История школьного обучения
Цель урока: сформировать представление обучающихся об историческом развитии и особенностях школьного образования в различные исторические эпохи, в различных странах.
Ожидаемые учебные результаты:
Обучающиеся должны:
– называть функции школы в обществе в разные
исторические времена;
– объяснять сущность методов обучения,
высказывать собственную точку зрения на
использование разных методов;
– хаpaктеризовать роль школы в развитии
общества;
– понимать, что школа – преемник родителей в
эстафете воспитания;
– свободно оперировать терминами и понятиями
урока.
Основные используемые понятия:
Школа, обучение, функции школьного обучения, риторика, письменность.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Беседа;
- Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина;
- Работа в группах.
Оборудование:
- Учебник А.И. Кравченко “Обществознание” 5класс.
- Презентация “История школьного обучения”.
- Фрагмент комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”.
- Текст для проверки усвоения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
План.
- Возникновение школы, ее функции в обществе.
- Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения:
– Древний Египет;
– Древняя Греция;
– Рим;
– монастырские школы;
– как учились на Руси;
– современная школа.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника “Ребенок в школе”. Эта глава посвящена именно вам – школьникам. Школа перенимает эстафету воспитания у родителей, помогает научить ребенка всем знаниям, которые нужны в современном обществе.
Начать наш урок мне хотелось бы с фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Небольшая справка для учеников 5 класса об авторе и литературном произведении.
Пока вы будете слушать, подумайте над таким вопросом: “Правы ли герои комедии?” (слайд№2)
Мотивация.
Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум.
Стародум: Любопытен я бы послушать, чему его выучили.
Простакова: Всему, батюшка, всем наукам.
Митрофан: Вот, грамматике.
Стародум: Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Стародум: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Стародум: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Стародум: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не навешана: так та мест существительна.
Стародум: Так поэтому это у тебя слово Дypaк прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: Именно так.
Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Стародум: Нельзя лучше. В грамматике он силен, я думаю не меньше, чем в истории.
Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмальства к историям охотник. Ему истории скотница Хавронья рассказывает.
Стародум: Да не у неё ли вы оба учились и географии?
Простакова (тихо Митрофану): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Простакова: Да ты скажи Митрофанушке, батюшка, что за наука география, к чему бы она служила, он ее и расскажет.
Стародум: Описание земли. А сгодилось бы на первый случай и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не господская. Господин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь. Без наук люди живут и жили.
Митрофан: Не надобны они.
Учитель: Как вы думаете, правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках?
Учитель выслушивает мнение учащихся (эмоциональная поддержка высказавших своё мнение учеников).
Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? Какова его тема?
Запись темы: “История школьного обучения” (слайд№3)
Учитель: Главный вопрос нашего урока:
Зачем нужна школа? (слайд№4)
(Вопрос записывается на доске или высвечивается на слайде).
Беседа по вопросам: (слайд№4)
Зачем люди учатся?
Как вы думаете, как возникла школа?
Могло бы человечество обойтись без школы? Почему?
Сегодня мы побываем с вами в разных исторических эпохах и узнаем, как же учились в школе в разные времена.
Работа в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая, используя учебник и знания, полученные в курсе истории, готовит небольшое сообщение об образовании в определенный исторический период в разных государствах (Древнем Египте, Древней Греции, Риме, в монастырских школах, на Руси, на современном этапе) (слайд №5).
Выступления групп с сообщениями (до 3 минут).
Выступление I группы: сообщение “Как учились в Древнем Египте”;
Выступление II группы: сообщение “Как учились в Древней Греции”;
Выступление III группы: сообщение “Как учились в Древнем Риме”;
Выступление IV группы: сообщение “Как учились в монастырских школах”;
Выступление V группы: сообщение “ Как учились на Руси ”;
Выступление VI комaнды: сообщение “Современная школа”.
