Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)
Эпиграф: История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества. (М.Н.Карамзин)
Цели урока (для учителя):
- Овладение учащимися углубленными знаниями о хаpaктере взаимоотношений русского и татаро-монгольского народов.
- Развитие у учащихся интереса и стремления к глубокому изучению исторического материала; умения выступать, доказывать, формировать выводы, вести дискуссию, спорить, отстаивать мнение.
- Воспитание уважения к истории своего и других народов; навыков доведения результатов образовательного процесса до логического конца, такта по отношению к чужому мнению.
Цели урока (для учащихся):
- На основе анализа текстов определить авторскую позицию (взгляд на взаимоотношения Руси и Золотой Орды).
- Сформулировать сущность каждой точки зрения и определить свое отношение к этим позициям.
Доминирующий метод обучения:
- по хаpaктеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый, исследовательский;
- по принципу расчлeнения и соединения знаний – сравнительно-аналитический.
Форма проведения урока: нетрадиционное историческое исследование.
Оборудование урока:
- Карта «Русское государство в 17-18 в.в.»
- Тексты для исследования.
- Карамзин Н. «История государства Российского».
- Соловьев С.М. «История государства Российского с древнейших времен…»
- Гумилев Л.Н. «Апокрифический диалог».
- Учебная литература.
- Рисунки учащихся.
Этапы урока:
1. Целеполагание (на доске записаны тема и цель урока для учащихся).
2. Актуализация знаний
Слова учителя. С появлением работ многих историков, ранее запрещенных, не печатавшихся, но написанных в 18, 19, 20 веках, начинают складываться иные точки зрения на многие исторические события. Одним из таких фактов в истории нашего Отечества являются годы ордынского ига. И сегодня на уроке мы с вами постараемся определить точки зрения историков разных столетий на взаимоотношения Руси и Орды и дать свою оценку этому событию. Урок будет проходить в нетрадиционной форме – историческое исследование. На предыдущем занятии мы подробно говорили с вами об истории Руси в период монголо-татарского завоевания и остановились на проблемном вопросе «Какие все-таки сложились отношения между Русью и Золотой Ордой?» Вы получили опережающее задание: разбившись на группы, ознакомиться с фрагментами работ Карамзина, Соловьева, Льва Гумилева, посмотреть учебную литературу на заданную тему, чтобы на уроке сегодня решить, «что это было: иго или союз?» Вы готовы начать нашу исследовательскую работу? У каждой группы есть исследовательское задание (Приложение 1), которое состоит из 4 этапов:
1 этап: определение авторской позиции,
выбор ключевых фраз, формулировка сущности этой
позиции и представление в рисунке сущности с
использованием емкого образа;
2 этап: анализ позиций и определение
исторического прострaнcтва;
3 этап: определение своего отношения к
позициям авторов;
4 этап: прогноз и анализ доводов иных
позиций.
Группы работают в течение 10 минут.
Затем выполнение заданий 1 этапа.
- Краткая хаpaктеристика Руси и Орды (по 2 минуты).
- Краткая биографическая справка на историка.
- Позиция автора.
- Ключевые фразы.
- Емкий образ (рисунок).
Слово учителя. Итак, мы с вами определили позиции авторов, сущность и емкий образ этих позиций, а сейчас я попрошу вас проанализировать точки зрения авторов, определить историческое прострaнcтво.
Группы выполняют задания 2 этапа.
Учитель. Спасибо! Прошу вас определить свое отношение к позициям авторов: мне кажется, многие не согласны с ними.
Группы выполняют задания на 3 этапе.
Свои точки зрения высказывают несколько учеников (Приложение 2)
Учитель. Прошу вас привести доводы и определить, к какому историческому времени может относиться автор вот этой позиции: «Иго – упущенная возможность стать частью западной цивилизации». Выскажите доводы, подкрепляющие или опровергающие такой взгляд на события 13-15 в.в.»
Ответы учащихся. Учитель делает выводы.
– В результате нашей работы мы пришли к выводу,
что взгляд основан на реалиях современности, а не
на фактах, хаpaктеризующих события и
умонастроение той эпохи, которую мы пытаемся
оценивать.
Попробуйте спрогнозировать иные позиции в
вопросе взаимоотношений Руси и Орды.
Ответы учащихся.
Учитель. Мы с вами убедились, что точки зрения на события различны и зависят от конкретных исторических условий и мировоззрений, поэтому дома необходимо попытаться спрогнозировать и проанализировать доводы предлагаемых позиций, которые записаны у нас на исследовательских листах-заданиях. Спасибо за работу, думаю, сегодня вы определили позицию по этому вопросу. Оценки за участие в исследовании (объявление оценок)
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
28 03 2024 8:58:21
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
27 03 2024 6:21:34
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
26 03 2024 8:55:57
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
25 03 2024 23:20:13
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
24 03 2024 2:24:50
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
23 03 2024 0:47:12
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...
22 03 2024 9:20:58
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
21 03 2024 10:55:19
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
20 03 2024 22:39:20
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
19 03 2024 5:39:33
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
18 03 2024 12:57:38
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
17 03 2024 4:44:35
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
16 03 2024 7:41:42
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
15 03 2024 18:25:54
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
14 03 2024 18:17:12
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
13 03 2024 9:33:22
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
12 03 2024 20:35:22
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
11 03 2024 23:11:39
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
10 03 2024 4:24:18
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
09 03 2024 12:52:37
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
08 03 2024 12:50:24
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
07 03 2024 22:14:51
Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....
06 03 2024 0:29:52
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
05 03 2024 2:29:23
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
04 03 2024 2:38:58
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
03 03 2024 12:31:47
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
02 03 2024 5:33:51
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
01 03 2024 13:54:56
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
29 02 2024 7:14:23
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин». ...
28 02 2024 4:10:18
Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
27 02 2024 22:27:13
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
26 02 2024 6:32:23
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
25 02 2024 17:29:24
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
24 02 2024 10:50:44
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
23 02 2024 11:36:30
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
22 02 2024 18:39:34
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
21 02 2024 18:41:12
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
20 02 2024 12:28:44
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
19 02 2024 3:34:23
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...
18 02 2024 23:22:15
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
17 02 2024 23:51:25
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
16 02 2024 5:18:50
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...
15 02 2024 8:23:59
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
14 02 2024 23:42:24
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
13 02 2024 21:45:25
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
12 02 2024 8:56:42
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
11 02 2024 15:15:46
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
10 02 2024 10:27:13
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
09 02 2024 8:59:28
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
08 02 2024 15:53:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::