Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"
Цели занятия:
- систематизировать знания учащихся о преобразованиях Петра Великого;
- продолжить формировать умения анализировать и обобщать данные;
- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель говорит о целях и задачах урока.
Класс делится на несколько комaнд. Наиболее
сильные учащиеся образуют судейскую коллегию.
Судьи оценивают правильность ответов, пресекают
возможные нарушения правил, подсчитывают очки,
набранные комaндами, и определяют победителя.
II. Организация игровой деятельности
1. «Крылатые выражения»
Школьники должны объяснить смысл некоторых выражений петровского времени.
1) «Матерь Полтавской баталии» 5) «Потешные полки»
2) «Парадиз» 6) «Великое посольство»
3) «Око государево» 7) «Аптекарский огород»
4) «Дедушка русского флота»
Ответы: Бой у Лесной, Санкт-Петербург, должность обер-прокурора, ботик Петра I, полки, созданные для детских забав Петра I, поездка Петра I за границу, ботанический сад.
2. Исторический портрет
Вывешиваются портреты исторических деятелей
времен Петра I.
Школьники должны определить по фактам
биографии известных деятелей Петровской эпохи и
соотнести с изображением.
1) «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин – так называл А.С. Пушкин; он участвовал пpaктически во всех крупных сражениях Северной войны; Петр I не раз собственноручно бил его за непомерную жадность к деньгам и хищения».
2) Петр I распорядился отвести этому искусству оружейнику земли и дать денег на организацию собственного дела; в арсенале от него стали поступать отличные орудия, стоявшие дешевле иностранных; с Урала он поставлял чугун и железо для строительства Санкт-Петербурга и многое другое, необходимое для промышленности армии и флота.
3) Сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу; с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции; именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея.
4) Еще в детстве он отличался живым умом и любознательностью; учиться он ездил за границу; за свою жизнь он освоил не менее 12 специальностей.
5) Он одним из последних открыто выступил за сохранение казачьих привилегий; в течение двух месяцев он был войсковым атаманом; погиб от руки домовитых казаков.
Ответы: Меньшиков А.Д., Демидов Н.Д., Толстой П.А., Петр I, Булавин К.А.
3. Историческая мозаика
Школьники должны определить, с какими фактами Петровской эпохи связаны эти слова.
1) «Большой орел», карты, дворяне, шахматы, танцы,
«Юности честное зерцало»
2) Куншт, Красная площадь, комедия о Доне Жуане
3) Бояре, Ф.Я. Лефорт, Петр Михайлов, Рига, Австрия,
Стрелецкий бунт, Голландия
4) Выборные бурмистры, Московская ратуша,
губернии, Сенат, коллегии
5) Прибыльщики, А. Курбатов, «бородовой знак»,
«подушные», деньги, «ревизские сказки»
Ответы: ассамблеи, первый общедоступный театр, «Великое посольство», реформы государственного управления, налоги и повинности населения.
4. Название на карте
Учащиеся должны отметить на контурной карте как можно больше названий, связанных с Северной войной.
5. Историческая азбука.
Школьникам необходимо вспомнить и объяснить как можно больше исторических понятий, связанных с петровской эпохой, в алфавитном порядке.
Например: ассамблея, бородовой знак, воинский устав, губерния, дворяне, император, коллегия, мануфактур, подушная подать, рекрут, сенат, табель о рангах, фискал, «Юности честное зерцало».
Правило: без объяснения ответ не засчитывается.
6. Впервые в России
Школьник должны вспомнить как можно больше нововведений, связанных с петровской эпохой.
Например: первый музей, первая печатная газета, новое летоисчисление и т.д.
7. Загадочные слова
Школьники должны определить, кто и по какому поводу мог сказать следующие слова.
1) «Я за мое отечество и людей и живота своего не
жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного
жалеть?»
2) «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей!»
3) «Исшед вон, плакася горько».
4) «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр, которые
неправды делают»
5) «Россия, как спущенный корабль, при стуке
топора и громе пушек».
6) «Мы все воруем, только один более и приметнее,
чем другой».
7) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако,
счастливо разгрызен»
Ответы: 1) Петр I в письме царевичу Алексею; 2) Реншильд после поражения шведов под Полтавой; 3) Карл XII после победы под Нарвой; 4) Булавин К.; 5) Пушкин А.С.; 6) Ягужинский Л.И., 7) Петр I после взятия Шлиссельбурга.
8. Историческая хронология
Учащиеся должны расставить события в хронологическом порядке.
а) Полтавская битва |
б) Cмepть Петра I |
в) Указ о престолонаследии |
г) Правление Царевны Софьи |
д) Ништадтский мир |
е) Азовские походы Петра I |
ж) Учреждение коллегий |
з) Восстание под предводительством К. Булавина |
Ответы: г; е; з; а; в; ж; д; б.
III. Подведение итогов урока
Судейская коллегия подсчитывает количество баллов, выявляет победителей. Учитель оценивает каждого ученика класса.
Домашнее задание: составить тест по теме.
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
18 03 2024 12:47:21
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
17 03 2024 6:52:49
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
16 03 2024 15:18:28
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
15 03 2024 15:23:27
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
14 03 2024 1:56:18
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
13 03 2024 10:16:42
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
12 03 2024 23:43:55
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
11 03 2024 7:46:10
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
10 03 2024 10:32:48
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
09 03 2024 15:58:41
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
08 03 2024 19:18:14
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
07 03 2024 8:17:29
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
06 03 2024 17:12:46
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
05 03 2024 2:53:25
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
04 03 2024 15:26:39
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...
03 03 2024 14:31:38
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
02 03 2024 4:48:37
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
01 03 2024 10:51:26
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
29 02 2024 4:18:28
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
28 02 2024 12:46:19
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
27 02 2024 8:27:22
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
26 02 2024 20:30:16
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
25 02 2024 14:48:43
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
24 02 2024 22:39:40
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
23 02 2024 15:54:18
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
22 02 2024 16:35:49
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
21 02 2024 14:54:50
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
20 02 2024 23:30:37
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
19 02 2024 11:27:19
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
18 02 2024 4:14:20
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
17 02 2024 15:26:50
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников. ...
16 02 2024 17:52:41
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
15 02 2024 22:47:42
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
14 02 2024 3:57:17
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
13 02 2024 5:45:15
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
12 02 2024 23:15:58
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
11 02 2024 22:10:18
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
10 02 2024 16:27:27
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
09 02 2024 19:34:12
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
08 02 2024 16:51:33
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
07 02 2024 1:13:53
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
06 02 2024 8:31:16
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
05 02 2024 19:28:49
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
04 02 2024 23:33:38
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
03 02 2024 11:30:34
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...
02 02 2024 5:15:22
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
01 02 2024 9:46:52
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
31 01 2024 21:49:36
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
30 01 2024 2:17:13
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
29 01 2024 22:13:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::