Начало монголо-татарского вторжения
Цель: в ходе анализа предлагаемого материала дать возможность учащимся поразмышлять, осознать серьёзность надвигающейся опасности на Русь; содействовать более глубокому пониманию трагического исхода для Руси битвы на Калке, могла ли она закончиться иначе?
Задачи.
1. Рассказать о возникновении и завоеваниях монгольской империи.
2. Разъяснить причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии; причины поражения русских войск на Калке.
3. Развивать логические умения учащихся через выделение причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, ассоциативное мышление.
4. Воспитывать любознательность, интерес к предмету,чувство патриотизма и любви к Родине.
Основные понятия и термины: хан, нукеры, найоны, араты, тьма (тумен), яса, курултай, улус.
Тип урока: изучение нового материала (тематическая лекция).
Оборудование урока:
- презентация;
- учебники по истории:
- А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс, Москва “Просвещение” 2006 год.
- Загладин Н.В., Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ в. Учебник для 10 класса – М.: “Русское слово”, 2003.
- карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке”.
Этапы урока.
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала. Работа со слайдами и учебником. Анализируя новый материал, учащиеся отвечают на проблемные вопросы.
3. Рефлексия.
4. Закрепление изученного материала (тестирование или блиц-викторина).
5. Опережающее задание на следующий урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (урок - звено в блоке, поэтому предполагает опору на предыдущие знания учащихся и на их самостоятельную работу).
- Ребята, мы переходим к изучению третьей главы “Русь в XIII-XV вв.” - это время становления новой Российской государственности в условиях раздробленности и внешней опасности с Запада и Востока. Сегодня мы поговорим о надвигающейся угрозе с Востока, с монгольских степей.
Презентация 1. (Слайд 1)
Тема урока: "Начало монголо-татарского вторжения"
(Слайд 2)
План изучения нового материала:
1. Рождение монгольской империи.
2. Чингисхан.
3. Завоевания монголов.
4. Трагедия на Калке.
Ребята, вы должны сегодня узнать:
- где и когда возникла монгольская империя, в каких условиях происходило формирование государственности;
- Чингисхан как историческая личность, его роль в мировой истории;
- завоевания монголов были грандиозными и их завоёванные территории превышали в 4 раза завоевания Александра Македонского. Вы должны уметь перечислить завоёванные территории.
- первая встреча русских князей с монголо-татарами произошла на р. Калка, которая закончилась трагедией. С поля битвы вернулся лишь каждый десятый. Почему русская рать проиграла битву?
(Слайд 3)
Определяется главная проблема для обсуждения на этом уроке.
Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии.
(Слайд 4)
П. Изучение нового материала.
Показать учащимся презентацию, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.
1. Рождение Монгольской империи.
Урок начать с вопроса “где и когда возникла монгольская империя?”. Во 2-й пол. XII – начале XIII века в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии (к северу от Китая) проживали монгольские племена:
- монголы;
- татары;
- кереиты;
- меркиты;
- найманы.
После рассказа учителя с опорой на слайд №4 учащиеся с лёгкостью отвечают на поставленный вопрос “где и когда возникла монгольская империя?”.
По такому же принципу учащиеся отвечают на вопрос “почему племена монгольской степи называли монголо-татары?” (т.к. монголы и татары были самыми многочисленными).
- Монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах – юртах, городов не строили. К концу ХII века племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, появлялась частная собственность. Начинает выделяться родоплеменная знать: вожди, старейшины, князья, которые остро нуждались в боевых дружинах для защиты и завоевания новых пастбищ. Поэтому возникновение и развитие государственности носило военизированный хаpaктер.
Попробуйте найти отличие в развитии государственности у Восточных славян и монголов.
Ребята пытаются ответить, а учитель наводит на правильные ответы, акцентируя их внимание на веке и главных занятиях: “В каком веке возникло государство у восточных славян?”, “Что было их главным занятием?”.
После диалога учитель выводит правильные ответы на слайд, а дети сравнивают их со своими записывают в тетрадь где, когда проживали монгольские племена и их главное занятие.
1. Возникло позже, чем у восточных славян (IX в. у нас и XII в. у них).
2. Восточные славяне вели осёдлый образ жизни, а не кочевой.
3. Военизированный хаpaктер государственности скорее сходство, чем отличие.
(Слайд 5)
Работа с учебником стр. 147 (последний абзац)
- Военизированный хаpaктер общества прослеживается через социальное расслоение. Среди монголов выделились главы племён - ханы. Рядом с ними встали и помогали им нойоны. У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. Поэтому ханы и нойоны нуждались в нукерах и подчинили себе аратов. Точно также происходило и у славян. Попробуйте при помощи учебника выстроить такую же схему только славянского общества.
