Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания
Российская история богата событиями и фактами, мы их рассматриваем на уроках и внеклассной работе. Но есть темы, которые мы не затрагиваем, или говорим о них вскользь, считая их незначительными, а порой и вредоносными для изучения российскими школьниками. К таким темам относится тема немецкого плена во время Великой Отечественной войны.
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности.
Актуальность темы:
- Научная: уровень интереса ученых историков к проблеме работы учителя с “трудной”, неоднозначной темой, темой плена;
- Общественная: наличие трудностей у учителей при подборе материала и поиск источников и документов при организации изучения этих тем;
- Личная: существующая проблема развития исследовательских навыков учеников, трудности взращивания чувства патриотизма на уроках истории на примере изучения конкретной темы.
Задачи:
- Изучение материалов школьных учебников: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX – начало XXI век. 9 класс, М., Просвещение, 2011 г., Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О., Всеобщая история. Новейшая история. М.Просвещение.2011 г., Н.В. Загладин. Всемирная история: XX век. 10—11 класс. М.: “Русское слово”, 2011 г.; Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс. М.:“Русское слово”, 2010г., по теме плена.
- Анализ материалов по теме плена в хрестоматии “История Германии XX века”.
- Сравнение материалов учебника и хрестоматии, выявление общего и специфичного в освещении темы плена.
- Оценка степени полноты материалов учебника и хрестоматии для изучения темы плена с точки зрения задач, поставленных перед современным учителем. 5.Использование поисковой исследовательской деятельности учителя и учеников с целью восполнения нехватки материала.
I. Школьные учебники о военнопленных.
Положение советских военнопленных в гитлеровских концлагерях давно и подробно рассмотрено в нашей историографии, этим событиям дана соответствующая оценка. Но в современных школьных учебниках, в отличие от советских, в краткой форме говорится об этих страшных событиях, не объясняя большинства причин столь жестокого обращения с солдатами и офицерами Красной Армии. “В специальном генеральном плане “Ост”, разработанном еще до войны, содержался план колонизации и германизации Восточной Европы. По нему, в частности, предполагалось уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. В соответствии с этим планом за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 млн. человек (в том числе около 7 млн. мирных жителей и около 4 млн. военнопленных). Их не только расстреливали, но и отравляли газом, вешали, топили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) В том же учебники о немецких военнопленных мы находим лишь статистические данные, не раскрывая темы содержания их в нашем плену. Лишь фраза: “Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 миллион вражеских солдат и офицеров”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) Таким образом, российские историки не считают эту тему важной, а ведь раскрытие её позволяет увидеть гуманизм нашего народа, его милосердие и всепрощение.
II. Осмысление истории Германии потомками.
Учителю для раскрытия темы плена приходится дополнять текст учебника документами из различных источников. В этом аспекте интересна “История Германии XX века в новом измерении”, в которой сами немецкие историки пытаются понять нелегкие взаимоотношения России и Германии и дать честную оценку событиям. В сборнике приводятся документы, определившие политику нацистов по отношению граждан Советского Союза: “Программа жизненного прострaнcтва” от 11 января 1939г, о деятельности военно-экономического штаба “Восток” от 2 мая 1941г, раздел “Обращение с военнопленными”.
Чем продиктовано появление этих документов: 1.СССР – злейший враг. 2.Не может быть к советским людям снисхождения. Говоря о необходимости уничтожения советских граждан, аргументируется не подписанием СССР Женевской конвенцией, и тем, что большевики преступники. Представленные документы в хрестоматии не дают объяснения, почему один из аргументов является женевская конвенция, а ведь не случайно немецкое правительство, используя этот международный документ, не даёт пояснений, но многое становится понятно, если мы приведем слова Адольфа Гитлера, который так объясняет свою политику: “Германия отказалась придерживаться норм международного права в отношении военнопленных красноармейцев потому, что СССР не присоединился к Женевской конвенции 1929 года и не являлся правопреемником царской России, которая приняла Гаагские конвенции 1907 г.”. Но это была откровенная ложь, ибо в Конвенции есть статьи и на этот случай войны.
