Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания


    Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

Российская история богата событиями и фактами, мы их рассматриваем на уроках и внеклассной работе. Но есть темы, которые мы не затрагиваем, или говорим о них вскользь, считая их незначительными, а порой и вредоносными для изучения российскими школьниками. К таким темам относится тема немецкого плена во время Великой Отечественной войны.

Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности.

Актуальность темы:

  1. Научная: уровень интереса ученых историков к проблеме работы учителя с “трудной”, неоднозначной темой, темой плена;
  2. Общественная: наличие трудностей у учителей при подборе материала и поиск источников и документов при организации изучения этих тем;
  3. Личная: существующая проблема развития исследовательских навыков учеников, трудности взращивания чувства патриотизма на уроках истории на примере изучения конкретной темы.

Задачи:

  1. Изучение материалов школьных учебников: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX – начало XXI век. 9 класс, М., Просвещение, 2011 г., Сороко – Цюпа О.С., Сороко – Цюпа А.О., Всеобщая история. Новейшая история. М.Просвещение.2011 г., Н.В. Загладин. Всемирная история: XX век. 10—11 класс. М.: “Русское слово”, 2011 г.; Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс. М.:“Русское слово”, 2010г., по теме плена.
  2. Анализ материалов по теме плена в хрестоматии “История Германии XX века”.
  3. Сравнение материалов учебника и хрестоматии, выявление общего и специфичного в освещении темы плена.
  4. Оценка степени полноты материалов учебника и хрестоматии для изучения темы плена с точки зрения задач, поставленных перед современным учителем. 5.Использование поисковой исследовательской деятельности учителя и учеников с целью восполнения нехватки материала.

I. Школьные учебники о военнопленных.

Положение советских военнопленных в гитлеровских концлагерях давно и подробно рассмотрено в нашей историографии, этим событиям дана соответствующая оценка. Но в современных школьных учебниках, в отличие от советских, в краткой форме говорится об этих страшных событиях, не объясняя большинства причин столь жестокого обращения с солдатами и офицерами Красной Армии. “В специальном генеральном плане “Ост”, разработанном еще до войны, содержался план колонизации и германизации Восточной Европы. По нему, в частности, предполагалось уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. В соответствии с этим планом за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 11 млн. человек (в том числе около 7 млн. мирных жителей и около 4 млн. военнопленных). Их не только расстреливали, но и отравляли газом, вешали, топили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) В том же учебники о немецких военнопленных мы находим лишь статистические данные, не раскрывая темы содержания их в нашем плену. Лишь фраза: “Советскими партизанами было уничтожено, ранено и взято в плен более 1 миллион вражеских солдат и офицеров”. (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России для 9 класса.) Таким образом, российские историки не считают эту тему важной, а ведь раскрытие её позволяет увидеть гуманизм нашего народа, его милосердие и всепрощение.

II. Осмысление истории Германии потомками.

Учителю для раскрытия темы плена приходится дополнять текст учебника документами из различных источников. В этом аспекте интересна “История Германии XX века в новом измерении”, в которой сами немецкие историки пытаются понять нелегкие взаимоотношения России и Германии и дать честную оценку событиям. В сборнике приводятся документы, определившие политику нацистов по отношению граждан Советского Союза: “Программа жизненного прострaнcтва” от 11 января 1939г, о деятельности военно-экономического штаба “Восток” от 2 мая 1941г, раздел “Обращение с военнопленными”.

Чем продиктовано появление этих документов: 1.СССР – злейший враг. 2.Не может быть к советским людям снисхождения. Говоря о необходимости уничтожения советских граждан, аргументируется не подписанием СССР Женевской конвенцией, и тем, что большевики преступники. Представленные документы в хрестоматии не дают объяснения, почему один из аргументов является женевская конвенция, а ведь не случайно немецкое правительство, используя этот международный документ, не даёт пояснений, но многое становится понятно, если мы приведем слова Адольфа Гитлера, который так объясняет свою политику: “Германия отказалась придерживаться норм международного права в отношении военнопленных красноармейцев потому, что СССР не присоединился к Женевской конвенции 1929 года и не являлся правопреемником царской России, которая приняла Гаагские конвенции 1907 г.”. Но это была откровенная ложь, ибо в Конвенции есть статьи и на этот случай войны.

Из Конвенция об обращении с военнопленными. Женева, 27 июля 1929 г.

