Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"
Цели урока:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре;
- овладение учащимися основами размещения исторических событий во времени.
- установление временных отношений между фактами.
- Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания.
Оборудование: компьютерная поддержка.
Форма урока: урок формирования умений и навыков.
Методы обучения:
- наглядный
- пpaктический.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ознакомление с понятием – хронология.
- Ознакомление с понятием - дата.
- Ознакомление с «лентой времени».
- Решение задач.
- Домашнее задание.
Мы продолжаем познавать новое в истории – как науке. О ней мы говорили на прошлом уроке. Познакомились с богиней истории - Клио. Сегодня мы с вами будем измерять время. Как его измерять? Чем его измеряют? Вот такие цели мы себе поставим на этот урок. И помогут нам в этом помощники Клио.
Для измерения времени мы приглашаем госпожу Хронологию. (Слайд) Это слово латинское и переводится, как «наука о времени». Потому что, «хронос» переводится как время, а «логос» - наука и получается наука о времени.
Необходимость в этом появилась, когда люди уже много совершили дел, когда много произошло событий, и для того, чтобы не перепутать чего-либо они установили последовательность событий, т, е. хронологию.
Посмотрите на слайд. Что будет, если мы перепутаем события на этих картинках, перепутаем их во времени. Получится историческая и хронологическая неправда.
Вот, например, вспомните. У вас спрашивают: «Кто родился раньше: вы или ваш одноклассник?» - вы начинаете вспоминать даты рождения и свой и друга. А затем, представляете себе, кто родился раньше, ставя числа, друг за другом. И только потом вы смело можете ответить. Для этого вы использовали слово - дата. (Слайд)
А что это такое?
Историки, изучая события прошлого, всегда отмечают, когда они произошли. Обозначение года, месяца, числа произошедшего события называют датой.
Дата ставится в конце письма. На уроке мы записываем дату урока. Известны даты возникновения многих городов.
Запишите два новых слова в тетрадь, при этом не забудьте поставить дату сегодняшнего урока.
А теперь приступим к самому главному – изображению времени.
Для того чтобы понять хронологическую последовательность в истории есть специальная лента времени. (Слайд) И оформляется она так: чертим линейкой в тетради прямую линию, на конце ставим стрелку и ставим тот год, который идет в настоящее время. У нас с вами 2011 год. Далее, примерно в середине прямой ставим черточку и подписываем под ней ноль, это обозначает разделение времени до рождества Христова и после рождества Христова. Это летоисчисление принято сегодня в мире у большинства народов и связывают его появлением Спасителя для всех верующих в него. Время от рождения Христа и до сегодняшнего дня называют «нашей эрой». Но ведь и рождества люди жили. Как же вести счет там? Точно также, но в обратном порядке, но время движется всегда вперед, по направлению к нашим дням.
А теперь задание такое.(Слайд)
Вы видите ряд дат, расположите их правильно на ленте времени.
3 год до н.э.; 75 год до н.э.; 1 год н.э.; 2 год н.э.; 1725 год н.э.
Следующее задание такое: решение задач. (Слайд)
- сколько лет прошло от 3 года до н.э. до 2 года н.э.?
- Какой год был раньше: 2 год до н.э. или 1 год н.э.?
- Какой год был раньше 3 год н.э. или 1 год н.э.?
Теперь давайте разберемся, чем измеряется время? На слайде вы видите разные названия счета лет. Давайте вместе их поставим как нужно.
Есть понятия: год – 365 дней - период обращения Земли вокруг Солнца. Век – 100 лет – столетие; тысячелетие – 1000 лет – 10 веков.
Годы пишем арабскими цифрами - 1454 год; 2011 год. А века пишем римскими цифрами - II век, IV век, VI век, X век, XXI век. Как определить какой век идет? Например,1236 год. Первые две цифры показывают, сколько веков прошло, а 36 лет говорят о том, что еще прошло 36 лет следующего века. Значит, идет тринадцатый век.
Еще следует помнить о том, что нужно обозначать год – буквой (г.), а век – буквой (в.) Точно также определяется век, если событие произошло до нашей эры. Например, 753 год до н.э. - год основания Рима. Давайте на ленте времени отметим эту дату и определим ее век. У нас получился VIII век до н.э.
А как быть с нулевыми годами? (Слайд) 2000 год, 1900 г., 1800г. – эти годы относятся к полным векам. 2000 год – ХХ век, 1900 год –XIX век, 1800 год - XVIII век.
И опять решаем хронологические задачи. (Слайд)
- Определите, на сколько лет и полных веков г. Москва старше г. Санкт – Петербурга? Год образования Москвы – 1147 год, Санкт-Петербурга -1703 год.
- В каком веке праздновалось 500-летие Куликовской битвы, если она произошла в 1380 году?
- Люди начали использовать медь за 5 тысяч лет до н.э. Определите, сколько тысяч лет прошло с тех пор?
- Ученые установили, что со времени возникновения письменности прошло 5 тысяч лет. Определите, за сколько лет до н.э. люди научились писать?
Проверим своё решение. Если вы решили правильно, то получаете 5 баллов.
И завершая урок, вспомним, о чем мы с вами говорили?
Лента времени, дата, хронология и богиня Клио.
Домашнее задание будет таким: параграф №3, задание № 3 на странице 36.(Слайд)
Приложение
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
27 03 2024 22:20:51
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
26 03 2024 0:33:44
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
25 03 2024 21:24:46
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
24 03 2024 8:28:44
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
23 03 2024 13:50:48
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
22 03 2024 4:46:30
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
21 03 2024 4:50:53
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
20 03 2024 10:31:57
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
19 03 2024 4:16:40
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
18 03 2024 10:15:20
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
17 03 2024 14:45:31
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
16 03 2024 9:23:35
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
15 03 2024 21:20:43
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 03 2024 6:26:30
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
13 03 2024 11:50:48
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
12 03 2024 2:49:45
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
11 03 2024 12:29:28
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
10 03 2024 0:32:35
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
09 03 2024 7:37:19
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
08 03 2024 0:36:43
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
07 03 2024 7:24:42
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
06 03 2024 5:13:47
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
05 03 2024 0:19:46
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
04 03 2024 12:45:25
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
03 03 2024 15:41:44
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
02 03 2024 7:15:55
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
01 03 2024 7:58:15
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
29 02 2024 18:12:41
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
28 02 2024 7:11:52
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
27 02 2024 9:13:57
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
26 02 2024 19:29:30
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
25 02 2024 14:29:46
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
24 02 2024 17:13:47
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
23 02 2024 5:11:25
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
22 02 2024 21:26:48
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
21 02 2024 5:55:17
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
20 02 2024 8:37:55
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
19 02 2024 9:58:52
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
18 02 2024 15:42:24
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
17 02 2024 14:53:50
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
16 02 2024 8:35:18
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
15 02 2024 3:36:19
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
14 02 2024 6:38:49
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
13 02 2024 11:55:22
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
12 02 2024 17:55:22
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
11 02 2024 16:26:49
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
10 02 2024 19:30:51
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
09 02 2024 0:16:43
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
08 02 2024 17:45:28
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
07 02 2024 22:35:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::