Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

На доске плакат:
“Имеет каждый век отличительную черту. Нынешний ознаменовался революционными
идеями.
Дух преобразования заставляет… везде умы клокотать.
П.Пестель”
Цели урока:
- воссоздать колорит эпохи, показать факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма;
- раскрыть понятие высокого в истории и поэзии;
- показать героику подвига, воссоздать их групповой портрет;
- раскрыть романтику их творчества, углубить понятие революционного романтизма;
- ввести понятие революционного романтизма.
Оборудование:
- портреты декабристов, их высказывания, анализируемые тексты, дневники, письма, произведения поэтов-декабристов; толковые словари;
- Библия, исторические документы(программные документы “Союза благоденствия и др.)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Декабризм можно рассматривать как антиправительственный мятеж офицеров, т.е. вести речь об идеологических взглядах участников “Союза Спасения”, “Союза благоденствия”, о подготовке и ходе вооружённого выступления на Сенатской площади 14.12.1825 года, о казни, ссылке. Но декабризм можно рассматривать и как фактический исторический поступок. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что это были люди действия, реального поступка. Готовность к поступку – самая заметная черта в облике декабристов. Литературным центром декабристов было “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику”(Н.Тургенев,М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”.Их печатными органами были “Труды “Вольного общества любителей словесности “, альманах А.Бестужева и К.Рылеева“Полярная звезда”(1823-1825г.г.), “Мнемозина” В.Кюхельбекера(1824г.),“Русская старина” А.Корниловича и В.Сухорукова(1825г.)Среди декабристов-литераторов были и разногласия, но было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей. Поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. Они с большей поэтической силой говорили о революционной роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении . В лирике и поэмах они показали образ положительного героя, который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследство декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.Шелгунов помещает статью К.Рылеева “Гражданин” в своей прокламации “К молодому поколению”. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими прославленными словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”– и пишет поэму о декабристах. При очевидной общностидекабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово. Среди них В. Раевский, В.Кюхельбекер обратили взоры к истории, вниманию к слову.
2. Чтение учителем стихотворения А.Одоевского “умирающий художник”.
Вопросы:
– Каким вам видится А.Одоевский?
– Почему песня не допета?
– О чём говорит метафора “…кистью смелой”?
3. сообщение цели урока:
1. а) воссоздать эпоху декабризма в личностях поэтов и их творчестве, постигнуть, героику их подвига, высокий строй их душ;
б) понять смысл их противоречий; работа над высказываниями А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля.
Высказывания:
1. “Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа “(А.А.Бестужев – Марлинский”).
2. “С народом всё можно, без народа ничего нельзя “(П.Пестель).
Вопросы:
– О какой революции идёт речь? Что вы о ней знаете?
– Почему спopным оказался вопрос о народе? (выводы по каждому этапу урока дети записывают в тетрадь)
Ответы:
– Патриоты и свободолюбцы, декабристы много думали о тяжёлой судьбе народа, мечтали о его освобождении;
– боязнь самостоятельного народного движения , неверие в его силы (народ – слепая и неорганизованная сила), мысли о том, что “бурный мятеж” способен смести всё; – поиск средств, которые привели бы к победе революции без участия народных масс. Понимание наиболее продвинутыми декабристами, что это невозможно.
3. Работа с историческими документами.
Декабристы воспитаны на идеях Просвещения, они избирают путь тайных обществ (работа над приложением №2.Они лежат у каждого на парте).
Вывод:
Они верили в силу разума и считали возможным и необходимым воздействовать на “общее мнение”, прежде всего посредством литературы (введение понятия “народность”). Народный дух, героика видится декабристам в фольклоре, русском героическом эпосе.
4. Сравнительный анализ литературных текстов.
Вспомним творение русского героического эпоса (“Слово о полку Игореве”)
– Каковы его ведущие моменты?
Перед вами текст. Это “Мстислав Мстиславович (П. Катенин).
– Каков жанр произведения? (Историческая баллада)
– Что можно сказать о его назначении? (Акцент на внутреннем мире личности)
– Что роднит балладу П.Катенина со “Словом…”? (Стилистика)
Как проявляется в творчестве П.Катенина народность? (Внимание к русскому национальному хаpaктеру)
5. Работа с ключевым словом урока – “высокое”.
Роль языка. Вновь обратимся к Уставу. В нём был целый раздел “ Слово…”
Учитель зачитывает цитату: “ Посредством слова можно превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости. Члeны, занимающиеся словесностью, должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из вида ,что истинно изящное есть всё то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства.