Из Конвенция об обращении с военнопленными. Женева, 27 июля 1929 г.
Статья 4 гласит: “Держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании”. Статья 82 обязывает: “Положения настоящей конвенции должны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах. Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее, положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших”. К тому же в 1941 году в СССР принимается Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных, которое фактически дублирует Женевскую конвенцию. Сравните документы.
Конвенция об обращении с военнопленными. Женева. 27 июля 1929г. | Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных. Москва. 1 июля 1941г. |
Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий. Статьи 11, 12 и 13 рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении. Статьи 20 устанавливают денежное содержание | Статья 8 Лагеря организуются вне зоны военных действий Статья 9 Военнопленные обеспечиваются жилыми помещениями, бельем одеждой, обувью, продовольствием и другими предметами первой необходимости а также денежным довольствием. |
Постановление СНК СССР о положении
военнопленных касался жизни и судьбы, попавших
во время войны в советский плен около 3,15
миллионов немецких солдат, большинство из них –
во время отступления немецких войск в 1944/45 гг. и
после немецкой капитуляции. Примерно каждый
третий умер в плену. Особенно высокой была
cмepтность впервые годы войны. Вследствие
сильных морозов, плохого обмундирования и
чрезвычайно плохого питания многие пленные,
обессиленные к тому же длительными маршами,
гибли уже на пути в лагеря. Теснота и плохие
условия гигиены в лагерях приводили к
дополнительным жертвам. В последующие годы
cмepтность значительно снизилась (в 1945 г. она
составляла 20-25 %), однако голод и нeблагоприятные
климатические условия продолжали оказывать свое
отрицательное влияние. Плен в Советском Союзе
означал для многих немецких солдат жизненную
травму. Это усугублялось не только повседневными
лишениями и страданиями, но и полной
неизвестностью о продолжительности плена и
своих шансах на выживание. Поражение немецкого
вермахта и крах политической системы, кроме того,
вызвали у многих потерю жизненных ориентиров и
кризис мироощущения. Слишком затянувшееся для
многих пребывание в плену только усугубляло это
состояние.
Несмотря на высокую cмepтность, обращение с
немецкими военнопленными не строилось ни на
стратегии их уничтожения, ни на беспощадной
эксплуатации их труда. Бесчинства и жестокое
обращение, которые, несомненно, имели место, не
были официальной линией, и, как правило, сурово
наказывались. Тяжёлые условия, в которых
находились немецкие военнопленные, определялись
в немалой степени убытками, причиненными стране
войной. Ситуация в области снабжения оставалось
в течении многих лет крайне напряженной и для
советских людей. Военнопленных использовали,
прежде всего, для восстановления разрушенных
городов, путей сообщения и промышленных
объектов, а также в промышленном производстве, на
заготовках леса и в горнодобывающей
промышленности. Они использовались
преимущественно в районах наибольших
разрушений: в центральной России, на Украине, в
Белоруссии и в Прибалтике. Получается, что
аргументы немецкого правительства, приведённые
в документах безосновательны, сплошная ложь,
почему же она стала возможна? Причина одна
пользуясь тем, что население Германии не имела,
сведений о содержании Женевской конвенции и тем
более об отношении советских людей им было
известно только из нацистской пропаганды, и при
этом слепо верило своему вождю, можно было писать
и говорить, что угодно ведь никто проверять не
будет.
III. Отношение к немецким военнопленным “cмepтельных врагов национал-социалистической Германии” – большевиков. Мифы и реальность.
