Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")
Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:
Образовательные цели:
- дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;
- дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;
- дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;
- учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;
- уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;
- учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающие цели:
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
- развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Ход урока
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.
Задания.
1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.
2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:
а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;
б) 10 класс «История России с др.времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;
в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».
1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).
3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.
а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:
- Какое событие изображено на картине?
- К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?
- Когда создано данное произведение?
- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?
- К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?
б) Описание содержания картины:
- Что изображено на картине?
- Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
- Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?
- По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?
- Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?
- С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?
- С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?
- Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?
- Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?
- Как художник передал настроение картины?
- Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?
- Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?
- Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.
в) Критический анализ изображения:
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?
- Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?
- Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?
- Что они вам напоминают?
- Достаточно ли полно отражено на картине это явление?
- В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?
г) Аксиологический анализ изображения как текста:
- Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
- Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
- С какой целью художник изобразил стepвятников над полем битвы?
- Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
- С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
- Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?
- Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
- Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
д) Пpaксеологический анализ репродукции как текста:
- Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
- Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?
- Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?
- Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?
- Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?
- Является ли картина источником при изучении истории?
4) Пояснительный текст.
Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего
живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда
ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится
совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища
Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения
и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах
родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер
сумpaком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мpaке. Лишь
орлы-стepвятники схватились над полем cмepти за легкую добычу. В православной
символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые,
порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в
красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый
тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет
ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще
не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина –
отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли
травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю.
Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на
этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе cмepти Васнецов хотел
выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением
фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и
падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои
могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В
сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и
величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В
мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый
диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на
столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов
считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как
музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина,
Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли.
«Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее
ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами,
следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле
приклонилось». Соответствует «Слову» и хаpaктер живописных образов, воссозданных
Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в
торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный
описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд
– вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное
воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели
мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение
доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит
мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов
справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые
художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической
интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким
далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на
меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко
оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и
глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После
побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения
сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного
творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути
глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и
поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного
искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел
приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но
Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение
картины в широко известное его собрание,
тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков
оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые
недочеты: «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он,
- нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».
На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.
И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята
по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких
еще не бывало в русской школе».
В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.
5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.
- Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?
- Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?
- Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?
- Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы,
поэтических отрывков, монографии краеведческого хаpaктера В. Моложавенко
«Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского
государства?
- Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?
- Как он называет половцев?
- Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?
- Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?
- Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.
- По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.
- Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?
- О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?
Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.
Документы:
- Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
- Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
- Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).
- Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
Иллюстрации:
1. Текст «Слова о полку Игореве» (Приложение 1).
2. Древнерусские миниатюры.
3. Миниатюры на шкатулках из Палеха.
4. Лопатин Николай Павлович «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989. Частное собрание (Голландия).
5. Картины.
Н.К.Рерих «Поход Игоря».
Н.К.Рерих «Игорь Святославич Северский».
Н.К.Рерих «Половецкий стан». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Н.К.Рерих «Путивль». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Реконструкция Г.Н.Логвина «Путивль».
Рисунок из книги «Древнерусское градостроительство X-XV вв.».
Юрьев Э. М. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
И.И.Голиков (1886-1937).
6. Гравюры.
В.А.Фаворский.
С. Трубин. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
7. Пояснительные рисунки.
«Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти
человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит
овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от
подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более
спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с
перегибом, то есть двускатный, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют
выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные
щиты-тарчи, прикрывавшие гpyдь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке
эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом,
который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В
Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезы».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени.
Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и так
далее. Их делали из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были
щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием – умбоном.
Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием – каймой,
тыльная сторона имела подкладку, на руке щит удерживался привязками-столбцами.
Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего
бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтении
8. Карты.
9. Фотодокументы.
Здесь было найдено «Слово о полку Игореве».
Спасо-Преображенский собор. Отсюда, из Спасского монастыря и пошло по Руси «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве»... (к 65-летию Луганской области).
Белая Калитва, гора Караул, памятник «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185 год».
10. Музыкальные произведения:
А.П.Бородин, опера «Князь Игорь».
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
18 03 2024 19:27:31
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
17 03 2024 18:49:30
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
16 03 2024 21:16:40
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
15 03 2024 23:42:11
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
14 03 2024 14:14:16
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
13 03 2024 22:17:46
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
12 03 2024 16:52:51
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
11 03 2024 21:33:51
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
10 03 2024 3:50:59
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
09 03 2024 4:14:40
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
08 03 2024 21:28:24
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
07 03 2024 1:44:31
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
06 03 2024 12:10:10
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
05 03 2024 11:51:14
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
04 03 2024 19:44:17
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
03 03 2024 1:14:20
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
02 03 2024 4:34:59
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
01 03 2024 12:31:45
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
29 02 2024 16:13:43
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
28 02 2024 7:11:49
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
27 02 2024 0:59:58
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
26 02 2024 10:44:23
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
25 02 2024 0:35:25
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
24 02 2024 15:13:46
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
23 02 2024 15:24:18
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
22 02 2024 10:10:18
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
21 02 2024 6:44:38
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
20 02 2024 19:20:13
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
19 02 2024 21:48:14
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
18 02 2024 16:30:55
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
17 02 2024 5:38:28
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
16 02 2024 15:43:12
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
15 02 2024 15:57:42
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
14 02 2024 0:58:41
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
13 02 2024 19:56:21
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
12 02 2024 6:45:54
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
11 02 2024 17:49:20
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
10 02 2024 23:29:23
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
09 02 2024 12:52:57
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
08 02 2024 22:35:17
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
07 02 2024 10:37:57
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
06 02 2024 8:22:58
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
05 02 2024 11:11:35
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...
04 02 2024 21:24:19
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
03 02 2024 14:38:41
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
02 02 2024 17:10:58
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
01 02 2024 5:49:18
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
31 01 2024 2:50:25
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
30 01 2024 10:18:39
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
29 01 2024 7:44:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::