–Какая мысль привлекла в этом пункте Устава ваше внимание?(Мысль о высоком).
6. Работа со словарём.
– Что есть “высокое”? Найдите в толковом словаре ответ и запишите в тетради. – А ЧТО есть “высокое” в истории? – Составьте самостоятельно словарную статью к слову “высокое” в его историческом понимании. – А в литературе? Какие жанры можно отнести к высоким? (Баллада, ода).
Обратите внимание, что в литературе столь же высокий по своему внутреннему содержанию образ Поэта.
– Сопоставительный анализ поэтического текста и библейского.
– Как тема Поэта решалась в литературе?
– Как в поэзии Кюхельбекера? – Почему “Участь поэта” – ода?
– В чём идеал поэта-декабриста? (Словом заставить задрожать тиранов)
Ещё одна грань в творчестве декабристов – образ поэта-пророка.
Работа со словарем.
– Кто такой “пророк”? Записать в тетрадь.
Следует правильно понять и оценить пристрастие поэтов-декабристов к темам и образам, заимствованным из Библии. “Библия и Евангелие есть республиканский кодекс в устах искусного толкователя? (вспомнить об этом): стихотворение Г.Державина “Властителям и судиям”.
А теперь обратимся к стихотворению Ф.Глинки. По жанру – это послание. – К кому оно обращено? (Глинка обращается к Богу как к гражданину, который сочувствует идеалам политической борьбы. Он призывает к активности, к действиям. Псалмы Глинки будили гневные эмоции, они звучали как призыв к действиям сограждан. Это литература призвана воспитывать.)
– Как называются произведения, где ярко подчёркнуты назидательные, воспитывающие читателя цели?
– К какому литературному произведению можно отнести такую литературу?
Вывод: Глинка убеждён, что с помощью искусства можно разрешать конфликты между человеческими страстями нравственным долгом. Аллегория его насыщена атмосферой эмоций, обращена в глубины человеческой души, он открывает её сокровенную тайну. – Какую? (Разлад между земным бытиём и мечтой об идеале.)
– Какому литературному направлению это свойственно? (Элегии.) “Уже занимается заря свободы словесности и нравственности”.
– Что знаете о жанре элегии?
– Каков её лирический герой?
А теперь проследим мысли, чувства и настроения лирического героя стихотворения “К NN”.
– Что нового привносит поэт в жанр элегии? (Гражданственность, самоотречение от любви во имя долга, облик революционного романтика.)
7. Углубление историко-эстетических понятий.
“Ежедневная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству…”
К.Рылеев (один из руководителей восстания) скажет о себе: “Я не поэт, но гражданин”. – В каком произведении мы встречались с концепцией воспитания гражданина? (В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева)
– Каким видит гражданина Рылеев?
Анализ оды “Я ль буду в роковое время…”
8. Итог урока.
А) Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового в России типа человека – человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела. Развитие декабристской литературы было насильственно прервано. Она была разгромлена вместе с политическим движением. История декабризма, а вместе с тем и история декабристской литературы, не заканчивается 14.12 1825г.
Чтение стихотворения В.Кюхельбекера как продолжение идей и идеалов декабризма “Тень Рылеева”.
Приложение 1, Приложение 2
Список литературы.
- Антология “Декабристы”, т. 1. Л.,1975 г.
- А.Корнилов. Курс истории России XIX в., М.,1993.
- Литература в схемах и таблицах.
- Библия.
- Ожегов. Словарь русского языка.
Методическое обоснование урока.
При составлении урока учитывалась специфика каждого гуманитарного предмета: литературы и истории, т.к. они в системе выполняют очень важную функцию. История раскрывает прострaнcтвенно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса. Учащиеся изучают части эволюционного развития общества . Литература позволяет установить диалог в историко-культурном прострaнcтве .Дети учатся выражать мироощущения в слове, становятся участниками развития общечеловеческой культуры. Задания на уроке составлялись, исходя из указанных предметных особенностей. Так, в уроке присутствовали сравнительный анализ литературных текстов, поэтического и библейского, наблюдались закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственные связи происходящих в истории событий и явлений. Художественные идеи времени связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, изменялись во времени и хранили память об истоках. Работа с эстетически параллельными текстами на уроке позволяет осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую и авторскую индивидуальность. Положительную роль на уроках сыграла работа со словарём. Учащиеся увидели картину литературного развития в целом.