В гитлеровской Германии нацистская пропаганда утверждала, что положение немецких военнопленных в советских лагерях было схоже – голод, холод, тяжкий труд и высокая cмepтность. Гитлер обвинял своего врага, тем самым оправдывая свою жестокость в отношении советских военнопленных. И все послевоенные годы эти утверждения вызываю споры и разногласия. Оправдано ли обвинение Советского правительства в нарушение международных договоров? Мы попытаемся доказать обратное, показав истинную картину, поскольку школьные учебники данную проблему вообще не рассматривают.
На основании документов МВД России по Саратовской области нам известно, что на территории Саратовской области располагались:
- Лагерь военнопленных в городе Вольск.
- Лагерь военнопленных в городе Энгельс.
- Лагерь военнопленных в городе Аткарск.
- 3 лагерных отделений лагерей военнопленных в городе Саратов.
Саратовская область была расположена в глубоком армейском тылу, поэтому оправдано появление лагерей немецких военнопленных, что так же соответствует женевской Конвенции об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 г, статьям 9 и 10 запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий.
Списки умерших ПФЛ города Саратова.
№ | национальность | количество | 12 | мадьяр | 359 |
1 | немцы | 12043 | 13 | хорватов | 2 |
2 | австрийцы | 425 | 14 | бельгийцев | 1 |
3 | итальянцы | 1056 | 15 | болгар | 1 |
4 | румыны | 241 | 16 | голландцев | 2 |
5 | венгры | 936 | 17 | эстонцев | 4 |
6 | поляки | 98 | 18 | японцев | 1 |
7 | югославы | 51 | 19 | литовцев | 4 |
8 | чехословаки | 70 | 20 | датчан | 50 |
9 | словаки | 9 | 21 | евреев | 50 |
10 | французы | 16 | |||
11 | латыши | 3 |
Такой пёстрый национальный состав немецкой армии, не является ли одной из причин поражения немецкой армии? Но нас больше интересует таблица, с точки зрения высокой cмepтности, с чем же она связано? Может право немецкое правительство? И столь высокая cмepтность связана с жестоким обращением в плену?
Рассмотрим этот вопрос на документах архива по лагерю военнопленных № … города Вольска. В Вольске захоронено 7315 военнопленных, на что есть объективные и субъективные причины: 1.Основной контингент пленных поступал в 1943 году из под Сталинграда, где шли тяжёлые бои, много было тяжелораненых. 2. Спецгоспиталь № … г. Вольска станет центральным, в него свозят больных из Саратовской и приграничных областей.
А как было с содержание военнопленных лагерях?
1) Питание.
Суточное довольствие военнопленных, вводимое в действие с 1 октября 1946 года.
Наименование ППродуктов | Един.измерения | №1 |
№2 |
№3 |
№5 |
Гаупт. |
Хлеб ржаной | грамм | 670 | - | 470 | 370 | 470 |
Пшеничный 72% | - | 570 | 200 | 300 | - | |
Мука плен 2 с | 10 | 10 | 20 | 10 | 7 | |
Крупа разная | 90 | 70 | 70 | 100 | 55 | |
Р. и с. | 50 | 10 | ||||
Мак-ны вермишель | 10 | 20 | 20 | 20 | ||
Мясо | 30 | 150 | 80 | 75 | ||
Рыба | 70 | 20 | 20 | 50 | 25 | |
Сало-комбиж | 15 | 13,4 | 30 | |||
Масло растит. | 5 | |||||
Томат-пюре | 10 | 7 | 10 | |||
Сахар | 17 | 30 | 20 | 40 | 7 | |
Чай натурал. | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
Чай суррогат | 2 | |||||
Соль | 30 | 20 | 20 | 20 | ||
Лавровый лист | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Перец | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Горчица | 0,3 | 0,3 | ||||
Уксус | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Картофель | 600 | 400 | 300 | 400 | 200 | |
Овощи | 320 | 250 | 200 | 200 | 150 | |
Мыло (для всех в месяц) | 300 | 300 | 300 | 300 | ||
Мука соевая | 30 | 30 | 30 | 30 | 21 | |
Папиросы | 15 | |||||
Табак | 5 | 10 | 10 | |||
Спички (в месяц) | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Кур. бумага (в месяц) | 5 | 5 | 5 | |||
Масло коровье | Пачка грамм | 30 | 40 | |||
Сущён. фрукты | 10 | 10 | 10 | |||
Молоко свежее | 300 | 200 |
По норме №1 табачные изделия выдаются только работающим военнопленным
Вывод:
- Питание соответствует нормам определённым Советским правительством.