Статья 4 гласит: “Держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании”. Статья 82 обязывает: “Положения настоящей конвенции должны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах. Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее, положения таковой остаются обязательными для всех воюющих, конвенцию подписавших”. К тому же в 1941 году в СССР принимается Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных, которое фактически дублирует Женевскую конвенцию. Сравните документы.

Конвенция об обращении с военнопленными. Женева. 27 июля 1929г. Постановление СНК СССР № 1798-800с об утверждении Положения о военнопленных. Москва. 1 июля 1941г.
Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий. Статьи 11, 12 и 13 рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении. Статьи 20 устанавливают денежное содержание Статья 8 Лагеря организуются вне зоны военных действий Статья 9 Военнопленные обеспечиваются жилыми помещениями, бельем одеждой, обувью, продовольствием и другими предметами первой необходимости а также денежным довольствием.

Постановление СНК СССР о положении военнопленных касался жизни и судьбы, попавших во время войны в советский плен около 3,15 миллионов немецких солдат, большинство из них – во время отступления немецких войск в 1944/45 гг. и после немецкой капитуляции. Примерно каждый третий умер в плену.  Особенно высокой была cмepтность впервые годы войны. Вследствие сильных морозов, плохого обмундирования и чрезвычайно плохого питания многие пленные, обессиленные к тому же длительными маршами, гибли уже на пути в лагеря. Теснота и плохие условия гигиены в лагерях приводили к дополнительным жертвам. В последующие годы cмepтность значительно снизилась (в 1945 г. она составляла 20-25 %), однако голод и нeблагоприятные климатические условия продолжали оказывать свое отрицательное влияние.  Плен в Советском Союзе означал для многих немецких солдат жизненную травму. Это усугублялось не только повседневными лишениями и страданиями, но и полной неизвестностью о продолжительности плена и своих шансах на выживание. Поражение немецкого вермахта и крах политической системы, кроме того, вызвали у многих потерю жизненных ориентиров и кризис мироощущения. Слишком затянувшееся для многих пребывание в плену только усугубляло это состояние. 
Несмотря на высокую cмepтность, обращение с немецкими военнопленными не строилось ни на стратегии их уничтожения, ни на беспощадной эксплуатации их труда. Бесчинства и жестокое обращение, которые, несомненно, имели место, не были официальной линией, и, как правило, сурово наказывались. Тяжёлые условия, в которых находились немецкие военнопленные, определялись в немалой степени убытками, причиненными стране войной. Ситуация в области снабжения оставалось в течении многих лет крайне напряженной и для советских людей. Военнопленных использовали, прежде всего, для восстановления разрушенных городов, путей сообщения и промышленных объектов, а также в промышленном производстве, на заготовках леса и в горнодобывающей промышленности. Они использовались преимущественно в районах наибольших разрушений: в центральной России, на Украине, в Белоруссии и в Прибалтике. Получается, что аргументы немецкого правительства, приведённые в документах безосновательны, сплошная ложь, почему же она стала возможна? Причина одна пользуясь тем, что население Германии не имела, сведений о содержании Женевской конвенции и тем более об отношении советских людей им было известно только из нацистской пропаганды, и при этом слепо верило своему вождю, можно было писать и говорить, что угодно ведь никто проверять не будет.

III. Отношение к немецким военнопленным “cмepтельных врагов национал-социалистической Германии” – большевиков. Мифы и реальность.

В гитлеровской Германии нацистская пропаганда утверждала, что положение немецких военнопленных в советских лагерях было схоже – голод, холод, тяжкий труд и высокая cмepтность. Гитлер обвинял своего врага, тем самым оправдывая свою жестокость в отношении советских военнопленных. И все послевоенные годы эти утверждения вызываю споры и разногласия. Оправдано ли обвинение Советского правительства в нарушение международных договоров? Мы попытаемся доказать обратное, показав истинную картину, поскольку школьные учебники данную проблему вообще не рассматривают.

На основании документов МВД России по Саратовской области нам известно, что на территории Саратовской области располагались:

  1. Лагерь военнопленных в городе Вольск.
  2. Лагерь военнопленных в городе Энгельс.
  3. Лагерь военнопленных в городе Аткарск.
  4. 3 лагерных отделений лагерей военнопленных в городе Саратов.

Саратовская область была расположена в глубоком армейском тылу, поэтому оправдано появление лагерей немецких военнопленных, что так же соответствует женевской Конвенции об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 г, статьям 9 и 10 запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий.

Списки умерших ПФЛ города Саратова.

