Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"
Цели занятия:
- систематизировать знания учащихся о преобразованиях Петра Великого;
- продолжить формировать умения анализировать и обобщать данные;
- воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель говорит о целях и задачах урока.
Класс делится на несколько комaнд. Наиболее
сильные учащиеся образуют судейскую коллегию.
Судьи оценивают правильность ответов, пресекают
возможные нарушения правил, подсчитывают очки,
набранные комaндами, и определяют победителя.
II. Организация игровой деятельности
1. «Крылатые выражения»
Школьники должны объяснить смысл некоторых выражений петровского времени.
1) «Матерь Полтавской баталии» 5) «Потешные полки»
2) «Парадиз» 6) «Великое посольство»
3) «Око государево» 7) «Аптекарский огород»
4) «Дедушка русского флота»
Ответы: Бой у Лесной, Санкт-Петербург, должность обер-прокурора, ботик Петра I, полки, созданные для детских забав Петра I, поездка Петра I за границу, ботанический сад.
2. Исторический портрет
Вывешиваются портреты исторических деятелей
времен Петра I.
Школьники должны определить по фактам
биографии известных деятелей Петровской эпохи и
соотнести с изображением.
1) «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин – так называл А.С. Пушкин; он участвовал пpaктически во всех крупных сражениях Северной войны; Петр I не раз собственноручно бил его за непомерную жадность к деньгам и хищения».
2) Петр I распорядился отвести этому искусству оружейнику земли и дать денег на организацию собственного дела; в арсенале от него стали поступать отличные орудия, стоявшие дешевле иностранных; с Урала он поставлял чугун и железо для строительства Санкт-Петербурга и многое другое, необходимое для промышленности армии и флота.
3) Сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу; с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции; именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея.
4) Еще в детстве он отличался живым умом и любознательностью; учиться он ездил за границу; за свою жизнь он освоил не менее 12 специальностей.
5) Он одним из последних открыто выступил за сохранение казачьих привилегий; в течение двух месяцев он был войсковым атаманом; погиб от руки домовитых казаков.
Ответы: Меньшиков А.Д., Демидов Н.Д., Толстой П.А., Петр I, Булавин К.А.
3. Историческая мозаика
Школьники должны определить, с какими фактами Петровской эпохи связаны эти слова.
1) «Большой орел», карты, дворяне, шахматы, танцы,
«Юности честное зерцало»
2) Куншт, Красная площадь, комедия о Доне Жуане
3) Бояре, Ф.Я. Лефорт, Петр Михайлов, Рига, Австрия,
Стрелецкий бунт, Голландия
4) Выборные бурмистры, Московская ратуша,
губернии, Сенат, коллегии
5) Прибыльщики, А. Курбатов, «бородовой знак»,
«подушные», деньги, «ревизские сказки»
Ответы: ассамблеи, первый общедоступный театр, «Великое посольство», реформы государственного управления, налоги и повинности населения.
4. Название на карте
Учащиеся должны отметить на контурной карте как можно больше названий, связанных с Северной войной.
5. Историческая азбука.
Школьникам необходимо вспомнить и объяснить как можно больше исторических понятий, связанных с петровской эпохой, в алфавитном порядке.
Например: ассамблея, бородовой знак, воинский устав, губерния, дворяне, император, коллегия, мануфактур, подушная подать, рекрут, сенат, табель о рангах, фискал, «Юности честное зерцало».
Правило: без объяснения ответ не засчитывается.
6. Впервые в России
Школьник должны вспомнить как можно больше нововведений, связанных с петровской эпохой.
Например: первый музей, первая печатная газета, новое летоисчисление и т.д.
7. Загадочные слова
Школьники должны определить, кто и по какому поводу мог сказать следующие слова.
1) «Я за мое отечество и людей и живота своего не
жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного
жалеть?»
2) «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей!»
3) «Исшед вон, плакася горько».
4) «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр, которые
неправды делают»
5) «Россия, как спущенный корабль, при стуке
топора и громе пушек».
6) «Мы все воруем, только один более и приметнее,
чем другой».
7) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако,
счастливо разгрызен»
Ответы: 1) Петр I в письме царевичу Алексею; 2) Реншильд после поражения шведов под Полтавой; 3) Карл XII после победы под Нарвой; 4) Булавин К.; 5) Пушкин А.С.; 6) Ягужинский Л.И., 7) Петр I после взятия Шлиссельбурга.
8. Историческая хронология
Учащиеся должны расставить события в хронологическом порядке.
а) Полтавская битва |
б) Cмepть Петра I |
в) Указ о престолонаследии |
г) Правление Царевны Софьи |
д) Ништадтский мир |
е) Азовские походы Петра I |
ж) Учреждение коллегий |
з) Восстание под предводительством К. Булавина |
Ответы: г; е; з; а; в; ж; д; б.
III. Подведение итогов урока
Судейская коллегия подсчитывает количество баллов, выявляет победителей. Учитель оценивает каждого ученика класса.
Домашнее задание: составить тест по теме.
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
18 03 2024 14:51:59
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
17 03 2024 10:31:53
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
16 03 2024 7:46:44
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
15 03 2024 1:35:43
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
14 03 2024 22:22:55
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
13 03 2024 5:25:33
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
12 03 2024 16:31:29
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
11 03 2024 21:48:19
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
10 03 2024 14:24:25
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
09 03 2024 11:20:17
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
08 03 2024 21:31:32
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
07 03 2024 19:33:59
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
06 03 2024 11:19:22
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
05 03 2024 18:30:56
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
04 03 2024 15:20:48
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
03 03 2024 10:50:26
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
02 03 2024 1:33:26
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
01 03 2024 15:26:42
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
29 02 2024 3:48:28
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
28 02 2024 21:49:18
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
27 02 2024 15:50:33
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
26 02 2024 8:17:14
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
25 02 2024 21:12:13
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
24 02 2024 7:25:32
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
23 02 2024 16:32:35
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
22 02 2024 22:45:30
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
21 02 2024 7:23:11
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
20 02 2024 13:35:57
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
19 02 2024 6:49:21
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
18 02 2024 8:42:28
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
17 02 2024 6:54:55
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
16 02 2024 23:20:25
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
15 02 2024 22:53:12
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
14 02 2024 12:31:22
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
13 02 2024 9:56:31
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
12 02 2024 7:19:40
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
11 02 2024 17:43:27
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
10 02 2024 10:17:10
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
09 02 2024 8:43:39
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
08 02 2024 2:49:24
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
07 02 2024 8:41:59
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
06 02 2024 18:34:47
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
05 02 2024 17:32:20
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
04 02 2024 11:33:45
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 02 2024 12:19:27
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
02 02 2024 11:12:38
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
01 02 2024 6:39:46
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
31 01 2024 9:28:39
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
30 01 2024 10:48:58
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
29 01 2024 15:46:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::