История для молодежи    

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Целевая установка урока, ориентированная на ценностные основания современного исторического образования:

Образовательные цели:

  • дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства;
  • дать представление о причинах и последствиях междоусобиц древнерусских князей;
  • дать представление о кочевниках – соседях русского народа в XII веке и борьбе русского народа с кочевниками;
  • учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений русских и половцев;
  • уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;
  • учащиеся узнают, что XII век – яркая страница истории России.

Воспитательные цели:

  • воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа;
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре;
  • общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи;
  • знакомство с эпохой Средневековой Руси через произведения искусства, «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю;
  • историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.

Развивающие цели:

  • формирование развития логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
  • развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;
  • формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
  • продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным, а также умения выделять главное в источниках информации.

Ход урока

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
1880, Москва, Третьяковская галерея.

Задания.

1) Тип – картина; жанр – исторический; сюжетное историческое искусство; батальный; типологическая (битва) – воспроизводит многократно повторяющийся исторический факт, событие, типичное для изучаемой эпохи.

2) Картину В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» можно использовать в школьных курсах истории:

а) 6 класс «История России с др. времен до к. XVI в.» в главе «Политическая раздробленность на Руси» в теме: «Начало раздробления Древнерусского государства» в разделе «Половецкая угроза»; в теме «Культура русских земель в XII-XIII веках» в разделе «Литература»;

б) 10 класс «История России с др.времен до к. XVIII в.» в теме: «Русские княжества и земли» в разделе «Киевское, Черниговское и Новгород-Северское княжества»;

в) 6 класс, региональный компонент «История Донского края» (с др. времен до к. XVI в.) тема «Дон в X-XIIвеках» в разделе «Половцы и Русь».

1Батальным жанром (от фр. bataille – битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» (не сохранилась), Микеланджело «Битва при Кашине» (не сохранилась), Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), А.Ватто «Тягости войны» (ок. 1716, С.-Петербург, Эрмитаж), Ф.Гойя «Бедствия войны» (1810–1820), «Раненый кирасир» (1814, Париж, Лувр), Э.Делакруа «Резня в Хиосе» (1824, Париж, Лувр), В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Москва, Третьяковская галерея).

3) Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту.

а) Атрибуция источника или факта, на нём изображённого:

  • Какое событие изображено на картине?
  • К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным действиям, к повседневной жизни России в эпоху Средневековья?
  • Когда создано данное произведение?
  • Каковы прямые и косвенные сведения о времени, стиле, месте создания этой картины?
  • К какому направлению в искусстве принадлежал, по-вашему, В.М.Васнецов?

б) Описание содержания картины:

  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, на картине изображено «явление» или «событие»? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление?
  • Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Почему?
  • По пейзажу, изображенному на картине, попробуйте определить, в какой части Древнерусского государства происходит это событие?
  • Знаете ли вы название места, где происходила битва? Как это место называется сейчас?
  • С какими опасностями сталкивались древнерусские воины на этой территории?
  • С какими народами воевали русские княжества в XII-н.XIII?
  • Какие детали одежды и вооружения говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?
  • Какие детали одежды и вооружения говорят о национальной принадлежности противников? О религиозной?
  • Как художник передал настроение картины?
  • Какими художественными средствами автор передает ощущение жестокости только что закончившейся свирепой битвы?
  • Какими художественными средствами В.М.Васнецов передал атмосферу эпохи Древнерусского государства? Какие цвета использовал Васнецов, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так?
  • Используйте новые слова и словосочетания в своем рассказе: Дикое поле, Новгород-Северский князь, река Каяла, ратники, дружинники, сеча, половцы, поганые, червленые щиты, шлем, латы, нательный крест.

в) Критический анализ изображения:

  • Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время, воссозданное на картине? Создания этой картины?
  • Объективно ли такое изображение поля битвы после ее окончания?
  • Какое ощущение от фигур воинов, у вас, как у зрителей, сложилось?
  • Что они вам напоминают?
  • Достаточно ли полно отражено на картине это явление?
  • В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?

г) Аксиологический анализ изображения как текста:

  • Каково отношение В.М.Васнецова к изображенному на картине полю после битвы: он поддерживает, осуждает или относится к явлению нейтрально? Почему?
  • Как вы думаете, почему художник изобразил не саму битву, а поле сражения после битвы?
  • С какой целью художник изобразил стервятников над полем битвы?
  • Какими деталями художник показывает поражение православного русского войска?
  • С какой целью художник нарисовал переплетенные тела русского воина и половца?
  • Для чего на переднем плане В.М.Васнецов изобразил убитого отрока?
  • Почему он не изображен слева, справа или на заднем плане?
  • Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
  • О чем говорит поза и выражение лица павшего богатыря на среднем плане?
  • Существует ли исторический (литературный) прототип этого персонажа?
  • Как вы думаете, почему действие на картине изображено именно вечером, а не в другое время суток?
  • Какую идею пытается донести художник, изображая эту битву?
  • Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?