Понимания исторической эпохи дают высказывания А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля, К.Рылеева, а также работа с историческими документами – Уставом “Союза благоденствия”, чтение Библии и Евангелие, введение понятия “народности”, работа с ключевым словом на уроке-“высокое”. Углубление историко-эстетических понятий происходит при анализе оды К.Рылеева “Я ль буду в роковое время”, где её постоянной идеей было “пробудить в душах своих соотечественников” чувство любви к Отечеству и как итог – чтение стихотворения В.Кюхельбекера “Тень Рылеева” – продолжение идей и идеалов декабристов.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
25 01 2021 23:51:35
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
24 01 2021 4:40:24
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
23 01 2021 12:20:21
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
22 01 2021 20:22:53
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
21 01 2021 1:58:57
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
20 01 2021 0:42:43
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
19 01 2021 1:54:20
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
18 01 2021 7:29:37
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
17 01 2021 8:11:51
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
16 01 2021 19:51:33
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
15 01 2021 1:10:34
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
14 01 2021 8:39:22
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
13 01 2021 23:36:59
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
12 01 2021 8:58:13
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
11 01 2021 21:38:14
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
10 01 2021 0:19:22
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя.
...
09 01 2021 7:36:11
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
08 01 2021 12:33:48
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
07 01 2021 2:21:59
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
06 01 2021 12:26:55
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
05 01 2021 4:46:24
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
04 01 2021 17:36:49
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
03 01 2021 2:53:49
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
02 01 2021 14:51:38
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
01 01 2021 17:29:50
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
31 12 2020 4:19:15
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку.
Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
...
30 12 2020 3:15:14
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
29 12 2020 1:31:14
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала.
...
28 12 2020 14:12:22
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
27 12 2020 5:17:57
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
26 12 2020 0:10:34
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
25 12 2020 13:35:16
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
24 12 2020 7:27:23
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
23 12 2020 21:42:20
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
22 12 2020 22:54:53
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
21 12 2020 2:37:31
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
20 12 2020 2:17:48
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
19 12 2020 21:35:17
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
18 12 2020 11:53:26
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
17 12 2020 6:11:59

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
16 12 2020 22:37:49
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
15 12 2020 19:48:15
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
14 12 2020 23:10:46
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
13 12 2020 5:59:32
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
12 12 2020 18:26:28
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
11 12 2020 14:31:39
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
10 12 2020 20:35:10
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани.
...
09 12 2020 19:30:30
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
08 12 2020 16:32:28
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
07 12 2020 20:49:10
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
06 12 2020 5:32:56
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
05 12 2020 8:55:54
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
04 12 2020 12:23:59
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
03 12 2020 12:10:38
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
02 12 2020 22:36:19
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
01 12 2020 7:55:52
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
30 11 2020 5:56:23
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
29 11 2020 0:26:30
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
28 11 2020 21:33:34
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
27 11 2020 1:27:34
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
26 11 2020 16:42:35
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
25 11 2020 23:20:33
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
24 11 2020 2:25:59
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
23 11 2020 18:48:11
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
22 11 2020 21:56:15
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
21 11 2020 16:36:40
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
...
20 11 2020 2:15:30
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
19 11 2020 6:17:46
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
18 11 2020 8:20:52
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
17 11 2020 18:55:16
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
16 11 2020 16:17:27
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
15 11 2020 5:21:53
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
14 11 2020 0:41:43
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
13 11 2020 18:57:44
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
12 11 2020 22:31:41
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
11 11 2020 14:44:22
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
10 11 2020 14:54:21
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
09 11 2020 3:12:49
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
08 11 2020 12:12:13
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
07 11 2020 20:27:26

Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
06 11 2020 19:58:45
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
05 11 2020 12:37:35
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
04 11 2020 18:55:59
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
03 11 2020 13:34:23
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
02 11 2020 10:17:39
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
01 11 2020 2:26:29
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
31 10 2020 0:33:23
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
30 10 2020 16:14:48
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
29 10 2020 5:15:53
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
28 10 2020 4:55:17
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
27 10 2020 9:16:35
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
26 10 2020 11:29:55
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
25 10 2020 5:45:32
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
24 10 2020 5:18:50
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
23 10 2020 18:58:36
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
22 10 2020 13:28:15
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
21 10 2020 18:55:18
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
20 10 2020 3:38:57
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
19 10 2020 2:22:42
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
18 10 2020 0:36:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::