- Питание дифференцированное.
- Питание разнообразное.
- Питание предусматривает нормальное проживание.
- В питание не хватает витаминов, отсюда дистрофия и случаи cмepтности.
- Вследствие краж, военнопленные не дополучают необходимые продукты питания.
Из приказов по лагерю № ….
“14 июня 1946 г. Было выявлено 61 военнопленный с дистрофическими отёками и около 100 с авитаминозными явлениями. В лагере проводятся мероприятия для решения этой проблемы”. “Всем начальникам лаг. Отделения и нач. санчастей немедленно принять все меры по проведению оздоровительных мероприятий:
проводить сбор дикорастущей зелени: (лука, чеснока, щавеля), ежедневно давать её в пищу военнопленным, тем самым улучшить витаминные и вкусовые качества пищи” “По имеющимся данным ….. взял из хлеборезки, принадлежащие военнопленным 4 буханки хлеба, которые до сего времени не возвратил, также…..при выдаче продуктов на кухню военнопленные не додал 9,5 килограммов мяса-сбоя”
Из воспоминаний Клаус Майера, находившегося в лагере № …:
“Во время пребывания в Саратове и затем в Вольске условия были очень тяжелыми. Эти условия достаточно часто описаны в публикациях о немецких военнопленных в Советском Союзе: голод и работа”
2) Тяжёлый труд военнопленных.
Соглашение Директора учебного хозяйства Вольского агротехникума… и Управлением лагеря № … “За вспашку земли Учхозом, отведённого лагерю на земле колхоза. Лагерь обязуется предоставить квалифицированную рабочую силу военнопленных в количестве 30 человек на 2 месяца в период времени апрель-май. Для выращивания рассады лагерь предоставляет за свой счёт рабочую силу 200 человек на весь период выращивания рассады и до высадки её в поле.
На работу на расстоянии 2 км военнопленные конвоируются на работу и с работы в пешем порядке”.
Договор Уполномоченного Главцемента Наркомата Промышленности Строительных материалов… и Управлением лагеря №… “В распоряжение Уполномоченного Главцемента направляются военнопленные для производства различных заводских работ 1100 человек из них для цементзавода “Большевик” 600 человек, “Красный Октябрь” 150 человек, “Комсомолец” 200 человек, “Металлист” 150 человек. Для нормального размещения контингента военнопленных, завод предоставляет в распоряжение лагеря:
- Общежитие для военнопленных пригодное для жилья в зимних условиях, оборудованное 2-х ярусными нарами, вагонного типа, полочками для туалетных принадлежностей, вешалками для одежды, бачками для воды из расчёта 1 бачёк на 30 человек. Нормы площади 2 на 2 метра на человека.
- При общежитие устроить умывальню из расчёта 1 сосок на 15 человек
- Уборная утеплённая 1 очко на 25 челок с регулярной очисткой.
- Кухня оборудована котлами для варки пищи и плитой, бочками для раздачи пищи и прочим необходимым инвентарём. В кухне должна быть кладовая для продуктов.
- Столовая оборудованная столами и скамейками хлеборезка, полки для хлеба.
- Сушилка для одежды, валенок, белья после стирки, оборудованная вешалка.
- Прачечная
- Баня не реже 4 раза в месяц.
- Помещение для красного уголка, оборудованный столами, скамейками, шкафами для книг.
- Противопожарные посты”.
Договор с совхозом “Привольное”…. и Управлением лагеря №….