национальность количество 12 мадьяр 359
1 немцы 12043 13 хорватов 2
2 австрийцы 425 14 бельгийцев 1
3 итальянцы 1056 15 болгар 1
4 румыны 241 16 голландцев 2
5 венгры 936 17 эстонцев 4
6 поляки 98 18 японцев 1
7 югославы 51 19 литовцев 4
8 чехословаки 70 20 датчан 50
9 словаки 9 21 евреев 50
10 французы 16
11 латыши 3

Такой пёстрый национальный состав немецкой армии, не является ли одной из причин поражения немецкой армии? Но нас больше интересует таблица, с точки зрения высокой cмepтности, с чем же она связано? Может право немецкое правительство? И столь высокая cмepтность связана с жестоким обращением в плену?

Рассмотрим этот вопрос на документах архива по лагерю военнопленных № … города Вольска. В Вольске захоронено 7315 военнопленных, на что есть объективные и субъективные причины: 1.Основной контингент пленных поступал в 1943 году из под Сталинграда, где шли тяжёлые бои, много было тяжелораненых. 2. Спецгоспиталь № … г. Вольска станет центральным, в него свозят больных из Саратовской и приграничных областей.

А как было с содержание военнопленных лагерях?

1) Питание.

Суточное довольствие военнопленных, вводимое в действие с 1 октября 1946 года.

Наименование ППродуктов Един.измерения

№1
Прик.
НКВД
00540

№2
Прик.
НКВД
00540

№3
Прик.
НКВД
00540

№5
Прик.
НКВД
00540

Гаупт.
Вахта
Прик.
НКВД
00540

Хлеб ржаной грамм 670 - 470 370 470
Пшеничный 72%   - 570 200 300 -
Мука плен 2 с   10 10 20 10 7
Крупа разная   90 70 70 100 55
Р. и с.     50 10    
Мак-ны вермишель   10 20 20 20  
Мясо   30 150 80 75  
Рыба   70 20 20 50 25
Сало-комбиж   15 13,4 30    
Масло растит.   5        
Томат-пюре   10 7 10    
Сахар   17 30 20 40 7
Чай натурал.     0,5 0,5 1  
Чай суррогат   2        
Соль   30 20 20 20  
Лавровый лист   0,2 0,2 0,2 0,2  
Перец   0,3 0,2 0,2 0,2  
Горчица     0,3 0,3    
Уксус   2 1 1 1  
Картофель   600 400 300 400 200
Овощи   320 250 200 200 150
Мыло (для всех в месяц)   300 300 300 300  
Мука соевая   30 30 30 30 21
Папиросы         15  
Табак   5 10 10    
Спички (в месяц)   3 3 3 3  
Кур. бумага (в месяц)   5 5 5    
Масло коровье Пачка грамм   30 40    
Сущён. фрукты     10 10 10  
Молоко свежее     300 200    

По норме №1 табачные изделия выдаются только работающим военнопленным

Вывод:

  1. Питание соответствует нормам определённым Советским правительством.
  2. Питание дифференцированное.
  3. Питание разнообразное.
  4. Питание предусматривает нормальное проживание.
  5. В питание не хватает витаминов, отсюда дистрофия и случаи cмepтности.
  6. Вследствие краж, военнопленные не дополучают необходимые продукты питания.

Из приказов по лагерю № ….

“14 июня 1946 г. Было выявлено 61 военнопленный с дистрофическими отёками и около 100 с авитаминозными явлениями. В лагере проводятся мероприятия для решения этой проблемы”. “Всем начальникам лаг. Отделения и нач. санчастей немедленно принять все меры по проведению оздоровительных мероприятий:

проводить сбор дикорастущей зелени: (лука, чеснока, щавеля), ежедневно давать её в пищу военнопленным, тем самым улучшить витаминные и вкусовые качества пищи” “По имеющимся данным ….. взял из хлеборезки, принадлежащие военнопленным 4 буханки хлеба, которые до сего времени не возвратил, также…..при выдаче продуктов на кухню военнопленные не додал 9,5 килограммов мяса-сбоя”

Из воспоминаний Клаус Майера, находившегося в лагере № …:

“Во время пребывания в Саратове и затем в Вольске условия были очень тяжелыми. Эти условия достаточно часто описаны в публикациях о немецких военнопленных в Советском Союзе: голод и работа”

2) Тяжёлый труд военнопленных.

