Индийские касты
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его кастах.
Задачи урока:
1. Обучающая: подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах;
- продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
- слушать и слышать;
- владение устной и письменной речью;
- выступление перед классом;
- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.
3. Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Оборудование урока
- Карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.”, учебник А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира, проектор, магнитно – маркерная дока, ноутбук, презентация (приложение 1), рабочий лист (по количеству учащихся) - (приложение 2).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке, ребята, вы будите работать в рабочих листах (приложение № 2). Запись в рабочем листе даты урока.
Задание № 1. Написать “квазихудожественный” текст “Древняя Индия” (Слайд 2).
Учащимся предлагается ряд ключевых слов (Индия, Индостан, Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли), связывая которые в логический ряд они сочиняют повествовательный сюжет. В результате в классе появляется ряд текстов, сходных по одним признакам и различных по другим.
Зачитываются 2 – 3 текста. Анализ текстов, работа по карте.
2). Игра “Да – нет - ка” (Слайд №3).
Вопросы для учащихся:
Индийцы были язычниками? (Да).
Главными занятиями жителей Индии было мореплавание и скотоводство? (Нет).
С любовью и почтением индийцы относились к корове? (Да).
Одним из главных богов был мудрый Ганеш? (Да).
Индийцы поклонялись кошке? (Нет).
Новая тема:
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. И сегодня на уроки мы продолжаем наше знакомство со сказочной страной Индией и поговорим о неравенстве в индийском обществе, о разделении всех жителей Индии на варны, касты и отличительных особенностях этого деления. А также узнаем, какую роль в этом делении играла религия Индии.
Запись в рабочем листе темы урока (Слайд 4).
Цель урока (Слайд 5).
Задачи урока.
План урока (Слайд 6).
1. Миф о происхождении каст.
2. Брахманы и их роль в индийском обществе.
3. Воины.
4. Крестьяне.
5. Слуги.
6. “Неприкасаемые”.
- Миф о происхождении каст (рассказ учителя).
Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют “джати”, что означает “рождение”).
Задание № 2. Записать определение “касты”.
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (Слайд 7).
Переход из касты в касту был запрещен.
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой – либо части тела бога Брахмы (Слайд 8).
1 каста (Слайд 9). Брахманы требовали к себе особого уважения, утверждая, что только они могут, узнать волю богов и воздействовать на них в нужную для людей сторону. Только брахманы обладали правом совершать важнейшие жертвоприношения, получая за это щедрую плату. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека. Начиная, какое - нибудь новое дело брахманов приглашали в дом, чтобы они прочитали заклинания. Вот, например, заклинание при постройке дома:
Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями, богатая коровами, богатая радостями,
Богатая силой, богатая жиром, богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу.
Вся жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество (рассказ о трех периодах).
- Учение начиналось с 7 лет;
- В 16 лет мальчику подыскивали жену;
- В старости брахманы могли уходить в отшельники.
Задание № 3. Записать определение “отшельник” (Слайд 10).
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.
2 каста (Слайд 11). Во вторую касту входили воины (цари, военачальники, царские дружинники), сражавшиеся на колесницах, слонах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи.
3 каста (Слайд 12). Крестьяне входили в самую многочисленную, третью касту. Они служили в царской пехоте, платили налоги, но участия в управлении не принимали.
4 каста (Слайд 13). Слуги – шудры (значение слова не выяснено) не paбы, но сравнительно с тремя высшими кастами были неполноправны: долгое время шудрам не позволяли заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Поэтому они часто нанимались носильщиками, погонщиками скота, нередко занимались ремеслом.
Задание № 4. Заполнить схему “Касты в Индии”.
2. “Неприкасаемые” (Слайд 14). Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли “неприкасаемые” (чтение текста с комментированием с. 101)
Вопросы (Слайд 15):
- Кого называли “неприкасаемыми”?
- Почему “неприкасаемых” не возмущало такое положение, в котором они находились?
- Буддизм.
- Рефлексия (Слайд 18).
- Д/з (Слайд 19): параграф 21, выполнить задание № 7 в рабочем листе составить кластер “Касты”, нарисовать рисунки для книги “Древняя Индия”.
(Религия призывала людей к покорности и смирению. Если человек покорится своей участи, то после cмepти он может родиться воином, царем и даже брахманом).
Древнеиндийский мудрец Будда не придавал большого значения кастовым различиям. Это был основатель религии буддизма. Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
Задание № 5. Записать определение “буддизм”.
Буддизм – религия, возникшая в Древней Индии в 6–5 вв. до н. э. (Слайд 16).
Ученица рассказывает легенду о Будде.
Вопросы (Слайд 17):
1. Расскажите о взглядах Будды.
2. В чем отличие учения Будды от учения индийских брахманов?
Задание № 6. Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Чему научились?
3. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
27 03 2024 21:16:52
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
26 03 2024 12:50:44
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
25 03 2024 19:13:11
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
24 03 2024 3:47:56
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
23 03 2024 6:12:17
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
22 03 2024 14:46:28
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
21 03 2024 11:39:35
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...
20 03 2024 14:51:13
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
19 03 2024 14:35:31
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
18 03 2024 8:24:11
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
17 03 2024 21:45:54
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
16 03 2024 19:30:18
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
15 03 2024 15:24:24
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
14 03 2024 10:35:35
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
13 03 2024 2:22:53
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
12 03 2024 22:28:51
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
11 03 2024 3:30:40
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
10 03 2024 5:58:58
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
09 03 2024 3:46:21
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
08 03 2024 20:34:28
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
07 03 2024 12:39:50
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
06 03 2024 2:15:38
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
05 03 2024 3:12:10
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
04 03 2024 11:31:54
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
03 03 2024 3:22:34
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
02 03 2024 21:58:48
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
01 03 2024 10:24:48
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
29 02 2024 2:23:18
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
28 02 2024 4:49:56
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
27 02 2024 5:28:37
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
26 02 2024 9:44:52
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
25 02 2024 17:51:30
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
24 02 2024 14:54:28
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
23 02 2024 10:24:54
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
22 02 2024 11:43:24
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
21 02 2024 4:12:44
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
20 02 2024 2:28:26
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
19 02 2024 14:23:36
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
18 02 2024 2:56:16
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...
17 02 2024 18:15:52
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
16 02 2024 11:33:36
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
15 02 2024 6:25:35
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
14 02 2024 16:10:51
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
13 02 2024 18:10:44
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
12 02 2024 12:12:41
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
11 02 2024 16:14:14
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
10 02 2024 7:43:13
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
09 02 2024 4:21:26
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
08 02 2024 18:51:25
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
07 02 2024 5:32:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::