д) Праксеологический анализ репродукции как текста:

  • Что нового вы узнали об эпохе феодальных междоусобиц в Древнерусском государстве?
  • Чем в этом вам помогла картина В.А.Васнецова?
  • Что нового вы узнали о вооружении, деталях одежды, православной символике, нравах этого периода?
  • Что нового вы узнали об отношениях Руси с соседними народами?
  • Что нового вы узнали об источниках по истории России н.XIII века?
  • Является ли картина источником при изучении истории?

4) Пояснительный текст.

Картина создавалась «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего живописный «комментарий». Если вспомнить время, когда она была написана, и тогда ее обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) становится совершенно ясной. В древнем эпосе художник осязаемо увидел сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами». Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. Тихий вечер сумраком ложится на поле битвы. Кровавая луна почти не светит во мраке. Лишь орлы-стервятники схватились над полем смерти за легкую добычу. В православной символике эти зловещие птицы означали бесов, рвущих души людей. Поколотые, порубленные, лежат на земле мертвые воины – русичи и половцы. Могучий воин в красных сафьяновых сапогах раскинул руки и лежит на своем плаще, словно объятый тяжелым беспробудным сном. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие; в нем нет ни следа злобы или ярости; он словно заснул до поры. А рядом – юноша, жизни еще не изведавший, смежил ресницы. Нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина – отрока, символизирует поражение православного русского войска. Печально поникли травы. Лишь красные пятна червленых щитов, словно капли крови, усеяли землю. Переплетенные тела русского воина и половца, говорят о том, что свирепый бой на этом поле закончился совсем недавно. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Им вторит торжественная траурность вечернего заката. В мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. Васнецов считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина, Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является подтверждением этой мысли. «Когда я писал «Побоище», я ощущал творения Баха», - писал Васнецов. Последнее ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами, следуя поэтическому образу. «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле приклонилось». Соответствует «Слову» и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно лирической нотой в торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянный описанием гибели юного князя Ростислава. В высветленной цветовой гамме его одежд – вопреки общему сумеречному тону картины таится особое эмоциональное воздействие, особый символический смысл. Поэтическими строками «Слова» о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря воплощение доблести и величия русского воинства. Контрастом его спокойной позе служит мучительно изогнувшаяся фигура половца. Выразительны две группы из воинов справа.
«После побоища» стало для Васнецова своеобразным манифестом, утверждающим новые художественные принципы в исторической живописи - возможность поэтической интерпретации исторического сюжета.
«Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня...», - писал Чистяков художнику после увиденной на выставке картины. Высоко оценил ее и Репин, для него это была «необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина «После побоища» вызвала множество споров своей новизной, неординарностью видения сюжета. Она показывала путь историческим живописцам к родникам народного творчества и выражала дух истории, стала решительным шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и поэтической интерпретации старины в образах реалистического изобразительного искусства. Эта картина укрепила и материальное положение художника. Её хотел приобрести президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович. Но Васнецов охотно согласился на просьбу П.М.Третьякова, ценя включение картины в широко известное его собрание, тем более что тот ранее уже приобрёл жанровые произведения художника. Третьяков оценил достоинства и значение этой работы, хотя и видел в ней некоторые недочеты: «Я в ней главный недостаток находил и нахожу в колорите, - говорил он, - нет настроения... пестро и светло для наступающей ночи».

На VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства.

И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему».
П.Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»
И.Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе».

В первых эскизах бушевала ярость битвы, но художник отказался от «лобового» решения. Эта картина ознаменовала поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

5) Вопросы и задания для учащихся, которые можно использовать при монтаже картины В.М.Васнецова с другими средствами обучения истории.