Соглашение Директора учебного хозяйства Вольского агротехникума… и Управлением лагеря № … “За вспашку земли Учхозом, отведённого лагерю на земле колхоза. Лагерь обязуется предоставить квалифицированную рабочую силу военнопленных в количестве 30 человек на 2 месяца в период времени апрель-май. Для выращивания рассады лагерь предоставляет за свой счёт рабочую силу 200 человек на весь период выращивания рассады и до высадки её в поле.

На работу на расстоянии 2 км военнопленные конвоируются на работу и с работы в пешем порядке”.

Договор Уполномоченного Главцемента Наркомата Промышленности Строительных материалов… и Управлением лагеря №… “В распоряжение Уполномоченного Главцемента направляются военнопленные для производства различных заводских работ 1100 человек из них для цементзавода “Большевик” 600 человек, “Красный Октябрь” 150 человек, “Комсомолец” 200 человек, “Металлист” 150 человек. Для нормального размещения контингента военнопленных, завод предоставляет в распоряжение лагеря:

  1. Общежитие для военнопленных пригодное для жилья в зимних условиях, оборудованное 2-х ярусными нарами, вагонного типа, полочками для туалетных принадлежностей, вешалками для одежды, бачками для воды из расчёта 1 бачёк на 30 человек. Нормы площади 2 на 2 метра на человека.
  2. При общежитие устроить умывальню из расчёта 1 сосок на 15 человек
  3. Уборная утеплённая 1 очко на 25 челок с регулярной очисткой.
  4. Кухня оборудована котлами для варки пищи и плитой, бочками для раздачи пищи и прочим необходимым инвентарём. В кухне должна быть кладовая для продуктов.
  5. Столовая оборудованная столами и скамейками хлеборезка, полки для хлеба.
  6. Сушилка для одежды, валенок, белья после стирки, оборудованная вешалка.
  7. Прачечная
  8. Баня не реже 4 раза в месяц.
  9. Помещение для красного уголка, оборудованный столами, скамейками, шкафами для книг.
  10. Противопожарные посты”.

Договор с совхозом “Привольное”…. и Управлением лагеря №….

“18. Рабочий день 8 часов, 1 час обед, при 4 выходных в месяц.
21. Оплата работ выполняемая контингентом лагеря производится совхозом по действующим для совхоза Саратовской области расценкам…”

Договор с тpaкторным заводом “Пионер”…. и Управлением лагеря №…

“Лагерь выделяет 250 человек, для производства погрузочно-разгрузочных работ. Завод обязуется принять все необходимые меры и обеспечить технику безопасности и несёт ответственность за их соблюдение….За перевыполнение норм завод оплачивает лагерю всё предусмотренное для вольнонаёмных рабочих премиально-прогрессивные и прочие надбавки. На всю фактически начисленной заработанной платы рабочей силе работающей на заводе, завод оплачивает 35% начислений”.

Договор с ХОЗО …. и Управлением лагеря №….

“О необходимости выделения 50 человек для заготовки дров в Семёновской лесной даче Белогродненского лесничества. Стоимость работ 11 рублей за один день”

Все эти выполняемые работы соответствуют Конвенция об обращении с военнопленными Женева, 27 июля 1929 г.

При этом были и грубейшие нарушения:

1. Отсутствие полноценного отдыха.

Из докладной записки: “В выходные дни, (обычно воскресенье), военнопленные используются на работах у хозорганов, без последующего предоставления им отдыха в другие дни, а также используются на внутрилагерных работах, так, что в течении дня почти не имеют отдыха”.

2. Не соблюдение правил безопасности.

Из приказа по лагерю №…: “В пэдкомaндировке организованной в совхоз №5 “Большевик”…. Проводилась рыбная ловля силами военнопленных, с нарушением элементарных правил безопасности, люди подобраны не были, никто не проводил инструктажа военнопленным назначенным для ловли рыбы” в результате военнопленный утонул”. “Начальник 1-го лагерного отделения…. Допускает выезд военнопленных в оборванном обмундировании и босыми работать на жел. барже при температуре плюс 30 градусов”. “Свободные военнопленные от работы выгоняются в холодные помещения и там в мокрой обуви находятся до выхода на работу в результате чего больше 6 % ежедневно освобождаются от работы по болезни”

3. Санитарное состояние.

