Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)
Цель – знакомство с традициями авторской песни, с биографией и творчеством В. Высоцкого.
Задачи:
- Развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия.
- Развивать умение сопереживать, сочувствовать.
- Пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову.
Оформление:плакаты, фотографии (копии); выставка сборников песен и стихов Высоцкого, книг о нем; диски, пластинки с записями песен Высоцкого; свечи, 2-4 гвоздики, гитара.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Под портретом Высоцкого ваза с гвоздиками, стоит стул, на нем лежит гитара.
1. Вступление
Начинает звучать запись песни в исполнении В. Высоцкого «Я не люблю...». (Документальная трилогия. Часть 1.) 2:12
Ведущий 1. Вы, конечно, узнали этот единственный, неподражаемый голос. Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
Ведущий 2. Творчество Владимира
Высоцкого интересно и многогранно. Им написано
более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на
сцене театров, 30 ролей – в кинокартинах и
телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.
Ведущий 1. Так кто же он? Актер, поэт или
композитор? Свой жанр на эстраде он чаще всего
называл авторской песней. Первое свое
стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий
писать свои песни только для своих друзей, чтобы
петь в маленькой дворовой компании. Позднее он
стал писать для широкой аудитории. Это были песни
на разные темы: о войне, философские,
сатирические.
Ведущий 2. В. Высоцкий. «Для меня
авторская песня – это возможность беседовать,
разговаривать с людьми на темы, которые меня
волнуют и беспокоят, рассказывать о том, что меня
скрeбeт по нервам, рвет душу и так далее, – в
надежде, что их беспокоит то же самое. Авторская
песня предполагает непринужденную атмосферу
раскованности, дружественности, свободы».
Прежде чем говорить о творчестве Высоцкого,
познакомимся с его биографией.
2. Краткая биография
Ведущий 1. Владимир Высоцкий родился
25 января 1938 в 9 часов 40 минут. Мать, Нина
Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), –
референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович
Высоцкий, – военный связист. После войны
родители развелись: отец познакомился на
фронте с Евгенией Степановной Лихолатовой и ушел
из семьи. Вскоре второй раз вышла замуж и мать. Но
если мачеха полюбила мальчика и смогла стать
ему родным человеком, то отношения с отчимом не
сложились. Чтобы не дошло до конфликта, отец
забрал сына в Германию, куда его направили после
войны. Вернувшись на родину, они поселились в
квартире Евгении Степановны – в доме № 15 в
Большом Каретном переулке, о котором Владимир
Семенович впоследствии столько писал и
рассказывал.
Ведущий 2.Летом 1956 года поступил в
Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на
актерское отделение, в июне 1960 года закончил
обучение и устроился в Московский драматический
театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр. В
мае 1958 года женился на студентке Школы-студии
МХАТ Изольде Жуковой.
Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с
киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй
женой. В ноябре 1962 года у них родился первый сын
– Аркадий. В августе 1964 года – второй
сын – Никита.
Ведущий 1.С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен. Высоцкий снимается в кинофильмах.
3. Владимир Высоцкий и Марина Влади.
Ведущий 3.В июле 1967 года в Москве
Владимир Высоцкий познакомился с французской
киноактрисой Мариной Влади. В первый день их
знакомства он весь вечер пел для нее свои песни
под гитару. 1 декабря 1969 года они поженились, но
это был трудный союз. У Высоцкого остались дети
от первого бpaка и у Марины – тоже. Положение еще
осложнялось и тем, что Марина Влади жила и
работала в Париже. Их обоих соединял только
телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и
ночи, пел в телефонную трубку только что
написанные песни, признавался в любви. Когда же
им удавалось все-таки встретиться, на гастролях
или же когда Марина приезжала в Союз, то они были
просто счастливы.
Ведущий 4. «Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала...» Ясно, что большая
любовь вдохновила Высоцкого на создание
своеобразных по духу и хаpaктеру лирических
музыкально-поэтических произведений, которые
обогатили своими мелодиями, содержанием, формой
его песенное творчество.
Звучит запись песни «Дом хрустальный» (2:26)
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи.
Звучат песни в исполнении Высоцкого и Марины
Влади.