  1. Какие события (явления) объединяют предложенные источники? К чему относятся эти явления (события): к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к военным приготовлениям, к повседневной жизни?
  2. Когда были созданы эти источники? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации, виде источников?
  3. Сравните сведения, представленные в группе письменных источников; соответствуют ли они тому впечатлению, которое у вас возникло при анализе картины В.М.Васнецова?
  4. Что нового вы узнали из отрывков произведений древнерусской литературы, поэтических отрывков, монографии краеведческого характера В. Моложавенко «Был и я среди донцов…» о периоде феодальной раздробленности Древнерусского государства?
    • Как в «Слове о полку Игореве» автор описывает поле битвы?
    • Как он называет половцев?
  5. Сравните древнерусские миниатюры и изображения на палехских шкатулках. Видите ли вы сходство? Различие?
  6. Сравните произведения Н.К.Рериха и В.М.Васнецова. В каком стиле написаны эти полотна? Различается ли впечатление, произведенное на вас этими картинами?
  7. Внимательно рассмотрите пояснительный рисунок «Щиты», найдите такие же на картине Васнецова.
  8. По карте проследите путь дружины князя Игоря. На территории какого современного государства находилось княжество Игоря, возле каких современных населенных пунктов происходила битва князя Игоря с половцами, половецкий стан хана Кобяка? Соотнесите их с фотодокументами.
  9. Прослушайте музыкальный отрывок из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Попробуйте определить к каким персонажам (русичам или половцам) относится данный отрывок? А почему опера называется «Князь Игорь»?
  10. О чем вам говорит такое количество (далеко неполное) разнообразных источников?

Дополнительные документы и иллюстрации по теме, которые можно использовать для самостоятельной работы (сравнения и анализа) учащихся на уроке.

Документы:

  1. Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
  2. Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
  3. Н.М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
  4. Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
  5. Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе .Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова).
  6. Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.

Иллюстрации:

1. Текст «Слова о полку Игореве» (Приложение 1).

2. Древнерусские миниатюры.


3. Миниатюры на шкатулках из Палеха.

4. Лопатин Николай Павлович «Слово о полку Игореве». Триптих, 1989. Частное собрание (Голландия).

5. Картины.

Н.К.Рерих «Поход Игоря».

Н.К.Рерих «Игорь Святославич Северский».

Н.К.Рерих «Половецкий стан». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».

Н.К.Рерих «Путивль». Эскиз к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».

Реконструкция Г.Н.Логвина «Путивль».
Рисунок из книги «Древнерусское градостроительство X-XV вв.».

Юрьев Э. М. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».


И.И.Голиков (1886-1937).

6. Гравюры.

В.А.Фаворский.



С. Трубин. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве».

7. Пояснительные рисунки.

«Русичи великая поля чремными щиты прегородиша...» («Слово о полку Игореве»).
Древнейший русский щит (VIII-XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит овален или воронковиден, что усиливало его защитные свойства.
На смену круглому щиту в XII веке приходит миндалевидный, защищавший всадника от подбородка до колен. По мере совершенствования шлема верх щита все более спрямляется. Во второй четверти XIII века появляется треугольный щит с перегибом, то есть двускатный, плотно прижимавшийся к телу. Тогда же бытуют выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время копьевых таранов. В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом, который служил вместилищем руки и облегчал маневрирование щитом в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались «павезы».
Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени. Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и так далее. Их делали из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием – умбоном. Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием – каймой, тыльная сторона имела подкладку, на руке щит удерживался привязками-столбцами. Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтении

8. Карты.


9. Фотодокументы.

Здесь было найдено «Слово о полку Игореве».

Спасо-Преображенский собор. Отсюда, из Спасского монастыря и пошло по Руси «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве»... (к 65-летию Луганской области).

Белая Калитва, гора Караул, памятник «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам.1185 год».

10. Музыкальные произведения:

А.П.Бородин, опера «Князь Игорь».



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Страны Латинской Америки на современном этапе

Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...

28 01 2020 20:29:16

Вводный урок в 5-м классе

Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

27 01 2020 14:47:39

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

26 01 2020 9:45:55

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

25 01 2020 8:34:36

Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики

Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного пространства для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

24 01 2020 21:55:55

Урок по теме "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне"

Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...

23 01 2020 8:29:12

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

22 01 2020 11:46:42

Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...

21 01 2020 8:55:25

Игра "Прощай, ХХ век!"

Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

20 01 2020 17:42:20

Повторительно-обобщающий урок "Крестьянская реформа 1861 года"

Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....

19 01 2020 7:31:44

Июнь 1918 года в истории моего края

Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

18 01 2020 20:32:30

Ассирийская держава. 5-й класс

Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

17 01 2020 20:25:20

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

16 01 2020 6:12:50

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

15 01 2020 11:27:31

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

14 01 2020 5:14:52

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Урок для 9-го класса по теме « Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

13 01 2020 14:25:27

Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"

Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....

12 01 2020 2:22:55

Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д' Арк, охарактеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....

11 01 2020 14:39:44

Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"

Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...

10 01 2020 7:24:28

"Самодержавие Ивана Грозного", история отечества. 7-й класс

В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...