Из приказа по лагерю №… Имеются целый ряд существенных недостатков в работе лаг. отделений. Ещё остаётся большое количество амбулаторных освобождённых…., бельё для военнопленных грязное, матрасы плохо набиты соломой, часть пленных спят совершенно без набитых матрасов, не хватает бочков, для кипячёной воды”. “…Не ведут настоящую борьбу за чистоту и порядок в подразделении, территория зоны захламлена, на пищeблоке грязь,…военнопленные спят на грязных матрасах, масляными куртками укрываются, телесные осмотры не проводятся, а если и проводятся, то формально….24 марта 1946 года, из 7-го лагерного отделения, поступило.21 военнопленный. При проверке оказалась 100% завшивленность. На отделение имеются случаи cмepтности”

Вывод: Так что? Большевики злобные монстры уничтожающие врага? Конечно, нет, в содержании военнопленных проявляется безалаберность, безответственность, что приводит к тяжёлым последствиям. Правительство со своей стороны сделало всё, чтобы пленные содержались в нормальных условиях, нарушения мы видим на местах, что систематически пресекалось и виновные несли наказание. Но бесспopно cмepтность достаточно высокая, отсюда столько на территории Саратовской области захоронений. А немецкие военнопленные были благодарны тем советским людям, работавшим в лагерях и спецгоспиталях, дарили им подарки, сделанные своими руками.

На территории города Саратова существуют 4 немецких кладбища:

  1. Западная окраина г. Саратова на южном склоне в районе северного 3-го Пролетарского посёлка в Заводском районе (существуют) (захоронено 564)
  2. Посёлок Елшанка Ленинский район г. Саратов (построен 9-ый дом) (захоронено 115)
  3. Район 4-ой Дачной Ленинский район г. Саратов (мемориальный комплекс) (захоронено 68/473)
  4. Район 3-й Дачной Ленинский район г. Саратов (неизвестно) (захоронено 655)

Поисковый отряд учеников 9-го класса МОУ СОШ№55, в составе Тумаева И., Морозова И., Тамбовцева М., Мальцева, Белявского С.Н. ведёт поиски захоронения на третий дачной, наверно это и есть самое главное значение нашей работы, когда правнуки победителей ищут моголы побеждённых.

Выводы:

  1. При изучении выше перечисленных учебников мы столкнулись с отсутствием или скудностью информации по данной теме. Российский учитель испытывает трудности при подборе материала. Поэтому приходиться обращаться к архивным данным, воспоминаниям свидетелей, к публикациям в СМИ и Интернете.
  2. В хрестоматии “История Германии XX века” большая часть документов отводиться положению советских военнопленных, а о количестве и судьбе немецких военнопленных не говориться.
  3. Мы считаем что материал, представленный в учебниках и хрестоматии, не всегда может позволить учителю воспитывать в своих учениках чувство толерантности, уважения к другой стране и нации, в результате чего обращение к архивным данным и результатам

Список источников литературы.

  1. Архив “Новейшая история” Саратовской области.
  2. Документы главного управления внутренних дел Саратовской области фонд №87.
  3. История Германии XX века в новом измерении. Сборник документов. Москва. “Олма медиа Групп”.2008г.
  4. К 65-летию Великой победы: взгляд из XXI века. Сборник научных трудов.Новокузнецк.2010г(электронный ресурс: http://www.rusdeutsch.ru/biblio/files/nauch_trud_markdorf.pdf).
  5. Письма немцев и воспоминания бывших солдат вермахта (электронный ресурс: http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/wospominnemsold.htm).
  6. Олег Митрохин. “В преддверии, так сказать...” (электронный ресурс: http://o-mitrohin.livejournal.com/8536.html).
  7. Война Германии против Советского Союза 1941-1945гг: (электронный ресурс: http://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/23.htm).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 17:41:53

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 19:45:43

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 2:34:16

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 19:41:54

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 11:51:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 20:34:52

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 12:22:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 16:21:19

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 6:31:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 16:31:13

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 8:50:53

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 15:12:58

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 19:56:35

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 3:58:19

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 19:25:53

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 20:10:39

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 11:50:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 1:48:44

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 14:59:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 22:26:17

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 22:34:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 7:47:30

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 0:15:13

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 2:45:21

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 12:58:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 20:52:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 3:50:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 13:34:48

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 15:28:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 19:40:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 8:23:50

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 18:18:33

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 18:46:20

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 15:36:41

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 20:56:33

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 0:43:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 23:47:50

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 4:32:17

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 22:38:11

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 18:24:32

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 7:21:12

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 4:29:31

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 7:33:30

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 20:34:34

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 18:33:47

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 10:12:36

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 8:25:18

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 0:32:34

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 19:23:21

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 12:29:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::