(Документальная трилогия. Часть2. «Сказка о
любви». Раздел 6, 13.)
4. Песни-роли
Ведущий 1. У Высоцкого есть песни,
которые чем-то похожи на роли. Он торопился,
примерял на себя одежды, хаpaктеры и судьбы
других людей – смешных и серьезных,
пpaктичных и бесшабашных, реальных и выдуманных.
Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и
жизненные принципы, демонстрировал их способ
мыслить и манеру говорить. Он импровизировал,
увлекался, преувеличивал, был дерзок и
разоблачал, одобрял и поддерживал.
Ведущий 2. По-настоящему хозяином он был
только на концертах. На концертах он всегда
работал в полную силу. Каждый концерт, как
последний. Исполняя песни, Высоцкий мог быть
тонким и лиричным, а мог – грохочущим, резким.
Казалось, еще секунда – и рухнет потолок, и
взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав
напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется и
умрет прямо на сцене... Казалось, на таком нервном
накале невозможно петь, нельзя дышать. А он пел!
Он дышал.
Звучит запись песни «Охота на волков» (3:16)
5. О войне
Ведущий 1. В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней и писал так, как будто сам принимал в ней участие.
«Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали», – говорил Высоцкий, отвечая на вопрос, почему он, не воевавший, пишет о Великой Отечественной войне.
Ведущий 2. Песни Высоцкого о войне – это монологи настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Запись песни «Братские могилы» (1:14)
Ведущий 1. Эта песня о братских могилах впервые прозвучала в 1966 году в фильме «Я родом из детства». В ней судьбы героев, действительно, сливались в одну общую судьбу, в единый массовый героизм. Люди плакали, слушая песню. Но это были слезы, смешанные с патриотической гордостью и с искренним восхищением.
Ведущий 2. Солдаты Победы не дрожат над своей жизнью, не пытаются спастись, не ищут славы и наград. Для них признание заслуг не имеет значения. Для них Родина, победа, дружба дороже собственной жизни, известности и благополучия. И поэтому они непобедимы.
6. Экстремалы
Ведущий 1. Есть еще одна грань творчества Высоцкого – спортивные песни. Здесь, как и в других песнях, Высоцкий пел про людей мужественных, настойчивых и целеустремленных. Это и альпинисты, «живущие в его Стране Романтики», и хоккеисты, делающие свое дело более профессионально, чем канадские профессионалы, и штангист, готовящий себя к рекорду, и прыгун в высоту. Высоцкий вообще любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: «Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так».
Ведущий 2. Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.
... Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Ведущий 1. Горная тема – одна из самых любимых тем для самого Высоцкого. Горные песни чисты и величественны, как сами горы. Герои этих песен умеют бороться со страхом и шаг за шагом преодолевают его.
Звучит песня «Исчезла дрожь в руках» (2:48)
Ведущий 2. В этих строках хорошо видно, как на смену страху и разъедающим душу сомнениям приходит вера в себя, уверенность в собственных силах. Только справившись со страхом, человек понимает, что нет непреодолимых преград, что у него есть своя неповторимая дорога, что настанет день и он будет первым на какой-нибудь из вершин.
Ведущий 1. Умение дружить украшает всех героев Высоцкого. Но самая лучшая песня о дружбе – горная. Высоцкий предлагает точный и многократно испытанный рецепт проверки друга на прочность и дружбы на истинность.
Звучит запись песни «Песня о друге» (1:56)
Да, настоящий друг познается в опасном деле и умеет бороться до самого конца. С этим трудно не согласиться.
Ведущий 2. Морская тема не менее важна, чем горная, хотя многие современные исследователи творчества Высоцкого уделяют ей гораздо меньше внимания. «Моя любимая тема – моряки», – говорил сам Высоцкий.
Звучит запись песни «Спасите наши души» (4:22)
7. «Я не люблю, когда мои песни поют другие…».
Ведущий 3. В одном из интервью Высоцкий сказал: «Я не люблю, когда мои песни поют другие…».