09 01 2020 16:45:52

План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....

08 01 2020 1:18:29

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России

Материал содержит описание урока-семинара « Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....

07 01 2020 15:49:13

История России. 10-й класс

Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

06 01 2020 15:50:28

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

05 01 2020 11:44:22

Тема: "Золотой век русской культуры первой половины XIX века". Технология разноуровневой дифференциации. 8-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....

04 01 2020 1:27:46

Разработка открытого урока по теме "Древний Восток"

Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...

03 01 2020 5:13:10

Повторительно-обобщающий урок "Политическая система и ее роль в жизни современного общества" (11-й класс)

Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...

02 01 2020 17:56:15

Экономические предпосылки зарождения торговли на Руси

Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...

01 01 2020 8:37:16

Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"

Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...

31 12 2019 16:54:18

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

30 12 2019 21:46:38

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

29 12 2019 23:12:10

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

28 12 2019 21:56:15

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

27 12 2019 4:14:12

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

26 12 2019 5:45:11

План-конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...

25 12 2019 15:27:47

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

24 12 2019 18:36:48

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

23 12 2019 14:30:28

Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"

Урок истории " Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы " Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...

22 12 2019 9:23:44

Омичи — ветераны Великой Отечественной войны

Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....

21 12 2019 12:18:51

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Урок для 9-го класса по теме « Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

20 12 2019 9:11:36

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"

Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела " Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....

19 12 2019 13:23:46

Толерантность в семейных отношениях

Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах брака и семьи. ...

18 12 2019 10:40:27

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

17 12 2019 21:18:16

Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное пространство школы....

16 12 2019 20:29:13

История Дона

Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

15 12 2019 7:26:21

Урок-игра "Путешествие по Древнему Египту"

Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....

14 12 2019 21:51:32

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

13 12 2019 15:25:37

Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе

Статья рассказывает о создании в школе " Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....

12 12 2019 9:38:28

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

11 12 2019 22:46:39

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....

10 12 2019 12:43:30

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

09 12 2019 10:18:26

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

08 12 2019 8:26:52

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....

07 12 2019 15:31:41

Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"

Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...

06 12 2019 15:44:19

Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...

05 12 2019 8:30:45

Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А. А. Данилова « История России». В основе организации урока опорные сигналы по теме и групповая работа учащихся....

04 12 2019 17:38:45

История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)

Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....

03 12 2019 8:49:30

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"

Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....

02 12 2019 5:50:41

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

01 12 2019 23:47:10

Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс

Вашему вниманию представлен урок по истории на тему " Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....

30 11 2019 12:27:29

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

29 11 2019 6:53:50

Интегрированный урок обществознания и литературы по теме «Моральный выбор. Долг и совесть». На примере рассказа Л.Толстого «После бала». 8-й класс

Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в практической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....

28 11 2019 22:42:36

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

27 11 2019 21:48:59

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме " Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

26 11 2019 17:26:54

"Князь Даниил Московский". Урок-портрет

Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная характеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...

25 11 2019 12:31:46

Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII в.

Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро- Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать характер деятельности князей....

24 11 2019 8:24:10

Суд над фашизмом

Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...

23 11 2019 23:21:19

Февральская революция 1917 года и возникновение ситуации двоевластия

В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....

22 11 2019 0:27:24

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

21 11 2019 11:23:19

Реформа Петра I

Урок для 7-го класса по истории России на тему " Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....

20 11 2019 0:22:50

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 11 2019 18:12:59

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

18 11 2019 5:26:36

Повторительно-обобщающий урок "Социальное развитие современного общества". Обществознание. 11-й класс

В процессе подготовки к Е Г Э важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....

17 11 2019 10:31:15

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

16 11 2019 16:42:17

"Игровые технологии на уроках права и обществознания"

Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...

15 11 2019 16:49:43

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в С С С Р....

14 11 2019 20:37:12

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в С С С Р в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

13 11 2019 2:11:51

Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России

Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....

12 11 2019 10:45:31

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И. И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

11 11 2019 23:20:12

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по У М К Юдовской, Баранова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - С Ш А, познакомиться с Конституцией С Ш А 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....

10 11 2019 22:21:13

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

09 11 2019 22:19:30

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир"

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....

08 11 2019 6:10:54

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...

07 11 2019 16:46:42

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....

06 11 2019 12:25:35

Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба Р Ф, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...

05 11 2019 6:56:46

История России в XVII веке. Политическое развитие

Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....

04 11 2019 23:23:33

Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"

В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....

03 11 2019 21:36:28

О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме " Счёт лет в истории", тест " Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме " Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд " Декабристы в Тобольске", классный час " Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия " Письма с фронта". ...