(Слайд 6)
Почему военизированный хаpaктер государственности в отличие от славян, был с самого начала? (Работа с учебником стр. 148 + рассказ учителя)
- В монгольском обществе велось кочевое хозяйство и не строились города. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью – иначе им грозила cмepть от голода.
- С раннего детства жизнь монголов связана с лошадьми.
Лошадь: средство передвижения; друг на охоте и войне; мясо и молоко.
“Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”.
- Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами. Они крепкие, ловкие, смелые, мужественные.
- Ханы использовали особенности своих соплеменников – их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Это были уже готовые воины.
Почему же государственность монгол с самого начала носила военизированный хаpaктер?
Учащиеся отвечают: “Потому что их главное занятие скотоводство и борьба за пастбища вынуждала их с самого детства сидеть в седле и метко стрелять, т.е. быть воинами.
(Слайд 7)
2. Чингисхан - Тэмучин.
- В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин (ему не было и 30-ти лет). Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.
Работа с учебником стр. 148
- Прочитайте, дайте оценку личности Тэмучина и ответьте на вопрос: отличался ли он от лидеров других раннефеодальных государств Западной и Восточной Европы? (Уч-ся быстро находят ответ)
- Силой, жестокостью и хитростью он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию, которая покорила многие страны и народы.
(Слайд 8-10)
Тэмучин и его реформы
Чтобы укрепить свою территорию и завоёванные племена Темучин проводит ряд реформ.
1. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице.
2. Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток состоял из члeнов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный не попадал в воины.
Поэтому в бою монголы были упopны и отважны. Была установлена жёсткая дисциплина.
(Слайд 9)
3. Темучин создает армию.
Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Он создал личную гвардию, которая делилась на “ночную” и “дневную” + привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов.
(Слайд 10)
4. Войско состояло из легкой конницы (кожаные доспехи, на вооружении кривая сабля, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука (лёгкие и тяжёлые стрелы) и тяжелой конницы (всадника защищает кольчуга и шлем. Длинное копьё, прямой меч. Лошадь покрыта шкурами). По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.
5. Продолжал подчинять себе племена. Последними были татары.
(Слайд 11)
В начале XIII века в 1206 г. на съезде монгольской знати - курултае - Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.
Так зародилось новое государство, впоследствии ставшее самой большой державой в мировой истории.
(Слайд 12)
3. Завоевания монголов.
Используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:
• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.
• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.
- В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
- В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
- В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.
Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.
(Слайд 13-14)
Войско Чингисхана
Чингисхан создал мощную армию.
Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Византия для варварских славянских племён. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлёк к себе на службу китайских учёных, военных специалистов.
Значения завоевания Китая:
1. Введена уйгурская письменность.
2. На службу китайские учёные + военные специалисты.
3. Использовали китайскую военную технику:
- стенобитные машины
- камнемётные орудия
- огнемётные орудия
(Слайд 14)
- Превосходная разведка через купцов, путешественников, тайных агентов.
- Угнетающее психологическое воздействие на врагов оказывали жестокие расправы.
Вывод: Чингисхан использовал опыт и знания каждой покорённой страны, что ещё более усиливало его империю. На мощь Монгольской империи работали все завоёванные народы.
(Слайд 15)
Вопрос урока: “Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии”.
Ответ: преимущества монголо-татарской армии.
(Слайд 16)
В чём заключалось преимущество монголо-татарской армии?
(Учащиеся должны поэтапно восстановить все новшества и тактики монголо-татар их хитрости)
1. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств.
2. Десятичная система организации армии.
3. Железная дисциплина. Коллективная ответственность за поведение в бою (яса).
4. Жестокость. Тактика устрашения врага.
5. Превосходная разведка.
6. Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.
(Слайд 17)
4. Трагедия на Калке 1223 год
Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.
Задание:
- найдите на карте место первой встречи русских князей с монголо-татарами;
- вспомните, почему Русь напоминает лоскутное одеяло? (Ребята говорят о раздробленности, отмечая как не к стати сепаратистские настроения князей)
Страшная угроза нависла над Русью.
(Слайд 18)
- В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям
за помощью. “Нашу землю сегодня отняли, а завтра вашу возьмут!”.
Как вы думаете, помогут ли русские князья половцам?
(Слайд 19)
Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.
Почему так мало?
1. Князья не доверяли своим старинным противникам.
2. Восприняли монголов как очередных степняков-кочевников, коих они и раньше били.
3. Была уверенность, что сила русского оружия сильнее пришельцев.
4. Русь переживала период раздробленности.
(Слайд 20-22)
Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).
- Определите недостаток организации русского войска.
Причины поражения:
1. Несогласованность действий
2. Отсутствовало единого комaндования.
3. Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
4. Незнание мощи и военных хитростей монголов.
Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.
(Слайд 23)
Монголы овладели огромной территорией – от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил её между сыновьями на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый). “Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, спит на животах их женщин, любуется слезами людей, им близких”.