“18. Рабочий день 8 часов, 1 час обед, при 4 выходных в месяц.
21. Оплата работ выполняемая контингентом лагеря производится совхозом по действующим для совхоза Саратовской области расценкам…”
Договор с тpaкторным заводом “Пионер”…. и Управлением лагеря №…
“Лагерь выделяет 250 человек, для производства погрузочно-разгрузочных работ. Завод обязуется принять все необходимые меры и обеспечить технику безопасности и несёт ответственность за их соблюдение….За перевыполнение норм завод оплачивает лагерю всё предусмотренное для вольнонаёмных рабочих премиально-прогрессивные и прочие надбавки. На всю фактически начисленной заработанной платы рабочей силе работающей на заводе, завод оплачивает 35% начислений”.
Договор с ХОЗО …. и Управлением лагеря №….
“О необходимости выделения 50 человек для заготовки дров в Семёновской лесной даче Белогродненского лесничества. Стоимость работ 11 рублей за один день”
Все эти выполняемые работы соответствуют Конвенция об обращении с военнопленными Женева, 27 июля 1929 г.
При этом были и грубейшие нарушения:
1. Отсутствие полноценного отдыха.
Из докладной записки: “В выходные дни, (обычно воскресенье), военнопленные используются на работах у хозорганов, без последующего предоставления им отдыха в другие дни, а также используются на внутрилагерных работах, так, что в течении дня почти не имеют отдыха”.
2. Не соблюдение правил безопасности.
Из приказа по лагерю №…: “В пэдкомaндировке организованной в совхоз №5 “Большевик”…. Проводилась рыбная ловля силами военнопленных, с нарушением элементарных правил безопасности, люди подобраны не были, никто не проводил инструктажа военнопленным назначенным для ловли рыбы” в результате военнопленный утонул”. “Начальник 1-го лагерного отделения…. Допускает выезд военнопленных в оборванном обмундировании и босыми работать на жел. барже при температуре плюс 30 градусов”. “Свободные военнопленные от работы выгоняются в холодные помещения и там в мокрой обуви находятся до выхода на работу в результате чего больше 6 % ежедневно освобождаются от работы по болезни”
3.
Санитарное состояние.Из приказа по лагерю №… Имеются целый ряд существенных недостатков в работе лаг. отделений. Ещё остаётся большое количество амбулаторных освобождённых…., бельё для военнопленных грязное, матрасы плохо набиты соломой, часть пленных спят совершенно без набитых матрасов, не хватает бочков, для кипячёной воды”. “…Не ведут настоящую борьбу за чистоту и порядок в подразделении, территория зоны захламлена, на пищeблоке грязь,…военнопленные спят на грязных матрасах, масляными куртками укрываются, телесные осмотры не проводятся, а если и проводятся, то формально….24 марта 1946 года, из 7-го лагерного отделения, поступило.21 военнопленный. При проверке оказалась 100% завшивленность. На отделение имеются случаи cмepтности”
Вывод: Так что? Большевики злобные монстры уничтожающие врага? Конечно, нет, в содержании военнопленных проявляется безалаберность, безответственность, что приводит к тяжёлым последствиям. Правительство со своей стороны сделало всё, чтобы пленные содержались в нормальных условиях, нарушения мы видим на местах, что систематически пресекалось и виновные несли наказание. Но бесспopно cмepтность достаточно высокая, отсюда столько на территории Саратовской области захоронений. А немецкие военнопленные были благодарны тем советским людям, работавшим в лагерях и спецгоспиталях, дарили им подарки, сделанные своими руками.