02 11 2019 9:51:11

Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....

01 11 2019 23:30:59

Культура России в первой четверти XVIII в. 7-й класс

На уроке применяются различные педагогические технологии ( И К Т, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интерактивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....

31 10 2019 12:43:32

Разработка темы "Выбор политического режима"

Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....

30 10 2019 2:20:19

Опыт освоения элективных курсов по истории в рамках гуманитарного направления профильного обучения

Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....

29 10 2019 9:36:36

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

28 10 2019 11:20:26

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

27 10 2019 18:10:31

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

26 10 2019 12:15:26

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

25 10 2019 6:14:53

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

24 10 2019 7:48:38

"Кто хочет стать миллионером"

Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...

23 10 2019 7:14:11

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

22 10 2019 23:32:11

Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"

Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....

21 10 2019 8:48:15

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

20 10 2019 17:23:20

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

19 10 2019 15:46:51

Игра "Заглянем в прошлое"

Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...

18 10 2019 0:50:14

Бородинская битва. 8-й класс

Практическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф. Н. Глинки....

17 10 2019 1:28:51

Тема: "Небесный покровитель Руси. Георгий Победоносец"

Цель занятия – определить роль и место святого Георгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Георгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Георгия на Руси, изучают историю ордена Георгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Георгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....

16 10 2019 7:22:59

Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)

Урок с использованием интерактивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова « История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...

15 10 2019 0:23:32

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

14 10 2019 7:47:29

Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...

13 10 2019 3:29:50

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

12 10 2019 0:22:44

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья"

Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...

11 10 2019 1:29:34

«Ученье – свет…»

Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....

10 10 2019 9:41:22

Маршрут выходного дня

Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, вырабатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....

09 10 2019 17:31:17

Урок-игра "Русь Древняя"

Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

08 10 2019 10:48:45

Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение практических работ по И З О, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

07 10 2019 10:23:26

Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....

06 10 2019 10:11:14

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

05 10 2019 13:22:34

Отечественная война 1812 года

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

04 10 2019 0:37:53

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

03 10 2019 17:10:31

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

02 10 2019 6:44:44

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

01 10 2019 10:12:29

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

30 09 2019 15:11:48

Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"

Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....

29 09 2019 11:25:23

Урок контроля в 6-м классе по теме "Средневековые замки"

Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...

28 09 2019 20:15:58

Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме " Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на практике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...

27 09 2019 23:47:43

"Юридическая консультация" - практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения практических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса " Основы государства и права" в 11-м классе практикума по теме " Трудовое право" в форме " Юридической консультации". ...

26 09 2019 3:15:52

Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"

Урок по теме " Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он практически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....

25 09 2019 12:23:53

Внеклассное мероприятие по истории "Моя родословная". Презентация "Откуда я родом…"

Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся « Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....

24 09 2019 15:37:11

Рабочая программа по курсу "Россия и мир в ХХ – начале XXI в.". 9-й класс, образовательная система "Школа–2100"

Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы « Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....

23 09 2019 0:24:40

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме « Культура Древней Греции»....

22 09 2019 11:38:39

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...

21 09 2019 14:15:26

Урок по краеведению: декабристы в Сибири

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А. Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...

20 09 2019 17:24:54

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

19 09 2019 9:39:44

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

18 09 2019 5:56:36

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан « Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

17 09 2019 14:57:29

Учебная игра "Контрнаступление под Москвой"

Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....

16 09 2019 2:31:17

Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....

15 09 2019 3:45:38

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

14 09 2019 15:36:12

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф. И. Тютчева, великого русского поэта....

13 09 2019 19:10:28

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

12 09 2019 3:41:41

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

11 09 2019 4:13:20

Урок обществознания с презентацией

Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....

10 09 2019 4:30:26

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории " Клио" и научного общества учащихся любителей истории " Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...

09 09 2019 23:23:25

Урок истории в 9-м классе по теме "Исторический выбор: демократическая Россия или советская Россия?"

Данный урок является ролевым, проблемным по теме " Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....

08 09 2019 8:20:10

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме " Древний Восток"....

07 09 2019 18:19:33

Урок истории по теме "Завоевания Египта". 5-й класс

Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре « Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....

06 09 2019 13:32:26

Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....

05 09 2019 8:20:39

Урок по теме "История одной реформы", 11-й класс

Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа « Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....

04 09 2019 3:11:58

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

03 09 2019 11:44:20

Открытый урок обществознания по теме "Европейский Союз и его миссия". 11-й класс

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы Е С, позиции Е С по отношению к России....

02 09 2019 21:19:30

Урок по всеобщей истории по теме: "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...

01 09 2019 8:54:18

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.