В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу “к последнему морю”. Cмepтельная угроза нависла над Русью.
- Почему, именно в это время, монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?
(Они поняли, что Русь слаба из-за раздробленности)
III. Рефлексия.
- Какие уроки Русь должна была вынести из поражения на Калке?
- Когда и где произошла первая встреча русских с монголо-татарами? (1223 г.) А когда они принимают решение идти на Запад? (1235 г.) Соответственно, сколько лет между этими датами? (12 лет). Можно ли было за это время подготовиться к встрече с монголо-татарами?
- Предложите прогноз: можно ли было изменить историю и как бы развивались события, если бы Русь вынесла уроки из поражения на Калке?
IV. Закрепление изученного материала.
I вариант.
Тестовое задание (раздаётся каждому ученику)
1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:
а) их многочисленностью;
б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;
в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;
г) хорошо поставленной разведкой;
д) применением военных машин;
е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
2. Битва на Калке произошла:
а) до первого крестового похода в Европе;
б) после гуситских войн в Чехии;
в) после принятия христианства на Руси;
г) во время правления Владимира Мономаха?
3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:
а) были уничтожены оросительные системы;
б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;
в) замерла торговля;
г) уничтожены плодородные оазисы;
д) пришли в упадок города;
е) сократилась площадь обpaбатываемых земель.
Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
(Слайд 24)
II вариант.
Блиц-викторина (фронтальный опрос)
1. Что произошло в известные вам даты: 1206 г.; 31 мая 1223 г.; 1235 г.
2. Что означают данные понятия: курултай; тумены (тьмы); Чингисхан, хан, нукеры, найоны; яса, улус
3. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монголо-татарской армии:
- Кочевой образ жизни.
- Десятичная система армии.
- Железная дисциплина (яса).
- Тактика устрашения.
- Использование опыта Китая .
4. Определите причины поражения на р. Калка.
- Несогласованность действий.
- Отсутствовало единого комaндования.
- Бегство половцев, которые смяли своим беспорядочным отступлением русские полки.
- Незнание мощи и военных хитростей монголов.
(Слайд 25)
V. Опережающее домашнее задание:
§ 19 + сообщение “Александр невский” или “Крестоносцы”.
Интернет ресурсы:
http://www.old.kspu.ru/ffec/hist/gloss/gloss.html
http://www.islamsyzran.ru/news/414-musulmane-tatarstana-molyatsya-o-nisposlanii-dozhdya.html
http://qualityjunkyard.com/2009/02/28/mosque-in-brunei-sultan-omar-ali-saifuddin-mosque/
http://www.posylka.ru/catalog.php?item=46&=&page=11
http://games.cnews.ru/trophy/golden_horde/aac
http://biografiya.org/eng/g/chingisxan-genghis-khan/index.php
http://subscribe.ru/archive/home.child.cblh/200903/28215102.html
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
18 03 2024 17:42:59
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
17 03 2024 11:13:49
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
16 03 2024 17:15:19
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
15 03 2024 5:48:14
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
14 03 2024 17:21:52
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
13 03 2024 11:32:18
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
12 03 2024 7:55:17
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
11 03 2024 12:54:15
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
10 03 2024 6:35:27
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
09 03 2024 15:34:53
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
08 03 2024 22:15:20
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
07 03 2024 13:40:20
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
06 03 2024 1:43:55
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
05 03 2024 18:45:18
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...
04 03 2024 8:28:50
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
03 03 2024 20:46:55
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
02 03 2024 11:59:56
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
01 03 2024 19:36:56
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
29 02 2024 17:17:36
Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
28 02 2024 12:34:56
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
27 02 2024 18:35:33
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
26 02 2024 9:11:19
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
25 02 2024 19:14:47
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
24 02 2024 22:37:46
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
23 02 2024 3:47:35
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
22 02 2024 10:51:28
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
21 02 2024 2:36:46
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
20 02 2024 0:37:40
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
19 02 2024 1:43:10
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
18 02 2024 10:31:22
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
17 02 2024 4:48:23
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
16 02 2024 5:21:11
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
15 02 2024 20:57:42
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
14 02 2024 14:27:34
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
13 02 2024 16:33:31
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
12 02 2024 23:57:13
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...
11 02 2024 12:48:30
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
10 02 2024 17:59:51
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
09 02 2024 6:42:50
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
08 02 2024 5:58:30
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
07 02 2024 10:40:26
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
06 02 2024 0:40:31
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...
05 02 2024 18:53:26
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
04 02 2024 15:49:31
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
03 02 2024 21:12:30
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
02 02 2024 14:56:48
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
01 02 2024 13:48:48
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
31 01 2024 9:40:33
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
30 01 2024 16:36:18
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
29 01 2024 9:33:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::