Интервью с В. Высоцким. (Документальный фильм «Мне есть, что спеть…», сторона 2, заголовок 6, раздел 5)
Действительно, песни Высоцкого невозможно исполнить никому другому, хотя за это брались порою очень хорошие певцы, вкладывали в каждую все свое умение, весь свой темперамент и опыт. Конечно, Высоцкий пел, как никто другой. И мало кто рискует выступать с его песнями. По общему мнению, у всех подражателей получается гораздо хуже, чем у Высоцкого. Песня все равно получается какой-то другой, разученной, взятой напрокат, хотя манеру, конечно, можно было бы скопировать. Манеру – можно, а душу – нельзя...
Ведущий 1. 25 июля 1979 года Владимир Высоцкий пережил клиническую cмepть ровно за год до cмepти. Он умер 25 июля 1980 года от инфаркта и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты — труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.
Ведущий 2. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о cмepти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации пpaктически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о cмepти и дате гражданской панихиды, небольшой некролог в газете «Советская культура» и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России». Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о cмepти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»
Звучит фрагмент песни «Памятник» (1:06)
Ведущий 3. 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне «Кони привередливые».
Звучит фрагмент песни «Кони привередливые» (с 0:10 по 1:50)
Ведущий 1. В этом же году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера – ВЛАД ВЫСОЦКИЙ. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера Владимира Высоцкого.
Ведущий 2. Высоцкий – дитя стихий. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит – жизни и здоровья. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех.
Ведущий 3. Популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это обусловливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов.
Ведущий 4. Высоцкий – это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу...
Зажигаются свечи. Звучит запись песни «Оплавляются свечи» (2:03) или «Прерванный полет» (4:45)
Список литературы:
1. Высоцкий, Владимир Семенович [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Короткова, М. В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс) [Текст]: Пособие для учителей/М. В. Короткова. – М.: ЦГО, 2000. – С.103.
3. Лянцман, О. Я. Литература. 7-11 классы. Здесь живет театр [Текст]:программы, занятия кружков, элективный курс/авт.-сост. О. Я Лянцман.- Волгоград: Учитель, 2009. – С. 83-85.
4. Творчество Высоцкого [Электронный ресурс] http://www.alroslav.ru/vysotsky/tvorchestvo-vysotskogo.php
5. Творчество Владимира Высоцкого [Электронный ресурс] http://5ballov.qip.ru/referats/preview/22114?referat-tvorchestvo-vladimira-vyisotskogo
6. Творчество В. С.Высоцкого [Электронный ресурс] http://refak.ru/referat/7509/
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
28 03 2024 4:26:44
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
27 03 2024 4:42:44
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
26 03 2024 21:15:55
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
25 03 2024 17:37:47
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
24 03 2024 11:17:58
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
23 03 2024 23:18:32
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
22 03 2024 7:30:44
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
21 03 2024 11:28:13
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...
20 03 2024 22:58:46
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
19 03 2024 6:47:11
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
18 03 2024 5:25:25
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
17 03 2024 10:23:24
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
16 03 2024 5:23:22
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
15 03 2024 1:14:57
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
14 03 2024 5:14:29
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
13 03 2024 19:28:11
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
12 03 2024 12:35:46
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
11 03 2024 12:15:37
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
10 03 2024 22:12:26
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
09 03 2024 5:30:33
На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
08 03 2024 7:15:45
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
07 03 2024 7:52:53
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
06 03 2024 2:51:13
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
05 03 2024 12:24:32
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
04 03 2024 12:39:32
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
03 03 2024 10:52:15
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
02 03 2024 13:43:47
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...
01 03 2024 9:19:20
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
29 02 2024 6:52:36
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
28 02 2024 14:18:12
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
27 02 2024 11:36:34
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
26 02 2024 11:56:39
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
25 02 2024 10:33:35
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
24 02 2024 22:23:27
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
23 02 2024 17:20:36
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
22 02 2024 21:51:25
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
21 02 2024 13:24:22
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
20 02 2024 16:14:33
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
19 02 2024 0:26:27
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
18 02 2024 8:58:45
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
17 02 2024 23:39:10
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...
16 02 2024 10:26:17
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
15 02 2024 15:36:43
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
14 02 2024 1:35:35
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...
13 02 2024 16:33:32
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
12 02 2024 1:56:57
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
11 02 2024 21:41:37
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
10 02 2024 21:51:37
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
09 02 2024 22:19:59
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
08 02 2024 15:22:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::