(Во время выступления каждой группы учитель делает акцент на наиболее значимых фактах, изложенных в выступлении)
После выступления группы – обсуждение с классом услышанного.
Вопросы для обсуждения: (слайд№6,7)
I группа: Почему египтяне хотели, чтобы их дети обязательно учились?
II группа: Какие слова пришедшие из Древней Греции связанны с нашим современным образованием?
III группа: В чем заслуга римской системы образования для последующих эпох?
IV группа: Какую роль в обществе выполняли монастырские школы?
V группа: В чём особенности образования на Руси?
VI группа: Чем отличается современная система образования?
(Качественная и эмоциональная оценка выступлений групп и ответов учащихся)
Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод: (слайд№8)
Зачем нужна школа?
Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради:
Вывод урока:
Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.
Закрепление изученного.
Текст (слайд №9).
В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. Учили письму и счёту. Из за дороговизны (1)-----------– на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.
Профессия (2)---------– в Египте считалась одной из величайших.
(3)------------– в переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребенка”.
Прообразом европейской системы образования стала(4)-------– школа.
В европейские языки слово школа пришло из(5)---------.
Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд№10). Учитель выясняет, как справились с заданием обучающиеся, и дает советы, на что нужно обратить внимание.
Ответы: 1 – папирус; 2 – писец; 3 – педагог; 4 – римская; 5 – Греция.
Проблемное задание (слайд №11).
Учитель: Древняя китайская мудрость гласит:
– Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте
рис.
– Если вы заглядываете на десять лет вперёд,
сажайте деревья.
– Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь,
обучите человека.
Вопросы: (слайд№11)
- Как вы считаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ним?
- Кому могли быть адресованы эти слова сегодня?
Подведение итогов: (слайд №12)
- Что мы узнали нового сегодня на уроке?
- Зачем люди учатся?
- Могло бы человеческое общество обойтись без школы?
Выставление отметок за урок и их комментарий.
Д/З: параграф 18, ответить на вопросы стр.89 № 1-4 устно, №5 письменно.
Презентация
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
28 03 2024 20:21:43
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
27 03 2024 22:34:41
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
26 03 2024 9:15:30
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
25 03 2024 20:16:10
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
24 03 2024 10:46:34
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
23 03 2024 11:44:29
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
22 03 2024 18:41:45
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
21 03 2024 15:40:10
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
20 03 2024 14:16:33
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
19 03 2024 3:26:15
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
18 03 2024 19:46:15
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
17 03 2024 15:42:19
Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
16 03 2024 18:56:56
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
15 03 2024 2:19:57
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
14 03 2024 21:22:23
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
13 03 2024 1:13:51
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
12 03 2024 10:24:36
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
11 03 2024 0:27:44
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
10 03 2024 13:56:12
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
09 03 2024 2:36:59
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
08 03 2024 15:38:13
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
07 03 2024 21:21:21
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
06 03 2024 16:38:24
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
05 03 2024 18:53:20
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
04 03 2024 22:46:14
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
03 03 2024 2:30:15
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
02 03 2024 20:52:38
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
01 03 2024 9:17:43
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
29 02 2024 16:34:22
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
28 02 2024 17:34:44
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
27 02 2024 22:19:30
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
26 02 2024 18:21:26
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
25 02 2024 18:55:51
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
24 02 2024 11:18:19
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
23 02 2024 22:54:57
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
22 02 2024 1:39:19
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
21 02 2024 21:45:16
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
20 02 2024 8:58:32
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
19 02 2024 21:35:20
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
18 02 2024 18:22:14
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
17 02 2024 2:19:13
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
16 02 2024 23:32:14
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
15 02 2024 15:56:16
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
14 02 2024 14:16:42
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
13 02 2024 20:38:32
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
12 02 2024 18:11:24
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
11 02 2024 1:23:46
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
10 02 2024 15:34:42
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
09 02 2024 8:29:14
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
08 02 2024 13:45:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::