Одаренные дети – будущее России
Настоящий период жизни нашего общества, хаpaктеризующийся кардинальными социально-экономическими и политическими преобразованиями делает особенно актуальным вопрос о качестве образовательной системы. Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одарённости детей является потенциалом для развития общества в целом.
В основе моей педагогической деятельности находят отражение идеи личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской.(<< Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, помочь личности познать себя, самоопределиться>>), а так же интеграции в образовании А.Я.Данилюк и теория Т.В.Щукиной <<Развитие познавательного интереса школьников>>. Способности у всех детей разные, но зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться - вот моя главная цель. Для более заинтересованных, творческих и одаренных учащихся я разpaбатываю индивидуальные образовательные программы. Содержание образовательных программ должно соответствовать следующим требованиям:
1. Включать изучение более широких тем и проблем, выходя за рамки общепринятых программ.
2. Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным отраслям знаний.
3. Способствовать развитию самопознания.
4. Учитывать интересы учащихся и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим учащимся.
На основании предыдущих требований я выделила основные подходы к разработке содержания данных программ: углубление, интеграция, проблематизация. Особое внимание уделяю интегративному подходу, (история-литература, история-русский язык, история-МХК), который значительно расширяет кругозор учащихся.
Так, например предлагаю ученикам выполнить следующие задания:
1. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей:
а) Тягло,
б) Граффити,
в) Баррель,
г) Фонда,
д) Мирза,
е) Квадрига.
2. Историк должен уметь обьяснять выражения, которые вошли в литературную и обиходную речь, став <<крылатыми>>. Объясните смысл следующих выражений:
а) <<Долгий ящик>>,
б) <<Не дворянская наука - География>>,
в) <<Филькина грамота>>.
Очень часто на занятиях с одарёнными детьми ставлю проблемные задачи, предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждаю учащихся делать сравнения,обобщения сопоставлять факты. Например, предлагаю высказывание историков о событиях или деятелях российской истории. << Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. О культурной роли варягов нечего и говорить. >> ( Б.А. Рыбаков). Учащийся должен сформулировать своё собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами.
Такие задания закрепляют умение учащихся формулировать собственные умозаключения.
У многих моих учеников возникает большое желание и стремление проявить себя в городских, областных и всероссийских олимпиадах по данному предмету. Но подготовить ученика к успешному участию в областных и всероссийских олимпиадах - задача очень сложная. Её сложность заключается в том, что большая часть материала находится за границами школьного учебника. Учащийся так же должен обладать широким кругозором знаний, не только в области истории, а так же в области других межпредметных дисциплин. и поэтому, чтобы повысить качество, эрудицию, расширить кругозор материал структурную следующим образом:
Весь исторический материал разбиваю на части:
1. Восточные славяне в VI-VIIвв.
2. Древнерусское государство (IX-XIIвв)
3. Русь в XII-XVвв.
4. Русь в XVI в.
5. Россия в XVII в.
6. Россия в XVIII в.
7. Россия в XIX в.
8. Россия в XX в.
Данный материал рассматривается по следующим направлениям:
1. Даты и события.
2. Факты и комментарии.
3. Исторические личности.
4. Причинно-следственные связи.
5. Работа с историческим документом.
6. Знание понятий.
7. Культура.
Большее количество часов отвожу изучению тех тем, где учащийся испытывает затруднения. При изучении каждого большого блока тем даются задания, которые разбиваются на три уровня сложности:
- Первый уровень сложности полагает элементарный выбор из предлагаемых вариантов ответа.
Например: Как у полян называлась плата за невесту?
А) Вето,
Б) Вено,
В) Урок,
Г) Гривна.
- Второй уровень сложности требует умения сопоставлять, воспроизводить материал, формулировать собственное умозаключение (причины, суть, результаты.)
Например: По какому принципу установлены ряды?
А) 860г.,907г.,941г.;
Б) 964г.,967г.,970г.;
В) Илларион,Антоний,Феодосий;
Г) Волость,княжеский домен,вотчина.
- Третий уровень сложности предполагает глубокое знание исторических документов и приёмов работы с ними.
Например: Определите, о ком идёт речь?
