Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.
Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент
II. Тема урока
Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.
Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает их или опровергает.
– Итак, сегодня мы начнем изучать «Древний Египет».
Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение (15 мин.)
При объяснении первого вопроса учитель сначала
использует настенную карту «Древние государства
мира»
С помощью карты учитель показывает Древние
государства и задерживает внимание учащихся на
Африке, затем учитель показывает части света
и, показывая на Египет, просит учащихся
назвать положение государства относительно
сторон света.
Выслушав учащихся, учитель подводит их к
правильному ответу:
Словарная работа:
ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
– Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.
ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)
Объяснение учителя:
С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё
начало из больших озёр в Центральной Африке и,
минуя пороги (пороги учитель показывает на
настенной карте), течёт 700 км. в глубокой
долине, затем впадает в Средиземное море (показать
на карте), делясь на рукава образуя дельту
(обратить внимание учащихся на слайд на
котором дельта видна очень хорошо)
В долине и дельте Нила от порогов до моря и
возникло государство – Древний Египет (учитель
показывает на карте). К востоку и западу
расположены пустыни (учитель включает
следующий слайд). Жить в пустыне было
невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг
одни пески. Поэтому люди жили только в долине,
ширина которой составляла примерно 12-15 км.
Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.
2. Климатические условия (15 мин.)
Объяснение учителя: Климат в Египте
очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара.
Небо ясное, беспощадно палит солнце. От жары и
отсутствия влаги почва покрывается глубокими
трещинами. В таких условиях реки обычно
пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят
странные вещи: вода в нём начинает
прибывать, река выходит из берегов,
затапливая долину. Египтяне это объясняли так:
«Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть
пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у
него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее
наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов… А
на полях после разлива остаётся плодородный
слой. Поэтому мы поём богу благодарственные
песни».
Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в
том, что египтяне никогда не бывали в
Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В
начале лета там идут проливные дожди, и тает снег
на вершинах гор. Большие потоки воды
устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой
плодородный ил. Вода стоит до середины ноября,
затем Нил входит в свои берега, а плодородная
почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля
была очень плодородная.
Далее учитель предлагает учащимся работу с
таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить
по своему рассказу первый столбик.
– Те климатические условия, которые вы
выделили и записали в тетрадь, непосредственно
влияли на занятия древних египтян. С помощью
учебника попробуйте самостоятельно заполнить
второй столбик. (Учащимся можно предложить
работу в парах)
Климатические условия | Занятия египтян |
1. Солнечное тепло круглый год. 2. Отсутствие влаги в июне в пустыне. 3. Разливы Нила приносили влагу. |
Возделывание земли – стало основным занятием египтян. |
3. Занятия египтян (8 мин.)
– Нужно отметить, что земледелие стало главным
занятием в Египте гораздо раньше, чем в
большинстве стран мира. Землю легко было
обpaбатывать при помощи мотыги, но при этом,
возделывание земли влекло за собой следующие
последствия. Какие?
1. Нил при разливах давал много влаги, а это
способствовало тому, что почва очень быстро
зарастала дикими растениями и превращалась в
джунгли. В джунглях водилось очень много
хищников, ядовитых насекомых, змей которые
представляли угрозу для жизни человека.
2. Для преодоления трудностей египтяне стали
объединяться в соседские общины. Дело в том,
что Нил орошал почву неравномерно – некоторые
участки затапливало, так что там
образовывались болота, а на некоторые участки
вода не попадала и почва при жарком климате
пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы
и каналы и регулировать распределение воды
искусственно.
Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:
ДАМБА – укрепления из насыпей глины и
тростника для защиты низменностей от затопления.
КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к
участкам.
3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный, и было образовано единое государство.
Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)
1. Государство Египет возникло на берегах Нила?
2. Египтяне в возделывании земли не испытывали
никаких трудностей?
3. Люди селились только по берегам реки?
4. Трудности объединяли людей в соседские общины?
Домашнее задание (3 мин.)
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в
конце параграфа.
2. Выучить определение слов записанных в тетради.
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
18 03 2024 20:27:22
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
17 03 2024 18:22:50
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
16 03 2024 18:48:54
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
15 03 2024 18:52:47
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
14 03 2024 1:46:41
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
13 03 2024 12:27:56
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
12 03 2024 12:55:27
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
11 03 2024 14:32:18
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
10 03 2024 10:12:25
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
09 03 2024 11:39:42
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
08 03 2024 15:42:11
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
07 03 2024 16:25:46
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
06 03 2024 10:20:30
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
05 03 2024 6:45:42
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
04 03 2024 14:52:49
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...
03 03 2024 8:41:56
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
02 03 2024 13:57:39
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе. ...
01 03 2024 0:19:19
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
29 02 2024 0:37:45
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
28 02 2024 11:41:12
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
27 02 2024 23:23:30
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
26 02 2024 13:29:22
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
25 02 2024 20:17:45
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
24 02 2024 19:40:25
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
23 02 2024 1:20:37
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
22 02 2024 12:28:32
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
21 02 2024 23:40:40
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
20 02 2024 10:41:43
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
19 02 2024 5:31:14
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
18 02 2024 1:16:14
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
17 02 2024 0:52:33
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
16 02 2024 2:55:28
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
15 02 2024 12:55:58
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
14 02 2024 19:36:48
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
13 02 2024 10:18:47
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
12 02 2024 13:26:47
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
11 02 2024 0:52:33
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
10 02 2024 9:25:30
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
09 02 2024 0:25:29
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
08 02 2024 22:38:12
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме. ...
07 02 2024 4:57:10
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
06 02 2024 4:57:30
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
05 02 2024 23:33:24
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов. ...
04 02 2024 14:25:39
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
03 02 2024 12:15:17
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
02 02 2024 8:37:39
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
01 02 2024 1:37:33
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
31 01 2024 3:38:32
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
30 01 2024 3:58:11
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
29 01 2024 16:37:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::