На территории города Саратова существуют 4 немецких кладбища:
- Западная окраина г. Саратова на южном склоне в районе северного 3-го Пролетарского посёлка в Заводском районе (существуют) (захоронено 564)
- Посёлок Елшанка Ленинский район г. Саратов (построен 9-ый дом) (захоронено 115)
- Район 4-ой Дачной Ленинский район г. Саратов (мемориальный комплекс) (захоронено 68/473)
- Район 3-й Дачной Ленинский район г. Саратов (неизвестно) (захоронено 655)
Поисковый отряд учеников 9-го класса МОУ СОШ№55, в составе Тумаева И., Морозова И., Тамбовцева М., Мальцева, Белявского С.Н. ведёт поиски захоронения на третий дачной, наверно это и есть самое главное значение нашей работы, когда правнуки победителей ищут моголы побеждённых.
Выводы:
- При изучении выше перечисленных учебников мы столкнулись с отсутствием или скудностью информации по данной теме. Российский учитель испытывает трудности при подборе материала. Поэтому приходиться обращаться к архивным данным, воспоминаниям свидетелей, к публикациям в СМИ и Интернете.
- В хрестоматии “История Германии XX века” большая часть документов отводиться положению советских военнопленных, а о количестве и судьбе немецких военнопленных не говориться.
- Мы считаем что материал, представленный в учебниках и хрестоматии, не всегда может позволить учителю воспитывать в своих учениках чувство толерантности, уважения к другой стране и нации, в результате чего обращение к архивным данным и результатам
Список источников литературы.
- Архив “Новейшая история” Саратовской области.
- Документы главного управления внутренних дел Саратовской области фонд №87.
- История Германии XX века в новом измерении. Сборник документов. Москва. “Олма медиа Групп”.2008г.
- К 65-летию Великой победы: взгляд из XXI века. Сборник научных трудов.Новокузнецк.2010г(электронный ресурс: http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/nauch_trud_markdorf.pdf).
- Письма немцев и воспоминания бывших солдат вермахта (электронный ресурс: http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/wospominnemsold.htm).
- Олег Митрохин. “В преддверии, так сказать...” (электронный ресурс: http://o-mitrohin.livejournal.com/8536.html).
- Война Германии против Советского Союза 1941-1945гг: (электронный ресурс: http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/23.htm).
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
18 03 2024 3:40:13
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
17 03 2024 14:53:12
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
16 03 2024 0:35:34
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
15 03 2024 3:42:58
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
14 03 2024 21:46:39
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
13 03 2024 15:21:27
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
12 03 2024 4:31:39
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
11 03 2024 14:44:23
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
10 03 2024 23:55:45
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
09 03 2024 10:26:47
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
08 03 2024 6:46:52
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
07 03 2024 6:41:50
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
06 03 2024 7:37:35
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
05 03 2024 22:16:20
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
04 03 2024 17:44:32
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
03 03 2024 10:22:39
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
02 03 2024 6:36:45
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
01 03 2024 9:38:30
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
29 02 2024 12:29:11
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
28 02 2024 22:48:38
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
27 02 2024 11:36:10
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
26 02 2024 3:20:27
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
25 02 2024 4:19:44
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
24 02 2024 10:46:22
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
23 02 2024 10:19:33
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
22 02 2024 11:58:34
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
21 02 2024 22:58:42
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
20 02 2024 16:15:59
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
19 02 2024 3:33:39
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
18 02 2024 7:51:12
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
17 02 2024 16:44:18
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
16 02 2024 4:38:47
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
15 02 2024 22:50:33
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
14 02 2024 23:16:30
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
13 02 2024 14:29:54
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
12 02 2024 6:13:48
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
11 02 2024 7:11:16
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
10 02 2024 6:26:13
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
09 02 2024 16:49:51
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
08 02 2024 17:16:14
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
07 02 2024 12:42:52
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
06 02 2024 18:31:10
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
05 02 2024 23:26:30
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
04 02 2024 10:56:30
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
03 02 2024 7:25:45
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
02 02 2024 1:38:26
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
01 02 2024 0:19:19
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
31 01 2024 2:49:36
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
30 01 2024 2:47:39
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
29 01 2024 19:13:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::