<<Один из вдохновителей опричнины, отличился в казанских походах Ивана Грозного, сражениях ливонской войны, борьбе с крымскими татарами. В 1570-м году по приказу Ивана Грозного он был убит собственным сыном>>
При изучении всех тем большее внимание уделяю разделу Культура. Многие вопросы учащиеся изучают самостоятельно, используя информационные ресурсы.
Я считаю, что именно разноплановые задания активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают эрудицию, расширяют кругозор знаний.
За годы моей работы в школе у меня сложилась система взглядов на педагогическую деятельность:
1. Мы должны не только давать знания, но и учить детей мудрости. Мудрость - это непросто знания, но и умение их применять
2. Важно развивать способности и навыки ребёнка, а не заставлять зубрить даты и факты
3. Не надо мешать ребёнку самому формировать своё представление о мире и искать в нём собственную правду
4. Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы
5. Мы должны помогать учащимся обретать чувство уверенности через успех.
Сегодня мои воспитанники являются участниками и призёрами различных творческих конкурсов, олимпиад по истории городского, областного, всероссийского уровней. Подобный успех, в свою очередь, создаёт условия для дальнейшего творчества. Несколько лет работы с одарёнными детьми позволили мне составить следующий алгоритм педагогических действий:
- Своевременно и правильно выявить
заинтересованных и высокомотивированных детей-
В процессе урочной деятельности умело подбирать
материал, с учётом специфики
интересов учащихся и соответствия их стиля
усвоения знаний.
- Вовлечь во внеурочную познавательную деятельность, систематически поддерживая интеллектуальную и творческую инициативу.
- Чувство успеха переживать вместе с детьми, мотивируя их на новые достижения.
Я считаю, что именно наша профессия - профессия учитель играет огромную роль в развитии интеллектуального потенциала нации и поэтому мы должны во время раскрывать природные возможности детей и создавать все условия для развития и сохранения одарённости. Одарённые дети - это будущее Росси, т. к именно труд способных, интеллектуальных и творческих людей может помочь России снова сможет стать Великой державой.
Список литературы, используемый для подготовки к олимпиадам по истории:
1. М.Алпатов <<Немеркнущее наследие>>.Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990
2. Бабич И.В., Захаров В.Н., Уколова И.Е Хрестоматия по истории России: в 4 томах.-М.:
3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. <<История для любознательных>>. 6-11 классы. В 2-х книгах.- М.: Дрофа, 1996
4. А.В.Муравьёв, А.М.Сахаров. <<Очерки истории русской культуры IX-XVIIвв.>>: книга для учителя.- М.: Просвещение 1999
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
27 03 2024 23:35:17
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
26 03 2024 0:50:43
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
25 03 2024 1:28:59
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
24 03 2024 0:36:59
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
23 03 2024 1:52:33
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
22 03 2024 10:35:44
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
21 03 2024 8:14:48
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
20 03 2024 23:44:23
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
19 03 2024 21:24:44
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
18 03 2024 18:54:55
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
17 03 2024 12:16:26
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
16 03 2024 3:31:41
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
15 03 2024 15:48:53
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
14 03 2024 3:14:51
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
13 03 2024 18:46:39
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
12 03 2024 18:26:29
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
11 03 2024 23:13:54
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
10 03 2024 19:50:11
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
09 03 2024 5:46:55
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
08 03 2024 17:12:42
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
07 03 2024 18:50:59
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
06 03 2024 8:52:33
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
05 03 2024 21:16:25
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
04 03 2024 6:56:55
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...
03 03 2024 14:42:18
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
02 03 2024 19:42:17
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
01 03 2024 1:36:47
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
29 02 2024 3:56:52
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
28 02 2024 2:21:25
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
27 02 2024 4:37:39
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
26 02 2024 21:43:24
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
25 02 2024 15:32:50
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...
24 02 2024 9:49:30
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
23 02 2024 6:32:35
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
22 02 2024 10:28:28
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
21 02 2024 23:20:55
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
20 02 2024 11:54:12
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
19 02 2024 9:23:31
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
18 02 2024 2:59:28
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
17 02 2024 5:26:19
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
16 02 2024 6:34:48
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
15 02 2024 10:10:38
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
14 02 2024 7:32:21
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
13 02 2024 12:57:32
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
12 02 2024 2:38:52
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
11 02 2024 20:47:20
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...
10 02 2024 2:47:11
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
09 02 2024 21:22:23
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
08 02 2024 2:46:30
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
07 02 2024 8:31:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::