Общая хаpaктеристика Второй мировой войны
Форма урока: урок – пpaктикум.
Цели:
- выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение;
- развить навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию;
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся и ориентации личности школьника на гуманистические ценности в межгосударственных отношениях.
Оборудование: карта «Вторя мировая война», карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей, презентация «Вторая мировая война».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Эпиграф:
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
В. Высоцкий
2. Изучение нового материала (в форме лекции)
1 сентября 1939 – день когда началась Вторая мировая война. Вторая мировая война – самый крупный военный конфликт в истории человечества. В ней приняло участие 62 государства мира. На территории, охваченной войной, проживало 80 % населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. Продолжалась – 6 лет. В армии воюющих стран было призвано 110 млн. человек. Она стала наиболее разрушительной из всех войн.
Главные причины второй мировой войны:
- Противоречивость и изначальная непрочность Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
- Мировой экономический кризис 1929-1932 гг., явившейся дополнительным дестабилизирующим фактором.
- Агрессивные планы и политика Германии, Италии и Японии.
- Политика «умиротворения» Германии, проводимая Англией и Францией.
- Провал попыток создать систему коллективной безопасности в Европе.
- Противоречивость дипломатии и внешней политики СССР.
Периоды Второй мировой войны
Дата | Период |
Сентябрь 1939 г.- июнь 1941 г. |
Начальный период войны |
Июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г. |
Расширение фашисткой агрессии на восток, нападение на СССР |
Ноябрь 1942 г. –декабрь 1943 г. |
Коренной перелом в ходе войны |
Январь 1944 г. – май 1945 г. |
Разгром фашизма в Европе |
Май 1945 г. – сентябрь 1945 г. |
Завершающий этап войны, разгром Японии |
Итоги Второй мировой войны
Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50—55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых — граждане СССР. Также большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.
Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и трaнcпортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.
В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.
В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.
Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.
Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.
(Для более прочного закрепления полученной информации можно просмотреть клип о войне)
3. Работа учащихся с карточками. (Класс делится на 2 или более групп, группы получают карточки с фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей и работают с ними в течение 10-15 мин. и отвечают на проблемный вопрос).
Карточка 1.
Из вступлений А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании с высшим генералитетом: «Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть вопроса о том, чтобы уступить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при первой возможности… Если же будет создан союз Франции, Англии и России против Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько уничтожающихся ударов… Война с Англией и Францией будет не жизнь, а на cмepть. Мы должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но вопрос: быть или не быть 80-милионному народу».
Карточка 2.
Из заявления А.Гитлера на Мюнхенской конференции (в 1938 г.): «Это последние территориальные претензии, которые мы имеем в Европе. Я больше не заинтересован в Чешском государстве».
Карточка 3.
Из выступления в парламенте У. Черчилля (1939 г.): «Если правительства Его Величества, пренебрегавшее так долго нашей обороной, отрекшись от Чехословакии, со всей ее военной мощью… Отклонит и отбросит необходимую помощь России и таким образом вовлечет нас наихудшим путем в наихудшую из войн, оно плохо оправдывает доверие … соотечественников».
Карточка 4.
Из выступления наркома иностранных дел В.М. Молотова на внеочередной четвертой сессии Верховного Совета СССР первого созыва 31 августа 1939 г.: «Следует … напомнить о том разъяснении нашей внешней политики, которое было сделано несколько месяцев тому назад на XVIII партийном съезде… Товарищ Сталин Предупреждал против провокаторов войны, желающих в своих интересах втянуть страну конфликт с другими странами».
Карточка 5
Из выступления в парламенте У. Черчилля (1937 г.): «Нам предстоит бороться против зверя социализма, и мы будем в состоянии справиться с ним куда более эффективнее, если будем действовать как единая стая гончих, а не как стадо овец».
Карточка 6
Из выступления У.Черчилля в парламенте весной 1939 г.: «Никто не может сказать, что не существует солидной общности интересов между западными демократиями и Советской Россией. …Величайшей глупостью, которую мы могли совершить, был бы подрыв нашего единого сотрудничества с Советской Россией».
Карточка 7
В 1939 г. после отставки комиссара иностранных дел М.М. Ливитанова во внешней политике СССР стали происходить все более серьезные изменения. У. Черчилл высказался по этому поводу следующем образом: «Смещение Левитанова означало конец эпохи. Оно регистрировало то обстоятельство, что в Кремле потеряли веру в обеспечении безопасности совместно с западными державами и в возможность организации совместного Восточного фронта против Германии».
Карточка 8
Имеется ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В.Кондратьева: «Если в 41-м Сталин был не готов к войне, то для мет нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и материально и мopaльно находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к тому времени сумели бы перевооружить всю армию. Так что, думаю, разговоры о превентивном хаpaктере начавшейся войны имели основания».
Карточка 9
«Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед… Над нашей родиной нависла серьезная опасность. Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных условиях для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы, тогда как советским войскам нужно было еще отмобилизоваться и придвинуться к границам. Немалое значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 г. между нею и СССР, не считаясь с тем, что она будет признана всем миром страной нападающей. Понятно, что наша миролюбивая страна, не желая брать на себя инициативу нарушения пакта, не могла встать на путь вероломства». (из выступления И.В. Сталина)
Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли говорить об ответственности правительств всех ведущих государств мира за возникновение Второй мировой войны? Различна мера этой ответственности?
(Идет обсуждение проблемы).
4. Итог урока.
В итоге можно вынести на общее обсуждение вопрос: как вы считаете, были ли у ведущих мировых держав в конце 30-х годов шансы предотвратить Вторую мировую войну?
Приложение
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
27 03 2024 9:30:23
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
26 03 2024 3:35:40
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
25 03 2024 23:10:39
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
24 03 2024 7:42:52
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
23 03 2024 17:28:48
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
22 03 2024 18:55:34
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
21 03 2024 0:31:49
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
20 03 2024 7:28:34
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
19 03 2024 11:24:59
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
18 03 2024 3:34:24
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
17 03 2024 22:56:44
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
16 03 2024 19:35:23
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
15 03 2024 1:19:25
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
14 03 2024 22:58:51
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
13 03 2024 14:27:26
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
12 03 2024 2:43:39
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
11 03 2024 2:44:42
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
10 03 2024 9:37:19
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
09 03 2024 17:24:37
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
08 03 2024 17:15:57
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
07 03 2024 7:47:49
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
06 03 2024 16:23:40
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
05 03 2024 22:49:38
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
04 03 2024 5:21:58
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
03 03 2024 21:15:11
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
02 03 2024 11:10:40
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
01 03 2024 9:28:27
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
29 02 2024 15:50:55
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
28 02 2024 21:55:26
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
27 02 2024 10:52:45
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
26 02 2024 0:15:56
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
25 02 2024 10:21:33
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
24 02 2024 11:43:59
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
23 02 2024 8:56:16
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
22 02 2024 16:23:31
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
21 02 2024 3:17:46
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
20 02 2024 15:25:19
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе. ...
19 02 2024 12:25:56
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
18 02 2024 17:29:55
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
17 02 2024 0:47:11
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
16 02 2024 8:40:45
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
15 02 2024 6:46:16
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
14 02 2024 19:15:49
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
13 02 2024 14:34:56
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
12 02 2024 10:58:43
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
11 02 2024 21:43:50
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
10 02 2024 5:14:44
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
09 02 2024 0:48:18
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
08 02 2024 5:38:22
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
07 02 2024 20:34:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::