Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")
Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:
Образовательные цели:
- дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;
- дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;
- дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;
- учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;
- уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;
- учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
- знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;
- историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
Развивающие цели:
- формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
- развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;
- формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.
Ход урока
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.
Задания.
1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.
2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:
а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;
б) 10 класс «История России с др.времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;
в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».
1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).
3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.
а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:
- Какое событие изображено на картине?
- К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?
- Когда создано данное произведение?
- Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?
- К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?
б) Описание содержания картины:
- Что изображено на картине?
- Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
- Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?
- По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?
- Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?
- С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?
- С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?
- Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?
- Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?
- Как художник передал настроение картины?
- Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?
- Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?
- Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.
в) Критический анализ изображения:
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?
- Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?
- Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?
- Что они вам напоминают?
- Достаточно ли полно отражено на картине это явление?
- В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?
г) Аксиологический анализ изображения как текста:
- Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
- Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
- С какой целью художник изобразил стepвятников над полем битвы?
- Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
- С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
- Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?
- Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
- Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
- Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
- Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
- Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
д) Пpaксеологический анализ репродукции как текста:
- Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
- Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?
- Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?
- Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?
- Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?
- Является ли картина источником при изучении истории?
4) Пояснительный текст.
Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего
живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда
ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится
совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища
Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения
и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах
родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер
сумpaком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мpaке. Лишь
орлы-стepвятники схватились над полем cмepти за легкую добычу. В православной
символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые,
порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в
красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый
тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет
ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще
не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина –
отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли
травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю.
Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на
этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе cмepти Васнецов хотел
выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением
фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и
падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои
могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В
сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и
величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В
мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый
диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на
столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов
считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как
музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина,
Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли.
«Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее
ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами,
следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле
приклонилось». Соответствует «Слову» и хаpaктер живописных образов, воссозданных
Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в
торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный
описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд
– вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное
воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели
мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение
доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит
мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов
справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые
художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической
интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким
далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на
меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко
оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и
глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После
побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения
сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного
творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути
глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и
поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного
искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел
приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но
Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение
картины в широко известное его собрание,
тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков
оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые
недочеты: «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он,
- нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».
На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.
И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята
по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких
еще не бывало в русской школе».
В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.
5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.
- Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?
- Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?
- Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?
- Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы,
поэтических отрывков, монографии краеведческого хаpaктера В. Моложавенко
«Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского
государства?
- Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?
- Как он называет половцев?
- Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?
- Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?
- Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.
- По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.
- Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?
- О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?
Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.
Документы:
- Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
- Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
- Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).
- Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
Иллюстрации:
1. Текст «Слова о полку Игореве» (Приложение 1).
2. Древнерусские миниатюры.
3. Миниатюры на шкатулках из Палеха.
4. Лопатин Николай Павлович «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989. Частное собрание (Голландия).
5. Картины.
Н.К.Рерих «Поход Игоря».
Н.К.Рерих «Игорь Святославич Северский».
Н.К.Рерих «Половецкий стан». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Н.К.Рерих «Путивль». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Реконструкция Г.Н.Логвина «Путивль».
Рисунок из книги «Древнерусское градостроительство X-XV вв.».
Юрьев Э. М. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
И.И.Голиков (1886-1937).
6. Гравюры.
В.А.Фаворский.
С. Трубин. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
7. Пояснительные рисунки.
«Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти
человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит
овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от
подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более
спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с
перегибом, то есть двускатный, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют
выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные
щиты-тарчи, прикрывавшие гpyдь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке
эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом,
который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В
Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезы».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени.
Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и так
далее. Их делали из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были
щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием – умбоном.
Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием – каймой,
тыльная сторона имела подкладку, на руке щит удерживался привязками-столбцами.
Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего
бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтении
8. Карты.
9. Фотодокументы.
Здесь было найдено «Слово о полку Игореве».
Спасо-Преображенский собор. Отсюда, из Спасского монастыря и пошло по Руси «Слово о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве»... (к 65-летию Луганской области).
Белая Калитва, гора Караул, памятник «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185 год».
10. Музыкальные произведения:
А.П.Бородин, опера «Князь Игорь».
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
18 03 2024 9:17:24
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
17 03 2024 4:31:57
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
16 03 2024 10:51:26
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
15 03 2024 9:42:31
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
14 03 2024 11:49:48
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
13 03 2024 22:52:45
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
12 03 2024 17:48:25
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
11 03 2024 1:43:52
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
10 03 2024 23:32:36
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
09 03 2024 5:16:56
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
08 03 2024 2:11:41
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
07 03 2024 16:56:23
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
06 03 2024 3:41:58
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
05 03 2024 20:12:13
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
04 03 2024 3:26:23
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
03 03 2024 9:59:53
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
02 03 2024 1:58:20
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
01 03 2024 3:20:33
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
29 02 2024 12:56:22
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
28 02 2024 13:12:24
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
27 02 2024 13:49:14
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
26 02 2024 2:16:56
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
25 02 2024 9:49:29
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
24 02 2024 2:48:10
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...
23 02 2024 23:57:47
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
22 02 2024 18:35:36
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
21 02 2024 0:33:11
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
20 02 2024 23:44:38
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
19 02 2024 1:37:26
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
18 02 2024 9:57:57
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
17 02 2024 7:58:50
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
16 02 2024 9:54:26
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
15 02 2024 12:44:13
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
14 02 2024 1:24:15
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
13 02 2024 17:34:41
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
12 02 2024 13:52:14
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
11 02 2024 9:52:10
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
10 02 2024 22:19:53
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
09 02 2024 11:13:49
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
08 02 2024 6:14:28
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
07 02 2024 21:35:22
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
06 02 2024 11:13:43
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
05 02 2024 10:34:56
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
04 02 2024 3:35:49
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
03 02 2024 0:19:43
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
02 02 2024 10:53:53
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
01 02 2024 9:12:20
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
31 01 2024 16:39:42
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
30 01 2024 18:25:54
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
29 01 2024 21:41:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::