти?
- почему?
2. Преподаватель:
7 ноября 1929 года в газете “Правда” появляется статья И.Сталина “Год великого перелома”, в которой говорилось, что удалось основные массы бедняков и середняков повернуть к социалистическому пути в целом ряде районов… И как общий вывод – решающая победа на самом трудном фронте социалистического строительства уже одержана: что “крестьяне пошли в колхозы целыми деревнями, волостями, районами”. В реальности в 1929 году произошло 1,3 тысяч крестьянских выступлений, 3 тысячи террористических актов.
Вопросы:
- о каком переломе идет речь?
- какую цель преследовала статья Сталина “Год великого перелома”?
3. Преподаватель:
В том же году Сталин провозглашает лозунг “ликвидации кулачества как класса” на базе сплошной коллективизации. На вопрос можно принимать кулака в колхоз ответ был: “Конечно же, нет. Он является заклятым врагом колхозного движения”.
Вопросы:
- почему воспринимали кулака как заклятого врага?
- какая взаимосвязь между созданием колхозов и раскулачиванием? (Приложение 3)
4. “Раскулачивание” - сообщение учащегося.
5. Игровой эпизод по роману М.Шолохова “Поднятая целина”. (Приложение 4)
Вопросы:
- кто подпадал под категорию кулака?
- какие меры принимались в отношении кулачества?
- почему до сегодняшнего дня нет точной статистики раскулаченных?
6. Преподаватель:
Отсутствие законодательной базы для проведения коллективизации привело к административному произволу на местах. Поступали сигналы о бешеных темпах коллективизации, о нарушениях принципа добровольности, сводки о массовых выходах из колхозов, о массовом убое скота…
И вновь в газете “Правда” 2 марта 1930 года новая статья Сталина “Головокружение от успехов”, в которой вся вина за “перегибы” в колхозном строительстве возложена на местное руководство, у которых от “успехов закружилась голова”и “нельзя насаждать колхозы силой” – ряд руководителей были освобождены от должностей. Проверка списков раскулаченных показала - 10% раскулачены ошибочно, было возвращено имущество или стоимость имущества. Но шаг назад был сделан для того, чтобы совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1931 г. колхозы объединяли уже 60% крестьянских хозяйств, в 1934 г. – 75%;.
Вопрос:
- о чем была статья Сталина “Головокружение от успехов”?
7. Чтение отрывка из поэмы А.Твардовского “По праву памяти”. (Приложение 5)
Вопрос:
- какова была реакция крестьян на статью?
8. Преподаватель:
В 1931-1932 гг. процесс коллективизации принял катастрофический хаpaктер: снижение сборов зерна в 1933 году до 68,4 млн т против 83,5 в 1930 году, поголовье коров, лошадей сократилось в 2 раза, овец в 3 раза. Одним из последствий сплошной коллективизации стал страшный голод в зерновых районах 1932-1933 гг. с гибелью большого числа людей (5-10 миллионов человек).
9. Сообщение учащегося “Голод 1932-1933 гг.”.
10. Преподаватель:
- каковы же результаты коллективизации? (Запись в тетрадь)
- постройте график коллективизации, выясните, чем объясняется неравномерность хода коллективизации: вначале подъем, затем резкий спад, потом – снова подъем и завершение коллективизации.
10. Выступление условного “делегата XV съезда”. (Приложение 6)
Вопросы:
- успех ли это? Что же такое колхоз? Кто его хозяин?
- была ли объективно необходима коллективизация?
- оправданы ли жертвы?
- ваша позиция “за” и “против”?
- возможна ли однозначная оценка политики коллективизации?
11. Заключительное слово преподавателя:
Таким образом, к 1937 году коллективизация была благополучно завершена. Это была для власти и для Сталина великая победа. Жесткая централизация, директивная плановость, уравнительность в распределении стали важнейшими условиями обеспечения форсированной перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность. При этом колхозы превратились в общину, прикрепленную к государственной земле, обpaбатываемую государственными орудиями труда и пользующуюся лишь малой частью производимой продукции. Были сломлены основы жизни более 130 миллионов крестьянских семей, крестьяне перестали быть хозяева земли, лишены самостоятельности, инициативности, уверенности в завтрашнем дне, потерявшими интерес к своему труду, земле, превратились в наемных государственных работников. Коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу: ликвидировать зависимость государства от частнособственнических крестьянских хозяйств. “Либо назад к капитализму, либо вперед к социализму”. Выбор был сделан. И этот путь был пройден с “великим триумфом”. Был окончательно сломан хаpaктер экономики государства, был изменен хаpaктер самого государства.
IV. Составление синквейна.
Коллективизация.
Насильственная. Сплошная.
Раскулачивает. Ломает. “Раскрестьянивает”.
Сплошная коллективизация – “революция сверху”.
Трагедия крестьянина-труженика.
V. Выполнение тестовых заданий: (Приложение Microsoft PowerPoint).
VI. Рефлексия учащихся: как успешно я усвоил(а) тему (самооценка).
VII. Домашнее задание: Какие последствия имела коллективизация для современного состояния сельского хозяйства? (Исследовательская работа)
Использованная литература
- А.А. Левандовский “Россия в ХХ веке”. М, Просвещение.(11кл.)
- М.А. Шолохов “Поднятая целина”, А.Т. Твардовский “По праву памяти”.
- Т.А.Корнева Поурочные планы по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова
- “История России ХХ-ХХI века” (Волгоград).
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
18 03 2024 23:48:44
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
17 03 2024 18:39:35
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
16 03 2024 12:37:44
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
15 03 2024 21:38:21
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
14 03 2024 20:48:12
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
13 03 2024 0:16:49
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
12 03 2024 1:23:40
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 03 2024 6:12:20
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
10 03 2024 14:13:34
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
09 03 2024 23:39:27
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...
08 03 2024 23:39:50
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
07 03 2024 13:43:25
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
06 03 2024 1:36:59
Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
05 03 2024 3:20:52
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
04 03 2024 15:29:54
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
03 03 2024 5:40:48
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
02 03 2024 23:11:17
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
01 03 2024 5:56:41
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
29 02 2024 0:58:16
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
28 02 2024 5:17:41
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
27 02 2024 2:41:30
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
26 02 2024 14:55:40
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
25 02 2024 9:21:23
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
24 02 2024 8:26:49
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
23 02 2024 9:54:17
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
22 02 2024 23:37:42
Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
21 02 2024 20:10:10
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
20 02 2024 15:59:21
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
19 02 2024 13:44:21
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
18 02 2024 22:12:33
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
17 02 2024 8:58:36
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
16 02 2024 18:17:29
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
15 02 2024 19:11:17
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
14 02 2024 18:27:52
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
13 02 2024 23:42:47
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
12 02 2024 8:34:35
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
11 02 2024 22:16:35
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
10 02 2024 12:35:28
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
09 02 2024 2:16:41
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
08 02 2024 0:57:55
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
07 02 2024 8:50:24
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
06 02 2024 16:49:38
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
05 02 2024 9:58:42
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
04 02 2024 0:42:13
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
03 02 2024 9:44:43
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
02 02 2024 12:46:41
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
01 02 2024 15:59:54
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
31 01 2024 9:52:33
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
30 01 2024 3:57:29
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
29 01 2024 9:38:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::